Программа деятельности секции парапланеризма "Подготовка юных пилотов - парапланеристов"
Рассматривается программа деятельности секции парапланеризма "Подготовка юных пилотов - парапланеристов" в подростково - молодежном клубе "Аврора" СПб ГБУ "МПЦ "Московский"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sobetov_paraplany.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОЛОДЁЖНО-ПОДРОСТКОВЫЙ ЦЕНТР «МОСКОВСКИЙ»
Подростково – молодёжный клуб «Аврора»
«Утверждаю»:
директор СПб ГБУ «МПЦ
«Московский»
________________ И. П. Богомазова
Программа деятельности
секции парапланеризма
«Подготовка юных пилотов-парапланеристов»
Автор программы:
руководитель клубного формирования
Собетов Андрей Иванович
Санкт- Петербург
2021г.
Одобрено решением методического совета СПб ГБУ «МПЦ «Московский»
Протокол №______от «____»__________________________2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка …………………………………………………………….. | стр. 3 |
2. Цели и задачи ………………………………………………………………..……… | стр. 8 |
3. Тематический план …………………………………………………………………. | стр. 9. |
4. Содержание программы ……………………………………………………………. | стр. 13 |
5. Календарный план мероприятий…………………………………………….. | стр. 23 |
6. Ожидаемые результаты реализации программы………………………………... | стр. 24 |
7. Условия, необходимые для реализации программы…………………………… | стр. 25 |
8. Используемая литература …………………...……………………………… | стр. 26 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Парапланеризм - вид спорта, начавший развиваться в нашей стране в начале 1990-х гг. Параплан - это сверхлегкий летательный аппарат без жестких элементов конструкции, внешне похожий на спортивный парашют ( купол-крыло, стропы, подвесная система), но обладающий высоким аэродинамическим качеством (до 10,5) и малой скоростью снижения (до1 м/с), позволяющим набирать высоту в восходящих потоках воздуха и летать маршруты в десятки и сотни километров дальностью.
В настоящее время парапланеризм бурно развивается во всем мире и в нашей стране. Регулярно проводятся Чемпионаты и Кубки Мира, Европы, Азии, национальные Чемпионаты и Кубки, другие крупные международные соревнования. В нашей стране ежегодно проводится Чемпионат России, несколько этапов Кубка России, городские и региональные соревнования. С 1993 года ежегодно проводится Первенство России для юных пилотов 12-18 лет, эти соревнования собирают до 100 юных пилотов из многих регионов России. В Санкт-Петербурге проводятся 4 городских детско-юношеских соревнований в год. С 16-и летнего возраста спортсмены могут участвовать в любых российских и международных соревнованиях как в отдельном юниорском, так и в общем зачете.
Парапланеризм включен во Всероссийский реестр видов спорта и ЕВСК Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. (СЛА планерный спорт 1580001411Я, дисциплины: Параплан-парящий полет, параплан — полет на точность и др.). По парапланеризму присваиваются спортивные разряды как взрослые, так и юношеские.
В мире парапланеризм развивается под эгидой FAI и национальных Федераций. В России развитием парапланеризма занимается Объединенная Федерация Сверхлегкой Авиации России (ОФ СЛА РФ) имеющая детско-юношескую комиссию (С 1995 г председателем детско юношеской комиссии ОФ СЛА РФ является А.И. Собетов). Занятия парапланеризмом в нашей стране проходят в соответствии с методиками и рекомендациями ОФ СЛА РФ.
Настоящая программа разработана на основе КУЛП-СД-87, PARAPRO и собственных методик и опыта. Следует отметить, что существующие методики построены на основе дельтапланерного опыта и не учитывают важных особенностей параплана как принципиально нового летательного аппарата, открывающего возможности для снижения возраста начала занятий на параплане (по сравнению с дельтапланом, планером, и другими СЛА) до 14 лет
Парапланеризм - это прежде всего здоровый, активный образ жизни. Известно, что сегодняшние школьники страдают от обездвиживания, которое, как уже доказано многими учеными и практиками, ведет не только к физической, но и к умственной деградации. Данная программа является здоровьесберегающей. Она является актуальной не только потому, что предполагает здоровый образ жизни и подростков, учит их самостоятельности, самореализации в спорте, дает знания в области некоторых летных дисциплин, но ещё и дает им шанс в будущем достичь высоких спортивных результатов и овладеть востребованной профессией инструктора, тандем-мастера, оператора буксировочного комплекса и др.
Парапланеризм — модный экстремальный вид спорта, привлекающий подростков склонных к риску, в т.ч и состоящих на учете в КДН. Парапланеризм позволяет канализировать энергию молодежи в социально приемлемой форме. Способствует успешной социализации склонной к риску молодежи.
Впервые нами было сформулировано принципиальное отличие параплана от всех других летательных аппаратов. Оно заключается в том, что параплан может находиться в режиме полета в воздухе, когда управляющий им пилот находится на земле (примерно, как воздушный змей). Это дает возможность безопасного получения НАВЫКОВ управления летательным аппаратом, до минимума снижает риск травматизма при первоначальной подготовке. Впервые в мировой практике нами доказана возможность подготовки пилотов параплана с самого младшего возраста: подростков с 14 лет
Настоящая программа посвящена подготовке юных пилотов в секциях парапланеризма юношеских клубов. Программа имеет спортивно-техническую направленность и предполагает профессионально-ориентированный уровень усвоения.
Программа состоит из трех ступеней: начальная, средняя и высшая подготовка. Каждая из ступеней рассчитана на несколько лет занятий в зависимости от возраста и способностей занимающихмя. Возраст занимающихся: 14-35 лет
По программе проводятся теоретические занятия 1 раз в неделю в помещении клуба (лекции, тренажи, обслуживание и ремонт техники) и 1-2 раза в неделю выезды на дельтадром на полеты. В дни школьных каникул проводятся многодневные выезды на сборы и соревнования.
Схема проведения типового теоретического занятия
Разбор полетов. Разбираются полеты прошедшего практического занятия. Делается упор на безопасность. Разбор поведения каждого пилота на практическом занятии на дельтадроме. Поощрения, взыскания.
Заполнение летной документации. Все результаты полетов за прошедший летный день заносятся в персональные летные карточки и летные книжки пилотов. Подсчитывается общий налет каждого пилота, места занятые на соревнованиях, километраж маршрутных полетов, другие спортивные достижения. Результаты объявляются на каждом занятии. Это основа спортивного рейтинга пилота.
Игровая пауза. Скороговорки, игры. Свободное общение.
Новый теоретический материал или сдача зачета по ранее пройденному.
Планы на выезд. Предварительная постановка летного задания. Составление плановой таблицы на летную смену. Организационная подготовка к очередному практическому занятию.
Практические занятия.
Практические занятия являются основной формой подготовки парапланеристов. Проводятся по выходным дням на дельтадроме «Можайское» под Красным Селом.
В летную погоду проводится летная подготовка в нелетную занятия кайтингом ( буксировка за воздушным змеем) , занятия с пилотажными воздушными змеями, а также школа выживания на природе.
Юца под Пятигорском на Кавказе.
Схема проведения типового практического занятия.
Утром в субботу, воскресенье часть пилотов и тренер приезжают в клуб за парапланами и другим снаряжением.
Все собираются в пункте сбора на вокзале и едут на электричке в Можайское.
Поход с парапланами и рюкзаками со снаряжением, 3 км до летных склонов дельтадрома.
По прибытии на дельтадром - построение спортсменов и получение летного задания и задач инструкторами и спортсменами на день.
Плановая подготовка в соответствии с поставленными задачами и летным заданием.
По завершении занятий – сбор, комплектация снаряжения и поход 3 км до станции Можайское.
Следование всей группы в элекропоезде в город.
Доставка парапланов в клуб на ремонт и просушку.
Обеспечение безопасности
Обеспечение безопасности при занятиях парапланеризмом является важнейшей составляющей процесса обучения. Парапланеризм относится к опасным, экстремальным видам спорта.
Принципы безопасной подготовки подростков и молодежи парапланеризму:
Последовательность.
Подготовка идет от простого к сложному не перескакивая, через необходимые этапы. Тот, кто не сдал зачет по ТБ и теории, не будет допущен к практике. Тот, кто не показал приемлемого уровня навыков в обращении с парапланом в зале и на тренажере, не будет допущен полевым практическим занятиям. Тот кто не научился выполнять удержание купола на земле не получит допуск на полеты. Тот, кто не научился выполнять упражнение 1 не перейдет к упражнению 2 и 3, пока не научится. И так далее. Таким образом, неспособные, нерадивые автоматически не доходят до уровня полетов превышающий уровень их реально продемонстрированного умения.
Постепенность.
Слишком быстрый прогресс опасен. Каждое упражнение повторяется много раз. Навыки доводятся до автоматизма. Любое сомнение толкуется в пользу повторного выполнения более простого упражнения, а не допуск на более сложное. Даже в случае формального выполнения определенных спортивных нормативов и идеальных результатов, спортивная карьера юного спортсмена может сдерживаться по соображениям безопасности. И он может не получить допуск на более сложные полеты. Играет роль возраст и индивидуальные особенности, которые РКФ постоянно должны учитывать.
Слишком быстрый прогресс даже одаренных юных спортсменов не допустим. И чем моложе пилот, тем в большей степени должно применяться это правило. Например, я считаю, что не следует выпускать в маршрутные полеты на соревнованиях детей моложе 14 лет, даже если этого хотят их родители, попечители и сами спортсмены формально имеют необходимую квалификацию.
Индивидуальный подход.
Тренер, педагог постоянно должен учитывать индивидуально-возрастные особенности, способности, уровень развития, каждого ученика. Разброс здесь огромен.
Кроме типовых практических занятий в праздничные дни и дни школьных каникул проводятся тренировочные сборы и соревнования.
Настоящая Программа посвящена подготовки юных пилотов в подостково-молодежных клубах, секциях парапланеризма в возрасте от 14 до 35 лет. Программа является трехступенчатой и включает три подпрограммы: Начальную (1 год ), Среднюю (2 год) и Высшую (3-й и далее) подготовку. На начальную подготовку принимаются все желающие. Переход на следующую ступень осуществляется при успешной сдачи экзаменов по теории и нормативов по практике. Теоретические занятия проходят в помещении ПМК «Аврора», практические -занятия на дельтадромах «Можайское», «Ульянка», а в дни школьных каникул осуществляются выезды на сборы и соревнования на дельтадром «Юца» (Пятигорск), и другие летные площадки.
Оздоравливающие: занятия парапланеризмом проходят не только в классе (теория), но и на дельтадромпе (лётная подготовка). Во время каникул организуются выезды юных спортсменов на природу, где проходят многодневные учебно-тренировочные сборы, а также на соревнования с проживанием в палаточном лагере в полевых условиях. «Школа выживания на природе» дает подросткам и молодежи навыки туризма, спортивного ориентирования. Занятия спортом, полеты, полеты, регулярные выезды на природу становятся постоянной потребностью, образом жизни подростков. Даже те, кто не показывает высоких спортивных результатов в парапланеризме, продолжают заниматься и выезжать с нами ради общения в сложившемся коллективе.
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Основной целью программы является создание условий для участия молодежи в спортивной и культурной жизни общества; поддержка инициатив молодежи; организация досуга, отдыха, оздоровления молодежи, формирование условий для занятий физической культурой и спортом, содействие здоровому образу жизни молодежи.
Для достижения поставленной цели в рамках настоящей программы решаются следующие задачи:
Получение знаний, умений и навыков необходимых для занятий парапланерным спортом:
- Изучение теории: истории авиации, конструкции параплана, основы аэродинамики, аэрологии и метеорологии, теорию парящего полета, приборное и радио обеспечение полета, штурманскую подготовку, основы воздушного права и авиационной медицины.
- Овладение на практике умением летать на параплане, совершать планирующие полеты, парящие полеты в динамических и термических восходящих потоках, маршрутные полеты.
- развитие внимания, памяти, волевых качеств,
- правильного соотношения смелости и осторожности,
- «чувства опасности», умения анализировать ситуацию, адекватную и быструю реакцию.
- формирования чувства ответственности,
- правильного отношения к делу
- чувства взаимопомощи.
Оздоравливающая деятельность. Осуществляется на еженедельных практических выездах, в походах и на сборах
- выработка выносливости.
- выработка стрессоустойчивости
- умение выживать на природе
- формирование потребности в активном образе жизни
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Трехступенчатая система подготовки юных парапланеристов (начальная, средняя, высшая подготовка).
Первый год занятий
Начальная подготовка. Школа выживания.
№ | Наименование Тем | Форма занятий |
Теоретический курс | ||
1 | Введение в парапланеризм. Полеты, выезды, походы, учебно-тренировочные лагеря | Теоретические занятия |
2 | Техника безопасности при занятии парапланеризмом | |
3 | Снаряжение в походе на выезде и сборах | |
4 | Питание в походе, на выезде и сборах | |
5 | Бивуак в полевых условиях. Быт в поездках. | |
6 | Безопасность в походах, выездах, сборах | |
7 | Основы техники туризма | |
8 | Ориентирование на местности | |
9 | Школа выживания в непогоду. | |
10 | Конструкция, эксплуатация и уход за парапланом | |
11 | Основы аэродинамики | |
12 | Техника старта, полета и приземления | |
13 | Введение в аэрологию | |
14 | Введение в метеорологию | |
15 | Ручная буксировка | |
16 | Первая доврачебная помощь | |
Практический курс | ||
Летная подготовка по Зад.1.(Упр.0-8) | Практические занятия | |
1. | Упр.0 . Купол | |
2. | Упр.1.Подлет | |
3 | Упр.2. Прямолинейный полет | |
4 | Упр.3.Полет для отработки разворотов | |
5 | Упр.4. Маневр скоростью | |
6 | Упр.5. Посадка в цель | |
7 | Упр.6.Маршрут-цель | |
8 | Упр.7. Зачетный полет по программе соревнований на 3 разряд | |
9 | Упр.8. Полет с увеличением высоты над рельефом местности | |
10 | Однодневный поход, лагерь | |
11 | 2-х и более -дневный поход (лагерь) с ночлегом в полевых условиях. |
Второй год занятий
Средняя подготовка.
№ | Тема | Форма занятий |
Теоретический курс | ||
1 | История и перспективы парапланеризма | Теоретические занятия Практические занятия |
2 | Безопасность в парапланеризме | |
3 | Конструкция параплана | |
4 | Аэродинамика | |
5 | Аэрология | |
6 | Авиационная метеорология | |
7 | Авиационное приборное и радиооборудование | |
8 | Введение в авиа медицину | |
9 | Теория динамического парящего полета | |
10 | Буксировка. СМС | |
11 | Летные документы | |
Практический курс. | ||
1 | Полеты по Зад.1 (Упр.0 – 8) | |
Полеты по Зад.2 (Упр.9 –15): | ||
2 | Упр.9. Полет для отработки элементов ДВП | |
3 | Упр.10. Полет в ДВП | |
4 | Упр.11. Полет для отработки посадки на уровне старта | |
5 | Упр.12. Полет на максимальные продолжительность и набор высоты | |
6 | Упр.13. Полет для отработки взаимодействия группы парапланов в ДВП | |
7 | Упр.14. Полет по маршруту с использованием ДВП | |
8 | Упр.15. Зачетный полет по программе соревнований 2 разряда | |
Итого практики: |
Третий год занятий.
Высшая подготовка
№ | Тема | Формы занятий |
Теоретический курс | ||
1 | Перспективы парапланеризма | Теоретические занятия |
2 | Безопасность в парапланеризме | |
3 | Конструкция параплана | |
4 | Нестабильность параплана | |
5 | Аэрология | |
6 | Аэродинамика | |
7 | Метеорология | |
8 | Теория парящего полета по Зад. 3 | |
9 | Авиационное приборное и радио оборудование | |
10 | Штурманская подготовка | |
11 | Системы спасения и безопасности | |
12 | Буксировка. СМС | |
13 | Воздушное право. Летные документы. | |
14 | Авиационная медицина. | |
Практический курс | Практические занятия | |
1 | Полеты по Зад. 1 (упр. 0 – 8) | |
2 | Полеты по Зад. 2 ( упр. 9 –15) | |
Полеты по Зад. 3 ( упр.16 –24): | ||
3 | Упр.16. Полет не отработку ТВП | |
4 | Упр.17. Полет на отработку техники переходов и элементов прохождения маршрутов | |
5 | Упр.18. Полет для отработки взаимодействия парапланов в одном термическом потоке | |
6 | Упр.19. Полет на максимальный выигрыш высоты | |
7 | Упр.20. Полет на открытую дальность | |
8 | Упр.21. Полет до намеченной цели | |
9 | Упр.22. Полет до намеченной цели с возвращением. | |
10 | Упр.23. Полет по треугольному маршруту | |
11 | Упр.24. Зачетный полет по программе спортсменов 1 разряда |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5.1.Содержание программы 1 года.
Теория
1. Вводное занятие.
Знакомство с планом работы. Введение в парапланеризм. Полеты, выезды, походы, учебно-тренировочные сборы. Что такое параплан, его место в ряду других сверхлегких летательных аппаратов. Как и где проходит обучение, соревнования, сборы. Обзор лётных мест: Можайское, Юца и др. План занятий и выездов на год.
2.Техника безопасности при занятиях парапланеризмом.
Слагаемые безопасности. Правила поведения. Одежда и обувь
3.Снаряжение в походе на выездах и сборах.
Спортивное снаряжение (парапланы, кайты, подвесные системы, трапеции и др.). Общественное бивуачное снаряжение (палатка, котлы, горелки, и др.) Личное снаряжение (рюкзак, каримат, спальник, одежда, обувь, термос, кружка, миска, ложка, нож и др.)
4.Питание в походе и на выездах.
Раскладка по продуктам. Упаковка, хранение, переноска продуктов в походе. Приготовление пищи в полевых условиях. Бивуачное снаряжение. Организация питания, дежурства.
5.Бивуак в полевых условиях. Быт в поездках.
Снаряжение и его использование. Организация лагеря на учебно-тренировочных сборах. Установка палаток. Обеспечение сохранности снаряжения. Кухня, питьевая и техническая вода, топливо, электричество, зарядка радиостанций, приборов, телефонов, личная гигиена, душ, туалет. Костер, костровое оборудование.
6.Безопасность в походах, выездах, сборах.
Инструкции по технике безопасности. Правила поведения. Личная безопасность. Сохранность спортивного снаряжения. Телефонная связь. Личная аптечка.
7.Основы техники туризма.
Рюкзак (выбор объема, вес, укладка вещей, переноска). Личное и общественное снаряжение и его использование. Поход. Бивуак. Работа с веревкой. Узлы: проводник, восьмерка, прямой, встречный, булинь и др.) Умение спуститься с дерева по веревке в случае аварийного призамления. Дюльфер.
8.Ориентирование на местности.
Карта, масштаб, условные обозначения, умение читать карты различных масштабов, компас, азимут, ориентирование, контрольные пункты, маршрут.
9. Школа выживания в непогоду.
Факторы опасности: ветер, холод, жара, дождь, снег. Соответствие одежды погодным условиям. Зимняя, летняя осенне-весенняя одежда и обувь. Термобелье, утеплитель, мембрана, ветрозащита, накидки от дождя, бахиллы и «фонарики» от снега, перчатки, рукавицы, подшлемники, сменные носки и перчатки. Солнцезащитные очки, кепи и др. Непромокаемые чехлы для снаряжения. Согревание движением. Укрытия от ветра и снега. Снегозащитные стенки. Тенты. Костер.
10.Конструкция и эксплуатация параплана.
Купол, стропы, подвесная система, триммера, акселератор. Аксессуары. Назначение, устройство, материалы. Геометрические и технические характеристики. Сертификация. Срок службы. Правила хранения, транспортировки, эксплуатации. Методичка: «30 способов убить параплан»
11.Основы аэродинамики.
Воздух, его состав и физические свойства важные для полета. Давление, плотность, температура, вязкость. Спектры обтекания. Инверсия — потолок для безмоторных летательных аппаратов. Турбулентность — опасность! Подъемная сила крыла. Угол атаки.
12.Техника старта, полета и приземления.
Прямой старт, обратный старт. Разбор стадий старта на картинках-пиктограммах. Управление парапланом в полете. Аэродинамическое управление клевантами. Балансирное управление весом. Техника приземления. Методичка «Типичные ошибки новичка».
13.Введение в аэрологию.
Обтекание рельефа местности ветром. Динамический восходящий поток. Турбулентность. Ротор. Зона парения. Зависимость формы зоны парения от харктеристик склона. Пригрев земли солнцем. Термический восходящий поток. Термическая турбулентность. Облака.
14.Введение в метеорологию.
Основные характеристики погоды. Влияние погоды на проведение полетов. Погода и безопасность полетов. Атмосферное давление. Циклон и антициклон. Ветер. Способы измерения направления и силы ветра. Ветер и давление. Температура. Понятие конвекции. Влажность. Облака. Классификация облаков. Облака и потоки. Облака и полеты.
15.Ручная буксировка.
Назначение буксировки. Разновидности буксировки. Организация буксировки. Короткий и длинный фал. Отцеп. Ветер. Опасности. Локаут. Обрыв троса.
16.Первая доврачебная помощь.
Типичные травмы при занятиях парапланеризмом. Ссадины, ушибы, растяжения, переломы. Действия при травмировании. Личная аптечка. Самопомощь при мелких травмах. Транспортировка пострадавшего.
Практика.
- Упражнение 0. Купол. Наземная подготовка.
Раскладывание крыла и подготовка к старту. Серп. Шахматный порядок. Прямой старт. Разбег. Пробежка с крылом на максимальное время. Компенсация закосов. Гашение крыла. Поворот лицом к крылу. Сбор и переноска крыла для последующего старта. Обратный старт. Поднял-положил все крыло. Поднял-положил одну консоль. Компенсация закосов. Отработка поворота. Лицом к крылу. Спиной к крылу. Старт и удерживание крыла в воздухе на время в различных ветровых условиях, и на различных площадках. Зачетное время. Змейка. Маршрут.
- Упражнение 1. Подлет.
Выполняется на открытом, ровном склоне крутизной до 25 градусов при встречном ветре до 3м/с. Высота старта определяется в зависимости от силы ветра, профиля склона и характеристик параплана так, чтобы не допустить взмывания и высоты подлета более 2 метров. Старт выполнять энергично, компенсировать закосы. В полете выдерживать заданное направление против ветра. Приземление производить строго против ветра. Перед приземлением на высоте 1 м энергично полностью затянуть клеванты и погасить скорость параплана.
- Упражнение 2. Прямолинейный полет.
Выполняется на склонах средней крутизны высотой до 30м в ветер до 4 м/с. Турбулентность отсутствует. В полете выдерживать заданное направление по створу ветра. Посадка строго против ветра.
- Упражнение 3. Полет для отработки разворотов.
В устойчивом полете на удалении от склона не менее 10 м натяжением одной из клевант произвести разворот в одну, потом в другую сторону. Развороты производить на угол заданный инструктором. Маневрирование закончить на высоте на менее 15м. Посадку произвести строго против ветра.
- Упражнение 4. Маневр скоростью.
В установившемся прямолинейном полете затянуть клеванты на 1/3 хода. Сохраняя прямолинейность полета (управлять весом) оценить поведение параплана на данном режиме. Затем отпустить клеванты полностью и оценить поведение параплана.
- Упражнение 5. Посадка в Цель.
Перед полетом продумать свои действия в воздухе и рассчитать свою высоту и траекторию. Сбрасывать высоту поворотами до высоты 10-15м, а на последних метрах маневром скоростью. Посадка строго против ветра.
- Упражнение 6. Маршрут-цель.
Перед полетом продумать свои действия в воздухе и рассчитать свою высоту и траекторию. Производить огибание вешек по схеме, заданной инструктором. После огибания вешек произвести посадку в Цель. Посадку производить строго против ветра.
- Упражнение 7.Зачетный полет по программе соревнований на 3 разряд.
Проводится в соответствии с положением о соревнованиях и нормами ЕВСК
- Упражнение 8. Полет с увеличением высоты над рельефом местности.
Постепенное увеличение высоты полетов до 100м. Цель: формирование у пилота уверенности при полетах с большой высотой над рельефом местности. , закрепление навыков, полученных в предыдущих упражнениях.
- Однодневный поход. Техника самоспасения при посадке на дерево. Ориентирование на местности
- 2-х дневный поход с ночевкой. Поход с полной выкладкой. Организация лагеря в полевых условиях. Ночевка в палатках. Спортивное ориентирование. Работа с веревками.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы.
5.2.Содержание программы 2-го года.
Теория
- Вводное занятие. История и перспективы парапланеризма.
Девид Бериш и Рогалло - отцы параплана и дельтаплана. Спортивные парашюты. Горные купола. Развитие дельта и парапланеризма в Мире, СССР и России. 70е, 80е , 90е годы 20 века. Соревнования, клубы, школы, федерации. Фирмы-производители. Эволюция конструкции параплана. Удлинение, качество, стабильность, сертификация. Современные тенденции.
- Безопасность в парапланеризме. Инструкция по безопасности. Слагаемые безопасности: пилот, параплан, метеоусловия, летное задание. Типичные причины летных происшествий с пилотами среднего уровня. Опасности динамических полетов у склона. Опасности при выполнении посадки на вершину, опасности при работе в группе, опасности при посадке в цель и выполнении др. упражнений. Типичные психологические причины. Разбор известных летных происшествий и предпосылок к ним. Индивидуальная работа с пилотами.
- Конструкция параплана. Купол, стропы, подвесная система. Геометрические и технические характеристики конкретных парапланов на которых летают пилоты. Акселератор. Триммера. Различные режимы полета. Поляра скоростей. Опасности.
- Аэродинамика. Состав и свойства воздуха. Давление, плотность, температура, вязкость, ламинарный и турбулентный потоки. Адиабата. Инверсия. Эпюр скоростей воздушного потока. Спектры обтекания. Спутная струя.Закон Бернулли. Подъемная сила. Углы атаки, крена и тангажа.
- Аэрология. Динамические восходящие потоки. Местная аэрология конкретного дельтадрома. Склоны, ветра, потоки, турбулентность, ротор.
- Авиационная метеорология. Все пройденное ранее, а также: динамические и термические восходящие потоки. Опасные явления атмосферы. Фронт. Облака, их классификация. Прогноз погоды, признаки погоды, метеокарты, интерпретация. Местная метеорология, особенности.
- Авиационное приборное и радиооборудование. Анемометы, их виды. Вариометр. Альтиметр. Компас. Радиостанции уоки-токи (433мгц). Радиостанции 144мгц. Мобильный телефон. Функции и особенности конкретных приборов.
- Введение в авиационную медицину. Переохлаждение, перегрев, гипоксия, типичные травмы. Личная аптечка. Оказание первой помощи.
- Теория динамического парящего полета. Полет у склона. Восьмерки и спирали. Анализ упражнений Задачи 2 КУЛПа. Градиент ветра. Контроль скорости. Опасность сдувания в ротор. Зона парения и зона обтекания. Действия в особых случаях. Особенности аэрологии конкретного дельтадрома.
- Буксировка. Средства Механизированного Старта (СМС). Цель СМС. Техническое обеспечение СМС. Ручная и механическая буксировка. Пассивная и активная буксировка. Лебедка. Смотчик. Двухлебедочный комплекс. Организация буксировки. Опасности при буксировке. Локаут. Обрыв и заклинивание троса. Действия в особых случаях.
- Летные документы. Воздушный Кодекс РФ. Требования к пилотам СВС и их летательным аппаратам. FAI и ОФ СЛА. Летная книжка, ее правильное заполнение. Зачетная классификационная книжка спортсмена. Свидетельство пилота СВС (национальная лицензия). Международная спортивная лицензия FAI. IPPI карта.
Практика
- Полеты по Задаче 1 (Упр. 0-8). Наземная подготовка. Прямой и обратный старт в неидеальных условиях с боковой составляющей ветра. Техника обратного старта в сильный ветер. Удержание купола в ветер предельной (для пилотов данной квалификации) силы и турбулентности на максимальное время. «Змейка» в предельных условиях. «Маршрут» в предельных условиях. «Уши» и «В-срыв». Цель наземной подготовки — добиться уверенных навыков старта и управления крылом в ветер предельной силы и турбулентности
Повторение упражнений Начальной подготовки на большой высоте. Особое внимание уделить упр №5 — Полет на точность. Этим упражнением необходимо завершать каждый тренировочный полет, добиваясь максимально точного приземления.
Полеты по Задаче 2 КУЛП:
- Упр. №9. Полет для отработки элементов Динамического Восходящего Потока (ДВП. Отработка поворотов в ДВП на 90 градусов. Отработка поворотов в ДВП на 180 градусов.
- Упражнение №10. Полет в ДВП. Полет осуществлять «восьмерками». К склону подходить по касательной. Контролировать скорость и расстояние до склона. Стараться удержатся в зоне ДВП.
- Упражнение №11 Посадка на уровне старта. После набора высоты провести рассчет глиссады и совершить посадку на уровне старта.
- Упражнение № 12 Полет на продолжительность и максимальный набор высоты. Полет выполнять в установленной зоне парения. Постоянно анализировать характер и интенсивность восходящего потока с целью его максимального использования для набора высоты.
- Упражнение № 13 Полет в ДВП в составе группы. Стартовать в установленном порядке. В полете вести постоянное наблюдение за положением других парапланов. Маневрирование осуществлять в соответствии с Правилами расхождения в воздухе.
- Упражнение №14.Полет по маршруту с использованием ДВП. Рассчитать свои действия так, чтобы выполнить облет поворотных пунктов маршрута (ППМ) в заданной последовательности и с установленной стороны.
- Упражнение №15.Зачетный полет по программе соревнований спортсменов 2 разряда. Цель — выполнение разрядных норм (требований) ЕВСК к 2 разряду.
Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на лето. Состав сборной команды на Первенство России.
5.3. Содержание программы 3-го года.
Теория
1.Современные тенденции развития парапланеризма. История и состояние парапланеризма на сегодня. Развитие конструкций парапланов. Летные характеристики и безопасность. Сертификация крыльев. Соревнования. Старые и новые спортивные дисциплины (Кросс-кантри, точность, аэробатика, спид-глайдинг и др.). Особенности и приемы пилотирования.
- Безопасность в парапланеризме. Составляющие безопасности (пилот, параплан, метеоусловия, летное задание). Психология , типичные ловушки. Ментальная подготовка пилота. Типичные причины летных происшествий с пилотами среднего и высокого уровня. Опасности термических полетов. Опасности при выполнении посадки на вершину, опасности при работе в группе, опасности при посадке в цель и выполнении др. упражнений. Разбор известных летных происшествий и предпосылок к ним. Индивидуальная работа с пилотами.
- Конструкция параплана. Новые парапланы различных фирм-производителей. Сравнительные характеристики. Тенденции парапланостроения. Купол, стропы, подвесная система. Геометрические и технические характеристики конкретных парапланов на которых летают пилоты. Акселератор. Триммера. Различные режимы полета. Поляра скоростей. Опасности.
- Нестабильность параплана. Причины нестабильности: турбулентность воздуха и ошибки пилота. Подверженность нестабильности летательных аппаратов и парапланов разных конструкций Устойчивость и управляемость. Удлинение. Сертификация. Летные тесты. Типы и виды нестабильности. Способы предотвращения нестабильности. Активное пилотирование. Способы выхода из нестабильности. Применение запасного парашюта. Что такое SIV курс.
- Аэрология. Все пройденное ранее. Динамические и термические восходящие потоки. Динамическая и термическая турбулентность. Опасности. Аэрологические особенности различных летных мест.
- Аэродинамика. Все пройденное ранее. Поляра летательного аппарата на примере собственного параплана в сравнении с другими. Все характеристические точки и режимы пилотирования. Балансировочная скорость, акселераторная, срывная.
- Метеорология. Все пройденное ранее, а также: термические восходящие потоки. Происхождение, развитие. Строение термика. Модель Скорера. Цикличность. Триггеры. Парящие условия. Виды восходящих потоков. Бриз, волна, облачные потоки и др. Опасные явления атмосферы. Местная метеорология, особенности.
- Теория термического парящего полета. Поиск термиков. Земля. Облака. Обработка термиков. Спираль, центровка, протяжка. Учет ветра. Работа в группе. Принятие решения на переход. Режимы полета. Поиск новых восходящих потоков. Маршрутный полет. Опасности.
- Авиационное приборное и радиообороудование. Все пройденное ранее.
Анемометры, вариометры, альтиметры. Компас. Радиостанции 27 мгц, уоки-токи (433мгц). Радиостанции 144мгц. Конкретные модели и частоты. Мобильный телефон. Спутниковый навигатор GPS. Лайв трекер.
- Штурманская подготовка. Топографические карты. Условные обозначения. Компас. Ориентирование на местности c помощью карты и компаса. Спутниковый навигатор GPS для полета. Ориентирование в полете по заданному маршруту. Соревнования и требования к прохождению маршрута. Авиационные карты. Ограничения на использование воздушного пространства.
- Системы спасения и безопасности. Активные и пассивные системы безопасности. Подвесная система пилота. Протекторы: Муссбег, Аирбег.
Запасной парашют. Укладка. Применение.
- Буксировка. СМС (средства механизированного старта) Все пройденное ранее. Организация процесса буксировки с применением различных устройств. Особенности. Опасности.
- Воздушное право. Летные документы. Все пройденное ранее. Параплан и Закон в РФ и других странах. Последние изменения в Воздушном законодательстве РФ. Правила использования воздушного пространства и зоны ограничения полетов. Карты воздушного пространства.
Ответственность за незаконное использование воздушного пространства.
Летные документы: клубные, спортивные, международные, федерации, государственные, страховые свидетельства ( от несчастного случая, медицина, транспортировка, третьих лиц)
- Авиационная медицина. Все пройденное ранее. Типичные травмы: растяжения, ушибы, переломы конечностей, компрессия позвоночника, сотрясение мозга и др) Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Личная аптечка. Полеты на большой высоте. Переохлаждение. Гипоксия. Здоровье пилота. Адекватность в полете. Перегрузки при нестабильности. Мерцающее сознание.
Практика
- Полеты по Задаче 1 (Упр. 0-8). Наземная подготовка. Прямой и обратный старт в сложных условиях (ограниченная площадка, большая крутизна, турбулентность, сильный ветер, слабый ветер в спину, боковой ветер и др.) Удержание купола в ветер предельной силы и турбулентности на максимальное время. «Змейка» в предельных условиях. Сложный «Маршрут» в предельных условиях на минимальное время. «Наземный SIV» («Уши», «В-срыв», асимметричное складывание крыла, фронтальное складывание крыла. Раскачки по тангажу и закосы по крену, поиск ушной, галстучной и др отдельных строп.) Цель наземной подготовки — добиться уверенных навыков старта и управления крылом в ветер предельной силы и турбулентности, дать навыки активного пилотирования, умения не допускать и компенсировать нестабильность крыла.
Повторение упражнений Начальной подготовки на большой высоте. Особое внимание уделить упр. №5 — Полет на точность. Этим упражнением необходимо завершать каждый тренировочный полет, добиваясь максимально точного приземления. Выполнение полета на точность в сложных условиях (ограниченная площадка, сильный ветер, турбулентность)
- Полеты по Зад.2 КУЛП. Выполнение в сложных условиях. Сильный ветер. Ограниченные площадки старта и приземления.
Полеты по Задаче 3 КУЛП. Полеты на парение в термических восходящих потоках (ТВП) и маршрутные парящие полеты (упр. 16-24).
3. Упражнение 16. Полет на отработку термических восходящих потоков. Приводить в наиболее благоприятных метеоусловиях. Осуществлять поиск ТВП с учётом расположения термоконтрастных участков местности. Находясь в ТВП центрирование производить по показаниям вариометра, изменяя радиус и протяжку спирали. Вести постоянное наблюдение за другими парапланами в данной зоне.
4. Упражнение 17. Полет для отработки техники переходов и элементов прохождения маршрута. Переход планировать так, чтобы он пролегал максимально через зоны вероятного нахождения ТВП. Горизонтальную скорость на переходе держать оптимальной в зависимости от направления ветра им скорости снижения.
5. Упражнение 18. Полет для отработки взаимодействия группы парапланов в одном термическом потоке. Поиск и центрирование ТВП производить , ориентируясь максимально на пилотов, нашедших поток. Находясь в одном потоке быть осмотрительным и вести постоянное наблюдение за др. пилотами. Направление спирали, расхождение на курсах, маневрирование производить в соответствии с Правилами. Не допускать столкновения и опасного сближение парапланов.
6. Упражнение 19. Полет на максимальный выигрыш высоты. Полет производить с учетом анализа фактических метеоусловий. Набор высоты осуществлять либо до инверсии, либо до облачного основания. Вход в облако запрещен. Учитывать и предотвращать опасность засасывания в облако.
7. Упражнение 20. Полет на Открытую дальность. Полет выполнять с учетом фактических метеоусловий и воздушной обстановки в районе полета. В полете вести постоянный анализ термической обстановки на местности. Постоянно определять и держать в поле зрения возможные посадочные площадки. Осуществлять связь с Руководителем полетов. Подбор и возвращение должны быть произведены согласно плану полета.
8. Упражнение 21. Полет до намеченной цели. Полет выполнять в соответствии с заданием и в направлении цели, учитывая скорость и направление ветра по маршруту. В полете вести постоянный анализ термической обстановки на местности. Постоянно определять и держать в поле зрения возможные посадочные площадки.
9. Упражнение 22. Полет до намеченной цели с возвращением. Контроль прохождения поворотных пунктов маршрута (ППМ) осуществлять установленным способом ( как правило GPS контролем). При возвращении к месту старта после облета ППМ учитывать изменение путевой составляющей скорости ветра на 180 градусов.
10. Упражнение 23. Полет по треугольному маршруту. В зависимости от условий парения, силы и направления ветра, расположения ППМ на местности согласовывать штурманские соображения с тактическими для достижения лучшего спортивного результата. При прохождении ППМ соблюдать установленную последовательность облета.
11. Упражнение 24. Зачетный полет по программе соревнований на 1 спортивный разряд. Осуществлять в соответствии с положением о соревнованиях и нормами ЕВСК. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Планы на лето. Состав сборной команды на Первенство России.
Занятия по Программе делятся на теоретические и практические. Теоретические занятия проходя в помещении клуба, практические на дельтадроме «Можайское».
На теоретических занятиях используется лекционно-семинарско-зачетная система.
Разноуровневая подготовка подразумевает работу старших, более опытных ребят с младшими в качестве стажеров (помощников инструктора, преподавателя). Используются игровые методы. Создаются модельные ситуации.
При практических занятиях на дельтадроме проводятся соревнования как личные, так и командные.
- КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ на 2022г
Наименование мероприятия | Сроки (месяц, период) |
«Кайт. Первый лед» Городские соревнования по кайтингу. | Январь |
Чемпионат Санкт-Петербурга по кайтингу | Февраль |
Первенство Санкт-Петербурга по парапланеризму. (Можайское) | Март |
Всероссийские соревнования. Паралан – полет на точность. «SPB Paragliding Accuracy» (Ленобласть, Сумино) | Апрель |
Мастер класс. Самоспасение пилота при приземлениии на деревья (Ленобласть) | Апрель |
2-3 дневный зачетный поход с ночевкой в палатках. (Карельский перешеек) | Май |
Всероссийские соревнования. Параплан –парящий полет. «Кубок белых ночей) (Ленобласть. Сумино) | Июнь |
Спортивные сборы в палаточном лагере на Кавказе (Юца, Чегем, Пятигорск) | Июль |
Первенство России. Параплан - парящий полет. (Юца, Пятигорск) | Июль |
Первенство России. Параплан - полет на точность. Юца. Пятигорск | Июль |
Городские детско-юношеские соревнования по парапланеризму «Чайник».(Можайское) | Октябрь-ноябрь |
Вечер. Встреча пилотов-выпускников «…дцать лет в небе!» (Аврора) | Октябрь |
«Кайт. Первые шаги» Городские соревнования по кайтингу | Ноябрь-декабрь |
Городские детско-юношеские соревнования по парапланеризму «Зимний Кубок СПБ» (Можайское) | Декабрь-январь |
Участие в крупных российских и международных соревнованиях спортсменов высокой квалификации 18-30 лет по индивидуальным программам (Весь мир) | Весь год |
- ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Результатом прохождения начальной подготовки является (1-й год ):
- освоение техники старта,
- получение навыков управления парапланом на земле,
- овладение базовой техникой планирующих полетов,
- выполнение 3 юношеского спортивного разряда,
- сдача зачетов и экзамена по теории в соответствии с программой начальной подготовки.
Результатом прохождение Средней подготовки (2-й год) является:
- освоение парящих полетов, в потоках обтекания местности (динамик),
- выполнение 2 юношеского спортивного разряда,
- сдача зачетов по теории и Экзамена в соответствии с программой Средней подготовки.
Результатом прохождение Высшей подготовки (3-й год) является:
- освоение парящих полетов в термических восходящих потоках (термик),
- выполнение 1 юношеского спортивного разряда,
- сдача зачетов по теории и Экзамена в соответствии с программой Высшей подготовки.
Для отслеживания результативности процесса подготовки используются следующие этапы контроля:
- вводный контроль на знание техники безопасности и правил поведения юных пилотов на дельтадроме;
- текущий контроль (зачеты в течение всего года по изученным темам);
- промежуточный контроль (по изучаемым темам – в форме пересказов, тестирования, на парапланерную тему);
- итоговый контроль (в мае – экзамен по всем темам и сдача летных нормативов).
- Результаты соревнований (октябрь-ноябрь «Чайник», декабрь - январь «Зимний Кубок СПБ», март-апрель - Первенство СПБ, август — Первенство России.
Подведение итогов подготовки подразумевает такие формы, как экзамен по теории и соревнования по практическим навыкам. На экзамене по теории учащиеся отвечают на вопросы соответствующего уровня для каждого года подготовки.
Уровень знаний считается высоким, если получены правильные ответы на 70-100 процентов вопросов. Средний уровень подразумевает 20-69 процентов правильных ответов, низкий — 0-19.
Уровень практических умений оценивается в процентах от результата лидера соревнований для каждой группы. При этом высоким уровнем считается 70-100 процентов, средним 20-69, низким 0-19.
Баллы, полученные по теории и практике суммируются, определяя общий уровень учащегося, достигнутый им за год.
При этом высокий уровень: 140-200, средний: 40-139, низкий: 0- 39
Результаты практической (летной) подготовки и теоретические знания являются показателем квалификации пилота, основанием для получения допуска к более сложным полетам и участию в Первенстве России. Перейти на следующую стадию подготовки успешно могут те кто достиг хотя бы среднего уровня на предыдущей стадии. Чтобы войти в сборную команду СПБ и участвовать в летних сборах и во всероссийских мероприятиях, учащиеся должны продемонстрировать высокий уровень
- УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение.
Теоретические занятия проводятся в учебном классе, оборудованном классной доской, компьютером, парапланерным тренажером.
Практические занятия проводятся на дельтадромах «Можайское», «Юца» и др. с использованием парапланов, защитных шлемов, буксировочных тросов, анемометра, аптечки, ремнабора, радиостанций.
Методическое обеспечение программы включает:
- Конспекты лекций,
- Экзаменационные вопросы по парапланеризму (приложение 1)
- Положения о городских соревнованиях (приложение 2),
- Методический материал «Типичные ошибки новичка» (приложение 3),
- Методический материал «Как убить параплан. 30 способов» (приложение 4).
- ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для руководителя
- Воздушный кодекс РФ. Юридическая литература. М. 2005
- Единая Всероссийская Спортивная Классификация 2010-2013. Министерство Спорта, туризма и молодежной политики РФ http://sport.minstm.gov.ru/13/182/617.shtml
- Курс Учебно-Летной Подготовки Спортсмена –Дельтапланериста. ДОСААФ, СССР, 1987, Москва
- Кодекс FAI , 2011, http://www.fai.org/civl-documents
- Мартинс Б. Книга терминов. Учебник по маршрутным полетам. Брянск. 2006
- Маслов С.Н. Методические разработки по выполнению упражнений КУЛП-СД 87 на парапланах. Москва, 1994.
- Минимальный возраст обучаемых. Приказ Центральный Совет РОСТО. №51-475 от 18.10.1994г.
- Наставление по производству полетов на дельтаплане. НППД-84. М. ДОСААФ, СССР, 1984
- Пегин Д. Понять небо. Новая Каховка, 1997
- Руководство пилотам СЛА в 2-х томах. Москва, 1993
- Руководство по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях РОСТО. Москва 1994.
- Собетов А.И. Техника безопасности и правила поведения юных пилотов при занятиях парапланерным спортом в детско-юношеских секциях, клубах парапланеризма. СПБ, 1994.
- Тарасов А.Ю. Параплан: летайте безопасно. -М: «Гималайя», 2010.
- Dennis Pagen. Performance of Flying. М, 2006
- PARAPRO. Рекомендуемый FAI международный стандарт по обучению и безопасности в парапланерном спорте. 2008. http://www.dhpu.dk/nydhpu/diverse/2008/parapro_2008.pdf
Список литературы для воспитанников
- Волков И. Мечта летать. Москва, 2005
- Гэфин П. Занимательное облаковедение. Учебник любителя облаков,М.:Гаятри, 2007.
- Собетов А.И. Как убить параплан. 30 способов. Клуб парапланеризма «Санкт-Петербург» 2005. http://paragliding.spb.ru/school/data/ic_school/8/
- Собетов А.И. Парапланы. Первенство России 2011. «Крылья» 09-10, 2011, с. 50-52
- Собетов А.И. Типичные ошибки новичка. Клуб парапланеризма «Санкт-Петербург», 2015, http://paragliding.spb.ru/school/data/ic_school/10/
- Тронин А. Парапланерное пособие. Москва, 2020
- Тюшин В.А. Парапланы: Первый шаг в большое небо. М.: ООО Издательство «АСТ», 2004.- 318с.
- Френкель З. Введение в параглайдинг. СПБ, 1994
- Шеленков С. Полеты в динамическом и термодинамическом потоках. Москва, 2021
Список литературы для коллег
1.Детские Игры России. Проблемы и перспективы. А.Собетов. Сборник ОФ СЛА России. “Небо Пилоты. Парапланы”, июль-сентябрь 1996. Москва.
2.Обучение детей. Опыт работы. А.Собетов. “Вестник сверхлегкой авиации. №12, 1996. Москва
3. Собетов А.И. Парапланерный КУЛП: изменения назрели. «Воздушный экстрим» 2009, №1.2, с.8-17
4. Собетов А.И. Орлят по осени считают «Крылья» 11-12 2009, с. 46
5. Собетов А.И. Краткая история Чемпионатов России. «Авиация Общего Назначения» 10, 2010, с.48-51
6. Собетов А.И. Неочевидная очевидность. Клуб парапланеризма «Санкт-Петербург», 2010, http://paragliding.spb.ru/school/data/ic_school/14/
7.Собетов А.И. Расти трава, расти. «Крылья», 1-2, 2012, с.26-29
8. Собетов А.И. Детский парапланеризм. Проблемы быстрого роста. В сб. «Небо, пилоты, парапланы», Зима-95, М. 1995
9. Чемпиону 11 лет. Дети взлетают в небо. А.Собетов. “Спортивная”. № 34- 35 (292-293), 1996.1.Sobetov A. Children in the sky. “Cross country” December 1994
10. Sobetov A. Children in the sky. “Cross country” December 1994