Методические рекомендации "Разработка ДООП в соответствии с требованиями экспертизы НОКО"

Методические рекомендации "Разработка ДООП в соответствии с требованиями экспертизы НОКО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_doop_dlya_ekspertizy.docx59.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОПОРНЫЙ ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЯЗЕМСКИЙ РАЙОН»

СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с требованиями экспертизы НОКО

Семинар для педагогических работников образовательных организаций

г. Вязьма

октябрь 2022 год


В рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в АИС Навигатор создаётся реестр сертифицированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Сертификация программ предполагает прохождение экспертизы на региональном уровне. В данном аспекте становится актуальным приведение структуры и содержания программ в соответствие с требованиями экспертизы НОКО.

В структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – ДООП) должны быть включены следующие элементы  ДООП:

1. Титульный лист.

2.Пояснительная записка.

3. Учебный план.

4.Содержание учебного плана.

5.Календарный учебный график.

6. Методическое обеспечение программы.

1. Титульный лист. На титульном листе рекомендуется указывать:

полное наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);

полное наименование образовательного учреждения, реализующего программу;

дата и № протокола педагогического (методического) совета, рекомендовавшего программу к реализации;

гриф об утверждении программы организацией, осуществляющей образовательную деятельность (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);

тип программы («Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа»), направленность и ее название;

возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;

срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

ФИО, должность автора-составителя (авторов-составителей) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;

название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;

год разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (Приложение 1).

6.2. Пояснительная записка. В пояснительной записке педагогу следует раскрыть максимально полную информацию о ДООП:

– актуальность программы;

адресат программы;

объем программы;

формы организации образовательного процесса;

виды занятий;

срок освоения программы;

режим занятий;

цель и задачи программы;

планируемые результаты;

условие реализации программы;

формы аттестации/контроля;

оценочные материалы.

Направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная.

Актуальность программы предполагает обоснование необходимости важности и целесообразности реализации ДООП с позиций:

– государственного социального заказа, запросов детей и родителей (законных представителей обучающихся);

– соответствия основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры;

– учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и иных медико-психолого-педагогических характеристик.

Например: «Актуальность программы заключается в том, что она направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление обучающихся».

Например: «Актуальность программы определяется высоким спросом родителей и детей среди дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ учреждения (около 70%)».

Например: «Актуальность программы заключается в использовании доступных и удобных графических и живописных материалов, которые позволяют без лишних затрат реализовать творческий потенциал учащегося и освоить практические азы изобразительного искусства».        

Адресат программы – это примерный портрет учащегося: возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе.

Объем программы– общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы (минимальный годовой объем ДООП составляет 36 часов, исходя из расчета 1 час в рабочую неделю, соответственно 2 часа в неделю равно 72 часа, 4 часа равно 144 часа и т.д.).

Формы организации образовательного процесса: очная, очно-заочная или заочная форма, очная (заочная) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – ЭО и ДОТ), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (ФЗ № 273, ст. 17, п. 2, 4).

Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.

Срок освоения программы определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; продолжительность программы характеризуют количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения.

Режим занятий–это периодичность и продолжительность занятий.

Цель и задачи программы:

– цель – это обобщенный предполагаемый планируемый результат образовательного процесса, формулируется с учетом названия программы, содержания программы, цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, диагностируема.

Например:

– формирование основ гражданской идентичности и коммуникативных компетенций (или коммуникативной культуры) средствами театрального искусства (для обучающихся 14–18 лет);

– развитие речевых умений, коммуникативных способностей обучающихся и формирование ценностно-смысловых установок средствами кукольного театра (для обучающихся 5–10 лет);

– физическое развитие, оздоровление обучающихся и формирование ценностно-смысловых установок на здоровый образ жизни средствами лечебной гимнастики;

– формирование навыков культурного поведения обучающихся на занятиях студии «Умка» (для малышей);

– формирование танцевальной культуры и эстетического восприятия мира средствами хореографического искусства (для малышей);

– развитие танцевальной культуры средствами хореографического искусства (для обучающихся среднего и старшего возраста).

Задачи – это конкретные результаты заявленные в цели программы: научить, привить, развить, сформировать, воспитать. При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:

а) образовательные (предметные, метапредметные результаты);

б) развивающие (личностные, метапредметные результаты);

в) воспитательные (личностные результаты).

Например:

Цель программы – формирование у обучающихся навыков культурного поведения.

Задачи программы:

– создать специально организованную среду, в которой будет формироваться поведение каждого ребенка от процесса наблюдения – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки;

– развивать речь и мышление ребенка дошкольного возраста;

– формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;

– научить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

– способствовать формированию полезных привычек;

– воспитывать любовь и уважительное отношение к людям;

– воспитывать бережное отношение к культурным ценностям;

– формировать любовь к природе, родному краю, воспитывать сострадание ко всему живому.

Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.

Цель и задачи всегда взаимосвязаны с планируемыми результатами и предложенным диагностическим инструментарием. Не может быть цель одна, задачи другие, планируемые результаты третьи.

Условие реализации программы – реальная и доступная совокупность ресурсов: помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные (аудио-, видео-, фото-, интернет источники, системы дистанционного обучения), методические и иные ресурсы.

Формы аттестации/контроля– разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи программы, перечисляются согласно учебному плану (зачет, контрольная работа, практическая работа, творческая работа, выставка, мини-выставка, проект, мини-проект, исследовательская работа, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые занятия, вернисажи и т.д.); необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам.

Оценочные материалы – диагностический инструментарий, позволяющий определить достижение учащимися планируемых результатов, например, методика В.П.Степанова «Уровень личностных результатов обучающихся»; контрольные занятия в соответствии с образовательной программой (тестирование, анкетирование, выполнение практических заданий и др.), карта мониторинга по Л.Н. Буйловой (предметные и метапредметные результаты обучающихся).

3. Учебный план

Учебный план оформляется в виде таблицы и содержит следующие обязательные элементы: наименование разделов и тем, определяет последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля); составляется на каждый год обучения (Приложение 2).

Например:

п/п

Название раздела (темы)

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

Анкета

2

Жизнь растений, грибов, лишайников

54

20

34

Викторина

3

Мир животных

56

20

36

Тест

4

Человек как часть природы

30

10

20

Мини-проект

6

Итоговое занятие

2

0

2

Анкета

Итого

144

51

93

Например:

№ п\п

Название раздела (темы)

Количество часов

Форма контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

Тест

2

Авиамоделирование

22

6

16

Защита проекта

3

Автомоделирование

20

6

14

Защита проекта

4

Судомоделирование

26

6

20

Защита проекта

5

Итоговое занятие

2

0

2

Тест, выставка

Итого

72

19

53

Например:

№ п\п

Название раздела (темы)

Количество часов

Форма контроля/
аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Введение в исследовательскую деятельность

2

1

1

Тест

2

Дидактическая и функциональная модели исследовательской деятельности

8

4

4

Самостоятельная работа

3

Типология исследовательской деятельности

10

4

6

Тест

4

Этапы исследовательской работы

18

6

12

Практическая работа

5

Проработка индивидуальных исследовательских работ

30

0

30

Защита исследовательских работ

6

Итоговое занятие

4

0

4

Тест, конференция

Итого

72

15

57

Например:

№ п\п

Название раздела (темы)

Количество часов

Форма контроля/аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

Тест

2

Мини-футбол

20

2

18

Соревнование

3

Баскетбол

20

2

18

Соревнование

4

Волейбол

20

2

18

Соревнование

5

Гандбол

20

2

18

Соревнование

6

Лапта

20

2

18

Участие в игре, педагогическое наблюдение

7

Казаки-разбойники

20

2

18

Участие в игре, педагогическое наблюдение

8

Городки

20

2

18

Участие в игре, педагогическое наблюдение

9

Итоговое занятие

2

0

2

Тест, эстафета

Итого

144

15

129

4. Содержание учебного плана

Содержание учебного плана – это краткое описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля; содержание учебного плана должно соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы (Приложение 3).

Например:

Раздел 2. «Русская изба»

Теория: беседы на темы «Кто в избе живёт?», «Деревенская изба русским духом полна», «Забавы вокруг печки», «Хлеб – всему голова», «Мой любимый Котофей меня встречает у дверей», «Над твоею я кроваткой колыбельную спою».

Практика: театрализованная игра: «Играем в русской избе», лепка: «Добрая изба», лепка из солёного теста: «Хлебу слава и почёт!», декоративная роспись на готовых силуэтах: «На выставке кошек», конструирование и ручной труд: «Как люди приручили огонь».

5. Календарный учебный график

Календарный учебный график– это составная часть образовательной программы, оформляется в виде таблицы и содержит следующие элементы: дата проведения занятия (месяц, число), время проведения занятия, форма занятия, количество часов, тема занятия, место проведения, форма контроля (Приложение 4).

Например:

п/п

Месяц

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

Экскурсия,

беседа, музейная педагогика

1

«Что такое музей?»

Музей старины

Наблюдение

(диагностика)

2

сентябрь

Театрализованная игра

1

«Играем в русской избе»

Изостудия

Наблюдение

(диагностика)

3

сентябрь

Декоративное рисование

1

«Красивая посуда»

Изостудия

Наблюдение

(диагностика)

4

сентябрь

Экскурсия,

беседа, музейная педагогика

1

«Кто в избе живёт?»

Музей старины

Наблюдение

(диагностика)

5

октябрь

Экскурсия, беседа

1

«Деревенская изба – русским духом полна»

Музей старины

Опрос

6

октябрь

Конструирование

1

«Добрая изба»

Изостудия

Выставка

7

октябрь

Экскурсия, беседа

1

«Забавы вокруг печки»

Музей старины

Опрос

8

октябрь

Конструирование и ручной труд

1

«Как люди приручили огонь»

Изостудия

Выставка

6. Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы должно предусматривать:

– информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации (учебные пособия, учебно-методические рекомендации, рабочие тетради, справочники, словари, энциклопедии, видеоматериалы и т.п.); дидактический материал (демонстрационные и раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); контрольно-измерительные материалы (сборники контрольных заданий, методики контроля, тестовые задания, анкеты и др.).

– краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных.

Литература

  1. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». [Электронный ресурс] – URL: http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7032:2017-02-03-09-18-05&catid=291:2017-02-03-06-36-28&Itemid=387

  2. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] – URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/prikaz-minprosveshcheniya-rossii-ot-09-11-2018-196-ob-utverzhdenii-poryadka-organizatsii-i-osushchestvleniya-obrazovatelnoj-d.html
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика, 2013.– 128 с.

Приложение 1

Титульный лист

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества

Принята на заседании                                                Утверждаю:

методического (педагогического) совета                        Директор МБУ ДО ДДТ

от «__» __________ 20____г.                                          __________________/ФИО/

Протокол № ___________                                          «___» ___________ 20___г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

«Старт»

Возраст обучающихся: 10–12 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Петров Владимир Александрович,

педагог дополнительного образования

(название населенного пункта)

(год разработки программы)


Приложение 2

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы
аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.

Приложение 3

Содержания учебного плана

Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)

Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.

Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры.

Приложение 4

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место

проведения

Форма

контроля