Памятка педагогу дополнительного образования. Методика организации и проведения родительских собраний.

Нехаева Валентина Ивановна

В работе представлено подробное описание подготовки и проведение родительских собраний в детских коллективеах в учреждениях дополнительного образования детей.Отмечены следующие моменты: каковы основные цели и задачи родительского собрания,формы и этапы родительского собрания,условия успешного проведения родительских собраний, правила подготовки родительского собрания,советы психологов,приложения  (анкеты для обучающихся и родителей, памятки для родителей).Представленный материал будет полезен для педагогов в учреждениях дополнительного образования и особенно для молодых начинающих специалистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.metodika_organiz._i_proved._rod._sobr._dek.2020.docx174.1 КБ

Предварительный просмотр:

                        Памятка педагогу дополнительного образования

г. о. Власиха

декабрь 2020 г.

Содержание

№ п/п

Наименование раздела

Страница

1.

Основные цели и задачи родительского собрания

2

2.

Формы и этапы родительского собрания.

3-4

3.

Правила подготовки родительского собрания

5

4.

Советы психологов:

5

5

Условия успешного проведения родительских собраний

5-6

6

Приложения  (анкеты для обучающихся и родителей, памятки для родителей).

7-10

7

Памятки для родителей

11-13

Писатель Владимир Дудинцев в одном из своих выступлений однажды сказал: «Вся наша педагогическая наука занята вопросом, каким набором приемов воспитывать? А надо просто любить ребенка, стремиться к нему и иметь, что ему дать».

Основные цели родительского собрания

1. Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Привлечение родителей обучающихся к сотрудничеству.

Задачи родительского собрания

1. Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.

2. Создавать атмосферу общности интересов.

3. Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.

4. Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями о развитии ребенка, умением применять их в общении.

5. Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.

6. Учить понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.

7. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.

8. Развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.

9. Способствовать овладению способами выражения своих эмоций - как положительных, так и отрицательны.

10. Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.

11. Активизировать коммуникации в семье.


Формы и этапы родительского собрания

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей с УДО является родительское собрание. Родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в коллективе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и педагогов, подводятся итоги работы за год. Обсуждение денежных вопросов не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Родительские собрания могут быть:

  • организационными;
  • текущими или тематическими;
  • итоговыми.

Родительское собрание закономерно считается в среде педагогов не менее сложным «жанром», чем занятие или воспитательная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, педагоги и родители - для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому проведение родительских собраний налагает большую ответственность на педагога на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Для педагогов УДОД родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все педагогические работники УДОД: психологи, педагоги, методисты - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы.

Этап 1. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование педагога с родителями. Цель этой встречи - персональное обсуждение тем, мероприятий планируемых проводить в коллективе. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты творческой деятельности их ребенка, именно поэтому разумна подготовка информации по результативности и достижениям каждого ребенка.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие деятельность, творческую  жизнь детей в коллективе, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и  мероприятиях. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление помещения для проведения в нем родительского собрания. Настрой родителей меняется в лучшую сторону, когда их встречает элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном кабинете.

Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий проведения собрания - предмет творчества педагога. Педагог лучше знает родителей своего коллектива, чутко улавливает их настроение. Тем не менее, любое собрание может включать в себя пять обязательных компонентов:

- Анализ достижений обучающихся. В этой части родительского собрания педагог знакомит родителей с общими результатами творческой деятельности коллектива; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением других педагогов работающих на коллективе, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

        - Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в коллективе. Педагог делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на занятиях, на концертах, репетициях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид детей, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию коллектива как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ребенка, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «грехов детей».

        - Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач педагога. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

        - Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, совместные вечера, приобретение костюмов и т. д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

        - Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и педагог должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа может стать персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д.

Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации УДОД.

Правила подготовки родительского собрания

Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило четвертое. Общение педагога и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

  • перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;
  • время проведения собрания не более 1,5 часов;
  • самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;
  • перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;
  • не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;
  • предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;
  • поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);
  • дайте понять родителям, что вы их хорошо понимаете, и поддерживаете в воспитании ребенка;

- в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;

- доведите до родителей мысль: что «плохой ученик» не означает «плохой человек» и объясните, что наказывать ребенка, не пустив его на занятия не целесообразно. Есть другие способы воздействия на ребенка.

- родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Условия успешного проведения родительских собраний

1. Уважать права родителей.

2. Искренне выражать чувства, уметь управлять ими.

3. Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.

4. Активно (по Ю. Гиппенрейтер) слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка.

5. Не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (отображать ситуацию в зеркале своего восприятия, пояснять смысл высказываний).

6. Стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Не стоит:

  • осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;
  • сравнивать успехи отдельных детей с другими;
  • давать негативную оценку всему коллективу;

- использовать в общении с родителями назидательный тон.

И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!

Дополнительное образование для детей

   1.  Нуждается ли Ваш ребёнок в дополнительном образовании?

  • Да
  • Не знаю
  •  Нет

   2.      Зачем Вашему ребёнку дополнительное образование?

  • Обучение
  • Досуг
  • Развивать способности
  • другое..._________________________________________  

   

   3. Информацию по учреждению дополнительного образования нашего города Вы получаете, в основном, используя *

      Сайты учреждения дополнительного образования в сети Интернет

      СМИ (телевизор, газеты,)      другое..._________________________________________________    

   4 Хотели бы Вы получать дополнительную информацию о современном состоянии и тенденциях развития дополнительного образования; нормативных документах, регламентирующих дополнительное образование; актуальных новостях.

      да

      нет

   5.В какой форме Вам удобно получать дополнительную информацию о ДШИ

      дистанционные консультации

      очные консультации

      дистанционные семинары

      очные семинары

      другое..._____________________________________________

      6. Как Вы предпочитаете получать информацию о достижениях своего ребенка?

      используя интернет-сервисы (блог, чат, форум)

      по электронной почте

      по телефону

      при личной встрече

      другое...__________________________________________

Анкета для родителей

Каждый человек талантлив и неповторим. Развить заложенные задатки во многом помогает организация взаимодействия семьи, школы, окружения ребенка и дополнительное образование.

Ответы на предлагаемую анкету помогут нам лучше понять друг друга.

Предлагаемые ниже вопросы и утверждения содержат вероятные ответы. Поэтому посмотрите внимательно все варианты и отметьте одно или несколько утверждений, отражающих ваше мнение. Если ни один из предложенных вариантов не совпадает с вашим мнением, в свободную строку напишите свой вариант. Анкета анонимная.

Заранее благодарим за искренность!

I. Кем вы приходитесь ребенку?

1. Мать.

2. Отец.

3. Дедушка.

4. Бабушка.

5. __________________ (впишите свой вариант)

II. Как вы оцениваете здоровье вашего ребенка?

1. Бывает ли, что после занятий в объединении он жалуется на:

– головную боль;

– усталость;

– боль в животе;

– плохой сон;

– боль в глазах;

– ______________ (беспокоит еще что-то).

2. Вы знаете, что:

– он (она) с радостью идет на занятия, а после занятий у него (нее) обычно хорошее настроение;

– на занятиях он (она) чувствует себя уверенно, спокойно;

– он (она) везде успевает без проблем;

– он (она) с трудом выбирает время для занятий в ДШИ;

– иногда его (ее) приходится заставлять заниматься;

– ____________ (другое).

III. Как охотно ваш ребенок посещает Центр развития?

– охотно, готов проводить там все свободное время;

– охотно, но у него (нее) много других увлечений;

– занимается, потому что знает, что это полезно;

– может пропускать занятия и  потом снова начать заниматься;

– ______________ (другое).

IV. Насколько совпадает выбор вашего ребенка с вашим желанием?

– полностью;

– поддерживаю, так как ему (ей) это интересно;

– пусть пока занимается, затем можно заняться чем-то другим;

– сейчас лучше заниматься другим делом;

– я против этих занятий;

– ______________ (другое).

V. Мнение о педагоге:

– мы довольны тем, как ребенок занимается, и нашим педагогом;

– со слов ребенка мы считаем, что у него хороший педагог;

– ребенок никогда не жаловался, так что, по-видимому, все хорошо;

– иногда в отношениях с педагогом бывает непонимание, но при личных встречах все разъясняется;

– постоянная напряженность в отношениях с педагогом;

– ___________ (другое).

VI. Мнение о товарищах ребенка по Центру развития:

– многие ребята стали его (ее) друзьями, ходят друг к другу в гости, общаются по телефону;

– с некоторыми занимающимися  он (она) очень подружились;

– в  Центре развития они, наверное, хорошо общаются;

ребенок ходит в ДШИ заниматься, а друзья у него (нее) в классе и во дворе;

– иногда он (она) говорит, что его не понимают и даже могут обидеть;

– ____________ (другое).

Уважаемые родители!

просим Вас заполнить предлагаемую анкету, ответы на вопросы которой позволят получить информацию о нашей работе. Мы будем очень признательны, если вы вернёте её заполненной.     Большое спасибо за внимание и помощь в работе!

1Как долго Ваш ребёнок  посещает наше учреждение: менее 6 месяцев, от 6 месяцев до года, от 1 года до 2-х лет ,более 2-х лет, 3-5 и более

2.Имеете ли вы информацию о целях и задачах Центра развития в области обучения и воспитания ___________________________________________________________________________________________________________

3.Проводится ли в Центре развития (на ваш взгляд) работа по адаптации детей ________________________________________________________________________________________

4.Обсуждают ли педагоги с родителями различные вопросы, касающиеся пребывания ребёнка в Центре развития. (Нужно ли это).___________________________________________________________________________

5.Получают ли родители информацию об успехах ребёнка в обучении ____________________________________________.

6.Интересуются ли педагоги Центра развития насколько их работа удовлетворяет родителей.______________________________

7.Вас лично удовлетворяет воспитание и обучение, которые получает ваш ребёнок в Центре развития.

_________________________________________________________________________________________

8.Что вы ждёте от Центра развития: (подчеркните)

                              а) развитие творческих способностей ребёнка,

б) важна деятельность, которая бы пригодилась в будущей профессии.                                                                                      

в) проблема занятости ребёнка в свободное время;;

г) воспитание в вашем ребёнке трудолюбия,            

  самостоятельности, ответственности, организованности.

9. Почему Вы выбрали наш Центр развития: (подчеркните)

а) известность организации;

б) мнение знакомых и родственников;

в) известность организаторов творческого дела,

г) качество услуг;

д) репутация в обществе и слухи.

Пожалуйста добавьте Ваши пожелания, советы, предложения, идеи -  для улучшения работы Центра развития, что нового хотели бы вы видеть в нашем Центре.

                                  ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

                               КАК  НАЙТИ  ОБЩИЙ  ЯЗЫК  С РЕБЁНКОМ ?

Чтобы решить эту непростую задачу, воспользуйтесь  некоторыми советами.

Ограничьте время просмотра телевизора, компьютерных. Ребёнку надо узнать, как общаться с людьми, а не с вещами.

  • Поиграйте с ребёнком, почитайте ему.
  • Не делайте всё за ребёнка. Дайте чёткие указания и помогите ему справиться с чем-либо.
  • Периодически проверяйте, чем занят ребёнок, спрашивайте, что он делает, нравится ли это ему, надо ли ему что-нибудь. Окажите поддержку, если это потребуется.
  • Объясните причину, по которой не можете предоставить помощь.
  • Помогите ребёнку  выявить и выразить его чувства, поразмышлять над ними, справиться с агрессией и отчаянием, если потребуется.
  • Не осуждайте чувства ребёнка, попытайтесь их понять и принять, Больше одобряйте, поощряйте, хвалите ребёнка.
  • Немедленный запрет на попытку ребёнка нанести кому-либо или чему-либо вред поможет ему понять соотношение между причиной и следствием.
  • Занимайтесь с ребенком тем, что может способствовать его интеллек-туальному развитию: читайте, обсуждайте прочитанное, спрашивайте его мнение, подталкивайте его к решению проблем.
  • Разнообразьте ваше общение: сходите вместе в зоопарк, в цирк, в театр, за покупками. Попросите ребёнка помочь вам в уборке дома.
  • Помогите ребёнку с выполнением домашнего задания
  • Разрешите ребёнку участвовать в семейных обсуждениях и решениях, например: чем мы сегодня займёмся? Что приготовить на ужин?
  • Выделите в доме место, где будут лежать вещи ребёнка и дайте ему понять, что это лично ЕГО вещи.
  • Подключите ребёнка к участию в семейных и общественных мероприятиях. Давайте ему возможность сделать выбор и направляйте этот выбор в положительную сторону.
  • Уважайте личность ребёнка!

Требования и наказание

Обсудите с вашим супругом/супругой, какое поведение вы будете ожидать от ребёнка, что будет разрешено и что запрещено. Очень важно не противоречить друг другу в воспитании ребёнка!

  1. Поговорите с ребёнком на простом, понятном ему языке  о требованиях к его поведению. Объясните, почему это важно.
  2. Спросите, что он думает о требованиях, которые  предъявляются к его поведению. Часто бывает, что  ваши требования и мнение ребёнка совпадают.
  3. Регулярно повторяйте ваши требования в случае с подростком. Они должны соответствовать его возрасту и способности нести ответственность.
  4. Заранее согласуйте, какое наказание будет ждать ребёнка, если он нарушит одно из ваших требований. Будьте готовы сдержать ваше слово.
  5. Спросите мнение ребёнка о наказании. Если серьёзно и уважительно поговорить с ребёнком, он может предложить много интересных идей.
  6. Будьте последовательны. Повторяйте ребёнку ваши требования и вознаграждайте его за их исполнение.
  7. Рассматривайте дисциплину как способ воспитания  ребёнка, а не как форму наказания. Помните, что лучшая дисциплина основана на взаимоуважении, а не на демонстрации своей власти и силы.
  8. Если ребёнок продолжает нарушать ваши требования, перестаньте его наказывать и попытайтесь выяснить, почему он так себя ведёт. Возможно, есть психологические или эмоциональные  причины  для его поведения.
  9. Никогда не применяйте физического наказания по отношению к ребёнку.  

Проблемы поведения ребёнка

Воровство

Начинайте  разговор с положительных эмоций. Дайте понять, что вам нравится общаться с ребёнком и что вы рады видеть его.

Расскажите о своих ожиданиях: как важно для вас доверять тем, кто находится рядом с вами.

Выскажите свою озабоченность по поводу того, что в доме пропадают вещи.

Не обвиняйте. Спросите не хочет ли ребёнок что-нибудь вам сказать. Попросите его вернуть вещи на место, не спрашивая, он ли их взял.

Формируйте у ребёнка правильные представления. Объясните, что семья и друзья  должны доверять друг другу и уважать право друг друга на собственность. Скажите, что даже если ребёнок совершил ошибку, вы его простите,  если он пообещает, что не повторит её.

Если он вернёт украденные вещи, скажите, что вы цените его честность и мужество.

Если он не вернёт вещи и будет отрицать свою причастность к происшествию, скажите, что вы верите ему, но если вещи будут продолжать исчезать, вы перестаните  ему верить и вам придётся прервать общение с ним.

Расскажите о последствиях. Объясните, что, если подобное будет продолжаться, вам придётся   принять меры (например, прекратить общение и т.д.)

Здравый смысл.  Пока не пройдёт какое-то время, и вы не узнаете лучше ребёнка, он будет оставаться для вас  «чужим».

Картинка 0 из 79654

Вспышки гнева

Не принимайте происходящее близко к сердцу.

Это позволит вам легче перенести ситуацию. Все дети желают, чтобы всё было, как им хочется, и не принимают отказ так легко, как взрослые. Дети часто не знают, как правильно выразить свои чувства.

Установите границы. Вне зависимости  от того, как реагирует ребёнок, вы  должны уметь сказать «нет».

Добивайтесь уважения.  Дети должны учиться уважать взрослых.

Решение ситуации. Иногда дети с плохо развитым чувством самоконтроля начинают раздражаться, и прежде чем они успокоятся, должно пройти какое-то время. Если с первого раза не удалось утихомирить ребёнка, скажите, что не будете с ним разговаривать, пока он злится и ведёт себя неуважительно. Если ребёнок продолжает словесно бороться с вами, не отвечайте и займитесь каким – нибудь делом. Когда он успокоится, повторите, что от него ждут уважения и что его поведение разочаровывает. Подумайте, чем бы вы могли с ним заняться, чтобы смягчить остроту ситуации и перейти к тому, что нравится вам обоим.

Агрессия

Постарайтесь не принимать всё близко к сердцу. Во всех семьях дети ссорятся друг с другом и соперничают. Ни один ребёнок не знает изначально, как улаживать конфликты и терпеть друг друга. Постарайтесь сохранить спокойствие и владеть ситуацией.

Начните разговор с напоминания о правилах безопасности. Когда поведение одного человека угрожает здоровью другого, первое, что надо сделать, это поговорить о правилах безопасности  и нормах поведения в обществе.

Формируйте правильные представления об общении людей друг с другом. Следует объяснить ребёнку, что он не должен выражать свои требования и чувства агрессивно. Дайте ему знать, что можно обратиться к вам, и вы всегда поможете.

Учите просить прощение. Когда вы удостоверились, что ребёнок контролирует свои чувства и поведение, он может попросить, чтобы ребёнок извинился и заверил, что такого больше не произойдёт.

Закрытие проблемы. Когда ребёнок попросил прощения, можно предложить для завершения проблемы устроить совместную деятельность.

                                    Картинка 180 из 1156Картинка 221 из 79654Восемь «НЕ» для мамы с папой.

НЕ запугивайте, не угрожайте ребёнку – полученное таким способом послушание подрывает веру ребёнка в себя и в вашу любовь,

НЕ прибегайте к насилию – насилие всегда воспроизводится,

НЕ провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребёнка – таким образом вы будете давать ему наглядный урок манипулирования людьми,

НЕ оценивайте, не сравнивайте ребёнка с другими – принимайте его таким, какой он есть.

НЕ сдерживайте своих чувств – старайтесь следовать принципу «здесь и теперь»: чувства, выраженные после или авансом, редко оказываются подлинными.

НЕ замалчивайте проблемы и конфликты – высказывайтесь сами и непременно выслушайте детей.

НЕ приносите жертв – ребёнку не может быть хорошо, если плохо вам,

НЕ отвергайте ребёнка. Как бы тяжело он ни провинился.