Доклад на тему: «Хореографическое искусство как фактор творческой деятельности ребёнка»

Мирошниченко Ирина Владимировна

Для становления сферы движений, моторики очень важным считается именно возраст дошкольника и младшего школьника. В это время происходит становление детского организма, идет интенсивное развитие органов движения; простые и сложные движения определяются непринужденностью. Позже моторные умения развиваются с затруднением, требующие от индивида больше волевых усилий, напряжения для усовершенствования.

Именно с помощью соответствующих движений, мимики, жестов, поз и музыки ребенок способен передать свое настроение, чувства, переживания, точно раскрыть целостный музыкально-двигательный образ. Все это помогает развивать танцевальную творчество, под которой понимают способность ребенка к созданию новых движений, вариантов комбинирования и осложнения знакомых элементов, а также умение самостоятельно импровизировать в процессе музыкально-двигательной деятельности, в соответствии с особенностями музыкального произведения на основе доступных танцевальных и образных движений.

Танцевальная деятельность также способствует психическому развитию ребенка: расширению кругозора, активизации познавательных процессов, развития произвольного внимания, памяти (зрительной, слуховой, мышечной), творческого воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Хореографическое искусство как фактор творческой деятельности ребёнка»

                       

                                                                                                               Составитель: педагог

                                                                                                дополнительного образования

                                                                                          Мирошниченко Ирина Владимировна                                      

                                                 

                                           Магнитогорск 2022г                                                                                   

Развитие творческих способностей детей и молодежи, обогащения их духовного мира, формирование современного мировоззрения, выявление их дарований, обогащения их потенциала является одним из приоритетных направлений, указанный в Национальной доктрине развития образования в XXI веке, концепции внешкольного образования и воспитания. В этих документах указано, что одной из основных задач дополнительного образования является поиск, развитие и поддержка способных, одаренных и талантливых воспитанников, учащихся и слушателей.

Среди многих видов искусств хореография имеет наибольший потенциал в развитии творческих способностей детей, потому что искусство танца является синкретическим и впитывает в себя изобразительное искусство, драматургию, музыку. Поэтому хореография в нашей стране приобретает все большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонично развитой, духовно богатой личности.

Теоретики хореографической педагогики Л. Богаткова, А. Шевчук считают, что привлечение ребенка к танцевальному искусству важно для его духовного развития, формирование необходимых моральных качеств и раскрытия творческого потенциала. Танцевальная деятельность способствует и улучшению физического развития, формированию интереса к двигательной деятельности.

Обозначенная цель работы ставит перед нами необходимость решения следующих задач: раскрыть содержание понятий «творчество» и «творческие способности» в современной психологии и педагогике; проанализировать роль хореографического искусства в творческом развитии личности; определить методы повышения творческой активности на занятиях по хореографии.

Проявление творческой активности ребенка, обогащение его духовной жизни не отделимы от освоения ею искусства

Восприятие художественных произведений способствует развитию ребенка, формирует у нее сенсорную культуру дает новую специфическую информацию, пробуждает эстетическое чувство красоты. Концепция воспитания через искусство не ограничивается ознакомлением детей с его произведениями, их восприятием, а прежде всего пропагандирует активное приобщение детей к художественной деятельности. Хореографическое искусство занимает в реализации такого подхода видное место. Оно через хореографические упражнения, действия развивает пластику движений, чувство гармонии, образное восприятие музыки, дарит переживания радости свободного владения моторикой собственного тела.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста формы хореографического деятельности — танцы, марширующих, уроки ритмики, физические спортивные упражнения — соответствуют их естественной потребности в движении. Движение стимулирует деятельность организма, способствует напряжению мышц, активизации всех органов. Потребность в движении в единстве с потребностью новых впечатлений является ведущей в развитии детей такого возраста. Этот процесс происходит неравномерно. Каждый его период характеризуется избирательной производительностью в направлениях, например, развитию речи, овладение умениями читать, писать и тому подобное. Такие периоды называют сенситивными.

Их определяются наибольшая производительность развития некоторых умений, свойств и они являются временными переходными

Для становления сферы движений, моторики очень важным считается именно возраст дошкольника и младшего школьника. В это время происходит становление детского организма, идет интенсивное развитие органов движения; простые и сложные движения определяются непринужденностью. Позже моторные умения развиваются с затруднением, требующие от индивида больше волевых усилий, напряжения для усовершенствования.

Именно с помощью соответствующих движений, мимики, жестов, поз и музыки ребенок способен передать свое настроение, чувства, переживания, точно раскрыть целостный музыкально-двигательный образ. Все это помогает развивать танцевальную творчество, под которой понимают способность ребенка к созданию новых движений, вариантов комбинирования и осложнения знакомых элементов, а также умение самостоятельно импровизировать в процессе музыкально-двигательной деятельности, в соответствии с особенностями музыкального произведения на основе доступных танцевальных и образных движений.

Танцевальная деятельность также способствует психическому развитию ребенка: расширению кругозора, активизации познавательных процессов, развития произвольного внимания, памяти (зрительной, слуховой, мышечной), творческого воображения.

Наряду с учебными задачами на занятиях по хореографии целесообразно решать воспитательные

Выполнение движений позволяет влиять на формирование волевых качеств (настойчивости, организованности, дисциплинированности, выдержки), а взаимодействие ребят во время танца способствует усвоению навыков культуры поведения и общения (умение пригласить на танец и поблагодарить партнеру после его окончания). Особое внимание во время занятия надо обращать на ребят, стимулируя их интерес не только мужественными темами танцевального репертуара, но и повышенным физическим нагрузкам.

Большое значение для танцевального занятия имеет музыкальное сопровождение, которое должно соответствовать возрасту детей, быть эмоционально выразительным, доступным для восприятия, четко передавать характер движений, ритм и темп. Если в одном из структурных компонентов занятия преобладают классические танцевальные движения, то следует использовать репертуар классической музыки; если педагог использует лексику народных или современных танцев, то в соответствии добирается и музыкальное оформление.

Хореографическая деятельность имеет большие возможности для организации творческой работы с детьми. Овладения ими на занятиях своим организмом приводит владения своим поведением, поступками. Творческая деятельность детей ярко проявляется в игровых ситуациях. Самый доступный для детей этого возраста вид творчества — импровизация. В импровизации главную роль играют эмоциональные состояния и воображение-фантазия. Источником создания образов в игровой деятельности является их жизненные ситуации из собственного опыта. Можно рекомендовать создавать образные скульптурные композиции, в частности, коллективных занятиях импровизировать на сказочные сюжеты, фантазировать в условиях свободного действия.

В учебной хореографической деятельности желательно использовать упражнения на подражание

Для дошкольников и младших школьников интересно воспроизводить, подражать, например, хода животных или птиц. Такие занятия требуют правильного выбора педагогом различных способов стимуляции образной и моторной памяти детей. В частности, можно рекомендовать предварительное чтение рассказов, коротких отрывков о животных, лучше отдельно о каждой: зайца, медведя, волка и т.д.; рассмотрение их изображений с помощью наглядного вспомогательного материала. Такой способ готовит детей к воспроизведению характерных движения, пластики, действий, отображение отдельных животных и птиц. На хореографических занятиях широко используют упражнение на кошачий шаг, стимулирующий развитие пластичности, грации. Нравится детям подражать и движение поезда, машин, полет самолета. Творческая активность может начинаться с подражания. Подражание — это не копирование, а ориентация на образец. Оно не препятствует проявления своеобразия и индивидуальности ребенка.

Как составляющая хореографического творчества, импровизация является необходимым этапом в проведении музыкально-ритмических занятий. Бытует ошибочное мнение, что импровизировать могут только одаренные дети. Специфика состоит в том, что, раскрывая музыкальные образы, ученики передают собственно эмоциональное восприятие и отношение к произведению.

Потребность школьников в двигательной активности превращается в упорядоченную и осознанную деятельность. Задача импровизации постепенно по мере взросления учащихся усложняются от простых подражательных и изобразительных движений к сценической деятельности, коллективных инсценировки и сказок или песен.

Решающим фактором, от которого зависит, проявит ребенок способности к определенной деятельности или нет, является методика обучения. На сегодняшний день доказано: при обучении развиваются даже такие высокие способности, как поэтические, музыкальные, артистические, организаторские и другие.

В музыкально-ритмической деятельности приемлемые такие методы и приемы развития творческих способностей:

1. Стимулирование творческого интереса. Предусматривает использование в работе наглядных средств — репродукций картин в соответствии с темой занятия, рисунков с изображениями эмоциональных состояний, которые дети должны воспроизвести через мимику и пантомиму, героев сказок, песен. Сюда же относятся словесные портреты особенностей проявления различных переживаний, чтение сказок, использование реквизита (игрушек, лент, цветов и других предметов) и др. Важно то, что перевоплощение помогает ребенку переключить внимание на куклу или костюм, избавиться внутреннего напряжения и волнения, болезненной застенчивости, развивает речь, самосознание, актерские способности.

2. Эмоциональное переживание — это создание эффекта удивление, восторг, необычности приведенного факта. Доступны пониманию детей объяснения педагога должны способствовать созданию позитивного эмоционального фона всей их деятельности, возбуждать фантазию. Импровизация раскрепощает чувства, дает разрядку эмоциям: можно и поплакать, и посмеяться вместе с героями, пройти через различные испытания. Художественно пережитые чувства побуждают ребенка пренебрегать зло, эгоизм, невоспитанность, лень, помогают любить добро, природу, трудолюбивых людей.

3. Развивающие игры. Моделируют творческий процесс, способствуют развитию коллективного творчества, определяют характер, темперамент, склонности, формируют слух и музыкальную память. Это обычно бессюжетные игры с элементами соревнования, основная задача которых — научить учеников двигаться в соответствии с содержанием и характером музыки. В каждой игре школьники учатся находить определенные закономерности, развивают способность предвидеть последствия собственных действий.

4. Интересные аналогии с животным миром, а то и всей живой природой — необходимые составляющие упражнений и игр для детей младшего школьного возраста

Малышам нравится изображать как ходит аист, которое неповоротливое медвежья, как «хитрит» лиса, кружатся и падают листочки. Одновременно с развитием образной и моторной памяти получают заряд нравственного воспитания.

5. Ситуации с возможностью выбора. Такие задания развивают внимание, логичность мышления, память. Например, дети самостоятельно подбирают один из шагов (танцевальный шаг, ходьба на пятках и другие) до прослушанного фрагмента музыки или определяют, какой из изученных ранее танцевальных движений выбрать при инсценировке сказки или песни.

6. Метод подсознательной деятельности. Учитель должен воспитывать у учащихся понимания актуальности своего предмета, дела, которым они занимаются, знакомить с лучшими образцами и достижениями современного искусства, творчеством различных художественных коллективов. Просмотр телепередач, посещение концертов, отчетов любительских коллективов, фестивалей-конкурсов — все это создает благоприятную почву для формирования устойчивого интереса дохореографичнои деятельности, желание реализовать свои потенциальные возможности в искусстве.

В вопросе развития творческих возможностей воспитанников нельзя обойти роли педагога как организатора творческого процесса в детском коллективе. Учитель берет на себя функцию отсутствующего у ребенка «внутреннего критика» и, имея необходимые знания, художественный вкус, не только отклоняет неудачное, но и выбирает среди многих вариантов имеющий художественную ценность. Направляет воображение детей, возбуждает их эмоциональную память, наталкивает исполнителей на нахождение изобразительных средств воспроизведения услышанного, поощряет малейшие их успехи. Только в таком случае у детей, почувствовали радость от предоставленной им возможности показать себя, передать движением свое понимание образа, развивается уверенность, уважение, которое они постараются удерживать на уровне требований.

Понятие творчества учащихся неотделимо от творчества самого учителя

Его увлеченность работой, умение работать, фантазийность, нестандартный подход к преподаванию, активность в достижении своей цели будут постоянно побуждать учащихся к творческим находкам.

Развитие творческих возможностей ребенка посредством танцевального искусства возможен только при условии упорной и систематической работы. На протяжении длительного времени. Именно такая работа хорошо сплачивает детский коллектив, помогает преодолеть излишнюю застенчивость, приучает к взаимопомощи, дисциплинированности, делает детей более коммуникабельными. Самореализация через творчество поднимает чувство достоинства, а эмоциональный, связано с творческим актом, не позволяет останавливаться на достигнутом, оно обязательно приведет к необходимости нового творчества уже более высокого уровня, следующей ступени в развитии личности.

Перед педагогом всегда возникает вопрос, как научить детей проявлять в танцах эмоциональное состояние через осанку, мимику, движения, пантомимику. Хореографическая деятельность в этом аспекте имеет богатый эмоциогенный материал. Например, можно рекомендовать этюды на выявление эмоциональных состояний, настроения, чувств. Роль, которую выполняет ученик в хореографическом этюде, требует от него перевоплощения, передачи эмоций через владения системой движений, умение выразительно воспроизвести свои переживания.

Воображение детей отличается от воображения взрослых: ее характеризует легкость создания новых связей, образов. Дети еще не ограничены шаблонами, стандартами, любят фантазировать. Образы их воображения яркие, оригинальные. Они по всему могут все. Воображение дошкольников и детей младшего школьного возраста тесно связана с эмоциональной сферой.

Хореографическая одаренность связана с особенностями эмоциональной и волевой сфер ребенка

Эмоциональная чувствительность, уязвимость — характерные свойства художественно одаренного человека. У детей, которые занимаются хореографией, она проявляется в реакции на музыкальные впечатления, в заинтересованному эмоциональном отношении к занятиям. Эмоциональный опыт закладывается в раннем возрасте. Развитие и осмысление его идет в течение всей жизни человека. Каждый возраст ребенка характеризуется соответствующими эмоциональными состояниями и чувствами и требует внимательного их изучения и воспитания.

В зависимости от индивидуальных потребностей ребенка, в соответствии с наклонностями и задатков, познавательных возможностей и интересов выстраивается личностная образовательная траектория получения умений и навыков, которые в первую очередь является демократической.

Таким образом, процесс усвоения хореографической культуры ребенком очень сложный. Во время занятий хореографией следует учитывать психофизиологические особенности развития ребенка, подбирать различные методы обучения, использовать интересный и понятный музыкальное сопровождение, уделять внимание актуальности и целесообразности танцевального репертуара. Важное место в учебном процессе занимают следующие методы: метод наглядности, игра, метод подсознательной деятельности. Педагог-хореограф должен использовать на занятиях импровизацию, что также является действенным фактором формирования творческой деятельности детей.