Доклад на тему: «Народный танец, как средство формирования гражданственности и патриотизма»

Мирошниченко Ирина Владимировна

Воспитание молодежи в современном обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, детских и молодежных организаций. Важное значение приобретает формирование личности, способной к социализации, уважающей права и свободы граждан, обладающей высокой нравственностью. В связи с этим одним из приоритетных направлений и составных частей образовательного процесса является гражданско-патриотическое воспитание молодежи.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, народные танцы являются ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnyy_tanets-_sredstvo_patriotizma.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Доклад на тему:

«Народный танец, как средство формирования гражданственности и патриотизма»

           

   

                                                                                           

                                                                                                   Составитель: учитель

                                                                                        Мирошниченко Ирина Владимировна

                                                                                                                     

                                                                                                                 

                                                    Магнитогорск 2022г   

Актуальность исследования состоит в том, что проблемы национального характера, национального самоопределения выдвинулись в число приоритетных проблем, определяющих своеобразие современного состояния мировой, в том числе российской, культуры. Активизация поисков своих национальных истоков и корней, интерес к традициям и обычаям своего народа и своей культуры, стремление возродить утраченные, сохранить еще живущие традиции характерны как для современной России.

Воспитание молодежи в современном обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, детских и молодежных организаций. Важное значение приобретает формирование личности, способной к социализации, уважающей права и свободы граждан, обладающей высокой нравственностью. В связи с этим одним из приоритетных направлений и составных частей образовательного процесса является гражданско-патриотическое воспитание молодежи.

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, народные танцы являются ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.

Усиливается значение народных танцев в наши дни и для собственно хореографического искусства, не только как арсенал выразительных средств, но и как своеобразного источника «живой воды», оплодотворяющей фантазию художника. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере фольклористов, балетмейстеров, искусствоведов.

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и развивать лучшие традиций национальной хореографической культуры народов. России.

Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, в российской педагогической традиции всегда были сосредоточием воспитательной системы.

В связи с этим значительно возрастает роль учреждений искусства и культуры, детских и молодежных организаций, способствующих духовно-нравственному становлению детей и молодежи.

В изучении народного танца накоплен значительный материал. Мастерами народной хореографии - Т.Д. Устиновой, И.А. Моисеевым, Н.С. Надеждиной, М.С. Годенко, Г.Я. Власенко, Н.И. Заикиным и многими другими собирался, изучался и обрабатывался русский танцевальный фольклор,

Большой вклад в исследование народных танцев внесли: Г.Ф. Богданов, Н. И. Заикин, Н. А. Заикина, Г.В.Иноземцева, К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер, Н. Толстая, Е. Фарманянц и др.

В разработку проблем художественного воспитания средствами искусства внесли свой вклад А.П. Ершова, И.Ф. Гончаров, Е.А. Захарова, Д.Б. Кабалевский, Е.И. Максимов, В.А. Разумный, С.Т. Шацкий и др. Различным аспектам хореографической деятельности посвящены исследования В.В. Геращенко, С.Б. Жукеновой, Л.Д. Ивлевой, Э.А. Королёвой, Ю.М. Чурко, В.И. Уральской, М.Я. Жорницкой, Н.М.Яценко и др.

Вопросы гражданско-патриотического воспитания исследовались А.А. Ароновым, В.В. Артамчуком, В.Г. В.Г. Бирковским, Д.М. Водзинским, A.M. Ветоховым, О.И. Волжиной, А.Н. Вырщиковым, Н.П. Дунаевым, Л.М. Архангельским, Л.П. Буевой, P.M. Гуровой, С.М. Иконниковой, и другими учеными.

Однако специальных работ, посвященных исследованию роли народных танцев в системе гражданско-патриотического воспитания, ещё не было.

Практический опыт, приобретенный при работе в сфере хореографической педагогики, позволяет заключить, что хореографическое творчество обладает определенными неиспользованными резервами в формировании гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Всё это и определило выбор темы настоящего исследования.

Объект данного исследования - народный танец как средство формирования гражданственности и патриотизма.

Предмет исследования - процесс формирования гражданственности и патриотизма посредством народных танцев.

Цель данного исследования - изучение роли народных танцев в формировании гражданственности и патриотизма.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие и задачи формирования гражданственности и патриотизма;

2. Рассмотреть понятие и виды народных танцев;

3. Дать общую характеристику русским народным танцам;

4. Исследовать специфику формирования гражданственности и патриотизма в Детско-юношеской хореографической школе г. Камышина.

5. Изучить особенности организации занятий по народно-сценическому танцу.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, наблюдение.

База исследования: МОУ ДОД Детско-юношеская хореографическая школа г. Камышина.

Теоретические аспекты проблемы формирования гражданственности и патриотизма средствами народных танцев.

Понятие и задачи формирования гражданственности и патриотизма.

Среди духовных качеств российских граждан особое место занимает любовь к Родине, высочайший патриотизм. И это закономерно. Ведь гражданин начинается с понятия "Родина", "Отечество" и с ценностей, которые связаны именно с ними. Патриотизм поистине является источником духовной силы российских граждан.

Рассмотрение вопросов патриотического и гражданского воспитания имеет в педагогике давнюю историю, уходящую корнями в античные времена. Платон и Аристотель рассматривали гражданское воспитание как процесс формирования уважения к государству и законопослушания, Руссо же в гражданском воспитании видел в свободном развитии личности, в создании условий для её самовыражения. Макиавелли провозглашал активный патриотизм, Монтескье связывал любовь к Отечеству с любовью и стремлением к равенству, Фихте считал, что любовь к Родине должна ассоциироваться с безусловным требованием к самопожертвованию.

Гражданственность и патриотизм являются аспектами духовной культуры личности, поэтому решение проблемы гражданско-патриотического воспитания находится в плоскости формирования духовной культуры подрастающего поколения.

Патриотизм - одно из самых устойчивых, неистребимых и священнейших чувств человека. Происходит это понятие от греческого patris - родина, отечество.

С.И. Ожегов в "Словаре русского языка" трактует "патриотизм" как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу" Ожегов С.И. Словарь русского языка: Около 57000 слов. - М.: Русский язык, 1986. -С.543.

В толковом словаре В.И. Даля слово "патриот" означает "любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник" Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1995. - Т.3. - С. 24.

Под патриотизмом подразумевается любовь человека к своей Родине, его привязанность к местам, где он родился и вырос, готовность приложить необходимые усилия для процветания и обеспечения независимости Отечества.

Патриотизм - это система ценностей, которыми располагает человек и общество, чувство любви к Отечеству, присущее массам людей, осознание ими своего долга и ответственности перед ним и за его будущее, совокупность идей, эмоций, настроений, отношений, убеждений и действий, направленных на процветание своей Родины; это позиция гражданина, его деятельная любовь к своему народу и его истории.

Патриотизм - это чувство безмерной любви к своему народу, гордости за него, это волнение, переживание за его успехи и горечи, за победы и поражения.

Чувство патриотизма формируется с раннего детства. Дальнейшее развитие связано с становлением гражданственности.

Гражданственность - нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

Поведение личности выступает средством и результатом гражданско-патриотического воспитания, которое можно характеризовать через направленность личности, ее потребности и ценностные ориентации.

В российской педагогике цели и задачи гражданского и патриотического воспитания нашли отражение в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др.

Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали гражданственность и патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.

Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на содержание патриотизма - общечеловеческие ценности и идеалы, делающие личность членом общечеловеческого сообщества. "Любить свою родину, - подчеркивал он, значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому" Белинский В.Г. Полн. Собр. Соч. - М., 1994. - Т. IV. - С. 488.

Замечательные слова К.Д. Ушинского, записанные в его дневнике: "Сделать как можно больше пользы моему Отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности", определяют направление его профессиональной, творческой деятельности и являются хорошим девизом в воспитании современной студенческой молодежи.

Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В.А. Сухомлинский в книге "Воспитание гражданина" уделяет внимание формированию гражданской позиции ребенка, роли социальных институтов и организаций в воспитании гражданственности у подрастающего поколения.

Воспитание гражданской личности - это формирование у человека высоких патриотических чувств и социально значимых качеств, развитие его как настоящего патриота своего народа и своей страны. По утверждению Б.Т. Лихачева, "стержнем гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм" Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1999. -С.76.

Патриотическое воспитание включает в себя формирование политически сознательного молодого человека, любящего свою Родину, гордящегося историческими свершениями своего народа и готового встать на защиту Родины и своего народа. В интернациональном воспитании особое место занимает формирование культуры межнационального общения, нетерпимости к национальной ограниченности и шовинизма.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Поскольку само понятие «патриотизм» сложное, то и воспитание у молодежи этого чувства - процесс сложный и своеобразный, который может быть понят и осуществлен лишь при наличии единства цели, методов, форм и средств, консолидации заинтересованных органов государственной власти, местного самоуправления, партий, движений, общественных организаций и объединений.

Истинный патриотизм народа - благо для государства. Благодаря уму наших предков чувство патриотизма воспитывалось в каждом новом поколение, самопожертвование ради Отчизны стало чертой характера россиян. Благодаря этому Россия выстояла в многовековой борьбе с агрессорами. Во внешней политике Россия всегда придерживалась принципов добрососедских отношений, дружбы народов Лутовинов В.И. Развитие патриотизма в России ХХI века: концепция, программа и практика патриот. воспитания молодых граждан России / В. И.Лутовинов, И. И. Мельниченко. - М.: Светотон, 2004. С.16.

Патриотизм - явление наследственное, передающееся от сына к отцу, от поколения к поколению. Поэтому воспитание уважительного отношения к истории своего народа непосредственно связано живым общением молодого поколения со старшим - участником многих исторических событий нашей страны.

Гражданственность как фундаментальная база демократии включает в себя следующие приоритетные ценности: общественное благо, права человека, свобода выбора на основе осознанной законопослушности, социальная справедливость, равенство перед законом, плюрализм позиций и взглядов, нравственность и правдивость в делах, семейно-бытовых отношениях, патриотизм и толерантность.

Итак, гражданственность - присущая, свойственная жителям форма правовых отношений между собой и их отношений с государством; воспитание - навыки поведения человека, привитые семьей, школой, обществом и проявляющиеся в личной и общественной жизни; воспитание гражданственности - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по созданию условий для развития личности, позволяющих человеку позитивно и ответственно осуществлять правовые отношения с государством и с другими людьми; патриотическое воспитание - систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у жителей чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Н.В. Бордовская, А.А. Реан рассматривают гражданское воспитание как формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

Основа формирования гражданственности состоит в воспитании, образовании, развитии молодого поколения. Основной процент населения во всем мире составляет молодежь в возрасте 16-25 лет. От того, какое образование они получат, зависят положение, состояние отдельной нации и всего мира. Человек только тогда считается гражданином страны, если он соблюдает и выполняет определенные обязанности как нравственная, образованная личность - патриот.

Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Цель формирования гражданственности и патриотизма - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов и вузов по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.