Сущность и содержание профессиональной культуры педагога.
В работе доступно представлена классификация всех видов культур. Подробно представлен материал о педагогической культуре — как части общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для преемственности поколений и социализации личности.
Носителями профессиональной педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7.sushchnost_i_soderzhanie_profes._kult._pedag._2019.docx | 222.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность и содержание профессиональной культуры педагога.
Термин «культура» (cultura) латинского происхождения, первоначально он означал «возделывание почвы, ее культивирование».
Культура совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным.
Культура есть возделанная среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщения результатами этой деятельности.
Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях и создаваемых ими материальных и духовных ценностях (энциклопедический словарь).
Культура — все то, что возделано человеком за историю его существования на Земле, совокупность достижений человечества в производительном, общественном и интеллектуальном отношении.
Под культурой в общем смысле понимаются все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности.
Особенности культуры (интегративность, многозначность).
Важнейшая функциональная особенность культуры — способность к самообновлению порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей,
Принято различать культуру по разным основаниям:
- по сферам деятельности людей -духовную и материальную;
- по отношению к нациям, этносу - русскую, кельтскую, народа майя и т. д.;
- по историческим периодам - на античную, эпохи Возрождения и т. д.;
- по видам человеческой деятельности - на экономическую, политическую и т. д.,
- по профессиональным общностям -на юридическую, педагогическую и т. д.;
- по психическим функциям человека -на интеллектуальную, речевую и т. д.,
Данным перечнем не исчерпывается классификация всех видов культур.
Личность по отношению к культуре выступает как творец, потребитель, как продукт культуры и ее транслятор. Культура не наследуется генетически, а усваивается только методами обучения. Вопрос об уровне культуры в обществе это проблема эффективности такого рода обучения (т. е. механизмов социализации личности: следование системе ценностей, которые выработаны человечеством — нормы поведения, законы и т. п.).
Педагог находится в поле общей культуры, является продуктом ее современного уровня. Одновременно педагогу профессионально вменено генерировать и транслировать культуру. Данное обстоятельство является безусловным императивом для поддержания и совершенствования профессиональной культуры педагога.
Профессиональная культура педагога - интегрированное понятие. Для того чтобы определить сущность понятия «профессиональная культура педагога», целесообразно рассмотреть такие понятия, как «профессия», «профессиональная Деятельность», «профессиональная культура», «педагогическая Деятельность», «педагогическая культура».
- Профессия исторически и культурно обусловленное общественное явление которое объективно определяется достигнутым уровнем разделения труда. Профессия предполагает комплекс систематизированных знаний, умений, навыков, способностей и убеждений человека, являющихся предпосылкой к выполнению квалифицированного труда.
Профессия приобретается посредством образования, совершенствуется через самообразование и повышение квалификации, производственный опыт.
- Деятельность является профессиональной при УСЛОВИЯХ, если:
- включает в себя мыслительные операции (интеллектуальные);
- основывается на научных знаниях (обучение и самообучение);
- используется в четко определенных социальных целях и направлена на социальное развитие;
- предполагает высокую степень автономии как для человека, который ее выполняет, так и для группы людей, представляющих данную профессию;
- присутствует высокая степень ответственности за свои действия и суждения внутри профессиональной автономии.
З. Выделение профессиональной культуры, как одного из свойств группы людей, относящихся к одной профессии, является результатом разделения труда, которое приводит к обособлению видов специальной деятельности.
Высокий уровень профессиональной культуры специалиста характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т. е. развитым профессиональным мышлением и сознанием.
Профессиональная культура — это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач, содержащая механизм развития.
Функции профессиональной культуры:
- созидающая, заключающаяся в формировании определенного позитивного имиджа профессии;
- человекотворческая (человек формируется вследствие приобщения к культуре);
- целеопределяющая, заключающаяся в формировании и поддержании определенного класса ценностей представителей данной профессии;
- консолидирующая, заключающаяся в поддержании у работников чувства сопричастности к определенной профессиональной группе, общему делу (способствует формированию ответственности за качество совместной деятельности);
- адаптивная, заключающаяся в содействии социализации новых работников;
- знаковая (фиксация опыта в виде определенных знаков).
4. Педагогическая деятельность особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.
Педагогическая деятельность - это вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленного человечеством и культурой опыта, создание условий для их личностного развития, самореализации и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Профессиональная деятельность учителя вид постоянно выполняемой деятельности, специфика которой заключается в психолого-педагогическом воздействии на учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, запросов, интересов, увлечений, духовного мира и вместе с тем в целенаправленном управлении процессом учения и развития личности.
5. Понятие «педагогическая культура» длительное время описывалось в педагогической литературе в категориях обыденного сознания и не претендовало на строгое научное объяснение. Под педагогической культурой подразумевалась совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность.
С началом активной разработки культурологического подхода в философии, социологии, педагогике и психологии были проведены исследования, посвященные отдельным направлениям и сторонам педагогической культуры. В настоящее время активно изучаются вопросы методологической, нравственно-эстетической, технологической, коммуникативной, духовной и физической культуры личности учителя.
В целом, можно сказать, что педагогическая культура — органическая часть общей культуры человека.
Профессиональная культура педагога представляет собой специфическое
проектирование общей культуры в сферу педагогической деятельности.
Педагогическая культура — это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для преемственности поколений и социализации личности. Носителями профес-сиональной педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд.
Выстраивание педагогом собственной жизни в контексте культуры, высокая личная профессиональная культура педагога является решающим условием эффективности его профессиональной деятельности, поэтому можно сказать, что педагогическая культура важнейшая часть общей культуры преподавателя, проявляющаяся в его личных и профессиональных качествах, а также специфике, его профессиональной деятельности.
Таким образом, можно говорить о том, что содержание профессионально-педагогической культуры раскрывается как система личностно-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций.
В современной теории и практике нет единого представления о слагаемых профессиональной культуры педагога. Но многие ученые и практики выделяют следующие компоненты педагогической культуры:
1) аксиологический;
2) личностный (личностно-творческий);
З) технологический (деятельностный).
1. Аксиологический (ценностный) компонент (аксиология — философское учение о ценностях, их происхождении и сущности). Аксиологический компонент представляет собой совокупность педагогических ценностей, характерных для современного этапа развития образования и включает себя, по мнению ученых, профессионально-педагогические знания и мировоззрение, педагогическое мышление и рефлексию, педагогический такт и этику.
Ценности можно представить как общественно-педагогические, профессионально-групповые, личностно-педагогические.
2. Личностно-творческий компонент отражает творческое, креативное начало личности педагога. Педагогическое творчество предполагает наличие таких качеств личности педагога, как инициативность, индивидуальная свобода, независимость мнений и суждений при учете мнения большинства, ответственность, способность к изменениям.
Личностно-творческий компонент включает в себя наличие позитивной «Я- концепции педагога» как развивающейся самоактуализирующейся личности, а также наличие развитой педагогической рефлексии.
Педагогическое творчество как компонент профессиональной педагогической культуры не возникает автоматически, для его развития нужны объективные и субъективные предпосылки.
К объективным предпосылкам относится влияние конкретного культурноисторического периода, в котором работает педагог; морально-психологический климат коллектива; наличие адекватных средств обучения и воспитания; материально- техническая оснащенность образовательного процесса.
Субъективными предпосылками для проявления педагогического творчества являются высокий уровень общекультурной подготовки педагога, его личностные качества, наличие мотивации к творческой деятельности и уровень образованности, педагогический опыт и интуиция.
3. Технологический компонент обеспечивает решение образовательных задач и предполагает знание педагогом технологий обучения и воспитания. Он необходим для того, чтобы педагогическую теорию перевести в образовательную практику. Этот компонент профессиональной педагогической культуры предполагает способность педагога к инновационной деятельности в сфере технологий, освоение новых методов обучения и воспитания, а также свободное владение информационными технологиями.
Технологический компонент предполагает способность педагога структурировать свою профессиональную деятельность и выстраивать ее по определенному алгоритму. Так, педагогическая задача имеет этапы целеполагания, планирования, организации, оценки и коррекции.
По временному признаку педагогические задачи подразделяются на стратегические, оперативные и тактические. В культуру педагога входит способность расставлять приоритеты в последовательности решения тех или иных задач (позиционная логика, приводящая к результату).
Подведем итоги. Итак, профессиональная культура педагога - это одновременно:
- интегративное качество личности педагога-профессионала;
- условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности;
- цель профессионального самосовершенствования;
- обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога.
Существует четыре базовых уровня сформированности профессиональной педагогической культуры: креативный, эвристический, репродуктивный, адаптивный.
Адаптивный уровень характеризуется неустойчивым отношением к педагогической реальности. К психолого-педагогическим знаниям педагог относится индифферентно, не всегда готов использовать их в педагогических ситуациях. Педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме. Нет осознанной необходимости в повышении квалификации.
Репродуктивный уровень характеризуется устойчивой заинтересованностью в педагогической деятельности. Педагог активно решает педагогические задачи, актуализируя психолого-педагогические знания. Осознает необходимость в повышении квалификации.
Эвристический уровень характеризуется устойчивым стремлением педагога к реализации в педагогической деятельности и наличием развитой педагогической рефлексии. Деятельность педагога связана с постоянным поиском новых методов и форм обучения и воспитания. Педагог готов передавать свой опыт коллегам. К повышению квалификации относится избирательно.
Креативный уровень характеризуется высокой степенью самореализации педагога в профессиональной деятельности. В педагогической деятельности преобладает нестандартный подход к решению педагогических задач, значительная роль отводится импровизации, интуиции. Педагог заинтересован в различных способах повышения квалификации, сам часто является инициатором создания различных форм совершенствования педагогического мастерства.
С вопросом обретения профессиональной педагогической культуры теснейшим образом связано понятие человековедческой компетентности.
Человековедение актуальная наука о познании сущности человека, об условиях его исторического развития, формах жизнедеятельности его как личности.
Человековедческая компетентность это умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конкретной профессиональной деятельности гуманитарные, естественные, художественные и другие знания, необходимые для того, чтобы уметь:
- общаться с личностью и социумом;
- воздействовать на личность и социум;
- вводить в реальный оборот свои лучшие качества и качества воспитанников (личные и деловые);
- создавать личную программу самосовершенствования.
Таким образом, фундаментальной составляющей профессиональной культуры педагога является обретение человековедческой компетентности в процессе освоения человековедческих технологий.
Человековедческие технологии:
- индивидуальной работы с личностью (анамнез личности ученика и на его основе выработка индивидуальной методики работы с ним); - формирования социума;
- упреждения и разрешения конфликтов;
- здоровьесбережения и самосбережения здоровья;
- профессионального честолюбия;
- семейного благополучия;
- личного самосовершенствования (самодвижение не должно прекращаться);
- персонального имиджа, личного обаяния (личное обаяние не имеет возраста).
Вид технологии | Компоненты культуры | ||
Аксиологический (какие педагогические ценности реализует педагог и знания) | Технологический (необходимые умения, навыки) | Личностно-творческий (качества личностные и деловые) | |
Персонального имиджа | Самореализация. Этические ценности. Знания имиджелогии. | Составление позитивной «Я – концепции», умение говорить двигаться, одеваться, следить за лицом, причёсываться, вести себя в обществе. | Способность к самопрезентации. Наличие вкуса. Уверенность в себе. Красноречивость. Обаяние. |
Вид технологии | Компоненты культуры | ||
Аксиологический (какие педагогические ценности реализует педагог и знания) | Технологический (необходимые умения, навыки) | Личностно-творческии (качества личностные и деловые) | |
Самосбережения здоровья | Ценности человеческой жизни, здоровья, самореализации, сохранения и развития цивилизации. Знания ортобиотики (науки об образе жизни и технологиях самосбережения здоровья людей) | Саморефлексия, релаксация, рекреация, катарсис, саморегуляция, выполнение психофизических упражнений, управление стрессом, управление эмоциями | Оптимистичность. Стрессоустойчивость. Дисциплинированность. Стремление к самопознанию. Доброжелательность. Психическая уравновешенность. |
Вид технологии | Компоненты культуры | ||
Аксиологический (какие педагогические ценности реализует педагог и знания) | Технологический (необходимые умения, навыки) | Личностно-творческий (качества личностные и деловые) | |
Упреждение и разрешение конфликтов | Ценности человеческого общения, человеческих отношений, достижения результатов совместной деятельности. Знания конфлик-тологии и психологии общения. | Коммуникативные навыки (слушание, задавание вопросов, перефраз, отражение агрессии и др.), посредничество в конфликтных ситуациях, выбор правильной стратегии в данном конфликте, анализ конфликта | Толерантность. Аутентичность. Коммуникабельность. Честность. Эмпатия. |
Используемая литература
1.Интернет ресурсы.
2. Опыт работы.