Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа досуговой направленности «РАДУЖКА»
Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного « Я».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казённое учреждение
Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Огонёк»
Принято на заседании Утверждаю: педагогического совета Директор ГКУ СРЦН «Огонёк» от «___»____________ 2022 ____________ Ю.Т.Овчинникова Приказ № __ от «__»_____2022г |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
программа досуговой направленности
«РАДУЖКА»
Возраст обучающихся: 5 – 11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Чешуина Елена Викторовна,
воспитатель
г.Макаров
2022 год
Пояснительная записка
Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.
Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное нежелание ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса может и должна создавать правильно организованный мир досуга. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. В результате деятельности по данной программе воспитанники должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности, также программа помогает сделать выбор, что в последствии приводит к самореализации собственного « Я».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа досуговой направленности «Радужка» составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон «Об образовании» от 29 декабря 2021 года №273-ФЗ;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию общеразвивающих программ»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
Направленность (профиль) программы: досуговая -общеразвивающая.
Актуальность: Досуговая деятельность является весьма действенным методом воспитания. В процессе досуговой деятельности развивается художественный вкус, расширяется кругозор, познаются основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению — это путь через игру, рисование, изготовление поделок, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, смог самореализоваться в нем, научиться коммуникативному общению разработана программа досуговой деятельности направленная на духовное и творческое развитие воспитанников. Досуговая деятельность является частью социально — культурно – образовательного пространства и предполагает создание благоприятного эмоционально – психологического климата в коллективе. Кроме того, нам важно научить детей соединять развлечения с саморазвитием, делать свой досуг развлекательным. Поэтому практически все наши досуговые мероприятия имеют образовательный компонент.
Новизна, отличительные особенности:
Данная программа позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи. Занятия заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию воспитанников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год.
Программа рассчитана на 52 часа в год, 1 раз в неделю. Количество участников: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются воспитанники Центра в возрасте от 5 до 11 лет.
Цель программы:
Создание благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов воспитанников в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности.
Задачи:
- Организовать общественно-полезную досуговую деятельность воспитанников.
- Вовлекать воспитанников в разностороннюю творческую деятельность.
- Формировать навыки позитивного коммуникативного общения.
- Развивать навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, воспитанниками разных возрастов.
- Воспитывать трудолюбие, волю, настойчивость, развивать умение ставить цель и организовывать свою деятельность по ее достижению, способность преодолевать трудности, анализировать результаты и корректировать свои планы.
Тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1. | Работа с природным материалом | 5 |
2. | Работа с бумагой (аппликации) | 10 |
3. | Поделки из бросового материала и вторсырья | 5 |
4. | Работа с крупами, семенами и макаронными изделиями | 5 |
5. | Работа с неткаными материалами (фетр, фоамиран) | 5 |
6. | Игры - тренинги | 5 |
7. | Развитие наглядно - образного мышления (викторины, загадки, ребусы и др.) | 10 |
8. | Веселый карандаш | 7 |
Итого: | 52 часа |
Содержание программы:
Каждый раздел программы включает в себя знакомство с отдельными техниками и предстоящей работой, с основными правилами техники безопасности, с различными инструментами и материалами, с правилами игры.
Раздел №1: Работа с природным материалом.
Воспитанники знакомятся с многообразием природного материала, который может быть использован в детских поделках и изделиях.
В данном разделе воспитанники изготовят простые аппликации из листьев, травинок, шишек, камушков и ракушек.
Раздел № 2: Работа с бумагой (аппликации).
Воспитанники познакомятся с различными видами бумаги, которая может использоваться для аппликаций, цветовой гаммой, инструментами и приспособлениями.
В данном разделе воспитанники изготовят аппликации различной тематики и техники (простая аппликация, аппликации из рваной бумаги, методом торцевания и др.)
Раздел № 3: Поделки из бросового материала и вторсырья.
Воспитанники познакомятся с различным бросовым материалом и вторсырьем, который можно использовать в творчестве, с инструментами, приспособлениями, материалами для соединения.
В данном разделе воспитанники изготовят простые поделки и аппликации из одноразовых бумажных стаканчиков, тарелочек, из ватных дисков и палочек, пряжи и т.д.
Раздел № 4: Работа с крупами, семенами и макаронными изделиями.
Воспитанники узнают, что крупы, семена и макаронные изделия можно не только употреблять в пищу, но и использовать в творчестве.
В данном разделе воспитанники изготовят простые поделки с использованием риса, макарон, семечек, гороха, научатся красить макароны и другие крупы.
Раздел № 5: Работа с неткаными материалами (фетр, фоамиран).
Воспитанники узнают, что наряду с тканями и материалами, которые ткут, есть и другие - нетканые материалы.
В данном разделе воспитанники изготовят простые поделки, аппликации, мозаику с использованием нетканых материалов.
Раздел № 6: Игры - тренинги.
В данном разделе воспитанники познакомятся с играми на стрессо устойчивость, на развитие коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия, чтобы в процессе игровой деятельности развивать терпение, усидчивость, снижать импульсивность и агрессию.
Раздел № 7: Развитие наглядно - образного мышления (викторины, загадки, ребусы и др.)
В данном разделе воспитанники будут разгадывать ребусы, загадки, находить отличия в картинках, находить недостающие буквы, цифры, собирать пазлы, мозаику, участвовать в викторинах, играть в сюжетно-ролевые игры.
Раздел № 8: Веселый карандаш.
Этот раздел программы направлен на развитие у воспитанников познавательной активности, творческого мышления, самостоятельности и творческого отношения к труду, наблюдательности, пытливости и инициативы, участие в различных конкурсах.
В данном разделе воспитанники познакомятся с различными художественными материалами (карандаши, акварель, гуашь), приёмами работы с ними. Узнают правила смешивания цветов, значения терминов: краски, палитра, композиция, художник, штриховка, орнамент, симметрия, асимметрия, силуэт, роспись, батик.
Планируемые результаты:
Должны знать:
- правила пользования инструментами и приспособлениями для ручного труда;
- приемы выполнения деталей;
- правила работы с ножницами и клеем;
- основные характеристики материалов и их применение;
- правила смешивания цветов, значения терминов.
Должны уметь:
- соблюдать технику безопасности;
- выполнять основные приемы при работе с разнообразным материалом;
- составлять рисунок по эскизу;
- доводить любую творческую работу до конца.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию «Я хочу это сделать сам». В задачу воспитателя входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Дети через игру, занятия имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.
Форма подведения итогов:
- беседы, викторины;
- выставки рисунков и поделок;
- конкурсно - игровые программы;
- участие в акциях.
Литература:
1. А.Бахметьев, Т. Кизяков "Очумелые ручки". -М.: «Просвещение», 2005.
2. Н.С.Ворончихин "Сделай сам из бумаги". – М.: «Изд – во «Акцидент», 2001.
3. С.И.Гудилина "Чудеса своими руками". – Спб.: «Просвещение», 2009.
4. М.А.Гусакова "Аппликация в детском саду". – М.: «Мозаика – Синтез», 2002.
5. Глазунова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992.
6. Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова Как играть с ребенком. - М.: Педагогика, 1990.
7. О.С.Молотобарова "Кружок изготовления игрушек-сувениров", Пособие для руководителей кружков общеобразоват.школьных и внешкольных учреждений. - 2-е издание - М.: Просвещение, 2010.
8. М.И.Нагибина "Природные дары для поделок и игры". - М.: Академия Развития, 1997.
9. Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий/Волгоград : Учитель, 2011. - 159 с.
10. Т.А.Чернуха "Твоя маленькая мастерская".