Программы по внеурочной деятельности

Программы по внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Социокультурный центр» с. Лопхари

Рассмотрено

Руководитель ШМО

________________________/Кноп Т.А./

Протокол №__1___

от «         » сентября 2022 г.

Согласовано

Заместитель директора по КиСО

_______________________/Должикова М.И./

«        » сентября 2022 г.

Утверждено

приказом директора


 _________________/Филаретова Н.В./


№  56/4  от    «  01  »  сентября  2022 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Кружок «Родная (ханты) литература»

6 класс

(срок реализации 1 год)

на 2022-2023 учебный год 

Разработана: Рохтымовой Фаиной Анатольевной,

учителем родной (ханты) литературы

 (соответствие)

с. Лопхари, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

План внеурочной деятельности разработан на основе следующих документов:

федерального уровня:

институционального уровня:

  • Устав МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари;
  • Программа развития школы на 2018-2025 гг.;
  • Основная образовательная программа основного общего образования;
  • Положение об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, ООО, СОО.

Предлагаемый курс в 6 классе по внеурочной деятельности «Родная (ханты) литература» рассчитан  на 1 час в неделю.  Всего 35 часов.

Программа кружка «Родная (ханты) литература» направления составлена с учетом реального состояния языковой ситуации в общеобразовательном учреждении.  Программа  создана  на основании опыта  педагога  и адаптирована к изучению воспитанниками, не владеющих родным (ханты) языком.

Цель курса кружка – приобщение к духовным ценностям народа ханты через литературные источники, пробудить у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к родной (ханты)  литературе, содействовать развитию духовных, творческих начал личности.

Связь курса с историей, этнографией, разными видами прикладного, музыкального, изобразительного искусства расширит кругозор учащихся, даст наглядное представление об исторических процессах, поможет понять истоки народных обычаев, глубже проникнуться нуждами родного края.

Задачи курса:

  1. Совершенствование языковой подготовки учащихся: на примере лучших образцов литературы народов Севера научить их видеть и понимать красоту и величие языка как средства общения и сохранения традиций народа.
  2. Знакомство с достопримечательностями села, района, округа, живыми носителями языка, культуры народа.
  3. Изучение быта народа ханты.
  4. Приобщение детей школьного возраста к азам научно – поисковой работы.

Основные направления:

- изучение литературы писателей и поэтов народа ханты и писателей-земляков;

- мероприятия, включающие воспитанников в традиционные   народные праздники, игры, гуляния;

Воспитатели дошкольных учреждений, воспитатели интернатов, учителя школ и средних учебных заведений используют краеведческий материал как действенное средство нравственно-эстетического и патриотического воспитания. Историко-литературный и природоведческий материал обогатит учащихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности. Тем самым участники кружка через историко-краеведческий материал будут  знакомиться с литературным творчеством писателей-земляков.  Через книгу, рассказывающую о родном крае, будет воспитываться интерес к поискам нового, жажда познания, любовь к природе, своему краю, приобщение к культуре «малой» родины и уважение к своему народу. Книги писателей-земляков раскроют красоту окружающей природы, наблюдать и ощущать которую дети смогут непосредственно во время экскурсий и прогулок.

Формы и методы образовательного и воспитательного процесса могут быть разными- это  прогулки и экскурсии, с целью наблюдения за природой, чтения произведений,  стихов  на природе, праздники и концерты, постановки сказок, беседы, лекции, творческие мастерские, «круглые столы», встречи. Чтобы достичь наилучшего эффекта по приобщению детей к посещению и изучению родной литературы необходимо вести активный поиск по следам минувших событий, встречаться с носителями языка, старожилами, свидетелями знаменательных событий. Все это в сочетании со словом писателя, в сочетании с книгой сделает кружок живым,  интересным и увлекательным. На каждом занятии важно уделять не менее пяти -десяти минут правильному произношению слов на ханты языке, пополнять словарный запас детей.  Чтобы успешно вести эту работу, учитель должен знать, как говорит на родном языке каждый ученик, дать фонетические особенности хантыйского языка в диалектных условиях.

Материал в программе расположен следующим образом: от небольших доступных по возрасту литературных произведений, изучаемых под руководством учителя, дети постепенно переходят к более сложным текстам, овладевая навыкам самостоятельного анализа. Отобранные произведения полностью отвечают требованиям гуманизации образования.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

п\п

наименование раздела программы

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание темы

Литература

Дата

план

факт

1

1 четверть

Введение –

1 час 

Вводное занятие

Введение в предмет. Цели и задачи курса

05.09

05.09

2

Творчество Романа Прокопьевича Ругина -

8 часов

Порах нел (легенда).

Жизнь и творчество Р.П. Ругина.

Роман Ругин «Легенды, мифы, сказки народа ханты».

13.09

3

Осетр (легенда).

20.09

4

Остров Шиян (легенда).

27.09

5

Человек с мизинец ростом. Сказка.

04.10

6

Р.Ругин «Зарубки».

Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО. Сыктывкар, 1995

11.10

7

Р.Ругин «Советы отца».

18.10

8

Р.Ругин «Руки мамы».

01.11

9

08.11

10

2 четверть -

7 часов

Шурышкарский район в творчестве местных  поэтов.

Сборник песен местных поэтов о Шурышкарском районе.

Аудиозапись

15.11

11

С.Р. Ануфриева

«Куноватский вальс», «Лопхари».

Жизнь и творчество автора

22.11

12

С.В. Абросимова

«Лопхари-поляна весел».

Встреча с автором.

29.11

13

Беседы со сторожилами села.

Встреча с интересными людьми.

06.12

14

Наш поселок Лопхари,  вчера и сегодня.

Экскурсия в музей.

13.12

15

Николай Нахрачев, собиратель фольклора.

Жизнь и творчество.

20.12

16

Реликвии  моей семьи. История вещи.

Выставка семейных реликвий.

10.01

17

3 четверть –

10 часов

Творческая мастерская.

Литературное творчество.

17.01

18

Загадка одного портрета.

К юбилею МВК

им. Шимановского.

Народный журнал «Северяне» № 3, 2016

24.01

19

Ю. Афанасьев

«Сказки дедушки Ай-по».

Жизнь и творчество писателя.

31.01

20

И.Г. Истомин «Илька».

Жизнь и творчество писателя.

И.Истомин «Живун»

07.02

21

Литературная гостиная по творчеству И.Г. Истомина.

К юбилею писателя.

14.02

22

Н.Дудников «Гадкий лебеденок».

Жизнь и творчество Н.Дудникова. Зарисовки с натуры.

Н.Дудников «Осетр хвастун. Зарисовки с натуры, сказки, легенды, Москва, 1995

21.02

28.02

23

Н.Дудников «Ванюшкин самородок».

24

П.Салтыков «Север», «Лебеди».

Северные просторы. Литературно-краеведческая хрестоматия. Автор сост. Л.В.Федорова. Тюмень Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001

07.03

25

День оленевода.

Стихи об олене.

Традиции праздника.

Стихи северных поэтов об олене (Р.Ругин, И. Истомин, М.Шульгин, Л. Лапцуй и др.)

14.03

26

История создания учебников на хантыйском языке.

Первые учебники на хантыйском  языке. Словари. Авторы.

28.03

27

Обобщение пройденного материала. Викторина.

04.04

28

4 четверть –

9 часов

Традиционный праздник Вороний день.

Традиции праздника.

Северные просторы. Литературно-краеведческая хрестоматия. Автор сост. Л.В.Федорова. Тюмень Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001

11.04

29

Р.Ругин. Стихи о войне.

«Земляки», «Память о войне», «Горсть родной земли», «Проводы сына в армию», «День Победы».

18.04

30

Р.Ругин «Дети войны».

25.04

31

Анатолий Михайлович Зверев.

Сбор материала.

02.05

32

Урок-исследование «Моя семья в годы  ВОВ».

Выступление.

16.05

33

Р.Ругин «Доброта», «Добрый наказ».

23.05

34

Обобщение пройденного.

30.05

ИТОГО:

35 часов

Литература:

  • Мифы, предания, сказки хантов и манси. Главная редакция восточной литературы. Москва, 1990
  • Л.В. Федорова Родная литература. Программно-методическое пособие с частичным хрестоматийным обеспечением. Часть 1. Тюмень, 1995
  • Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО. Сыктывкар, 1995
  • Роман Ругин «Легенды, мифы, сказки народа ханты»
  • Северные просторы. Литературно-краеведческая хрестоматия. Автор сост. Л.В.Федорова. Тюмень Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001
  • Н.Дудников «Осетр хвастун. Зарисовки с натуры, сказки, легенды, Москва, 1995


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Социокультурный центр» с. Лопхари

Рассмотрено

Руководитель ШМО

________________________/Кноп Т.А./

Протокол №__1___

от «         » сентября  2022 г.

Согласовано

Заместитель директора по КиСО

_______________________/Мохирева Н.В./

«        » сентября  2022 г.

Утверждено

приказом директора


 _________________/Филаретова Н.В./


№  56/4  от  « 01 »  сентября  2022 г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Кружок «Родная (ханты) литература»

9 класс

(срок реализации 1 год)

на 2022-2023 учебный год 

Разработана: Рохтымовой Фаиной Анатольевной,

учителем родной (ханты) литературы

 (соответствие)

с. Лопхари, 2022 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

План внеурочной деятельности разработан на основе следующих документов:

федерального уровня:

институционального уровня:

  • Устав МОУ «Социокультурный центр» с. Лопхари;
  • Программа развития школы на 2018-2025 гг.;
  • Основная образовательная программа основного общего образования;
  • Положение об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, ООО, СОО.

Предлагаемый курс по внеурочной деятельности «Родная (ханты) литература» рассчитан   1 час в неделю в 9 классе. Всего 34 часа. Курс нацелен на реализацию важнейших требований к школе, выдвинутых Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" а также Программой развития образования в ЯНАО.

Программа кружка «Родная (ханты) литература» направления составлена с учетом реального состояния языковой ситуации в общеобразовательном учреждении.  Программа создана на основании опыта педагога и адаптирована к изучению воспитанниками, не владеющих родным (ханты) языком.

Цель курса кружка – приобщение к духовным ценностям народа ханты через литературные источники, пробудить у учащихся внимательное и бережное отношение к слову, интерес к родной (ханты) литературе, содействовать развитию духовных, творческих начал личности.

Связь курса с историей, этнографией, разными видами прикладного, музыкального, изобразительного искусства расширит кругозор учащихся, даст наглядное представление об исторических процессах, поможет понять истоки народных обычаев, глубже проникнуться нуждами родного края.

Задачи курса:

  1. Совершенствование языковой подготовки учащихся: на примере лучших образцов литературы народов Севера научить их видеть и понимать красоту и величие языка как средства общения и сохранения традиций народа.
  2. Знакомство с достопримечательностями села, района, округа, живыми носителями языка, культуры народа.
  3. Изучение быта народа ханты.
  4. Приобщение детей школьного возраста к азам научно – поисковой работы.

Основные направления:

- изучение литературы писателей и поэтов народа ханты и писателей-земляков;

- мероприятия, включающие воспитанников в традиционные   народные праздники, игры, гуляния;

   Воспитатели дошкольных учреждений, воспитатели интернатов, учителя школ и средних учебных заведений используют краеведческий материал как действенное средство нравственно-эстетического и патриотического воспитания. Историко-литературный и природоведческий материал обогатит учащихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности. Тем самым участники кружка через историко-краеведческий материал будут знакомиться с литературным творчеством писателей-земляков.  Через книгу, рассказывающую о родном крае, будет воспитываться интерес к поискам нового, жажда познания, любовь к природе, своему краю, приобщение к культуре «малой» родины и уважение к своему народу. Книги писателей-земляков раскроют красоту окружающей природы, наблюдать и ощущать которую дети смогут непосредственно во время экскурсий и прогулок.

Формы и методы образовательного и воспитательного процесса могут быть разными- это прогулки и экскурсии, с целью наблюдения за природой, чтения произведений, стихов на природе, праздники и концерты, постановки сказок, беседы, лекции, творческие мастерские, «круглые столы», встречи. Чтобы достичь наилучшего эффекта по приобщению детей к посещению и изучению родной литературы необходимо вести активный поиск по следам минувших событий, встречаться с носителями языка, старожилами, свидетелями знаменательных событий. Все это в сочетании со словом писателя, в сочетании с книгой сделает кружок живым, интересным и увлекательным. На каждом занятии важно уделять не менее пяти -десяти минут правильному произношению слов на ханты языке, пополнять словарный запас детей.  Чтобы успешно вести эту работу, учитель должен знать, как говорит на родном языке каждый ученик, дать фонетические особенности хантыйского языка в диалектных условиях.

          Материал в программе расположен следующим образом: от небольших доступных по возрасту литературных произведений, изучаемых под руководством учителя, дети постепенно переходят к более сложным текстам, овладевая навыкам самостоятельного анализа. Отобранные произведения полностью отвечают требованиям гуманизации образования.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п\п

Наименование раздела программы

Кол-во часов

Тема урока

Содержание темы

Литература

Дата

план

факт

1

1 четверть

Введение.

Герой, характер, образ –

9 часов

1

Вводное занятие

Введение в предмет.

Цели и задачи курса.

Жизнь и творчество земляков Ю.Шесталова, И.Истомина,

Р. Ругина, Л.Лапцуя.

07.09

07.09

2

1

Матра Вахрушева. На берегах малой Юконды. Отрывки повести.

Тундра поет. Средне -уральское книжное издательство

Северные родники.

Литературно-краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО. Сыктывкар, 1995 г.

Аудиозапись.

14.09

14.09

3

1

Матра Вахрушева. На берегах малой Юконды. Отрывки повести.

21.09

4

1

Юрий Вэлла. «Мне часто приходят на ум слова…

Еремей Айпин «Седой» Отрывок из романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари».

28.09

5

1

05.10

6

1

12.10

7

1

Иван Ермаков «Богиня в шинели. Сказ.

19.10

8

1

26.10

9

1

16.11

10

2 четверть –

7 часов

1

Анатолий Омельчук «Трагедия во льдах» Очерк.

Творчество автора и журналиста.

Литература Тюменского края. Хрестоматия 5-7 классы. Тюмень, 1996

23.11

11

1

Анатолий Омельчук «На полярных ветрах». Очерк.

30.11

12

1

Беседы со сторожилами села.

Встреча с интересными людьми.

07.11

13

1

Наш поселок Лопхари, вчера и сегодня.

Экскурсия в музей.

14.12

14

1

Литературное творчество жителей села.

Встреча с интересными людьми.

21.12

15

1

Реликвии моей семьи. История вещи.

Выставка семейных реликвий.

28.12

16

1

Творческая мастерская

Литературное творчество.

11.01

17

3 четверть –

10 часов

1

Еремей Айпин «Луна – Человек».

Отрывок из повести «Я слушаю землю».

18.01

18

1

Юрий Вэлла «Сегодня утром дождь».

Жизнь и творчество писателя.

25.01

19

1

Жизнь и творчество писателя.

25.01

20

1

Вечер памяти И.Истомина «Певец Севера».

К 101-летию писателя.

01.02

21

1

Юрий Вэлла «Облака на небе высоко.

Творчество и жизнь писателя.

Легенды о Золотой Бабе.

Литература Тюменского края.

08.02

22

1

Ю.Шесталов «Тайна Сорни-най». Отрывок из повести.

15.02

23

1

Ю.Шесталов «Тайна Сорни-най». Отрывок из повести.

Легенды о Золотой Бабе.

22.02

24

1

Габдель Махмут. «Попутчики».

Отрывок из рассказа «Татарчонок».

01.03

25

1

15.03

26

1

Обобщение пройденного. Викторина.

22.03

27

4 четверть

Храним язык родной земли –

8 часов

1

Вороний день.

Традиции праздника.

29.03

28

1

Т.С. Себурова

«Долгая дорога к хантам».

Храним язык родной земли. Сост. Т. Себурова; ред. Рус. Текстов В. Патронова; ред. Хант текстов Т. Себурова, В. Енов; Предисл. Н. Лысковой. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007

05.04

29

1

12.04

30

1

С. Берендеева Просветитель Хантыйского народа.

Биография А.М. Сенгепова.

19.04

31

1

Н. Шабаршина  

Дыхание родной земли.

26.04

32

1

Т.С. Себурова

Вся жизнь с хантыйской газетой.

Газета на ханты языке.

17.05

33

1

Обобщение пройденного.

24.05

34

1

Творческая мастерская.

31.05

ИТОГО:

34 часа

Литература:

  • Мифы, предания, сказки хантов и манси. Главная редакция восточной литературы. Москва, 1990
  • Л.В. Федорова Родная литература. Программно-методическое пособие с частичным хрестоматийным обеспечением. Часть 1. Тюмень, 1995
  • Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО. Сыктывкар, 1995
  • Роман Ругин «Легенды, мифы, сказки народа ханты».
  • Северные просторы. Литературно-краеведческая хрестоматия. Автор сост. Л.В.Федорова. Тюмень Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001
  • Литература Тюменского края. Хрестоматия 5-7 классы. Тюмень, 1996
  • Храним язык родной земли. Сост. Т. Себурова; ред. Рус. Текстов В. Патронова; ред. Хант текстов Т. Себурова, В. Енов; Предисл. Н. Лысковой. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.