программа Музицирование
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Ненецкого автономного округа «Детская школа искусств»
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»
Вариативная часть
Рабочая программа по учебному предмету
В.01.УП.01 «Музицирование»
концертмейстера Листовой Анны Сергеевны
г. Нарьян-Мар, 2022г.
Разработчик: Листова Анна Сергеевна, концертмейстер высшей квалификационной категории ГБУ ДО НАО «Детская школа искусств» г.Нарьян-Мара.
Рецензенты:
Третьякова А.И. преподаватель Архангельского музыкального колледжа, Заслуженный работник культуры РФ
Дресвянкина Н.Б. преподаватель государственного бюджетного профессионального учреждения Ненецкого автономного округа «Нарьян-Марского социально-гуманитарного колледжа им. И.П. Выучейского»
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
- Срок реализации учебного предмета.
- Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.
- Форма проведения учебных аудиторных занятий.
- Цели и задачи учебного предмета.
- Обоснование структуры программы учебного предмета.
- Методы обучения.
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
- Содержание учебного предмета
- Требования по годам обучения.
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Формы и методы контроля ,система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценок.
- Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
- Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
- Список рекомендуемой нотной литературы;
- Список рекомендуемой методической литературы.
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музицирование» разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано». Данная программа использует развивающую модель обучения, обеспечивает активную деятельность детей в сфере искусства, способствует воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.
Учебный предмет «Музицирование» направлен на комплексное интенсивное музыкальное воспитание, в котором нашли отражение традиции прошлого и достижения прогрессивной музыкальной педагогики XX века и настоящего времени. Главное предназначение сферы дополнительного музыкального образования - предоставить детям возможность творить, созидать, развиваться, формировать свою индивидуальность. Музицирование на инструменте включает в себя различные виды музыкального творчества: подбор по слуху, импровизацию, сочинение, аккомпанемент и самоаккомпанемент, навыки ансамблевой игры.
Учебный процесс по предмету «Музицирование» построен таким образом, чтобы овладение этим видом музыкальной деятельности нашло практическое применение в жизни учащегося - как во время обучения, так и после окончания школы. Особенностью данной программы является то, что она может быть реализована как в полном объеме, так и фрагментарно. Данная программа предусматривает индивидуальную форму работы с учащимся в пределах времени, отведенного типовыми учебными планами.
Учебный предмет «Музицирование» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Он позволяет создать необходимые условия для реализации индивидуального подхода в процессе обучения, что позволяет более точно определить перспективы развития каждого ребенка, в том числе, обладающего способностями для дальнейшего получения профессионального образования в области искусств.
2.Срок реализации учебного предмета.
Программа «Музицирование» рассчитана на 3-х летний курс изучения предмета, (в 4 - 6 классах), возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 9-14лет. В ДШИ данная программа реализуется в вариативной части предпрофессиональной общеобразовательной программы «Фортепиано» для учащихся фортепианного отделения, обучающихся по восьмилетнему учебному плану.
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом ДШИ на реализацию предмета «Музицирование»:
Количество часов | Всего | |||
4класс | 5класс | 6класс | ||
Аудиторная нагрузка | 34 | 34 | 34 | 102 |
Недельная аудиторная нагрузка | 1ч | 1ч | 1ч |
4.Форма проведения учебных аудиторных занятий-индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока 40 минут. Программа предмета «Музицирование» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога и контролироваться на каждом уроке. Учебный предмет «Музицирование» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность и чтение с листа», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной программы в области искусства
«Фортепиано».
5.Цели и задачи программы
Цели программы:
-развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретённых ими знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.
-развитие навыков любительского музицирования, что должно способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей и возможностей детей, повышению заинтересованности в музыкальном обучении.
Задачи программы:
Образовательные:
- научить подбирать по слуху мелодию;
- научить подбирать аккомпанемент к мелодии;
- научить аккомпанировать;
- научить транспонировать;
- научить досочинять /сочинять/варьировать несложные мелодии, импровизировать;
Развивающие:
- выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей;
- развитие памяти, внимания, воображения, мышления, увлеченности, активности, трудолюбия, самостоятельности;
- развить мелодический и гармонический слух;
- развить метроритмическое чувство;
- развить ладогармоническое мышление;
- приобщить учащихся к различным видам музыкального творчества;
- развить у учащихся музыкальный вкус и эрудицию.
Воспитательные:
- воспитание у детей устойчивого познавательного интереса и любви к музыке,
- воспитание хорошего музыкального вкуса;
- воспитание стремления к самосовершенствованию;
- воспитание уважительного отношения к искусству.
6.Обоснование структуры программы учебного предмета «Музицирование».
Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, систему оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета», который не противоречит требованиям и задачам профессионального музыкального воспитания, поскольку основу профессиональной деятельности как раз и составляют способности к различным видам музицирования, хороший музыкальный вкус, умение рассказывать о музыке и увлекать ею слушателей.
7.Методыобучения.
Для достижения наиболее высоких результатов в рамках учебно-образовательного процесса используются следующие методы:
- словесный - устное изложение учебного материала, беседа, анализ музыкального произведения;
- наглядный - собственный показ преподавателя, или прослушивание аудиозаписи;
- репродуктивный - воспроизводящие и творческие упражнения, самостоятельный анализ музыкального материала учащимися;
- игровой (игровые упражнения и задания на развитие мелодического и гармонического слуха, чувства ритма ладогармонического мышления ,развития творческих способностей).
Данные методы работы сложились благодаря результатам многолетнего опыта работы преподавателей фортепианного отдела и являются наиболее продуктивными в работе с учащимися.
8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Музицирование»
Для успешной реализации образовательной программы необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
- учебное помещение (класс) со звукоизоляцией, соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям по площади, уровню освещения, температурному режиму;
- пианино (желательно 2 инструмента, музыкальные инструменты должны быть настроены).
- регулируемые по высоте банкетки;
- разновысотные подставки под ноги;
- наличие нотной литературы.
II.Содержание учебного предмета
1.Требования по годам обучения.
4класс
Подбор по слуху мелодии на 3 - 5 ступенях в мажоре и миноре от любых звуков. Материал для подбора - несложные попевки и песенки. Постепенное усложнение материала для подбора. Воспитание умения анализировать строение мелодии, ее ритмические особенности. Использование ритмических формул с использованием четвертей, восьмых, половинных длительностей. Транспонирование простейших мелодий от всех звуков с определением тональности, в пределах 5 ступеней мажора и минора. Работу по подбору аккомпанемента надо начинать с легкого сопровождения, состоящего из отдельных звуков в басу, постепенно переходя к более сложному аккордовому аккомпанементу. Этапы подбора аккомпанемента: отдельные звуки в басу на I, IV, V ступенях; выдержанные звуки в басу; интервалы – терции, квинты на I, IV, V ступенях. Развитие творческих навыков: запись/воспроизведение ритмического рисунка к тексту песен; досочинение /сочинение /варьирование ритмического рисунка; досочинение/сочинение/варьирование мелодии; игра различных комбинаций подобранных мелодий; досочинение /сочинении, варьирование аккомпанемента к простейшей мелодии. Объем мелодии 4 - 8 тактов.
5 класс
Подбор по слуху: использование мелодий для подбора в диапазоне 7 ступеней мажора и минора, в пределах одной тональности. Усложнение ритмической функции мелодии - использование пунктирных ритмов, мелких длительностей (восьмых, шестнадцатых). Транспонирование подобранных и выученных мелодий в тональности до 2-х знаков мажора и минора. Подбор аккомпанемента: учащегося необходимо научить анализировать гармоническое сопровождение, поддерживающее данную мелодию. Сначала надо освоить простые цепочки из аккордов: T – S – Т, Т – D – Т. Этапы подбора аккомпанемента: интервалы – терции, квинты на I, IV, V ступенях; трезвучия и их обращения на I, IV, V ступенях; трезвучия, с обращениями в мелодическом и гармоническом виде на I, IV, V ступенях. Развитие творческих навыков: запись/воспроизведение ритмического рисунка к тексту песен; досочинение /сочинение/ варьирование ритмического рисунка; досочинение /сочинение/ варьирование мелодии; игра различных комбинаций подобранных мелодий; досочинение /сочинение/ варьирование аккомпанемента к мелодии. Объем мелодий 4 - 16 тактов.
6 класс
Мелодии для подбора по слуху интонационно развиты - использование как поступенного, так и скачкообразного движения мелодии, усложнение ритмических формул. Транспонирование знакомых песен, легких пьес, отрывков из разучиваемых произведений, этюдов - с сохранением аппликатуры основной тональности, кадансовые обороты в различных мелодических и ритмических вариантах, на фоне постепенного усложнения мелодического и гармонического материала. Подбор аккомпанемента. Обратить внимание учащегося на то, что аккорды аккомпанемента берутся на сильные и относительно сильные доли, на основные звуки в мелодии, а проходящие и вспомогательные не гармонизуются. Кроме трезвучий использовать их обращения. На основе трезвучий их обращений освоить простейшие виды фактурного аккомпанемента. При подборе аккомпанемента: - сыграть мелодию, определить тональность, назвать знаки при ключе; - найти на главных ступенях трезвучия лада T – S – D; проиграть в этой тональности цепочку из аккордов: T – S – D –T. Если в мелодии есть звуки, не входящие в основную цепочку, найти аккорды на других ступенях – II, III, IV и VII; - проанализировать гармонический план мелодии – на какие звуки в мелодии будут приходиться определенные аккорды; - сыграть мелодию с аккомпанементом; - видоизменить или разнообразить фактурно аккомпанемент соответственно характеру музыки. Развитие творческих навыков: - запись/воспроизведение ритмического рисунка к тексту песен; - досочинение/сочинение/варьирование ритмического рисунка; - досочинение/сочинение/варьирование мелодии; - игра различных комбинаций подобранных мелодий; - досочинение /сочинение/ варьирование аккомпанемента к простейшей мелодии. Объем мелодий 8 -16 тактов.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
4 класс
К концу учебного года ученик должен владеть навыками:
- подбора по слуху несложных мелодий.
- транспонирование в 1-2 знакомые тональности.
- подбор баса к выученной мелодии, используя T,D,S.
- виды творческих работ: досочинение элементарных попевок, мелодий (размер2/4,3/4).
- исполнительская терминология: знание терминов, умение находить и определять их в нотном тексте.
По предмету «Музицирование»на основании результатов текущего контроля выводятся четвертные и годовые отметки.
- класс
К концу учебного года ученик должен владеть навыками:
- подбора по слуху несложных мелодий.
- транспонирование в 2-3 знакомые тональности.
- подбор баса к выученной мелодии, используя T,D,S в различном фактурном ,ритмическом и мелодическом изложении.
- виды творческих работ: сочинение и досочинение элементарных попевок, мелодий.
- творческое музицирование: разучивание произведений для досугового музицирования.
По предмету «Музицирование» на основании результатов текущего контроля выводятся четвертные и годовые отметки.
- класс
К концу учебного года ученик должен владеть навыками:
- подбора послуху.
- транспонирование в 2 – 3 знакомые тональности.
- игра кадансовых оборотов в знакомых тональностях (например,I-IV-V-I;I-IV6|4-I-V6-I).
- виды творческих работ: импровизация мелодии на заданный ритм, мелодию, текст; сочинение мелодических и ритмических вариантов фразы, предложения, мелодии различного характера , жанра (вальс, полька, марш).
- исполнительская терминология. Свободная ориентация в нотном тексте.
- творческое музицирование: разучивание пьес из репертуара произведений для досугового музицирования.
По предмету «Музицирование» на основании результатов текущего контроля выводятся четвертные и годовые отметки.
Данные требования являются примерными и могут быть изменены в процессе занятий на более легкий или усложненный вариант. Форма индивидуального занятия позволяет преподавателю творчески подходить к процессу обучения с учетом музыкальных способностей и возможностей учащегося, а также учитывать скорость усвоения материала. Занятия предметом «Музицирование» вводятся для раскрытия творческого потенциала учащихся, а также предполагают развитие интереса к самостоятельным занятиям музыкой. Основные принципы подбора репертуара - доступность по содержанию текста и возможностям обучающихся, узнаваемость предлагаемых песен и произведений, художественная ценность произведения, решение учебных задач, разнообразие по стилю, эпохе, жанру, средствам музыкальной выразительности. В основе лежит классическая музыка в сочетании с лучшими образцами народной и современной.
Предмет «Музицирование» формирует и развивает разносторонние музыкальные способности и интересы. Окончив курс обучения, ученик должен:
- подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом, используя различные варианты фактуры;
- музицировать (возможно импровизировать и сочинять в силу своих способностей) в простых жанрах;
- уметь аккомпанировать (и петь под собственный аккомпанемент)
- иметь хороший музыкальный вкус, любить и понимать музыку;
- иметь разнообразный репертуар для досуговых мероприятий.
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации учебного предмета «Музицирование» включает в себя основные виды контроля успеваемости учащихся:
- текущий контроль успеваемости учащихся,
- промежуточная аттестация учащихся.
Они несут проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивая оперативное управление учебным процессом.
Формы промежуточной аттестации:
- контрольные уроки , проводимые в классе (оценивает преподаватель). На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная оценка с занесением в журнал, ведомость и дневник учащегося.
- текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения. Контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
2.Критерии оценки
Для аттестации учащихся используются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. В конце каждой четверти выставляется оценка по пятибалльной шкале, которая по сложившейся традиции может быть дополнена системой «+» или « - ».
Оценки | Критерии оценивания выступления |
5 (отлично) | Регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков в занятий, активная и эмоциональная работа на занятиях , проявление инициативы к самостоятельной творческой работе, успешное выполнение всех заданий, быстрое продвижение в усвоении материала |
4(хорошо) | Регулярное посещение занятий, пропуски занятий только по болезни или уважительной причине, стабильная работа в классе, выполнение заданий, умеренная скорость усвоения материала |
3(удовлетворительно) | Нерегулярное посещение занятий, пропуски занятий не только по болезни или уважительной причине, пассивная работа в классе, нерегулярное выполнение заданий, медленная скорость усвоения материала |
2 (неудовлетворительно) | Нерегулярное посещение занятий ,систематические пропуски занятий без уважительной причины, отсутствие работы в классе, невыполнение заданий |
Зачет (безотметки) | Отражает достаточный уровень подготовки учащегося |
V. Методическое обеспечение учебного процесса
1.Методические рекомендации педагогическим работникам
Основной формой работы в классе является урок, проводимый в виде индивидуального занятия преподавателя сучащимся. Форма индивидуальных занятий создает наиболее благоприятные условия для работы, позволяющие учитывать психофизические особенности и способности каждого учащегося в решении учебных и воспитательных задач, а также степень сложности и скорость усвоения материала.
Творческое осмысление и применение преподавателями идей, заложенных в данной программе, ускорит реальное применение метода индивидуального подхода к обучению в современной педагогической практике и будет способствовать оптимизации учебного процесса, а также заинтересованному отношению ребенка к занятиям.
Создание преподавателем максимально благоприятной атмосферы для занятий «Музицированием» должно помочь учащимся , в первую очередь со скромными музыкальными данными, не только развить свои творческие способности, но и получить удовольствие от процесса занятий музыкой. Наиболее ценно, если у ребенка возникает потребность к творческому самовыражению, в таком случае необходимо поощрять проявление его инициативы при сочинении или подборе мелодий для поддержания мотивации к учебной и творческой деятельности.
2.Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
Необходимым условием успешного обучения является самостоятельная работа учащегося. Самостоятельные занятия должны быть регулярными и систематическими. Объём самостоятельной работы определяется с учётом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, опираясь на сложившиеся педагогические традиции, методическую целесообразность и индивидуальные способности ученика.
Домашняя работа может проходить в несколько этапов.
В самостоятельной работе должны присутствовать разные виды заданий:
- разбор новых произведений;
- повторение ранее пройденных произведений;
- подбор мелодий, аккомпанемента.
Домашние задания должны быть понятны и доступны для ребенка, их выполнение не должно вызывать дополнительных трудностей.
Все рекомендации в индивидуальном порядке даёт преподаватель и фиксирует их в дневнике.
VI.Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
1.Список рекомендуемой нотной литературы
Музыкальный материал для подбора по слуху и транспонированию: 1.Барсукова С.А. «Пора играть, малыш!» для учащихся подготовительного и первого классов ДМШ. ФГУИПП, «Курск», 2004 год.
2.Беленькая М., Ильинская С. Детский песенник «Музыкальная шкатулка» ч.1,2
3.Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Часть 1. СПб.: Композитор,1995. 4.Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Часть 2,3. СПб.: Композитор,1996.
5.Борухзон Л., Волчек Л. Азбука музыкальной фантазии. Части 4-6. СПб.: Композитор,1997,1998.
6.Голованова С.И. «Первые шаги» сборник для начинающих. Ч.1, издание второе. Изд. «Крипто Логос», М., 2002 год.
7. Геталова О., Визная О. «В музыку с радостью» Изд. «Композитор» Санкт-Петербург, 2003 год. 8.ГеталоваО. Учусь импровизировать и сочинять. Творческие тетради: I,II, III. СПб.: «Композитор»,1999.
9. Королькова И. «Крохе-музыканту» 1,2 тетрадь. Нотная азбука для самых маленьких. Ростов-на-Дону, изд. «Феникс»,2004 год, №1-42; №1-35
10.Мыльников С.И. «Рождение игрушки , г. Москва, изд. «Композитор» , 2000 г.
11.Поплянова Е. «Наиграл сверчок». Пьесы для домашнего музицирования. Часть 1. Челябинск,2005
12.Поплянова Е. «Наиграл сверчок». Пьесы для домашнего музицирования. Часть 2. Челябинск,2005
13.Туркина Е. «Котёнок на клавишах», изд. «Санкт-Петербург», 2004 г.
14.Чичков Ю., Простые песенки. М.,1991 15.«Буратино за фортепиано», Популярные детские песни в самом лёгком переложении «Композитор» СПб 2009
16.Русские народные песенки:«Ходит зайка», «Липка», «Звоны», «Два кота», «Белые гуси», «Коровушка», «Метелица», «Две тетери» и др.
17.Детские песенки: «Елочка» М. Красев, «Две лягушки» А. Филиппенко, «Зима» Л. Карасева, «Листопад», «Елка» Т. Попатенко, «Санки», «Конь» М. Красев, «Веселые матрешки» Ю. Слонов, «Новогодняя», «Цыплята» А. Филиппенко, «Я на солнышке лежу» Г. Гладков
Детская песня «Птичка над моим окошком»
Детские песни «Козлик», «Мышата»
«Осенний вальс» Д. Кабалевский
«Падают листья» М. Красев
«Рыбка» М. Красев
«Веселые музыканты» Ю. Литовко
«Вальс», «Солнышко» Т. Потапенко
Русская народная песня «Как у наших у ворот»
«Осень пришла» В. Гиллок
«Песенка друзей» Г.Гладков, слова Ю. Энтина
2.Список рекомендуемой методической литературы.
1.Брянская Ф. «Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста» . Методическиематериалы.М.,1971.
2.Баренбойм Л., Брянская Ф. «Путь к музицированию» Л. Советский композитор. 1981.
3.Богино Г. К. Игры-задачи для начинающих музыкантов / Г. К. Богино. - Москва : Музыка, 1974.
4.БорухзонЛ., Волчек Л., Гусейнова Л.«Азбука музыкальной фантазии» (в 6-ти тетрадях).СПб.:«Композитор»,1996,1997.
5. Булаева О., Геталова О. «Учусь импровизировать и сочинять», творческие тетради I. II. II. IV. V «Композитор» СПб. 2002.
6.Верхолаз Р. «Вопросы методики чтения нот с листа». Изд. Академии педагогических наук РСФСР.1960.
7.ГаличВ. «О развитии внутреннего слуха ,творческой инициативы и фантазии на индивидуальных занятиях в фортепианных классах» Вопросы методики начального музыкального образования». Ред. В. Натансон, В. Руденко.М.:«Музыка»,1981. 8.Гитлиц В. «О чтении с листа. Памятка педагогу в «Пособии по чтению нот с листа» (5-7классыДМШ). М.: «Музыка»,1967.
9.Ивэнс Ли. «Ритмы джаза в игре на фортепиано. Основы синкопирования и полиритмии». -Киев: Музична Украіна, 1986
10.Кузнецов, В. Подбираем на рояле / В. Кузнецов. - Санкт-Петербург : «Композитор», 2009.
11.Кузнецов В., Артемьева О. «Подбираю на рояле». Практический курс гармонии для младших классов ДМШ, учебное пособие «Композитор» СПб 2009 г.
12.Кременштейн, Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано / Б. Кременштейн. - Москва : КлассикаХХI, 2003.
13.Лапп, Д. Улучшаем память в любом возрасте / Д. Лапп. – Москва, 1993. 14.Макаровская Ф. «Творческое музицирование как метод музыкального воспитания»//Вопросы методики начального музыкального образования».Ред. В.Натансон, В.Руденко. М.: «Музыка»,1981.
15. Мамаева М. Как подобрать аккомпанемент к любимой мелодии. - СПб.: Нота, 2003. 16.МейлихЕ.«У истоков музицирования».«Музыка- детям».Вопросы музыкально-эстетическоговоспитания.Л.:«Музыка»,1976.– Вып.3. 17.Музыкальное воспитание в современном мире. Материалы IX-ой конференции Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ). - Москва, 1973
18.Сиротина Т. «Подбираем аккомпанемент» М .«Музыка» 2004 19.СмирноваТ.«Интенсивный курс по фортепиано» .УчебноепособиеAllegro.Методическиерекомендации.М.,2003. 20.Смирнова Н. О развитии творческих способностей детей. Учебно-воспитательная работа в фортепианных классах ДМШ / Н. Смирнова. -Москва, 1976. 21.Смолина Е. «Современный урок музыки. Творческие приемы и задания».Ярославль: Академия развития, 2006. 22. Соколов Ф. «Музыкальный конструктор» пособие для музыкального творчества детей» «Композитор» СПб .2009. 23.Тургенева Э., Малюков А. «Пианист - фантазёр» № 1. 2 М «Советский композитор» 1988. 24.Шайхутдинова Д.И. Основы импровизации и подбор аккомпанемента. Учебное пособие для учащихся музыкальных школ. Ростов - на - Дону: Феникс,2008 25. Шатковский Г.И. «Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования» Москва. 26. Юдовина- Гальперина, Т. Б. За роялем без слез, или я - детский педагог / Т. Б. Юдовина - Гальперина. - Санкт-Петербург : Союз художников, 2002. 27. Ядова И. «Пособие для развития навыка подбора по слуху в классе фортепиано» Вып. 1, 2 с аудиоприложением. СПб «Композитор, 2005.