Методические рекомендации "Разработка ДООП в соответствии с требованиями экспертизы НОКО"
Методические рекомендации "Разработка ДООП в соответствии с требованиями экспертизы НОКО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_doop_dlya_ekspertizy.docx | 59.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
г. ВЯЗЬМЫ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОПОРНЫЙ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВЯЗЕМСКИЙ РАЙОН»
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в соответствии с требованиями экспертизы НОКО
Семинар для педагогических работников образовательных организаций
г. Вязьма
октябрь 2022 год
В рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» в АИС Навигатор создаётся реестр сертифицированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Сертификация программ предполагает прохождение экспертизы на региональном уровне. В данном аспекте становится актуальным приведение структуры и содержания программ в соответствие с требованиями экспертизы НОКО.
В структуру дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее – ДООП) должны быть включены следующие элементы ДООП:
1. Титульный лист.
2.Пояснительная записка.
3. Учебный план.
4.Содержание учебного плана.
5.Календарный учебный график.
6. Методическое обеспечение программы.
1. Титульный лист. На титульном листе рекомендуется указывать:
– полное наименование вышестоящих органов образования (по подчиненности учреждения, организации);
– полное наименование образовательного учреждения, реализующего программу;
– дата и № протокола педагогического (методического) совета, рекомендовавшего программу к реализации;
– гриф об утверждении программы организацией, осуществляющей образовательную деятельность (с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа);
– тип программы («Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа»), направленность и ее название;
– возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
– срок реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
– ФИО, должность автора-составителя (авторов-составителей) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы;
– название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа;
– год разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (Приложение 1).
6.2. Пояснительная записка. В пояснительной записке педагогу следует раскрыть максимально полную информацию о ДООП:
– актуальность программы;
– адресат программы;
– объем программы;
– формы организации образовательного процесса;
– виды занятий;
– срок освоения программы;
– режим занятий;
– цель и задачи программы;
– планируемые результаты;
– условие реализации программы;
– формы аттестации/контроля;
– оценочные материалы.
Направленность (профиль) программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-гуманитарная.
Актуальность программы предполагает обоснование необходимости важности и целесообразности реализации ДООП с позиций:
– государственного социального заказа, запросов детей и родителей (законных представителей обучающихся);
– соответствия основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры;
– учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и иных медико-психолого-педагогических характеристик.
Например: «Актуальность программы заключается в том, что она направлена на удовлетворение потребностей обучающихся в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление обучающихся».
Например: «Актуальность программы определяется высоким спросом родителей и детей среди дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ учреждения (около 70%)».
Например: «Актуальность программы заключается в использовании доступных и удобных графических и живописных материалов, которые позволяют без лишних затрат реализовать творческий потенциал учащегося и освоить практические азы изобразительного искусства».
Адресат программы – это примерный портрет учащегося: возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе.
Объем программы– общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы (минимальный годовой объем ДООП составляет 36 часов, исходя из расчета 1 час в рабочую неделю, соответственно 2 часа в неделю равно 72 часа, 4 часа равно 144 часа и т.д.).
Формы организации образовательного процесса: очная, очно-заочная или заочная форма, очная (заочная) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – ЭО и ДОТ), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (ФЗ № 273, ст. 17, п. 2, 4).
Виды занятий по программе определяются содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения программы определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; продолжительность программы характеризуют количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения.
Режим занятий–это периодичность и продолжительность занятий.
Цель и задачи программы:
– цель – это обобщенный предполагаемый планируемый результат образовательного процесса, формулируется с учетом названия программы, содержания программы, цель должна быть ясна, конкретна, перспективна, реальна, диагностируема.
Например:
– формирование основ гражданской идентичности и коммуникативных компетенций (или коммуникативной культуры) средствами театрального искусства (для обучающихся 14–18 лет);
– развитие речевых умений, коммуникативных способностей обучающихся и формирование ценностно-смысловых установок средствами кукольного театра (для обучающихся 5–10 лет);
– физическое развитие, оздоровление обучающихся и формирование ценностно-смысловых установок на здоровый образ жизни средствами лечебной гимнастики;
– формирование навыков культурного поведения обучающихся на занятиях студии «Умка» (для малышей);
– формирование танцевальной культуры и эстетического восприятия мира средствами хореографического искусства (для малышей);
– развитие танцевальной культуры средствами хореографического искусства (для обучающихся среднего и старшего возраста).
Задачи – это конкретные результаты заявленные в цели программы: научить, привить, развить, сформировать, воспитать. При формулировании задач можно воспользоваться следующей их классификацией:
а) образовательные (предметные, метапредметные результаты);
б) развивающие (личностные, метапредметные результаты);
в) воспитательные (личностные результаты).
Например:
Цель программы – формирование у обучающихся навыков культурного поведения.
Задачи программы:
– создать специально организованную среду, в которой будет формироваться поведение каждого ребенка от процесса наблюдения – к переживанию – пониманию – оценке – выбору для себя установки;
– развивать речь и мышление ребенка дошкольного возраста;
– формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;
– научить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
– способствовать формированию полезных привычек;
– воспитывать любовь и уважительное отношение к людям;
– воспитывать бережное отношение к культурным ценностям;
– формировать любовь к природе, родному краю, воспитывать сострадание ко всему живому.
Планируемые результаты формулируются с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки, а также компетенции, личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретаемые учащимися в процессе изучения программы.
Цель и задачи всегда взаимосвязаны с планируемыми результатами и предложенным диагностическим инструментарием. Не может быть цель одна, задачи другие, планируемые результаты третьи.
Условие реализации программы – реальная и доступная совокупность ресурсов: помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные (аудио-, видео-, фото-, интернет источники, системы дистанционного обучения), методические и иные ресурсы.
Формы аттестации/контроля– разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи программы, перечисляются согласно учебному плану (зачет, контрольная работа, практическая работа, творческая работа, выставка, мини-выставка, проект, мини-проект, исследовательская работа, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые занятия, вернисажи и т.д.); необходимо указать, как именно эти формы аттестации/контроля позволяют выявить соответствие результатов образования поставленным целям и задачам.
Оценочные материалы – диагностический инструментарий, позволяющий определить достижение учащимися планируемых результатов, например, методика В.П.Степанова «Уровень личностных результатов обучающихся»; контрольные занятия в соответствии с образовательной программой (тестирование, анкетирование, выполнение практических заданий и др.), карта мониторинга по Л.Н. Буйловой (предметные и метапредметные результаты обучающихся).
3. Учебный план
Учебный план оформляется в виде таблицы и содержит следующие обязательные элементы: наименование разделов и тем, определяет последовательность и общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля); составляется на каждый год обучения (Приложение 2).
Например:
№ п/п | Название раздела (темы) | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Анкета |
2 | Жизнь растений, грибов, лишайников | 54 | 20 | 34 | Викторина |
3 | Мир животных | 56 | 20 | 36 | Тест |
4 | Человек как часть природы | 30 | 10 | 20 | Мини-проект |
6 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | Анкета |
Итого | 144 | 51 | 93 |
Например:
№ п\п | Название раздела (темы) | Количество часов | Форма контроля/аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | Тест |
2 | Авиамоделирование | 22 | 6 | 16 | Защита проекта |
3 | Автомоделирование | 20 | 6 | 14 | Защита проекта |
4 | Судомоделирование | 26 | 6 | 20 | Защита проекта |
5 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | Тест, выставка |
Итого | 72 | 19 | 53 |
Например:
№ п\п | Название раздела (темы) | Количество часов | Форма контроля/ | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение в исследовательскую деятельность | 2 | 1 | 1 | Тест |
2 | Дидактическая и функциональная модели исследовательской деятельности | 8 | 4 | 4 | Самостоятельная работа |
3 | Типология исследовательской деятельности | 10 | 4 | 6 | Тест |
4 | Этапы исследовательской работы | 18 | 6 | 12 | Практическая работа |
5 | Проработка индивидуальных исследовательских работ | 30 | 0 | 30 | Защита исследовательских работ |
6 | Итоговое занятие | 4 | 0 | 4 | Тест, конференция |
Итого | 72 | 15 | 57 |
Например:
№ п\п | Название раздела (темы) | Количество часов | Форма контроля/аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | Тест |
2 | Мини-футбол | 20 | 2 | 18 | Соревнование |
3 | Баскетбол | 20 | 2 | 18 | Соревнование |
4 | Волейбол | 20 | 2 | 18 | Соревнование |
5 | Гандбол | 20 | 2 | 18 | Соревнование |
6 | Лапта | 20 | 2 | 18 | Участие в игре, педагогическое наблюдение |
7 | Казаки-разбойники | 20 | 2 | 18 | Участие в игре, педагогическое наблюдение |
8 | Городки | 20 | 2 | 18 | Участие в игре, педагогическое наблюдение |
9 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | Тест, эстафета |
Итого | 144 | 15 | 129 |
4. Содержание учебного плана
Содержание учебного плана – это краткое описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретических и практических частей и форм контроля; содержание учебного плана должно соответствовать целеполаганию и прогнозируемым результатам освоения программы (Приложение 3).
Например:
Раздел 2. «Русская изба»
Теория: беседы на темы «Кто в избе живёт?», «Деревенская изба русским духом полна», «Забавы вокруг печки», «Хлеб – всему голова», «Мой любимый Котофей меня встречает у дверей», «Над твоею я кроваткой колыбельную спою».
Практика: театрализованная игра: «Играем в русской избе», лепка: «Добрая изба», лепка из солёного теста: «Хлебу слава и почёт!», декоративная роспись на готовых силуэтах: «На выставке кошек», конструирование и ручной труд: «Как люди приручили огонь».
5. Календарный учебный график
Календарный учебный график– это составная часть образовательной программы, оформляется в виде таблицы и содержит следующие элементы: дата проведения занятия (месяц, число), время проведения занятия, форма занятия, количество часов, тема занятия, место проведения, форма контроля (Приложение 4).
Например:
№ п/п | Месяц | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1 | сентябрь | Экскурсия, беседа, музейная педагогика | 1 | «Что такое музей?» | Музей старины | Наблюдение (диагностика) | |
2 | сентябрь | Театрализованная игра | 1 | «Играем в русской избе» | Изостудия | Наблюдение (диагностика) | |
3 | сентябрь | Декоративное рисование | 1 | «Красивая посуда» | Изостудия | Наблюдение (диагностика) | |
4 | сентябрь | Экскурсия, беседа, музейная педагогика | 1 | «Кто в избе живёт?» | Музей старины | Наблюдение (диагностика) | |
5 | октябрь | Экскурсия, беседа | 1 | «Деревенская изба – русским духом полна» | Музей старины | Опрос | |
6 | октябрь | Конструирование | 1 | «Добрая изба» | Изостудия | Выставка | |
7 | октябрь | Экскурсия, беседа | 1 | «Забавы вокруг печки» | Музей старины | Опрос | |
8 | октябрь | Конструирование и ручной труд | 1 | «Как люди приручили огонь» | Изостудия | Выставка |
6. Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы должно предусматривать:
– информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации (учебные пособия, учебно-методические рекомендации, рабочие тетради, справочники, словари, энциклопедии, видеоматериалы и т.п.); дидактический материал (демонстрационные и раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); контрольно-измерительные материалы (сборники контрольных заданий, методики контроля, тестовые задания, анкеты и др.).
– краткое описание общей методики работы в соответствии с направленностью содержания и индивидуальными особенностями учащихся; описание используемых методик и технологий, в том числе информационных.
Литература
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». [Электронный ресурс] – URL: http://edu.shd.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=7032:2017-02-03-09-18-05&catid=291:2017-02-03-06-36-28&Itemid=387
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». [Электронный ресурс] – URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dopolnitelnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/prikaz-minprosveshcheniya-rossii-ot-09-11-2018-196-ob-utverzhdenii-poryadka-organizatsii-i-osushchestvleniya-obrazovatelnoj-d.html
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – Новосибирск: Норматика, 2013.– 128 с.
Приложение 1
Титульный лист
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Принята на заседании Утверждаю:
методического (педагогического) совета Директор МБУ ДО ДДТ
от «__» __________ 20____г. __________________/ФИО/
Протокол № ___________ «___» ___________ 20___г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Старт»
Возраст обучающихся: 10–12 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Петров Владимир Александрович,
педагог дополнительного образования
(название населенного пункта)
(год разработки программы)
Приложение 2
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | |||||
2. | |||||
3. |
Приложение 3
Содержания учебного плана
Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП)
Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП.
Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др. Эстафета. Спортивные игры.
Приложение 4
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |