План мероприятий по набору и комплектованию творческих объединений
План мероприятий по набору и комплектованию творческих объединений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_naboru_uch-sya.docx | 746.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Вязьмы Смоленской области
Утверждаю
директор МБУ ДО ДДТ
г. Вязьмы Смоленской области
______________Л.П. Чинарёва
приказ №__________________
от________________________
План мероприятий по набору и комплектованию творческих объединений
Срок реализации 2020-2021 г.г.
Автор-составитель: Королёва Светлана Владимировна
методист
г. Вязьма
2020 год
Пояснительная записка
Современные подходы к дополнительному образованию детей рассматривают образовательную деятельность творческого объединения как системное развитие потенциальных возможностей самого ребенка: его интеллекта, способностей (общих и специальных), личностных качеств и т.д. Это предъявляет определенные требования к содержанию и методике учебной и воспитательной работы с детьми.
Принципы, лежащие в основе процесса комплектования творческого объединения:
1. Определяющая роль программного обеспечения.
2. Учет запроса учредителя, родителей, подростков, социальных и сетевых партнеров.
3. Вариативность.
5. Персонификация.
Формирование полноценного творческого объединения, способного самостоятельно развиваться и влиять на формирование отдельной личности, в системе дополнительного образования детей имеются все необходимые условия:
- вся деятельность происходит в сфере свободного времени ребенка;
- выбор вида деятельности, педагога и коллектива сверстников, осуществляется им добровольно.
Традиционные формы набора детей в творческие объединения:
- посещение классных часов и родительских собраний в школах;
- объявления;
- набор через сайт учреждения;
- набор на страничке социальной сети «ВК»;
- рекламные буклеты;
- оформление информационного стенда, где будут размещаться:
- агитационные листовки, буклеты, плакаты;
- план работы творческого объединения;
- фотографии; копии грамот, дипломов, благодарностей ребятам, входящим в состав детского объединения;
- поздравительные плакаты;
- мастер-классы;
- выставки работ обучающихся и педагогов на различных городских мероприятиях
Списочные составы творческих объединений определяются ежегодно на начало текущего учебного года и утверждаются приказом директора Учреждения. Количество обучающихся в творческих объединениях, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальными нормативными актами Учреждения, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы (СанПиН 2.4.4. 3172-14).
Занятия в творческих объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. При включении в состав группы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или детей-инвалидов состав группы уменьшается.
В группы первого года обучения зачисляются желающие обучаться в учреждении в соответствии с возрастными требованиями к дополнительным общеобразовательным программам. Комплектование групп на основе бюджетного финансирования производится в пределах утвержденных средств на текущий и плановый период. Прием обучающихся может осуществляться в группы второго и последующих годов обучения при успешном прохождении тестового задания, определяющего уровень владения ребенка навыками в выбранном виде деятельности, требуемыми для освоения дополнительной общеобразовательной программы, а также, в случае, если ребенок занимался по дополнительной общеобразовательной программе той же направленности в, но в другом учреждении или в этом же, но в другом творческом объединении.
План мероприятий по набору и комплектованию творческих объединений
Этапы работы | Мероприятия | Время проведения | Ответственный |
1 этап Организация предварительной записи | 1.Собеседования руководства ДДТ с педагогами для уточнения имеющегося кадрового ресурса. | Май, август | Директор, зам.директора, методист, педагоги дополнительного образования |
2.Согласования запроса родителей (законных представителей) и заказа учредителя с возможностями ДДТ | Май-июнь | Директор, родители (законные представители) обучающихся | |
3.Консультации с родителями (законными представителями) по вопросам комплектации творческих объединений. | Методист, педагоги дополнительного образования | ||
4.Предварительная запись в ДДТ. | Апрель-июнь | Методист, педагоги дополнительного образования | |
5.Регистрация в АИС Навигатор дополнительного образования, подача заявок. | Август-сентябрь | Родители (законные представители) обучающихся | |
2 этап Организация рекламной компании | 1.Дни открытых дверей и др. | Май, сентябрь | Методист, педагоги дополнительного образования |
2.СМИ. | В течение года | Методист | |
3.Афиши, стенды, листовки. | Май, август | Методист, педагоги дополнительного образования | |
4.Интернет (социальные сети и группы). | В течение года | Методист, педагоги дополнительного образования | |
5.Выступления детей, выставки работ детей и педагогов. | В течение года | Методист, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования | |
6.Мастер-классы педагогов. | По отдельному плану | Зам.директора, методист, педагоги дополнительного образования | |
7.Устная реклама (выходы в детские школьные коллективы, на родительские собрания). | Май, июнь, август | Зам.директора, методист, педагоги дополнительного образования | |
3 этап Комплектование творческих объединений | 1.Утверждение тарификации. | Сентябрь | Директор ДДТ |
2.Комплектования учебных групп (с учетом вновь принятых детей). | Сентябрь | Зам.директора, методист, педагоги дополнительного образования | |
4 этап Организационный | 1. Организационные мероприятия с родителями – родительские собрания, создание родительских чатов | Сентябрь | Зам.директора, методист, педагоги дополнительного образования |
Ожидаемые результаты:
- Удовлетворение запросов всех участников образовательного процесса;
- Обеспечение открытости деятельности ДДТ;
- 100% сохранность контингента обучающихся ДДТ;
- Повышения качества образования, улучшение условий реализации дополнительных общеобразовательных программ;
- Повышение уровня творческих способностей и познавательного интереса детей с ОВЗ;
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования;
- Создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в творческом объединении;
- Заключение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
- Формирование системы детского самоуправления.
Сохранность контингента обучающихся во многом зависит от способностей педагога учитывать возрастные и личностные особенности детей, формировать:
1. Атмосферу принятия и дружбы в детском коллективе;
2. Атмосферу успеха;
3. Веру детей в способность достичь результатов выше, лучше, чем их кумиры, выпускники данного детского коллектива;
4. Культуру принадлежности к образовательному и воспитательному пространству детей у родителей обучающихся.
Практические рекомендации педагогу дополнительного образования по комплектованию и сохранности контингента обучающихся
Отмечая роль и место в воспитании и развитии подрастающего поколения, при комплектовании групп обучающихся следует учитывать её особенности:
- Мобильность: быстрое реагирование на запросы общества, потребности социума в расширении содержательных видов деятельности, разработка новых вариативных программ.
- Персонификация образовательного процесса: ребенок находится в центре всех педагогических сил, а образовательный процесс направлен на удовлетворение запросов ребенка и его родителей. Для обучающихся создаются индивидуальные образовательные маршруты.
- Личностная ориентация образовательного процесса, который направлен на развитие личностных качеств, задатков, способностей и особенностей ребенка его отношения к миру, людям, самому себе.
- Многофункциональность: предоставляя разнообразные услуги, осуществляет деятельность в нескольких направлениях в образовании (естественнонаучной, эколого-биологической) работе в социуме.
- Полиструктурность: ориентируясь на социальный заказ, ДДТ имеет гибкие структуры: от одногодичных объединений до четырехлетних общеразвивающих программ.
- Системность целей: все цели, от единичного мероприятия до стратегических целей развития всего учреждения, образует сложное иерархическое дерево целей, ориентированных на конечный результат.
- Педагогизация социальной среды и содержательного досуга: вся деятельность в ДДТ направлена на реализацию главных функций - социально-воспитательной, культурообразующей, обучающей и развивающей.
- Валеологизация среды: создание условий для сохранения и улучшения психического и физического здоровья детей.
- Интеграция с другими учреждениями - образования, культуры, производства, а также с семьей.
Комплектование состава творческого объединения
Этот процесс представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мероприятий — организацию рекламы, запись, организационное собрание и оформление необходимой документации.
Организация рекламы объединения
Реклама может быть наглядной и устной и иметь следующие формы:
1. Наглядная реклама:
- информация в печатных средствах массовой информации, видеоролик по каналам местного телевидения и др.;
- рекламная афиша (развешивается в образовательных, медицинских и культурно-досуговых учреждениях, на подъездах жилых зданий и т.д.);
- рекламная листовка (распространяется в образовательных
- учреждениях микрорайона, а также через почтовые ящики жилых зданий);
- рекламная выставка работ обучающихся объединения (в основном помещении учреждения дополнительного образования или передвижной вариант);
2. Устная реклама организуется в виде устных объявлений в образовательных и культурно-досуговых учреждениях.
Вне зависимости от вида и формы рекламы она должна содержать следующую информацию:
- полное название учреждения дополнительного образования;
- название объединения;
- правила приема в объединение (возраст детей, уровень подготовки);
- точный адрес и проезд;
- телефон для справок;
- дни и часы записи и консультаций;
- на какой основе — платной или бесплатной проводятся занятия.
Массовая запись в творческое объединение
Массовая запись в творческие объединения проводится, как правило, в конце (мае) и начале учебного года (конец августа и первую неделю сентября) и включает в себя следующие мероприятия:
- массовую агитацию обучающихся в образовательных учреждениях;
- развешивание афиш (рекламки, листовки и т.п.);
- организацию и проведение Дня открытых дверей.
День открытых дверей представляет собой своеобразный праздник, который состоит из целого комплекса мероприятий. В их число входят:
- массовая запись в творческие объединения;
- встреча и консультации с педагогом (педагогами);
- реклама деятельности творческого объединения;
- организация выставок работ обучающихся творческих объединений;
- организационное собрание творческого объединения;
- дополнительные развлекательные мероприятия (игры-аттракционы, просмотр ультфильмов, компьютерные игры и т.д.).
Организационное собрание и необходимые документы
Следующим шагом в организации деятельности творческого объединения является проведение организационного собрания объединения - первой встречи педагога со своими будущими обучающимися.
На этом собрании в доступной для обучающихся и родителей форме необходимо познакомить:
- с общим содержанием дополнительной общеразвивающей программы;
- с перспективами на текущий учебный год;
- с расписанием занятий, согласовав при этом удобное для всех время;
- с правилами поведения в учреждении и творческом объединении;
- сказать о том, что нужно приносить с собой на занятия.
Хорошим дополнением к такому организационному собранию будет выставка работ или небольшая презентация обучающихся и педагога.
На организационном собрании нужно попросить обучающихся или родителей заполнить заявления, договор учреждения с родителями, которые являются в настоящее время необходимыми документами при приеме в творческое объединение.
Следующий важный этап организации деятельности творческого объединения — формирование учебных групп и составление расписания занятий. Учебные группы могут формироваться по различным параметрам:
- по возрасту;
- по уровню подготовки в данном виде деятельности.
Количество обучающихся в каждой учебной группе и продолжительность учебных занятий определяется в соответствии:
- с уставом учреждения дополнительного образования;
- санитарно-гигиеническими требованиями к данному виду деятельности;
- региональными нормативными документами в сфере дополнительного образования;
- дополнительной общеразвивающей программой объединения.
По итогам этого этапа работы педагог дополнительного образования составляет два документа, которые вместе с дополнительной общеразвивающей программой творческого объединения являются основанием для открытия творческого объединения и определения педагогической нагрузки педагога - списки учебных групп и расписание занятий.
Первые занятия
Каждый педагог дополнительного образования должен ясно осознавать важность первых встреч с детьми, ибо они во многом определяют успех всей дальнейшей работы, так как складывающийся стиль отношений между всеми участниками процесса, положительный настрой на совместную работу и формирующийся нравственный климат помогут увлечь ребят предстоящей деятельностью и определят их отношение к учебным занятиям.
В ходе первых занятий педагог решает целый ряд учебно-воспитательных задач:
1) создать у обучающихся положительный настрой на занятия в творческом объединении, вызвать у них интерес и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями;
2) познакомить ребят с дополнительной общеразвивающей программой, правилами работы в творческом объединении и перспективами личностного развития;
5) выявить уровень первичной подготовки детей в данном виде деятельности;
6) получить необходимую информацию друг о друге;
7) вовлечь детей в коллективную деятельность, начать работу по формированию коллектива.
Первое занятие с обучающимися нужно начать со знакомства детей друг с другом и с педагогом. Для такого массового знакомства можно использовать целый ряд игр («Снежный ком», «Расскажи мне о себе», «Мое самое любимое…» и др.).
Результат этого этапа занятия:
- дети знакомы друг с другом;
- педагог осознает причины, побудившие каждого из детей записаться в данное творческое объединение.
Второй этап занятия - рассказ педагога о творческом объединении. В такой рассказ необходимо включить:
- разъяснение обучающимся целей и задач творческого объединения, содержания его дополнительной общеразвивающей программы;
- описание содержания и результатов первого года занятий;
- объяснение основных этапов овладения мастерством;
- рассказ о достижениях творческого объединения в целом и его отдельных воспитанников;
- рассказ о традициях творческого объединения.
В ходе такой беседы важно обратить внимание ребят на то, какие перспективы могут быть для них открыты в данной области деятельности (получение профессии, выбор профессионального учебного заведения).
Следует также дать понять детям, как знания и умения, полученные на занятиях творческого объединения, можно использовать в других сферах жизни — в школе, в лагере, во дворе и т.д.
Хорошим сопровождением рассказа педагога станут наглядные материалы:
- выставка детских творческих работ;
- стенгазета или рукописный журнал;
- фотографии, слайды и видеофильмы;
- коллективные награды творческого объединения и его обучающихся;
- выставка книг и периодической печати;
- информационный стенд.
Следующий этап занятия - выявление уровня первичной подготовки обучающихся в данном виде деятельности. Для этого можно использовать:
- тесты или тестовые задания;
- конкурсы и соревнования;
- познавательные игры;
- выполнение практической работы или творческого задания.
На первом занятии необходимо начать уже и основной учебный процесс. Второе учебное занятие творческого объединения необходимо начать с деятельности по формированию коллектива. Это могут быть следующие мероприятия:
- обсуждение правил взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- самостоятельное формулирование или обсуждение прав и обязанностей участников образовательного процесса;
- обсуждения правил поведения в учреждении и творческом объединении ДДТ;
- выбор старосты группы;
- распределение разовых и постоянных поручений;
- формирование системы передачи информации.
Результатом этого этапа занятия является:
- создание атмосферы доброжелательности и взаимопомощи, положительного нравственного и психологического климата в объединении;
- понимание детьми взаимной ответственности;
- включение каждого ребенка в активное общение и социальную деятельность;
- начало работы по формированию системы детского самоуправления.
Следующий этап занятия - собственно учебный процесс. Начать эту часть занятия необходимо с объяснения ребятам правил организации учебного занятия и техники безопасности. Далее педагог переходит к объяснению первой учебной темы....
Работа педагога дополнительного образования по вопросам комплектования групп и сохранности контингента обучающихся в системе дополнительного образования является, пожалуй, одной из самых важных задач педагогической деятельности.
В настоящее время наполняемость групп, численность обучающихся в творческих объединениях зависят от многих объективных и субъективных факторов: от соответствия вида деятельности педагога социальному заказу, муниципальному заданию, востребованности образовательной программы, вида деятельности, от гибкости и мобильности педагога, его умения оперативно откорректировать учебную программу, план, от его умения и желания заинтересовать своим видом деятельности детскую и взрослую аудитории.