«Музыкальный эрудит» - первая республиканская теоретическая олимпиада среди учащихся ДМШ, ДШИ 2021 год

Филиппова Айталина Владимировна
Олимпиада «Музыкальный эрудит» проводилась в целях повышения интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам, выявления талантливых учащихся, закрепления знаний полученных на уроках предмета «Музыка», развития творческих способностей и на общий музыкальный кругозор учащихся средних образовательных школ и детских школ искусств Республики Саха (Якутия). Для участия в олимпиаде каждый Музыкальный кластер формировал команду из 10 человек, состоящий из представителей ДШИ и СОШ. Задания по сольфеджио и теории музыки включали — диктант с ошибками, ритмический диктант, определение размеров и тональностей в музыкальных текстах; Задания по музыкальной литературе включали - тест на музыкальный кругозор, атрибуцию портретов композиторов и музыкальную викторину; Домашнее задание – каждый участник должен был написать Эссе на тему «Музыка в моей жизни» и выполнить творческое задание, т.е. создать кавер-версию классической темы Йозефа Гайдна «Анданте».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальный эрудит» - I Республиканская теоретическая олимпиада

Научно-методическим центром проекта «Музыка для всех» с 6 по 21 декабря 2021 г. была проведена Первая республиканская теоретическая олимпиада под названием «Музыкальный эрудит». Устроителями был выбран формат Олимпиады, т.к. она позволяет достаточно эффективно решать сразу несколько задач: во-первых, объединить усилия детей общеобразовательных школ и детей, обучающихся в детских школах искусств; во-вторых кроме традиционных форм заданий, таких как, умение проявить свои знания по сольфеджио или музыкальной литературе, появляется возможность включать и нестандартные задания, нацеленные на творчество;  в-третьих, подготовка к соревнованию побуждает учеников повторять материал учебной программы, расширяет диапазон знаний учащихся за счет привлечения при подготовке дополнительной информации, а также пробуждает и поддерживает интерес к музыкальному искусству. При этом сама форма проведения подобных соревнований достаточно гибкая, предполагающая вариативность и творческий подход к формированию пакета требований и заданий.

Олимпиада «Музыкальный эрудит» проводилась в целях повышения интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам, выявления талантливых учащихся, закрепления знаний полученных на уроках предмета «Музыка», развития творческих способностей и на общий музыкальный кругозор учащихся средних образовательных школ и детских школ искусств Республики Саха (Якутия). Для участия в олимпиаде каждый Музыкальный кластер формировал команду из 10 человек, состоящий из представителей ДШИ и СОШ.

Отрадно, что Музыкальные кластеры постарались объединить учащихся разных образовательных организаций, представителей нескольких районов и презентовать учеников разных классов – от 4-го до 8–го.

Было подано 13 заявок из 6 музыкальных кластеров — Городского (4 команды), Центрального, Вилюйского, Верхоянского, Оленекского, Южного и Заречного (4 команды). В целом количество участников составляет 129 учащихся, из них 58  представители СОШ, а 71 учащиеся ДШИ.

Каждая команда выполняла 8 заданий ранжированных по трем блокам:

Задания по сольфеджио и теории музыки включали — диктант с ошибками, ритмический диктант, определение размеров и тональностей в музыкальных текстах;Задания по музыкальной литературе включали - тест на музыкальный кругозор, атрибуцию портретов композиторов и музыкальную викторину;Домашнее задание – каждый участник должен был написать Эссе на тему «Музыка в моей жизни» и выполнить творческое задание, т.е. создать кавер-версию классической темы Йозефа Гайдна «Анданте».

Условия выполнения Домашнего задания были разосланы 6 декабря, основные задания первых двух блоков выполнялись 15 декабря.

Надо отметить, что все участники отнеслись к выполнению заданий Олимпиады ответственно, показали в целом неплохой уровень знаний композиторов, общий кругозор. Эссе  «Музыка в моей жизни» показал уровень умений излагать свои мысли, круг музыкальных интересов подрастающего поколения.

Профессиональному жюри, которое было представлено зав. кафедрой истории и теории музыки, доцентом Павловой З.Г., старшим преподавателем кафедры музыковедения АГИКИ Саньяховой Н.И., заместителем директора по учебно-воспитательной работе ДШИ №2 г. Якутска Тайшиной У.С., засл. раб.культуры РС (Я), преподаватель ДШИ №2 Кармановой Е.С., было непросто определить победителей. Тем не менее, жюри были определены три лучшие команды и 13 номинантов по видам заданий:

1 место — Вилюйский музыкальный кластер (898 баллов);

2 место — Центральный музыкальный кластер, команда «Интервал»

(809 баллов);

3 место — Городской музыкальный кластер, команда №4 «Гармония»

(765 баллов);

Номинантами Олимпиады стали:

«Лучшее эссе» — Гаврильев Эрхан, Намская ДШИ, 6 кл. ФО,

Центральный музыкальный кластер;

Ядреева Виолетта, СОШ №10, 5 кл. ГМК, Команда №4 «Гармония», Городской музыкальный кластер;

Голоков Александр,  ДШИ №1, 6 кл., Команда №4 «Гармония», Городской музыкальный кластер;

Бенчик Владимир,  Оленекская ДШИ им. Т.Л. Данилкиной, 8 кл. Оленекский музыкальный кластер;

«Лучшая кавер-версия» — Команда Ытык-Кюель, Заречный музыкальный кластер;

«Лучший диктант» — Оленекская ДШИ им. Т.Л. Данилкиной, 8 кл. Оленекский музыкальный кластер;

«Лучший ритмический диктант» и «Лучший тест» — Команда «Веселые ноты», Вилюйский музыкальный кластер;

«Лучшая атрибуция» — Южный музыкальный кластер

Подобные соревнования теперь будут проводиться ежегодно, задания и требования будут меняться и усложняться.

Председатель жюри Олимпиады, доцент, зав. кафедрой истории и теории музыки ВШМ РС (Я)                                                                Павлова З.Г.

Организаторы РО Муз.эрудит г. Якутска



Предварительный просмотр:

Диктант с ошибками:



Предварительный просмотр:

Ритмический диктант

Район: Оленекский Населенный пункт: с. Оленек Кластер: Оленекский

Фамилия Имя участника: Семенов Эрхан

Время выполнения: 15 минут

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответ (Вписать номер такта в пустые клетки):

7

8

5

6

1

3

4

2



Предварительный просмотр:

Дмитриева Сахаяна

Определить тональности и размеры в следующих нотных примерах:

  1. – Тональность - Фа мажор Размер: 4/4

2) – Тональность - Ре мажор Размер: 2/4

3) – Тональность - соль минор Размер: 4/4

4) – Тональность - До мажор Размер: 5/4

5) – Тональность - до минор Размер: 6/4


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тест на музыкальный кругозор

Район: Оленекский Населенный пункт: с. Оленек

Кластер: Оленекский

Количество участников: 5 Время выполнения:

Вопрос

Варианты ответа

ОТВЕТЫ

1

Как называется повторяющийся текст в песне, звучащий одинаково 2-3 и более раз:

запев

куплет

припев

+

2

Какое название носит главная песня любой страны:

гимн

+

марш

прославление

3

Кто пишет музыку?

исполнитель

+

композитор

музыкант

4

Как обозначают в музыке силу звучания (громко-тихо)?

форте и пиано

+

адажио и аллегро

легато и стаккато

5

Полька, вальс, тарантелла относятся к следующему жанру музыки:

песня

танец

+

марш

6

К какой музыке подходит ритм «раз-два-три»

марш

полька

вальс

+

7

Кто сочинил «Марш деревянных солдатиков»?

Петр Ильич Чайковский

+

Модест Петрович Мусоргский

Сергей Сергеевич Прокофьев

8

Как называется музыкальное сопровождение, когда поет солист, а ему подыгрывает музыкант?

аккомпанемент

+

оркестр

квартет

9

Самые древние песни, дошедшие до нашего времени:

колыбельные

+

молитвы

славянские песнопения

10

Чем начинается и заканчивается «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского?

игровой музыкой

молитвой

+

полькой

11

Какие из этих инструментов называются народными:

ложки, дудочка, свирель

+

гусли, скрипка, арфа

аккордеон, гармонь, пианино

12

Музыкальные произведения народного творчества называют:

хоровод

колядки

фольклор

+

13

Музыкальный спектакль, в котором люди поют под сопровождение оркестра, называется:

опера

+

балет

кантата

+

14

Где находится Большой театр?

Москва

Санкт-Петербург

Новосибирск

15

Кто руководит оркестром?

композитор

дирижер

+

балетмейстер

16

К какому жанру относится «Петя и волк» Сергея Сергеевича Прокофьева?

сказочная опера

симфоническая сказка

+

детский балет

17

Для какого музыкального инструмента сочинял музыку Иоганн Себастьян Бах?

клавесин

+

фортепиано

орган

18

Музыкальный лад с грустным настроением:

гармония

мажор

минор

+

19

Как называется музыкальный спектакль, в котором только танцуют?

симфония

балет

+

опера

20

Чье имя носит Международный музыкальный конкурс исполнителей в Москве один раз в четыре года:

Петра Ильича Чайковского

+

Вольфганга Амадея Моцарта

Людвига Ван Бетховена

21

Скорость в музыкальном произведении называется:

темп

+

динамика

выразительность

22

Мелодия какого из этих народных танцев входит в «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского?

Камаринская

+

Казачок

Плясовая

23

В каком сказочном балете П.И. Чайковского принц побеждает армию крыс?

Лебединое озеро

Спящая красавица

Щелкунчик

+

24

Какого героя нет в симфонической сказке "Петя и волк"

Птичка

Волк

Лиса

+

Утка

25

Назовите весенний русский народный праздник:

Новый год

Рождество

Масленица

+

26

Вставь пропущенное слово:

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Эти ноты все подряд образуют …__________.

нотный стан

звукоряд

+

песню

алфавит

27

Назовите одним словом.

Пианисты, скрипачи, баянисты, оркестр - это:

композиторы

исполнители

+

хор

слушатели

28

Для создания музыкальной картины осенней, пасмурной, дождливой какой лад используем?

Мажор

Минор

+

Бекар

29

Найди чистую квинту

до-диез-соль-диез

+

до-диез-соль-бемоль

до-диез-соль

до-диез-фа

30. Музыкальный термин и его определение:

А. Большой коллектив певцов

В. Балерина

Б. Руководитель оркестра

Г. Солист

В. Танцовщица балета

Б. Дирижер

Г. Один исполнитель

А. Хор




Предварительный просмотр:

Викторина

Фамилия Имя участника: __________________________________________________

Время выполнения: _____________________

Ответ

1

Танец Анитры Сюита Пер Гюнт Эдвард Григ

2

Лебедь Карнавал животных Сен-Санс

3

Неополитанская песенка Чайковский

4

Болезнь куклы Чайковский

5

Аквариум Карнавал животных Сен-Санс

6

Марш из Щелкунчик Чайковский

7

Танец сахарной феи Щелкунчик Чайковский

8

Гном Картинки с выставки Мусоргский

9

Быдло Картинки с выставки

10

Утро Пер Гюнт



Предварительный просмотр:

Эссе «Музыка в моей жизни»

Музыка в моей жизни играет важную роль. Когда становится грустно, то я включаю какую-нибудь веселую и популярную песенку, незаметно начинаю ее напевать, и настроение повышается буквально через несколько минут. Интересно то, что одновременно с модными стилями музыки, которым отдают предпочтение мои сверстники, я люблю произведения известных композиторов-классиков. Звуки скрипки и фортепьяно пробуждают в моей душе смешанные чувства. С одной стороны, мне кажется, что я парю над облаками и предаюсь мечтам, вслушиваясь в легкие переливы, перезвон и сильные аккорды, а с другой – тревожная или трогательная мелодия затрагивает все струны души и вызывает слезы. Но такое настроение быстро проходит, потому что я понимаю, что музыкант отразил часть своего мира и своих переживаний и передал слушателям мысли и эмоции при помощи нот. Один из самых любимых моих композиторов, это Петр Ильич Чайковский. Музыка Чайковского наполняет человека радостным ощущением жизни. Поэтому произведения композитора стали классическими, что они вечны и бессмертны. Среди них «Детский альбом» — цикл из 24 пьес. Основная тема «Детского альбома» — игры детей. По ним можно представить себе, в какой обстановке жили дети, что их окружало, как проводили время, какие впечатления были в их памяти. «Детский альбом» Пётр Ильич посвятил любимому племяннику Володе Давыдову. Я начала знакомство с творчеством Петра Ильича с «Танец маленьких лебедей», мне она очень понравилась. Много выступала с ним в детском садике, впервый раз было очень волнительно. Потом на конкурсах, в летней творческой школе, в клубе, в школе. Потом мы выучили «Вальс» из балета «Спящая красавица» с моим учителем. Позже в 3 классе «Танец Феи Драже», мне очень нравится музыка Чайковского. Слушая музыку Чайковского, созданную специально для детей, чувствую немало грустных и даже трагических ноток. Вспоминаю «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Мама», и слёзы катятся сами собой. Изумительная, искренняя музыка. Композитор обращается к детской душе, способной страдать и мучиться. А так же в музыке слышим певучие. ласковые, причудливые, фантастические интонации, зарисовки русской природы. Эта чарующая музыка П.И.Чайковского надолго останется в моей душе. Сейчас очень скучаю по занятиям, учеба по зуум тяжело дается.

Николаева Айаана Оленек ДШИ 5 класс фортепиано.



Предварительный просмотр:

Домашнее задание Й. Гайдн "Анданте"

https://youtu.be/QAmLOj3uz4g