Статья на тему: Россия не страна, а Вселенная

Пескова Татьяна Геннадьевна

Система образования России, хоть и развивалась с учетом своих особенностей, сумела принять лучший мировой опыт. Характерные для российского образования мультикультурность, направленность на решение практических задач общества и тесная связь с наукой позволили с одной стороны сохранить традиции русского образования, а с другой – воспринять и применить лучшее, что дает мировой опыт. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_temu_rossiya.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья – размышление на тему:

«Россия не страна, а Вселенная»

Автор: Т. Г. Пескова

учитель ГБОУ № 628 «Александринская гимназия»

Красногвардейского района Санкт - Петербурга

       Система образования России, хоть и развивалась с учетом своих особенностей, сумела принять лучший мировой опыт. Характерные для российского образования мультикультурность, направленность на решение практических задач общества и тесная связь с наукой позволили с одной стороны сохранить традиции русского образования, а с другой – воспринять и применить лучшее, что дает мировой опыт. С начала XVIII века созданная в России светская высшая школа, вместе с другими учебными заведениями старалась вывести Россию на путь прогресса и процветания.

        Екатерина II считала: «Россия прославлена делами. Мы должны знать ее героическое прошлое, имена ее героев, святых, борцов за свободу, ее гениев и творцов. Знать, чтобы предвидеть. Предвидеть, чтобы управлять. Чтобы быть свободными и дарить свободу». Занимаясь реформами в российском образовании, она внимательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и важнейшие педагогические идеи своего времени. За основу брался гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения: он исходил из уважения к правам и свободе личности и устранял из педагогики все, что носит характер насилия или принуждения. Как известно, воспитание происходило по методу известного педагога И.И.Бецкого, стремившегося через закрытые воспитательные учреждения создать «новую породу людей» - образованных и трудолюбивых. Несмотря на то, что екатерининская реформа не была доведена до конца, но, тем не менее, она сыграла значительную роль в развитии российского образования. Школьная реформа екатерининской  эпохи была первой попыткой создать государственную систему народного образования. В основу новой школы были положены принципы всесословности и бесплатности обучения. Но для создания системы образования не хватило необходимых средств и, что самое главное,  не было еще потребности в образовании у широких слоев населения. Решение всех этих задач было делом следующего столетия.

       В настоящее время в России формируется гражданское общество, правовое государство, утвердилась рыночная экономика. Все это привело к изменению системы образования.

      В Законе РФ «Об образовании» сказано: «Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека...» (статья 2). В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» обозначен современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России. Гражданская идентичность позиционируется как высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Средства ее формирования – освоение культурных богатств многонационального народа Российской Федерации, осознание каждым ребенком их значимости и особенностей, принятие судьбы Отечества как личной. Д. С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно».

       Новое время порождает и новые проблемы, уже в который раз испытывающие на прочность российскую систему образования. Миф о всесилии рынка привёл к перекосам в жизнедеятельности школ. Под влиянием возросшего прагматизма порой деформируются сами цели образования, которые сводятся к накачке молодого поколения информацией и к выработке навыков, обеспечивающих деловой успех. Что же до высоких нравственных принципов, то вопрос решается просто — нравственно то, что приносит доход. Но самой острой проблемой не только школы, семьи, но и всего общества и государства, о которой сейчас нередко говорят с тревогой и болью, следует считать проблему воспитания новых поколений россиян.  И если мы говорим о том, что гражданское воспитание - главная задача государства, следовательно, воспитание гражданина - это значит воспитание россиянина.

        Что во все времена являлось главным качеством россиян? Что было всегда предметом их гордости? За что ценились всегда россияне? Во - первых, за широту души. Во - вторых, за бережное хранение своих корней, традиций, культуры. В - третьих, за чувство семейственности. В - четвертых, за бережное отношение к природе, к Земле. Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Вот круг вопросов, которые на первый взгляд вполне понятны взрослому человеку, но, тем не менее, волнуют сегодняшних педагогов.

        На протяжении всей истории образования педагоги уделяли особое значение нравственному и духовному воспитанию, так как все это направлено на самосовершенствование человека, на служение великим идеям, как бы пафосно сегодня это не звучало. Именно учителю принадлежит огромная роль в духовно - нравственном воспитании подрастающего поколения россиян.  В своё время Ш. А. Амонашвили, в своей книге «Школа жизни» посвятил учителю замечательные строки: «Учитель есть соратник Бога, его помощник в творении человека. Учитель в полной мере должен осознавать свою миссию: способствовать духовному восхождению человечества… Учитель есть творец будущего».

       Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании. Гуманистическая направленность образования, его этическая природа всегда были отличительной чертой российской педагогической практики. Работа не просто с учащимся, но с человеком, не с безликой группой, а с единомышленниками позволяла школе гарантировать результаты, лежащие далеко за пределами предметной сферы.

      Перед каждым из нас сегодня стоят сложные задачи: строить весь образовательный процесс комплексно: обучать, развивать и воспитывать. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально - ценностного, духовно - нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Наша главная педагогическая задача – максимальное снижение негативного влияния социума на учеников и использование всех позитивных возможностей для многогранного развития и самореализации личности ребёнка в период обучения. Итогом же учебно – воспитательного процесса будут являться самореализация личности после обучения, её социализация  в обществе и адаптация к изменениям на рынке труда.

     Говоря о духовном становлении личности как неотъемлемой части гражданского воспитания, следует обратить внимание на  повседневную речь многих людей - очевидное свидетельство духовно - нравственного кризиса общества, выраженного неблагополучия социального здоровья людей. Подрастающее поколение всё хуже владеет родной речью, дети затрудняются объединять слова в предложения, правильно строить фразы и выражать свои мысли.

        Родители же слишком погружены в свои заботы, а живое общение в семье нередко заменяет телевизор, компьютер. Восприятие информации на слух или из книг становится для ребёнка более сложным, он привыкает к тому, что его развлекают без усилий, и особенно пагубно влияет на его развитие содержание того, что он смотрит. Это все является разрушительной силой для еще несформировавшихся нравственно детских душ.  А ведь воспитание начинается именно в семье. Родители являются первыми наставниками ребёнка в становлении его как гражданина. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которого является он сам и его родители. В семье ребёнок осваивает свой родной язык. Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни. «Рыночный образ жизни» семьи накладывает свой отпечаток на воспитание детей в семье. Одним из путей повышения эффективности воспитания детей является совместная работа школы и семьи. Да и жизнь современной школы невозможна без деятельного участия семьи, поскольку именно с помощью такого сотрудничества следует устанавливать неразрывную связь поколений.

       Всем участникам учебно - воспитательного процесса необходимо чётко осознавать, что человек, отчужденный от общества и от самого себя как личности, выпавший из исторического процесса, привязанный к сиюминутным интересам и заботам, не знающий ни своих родовых, ни национальных, ни общечеловеческих корней, оказавшийся в положении Ивана, не помнящего родства – это человек, который не способен стать созидателем жизни. Думается, что именно в такой бездуховности кроется источник «всех наших бед» - дефицит интеллигентности, милосердия, сострадания,  доброты, честности и ответственности, утрата приоритета нравственных ценностей. Важно, чтобы эта бездуховность не стала носить всеобщий характер.

      Для современной школы бесценным является история мировой школы, богатый опыт отечественной педагогики, который могут стать путеводной звездой в решении данной проблемы. И, пожалуй, единственный выход – используя известный опыт духовно – нравственной направленности, обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Сегодняшняя школа строиться на принципах гуманизации, природосообразности и культуросообразности.

      Это отражено в программах развития нашего образовательного учреждения и программе воспитания обучающихся на период до 2015 года. Целью развития нашей гимназии является обеспечение устойчивого развития системы образования в гимназии, посредством комплексного внедрения инновационных образовательных проектов; создание условий для воспитания и  развития высокообразованной, интеллектуальной, нравственной, творческой, инициативной личности.

       Для реализации поставленных целей необходимо обеспечить условия для развития личности, сочетающей в себе стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей, инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества, способность к достижению личностного и общественного благополучия; формировать у каждого учащегося активную жизненную позицию, включающую способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений.

       Воспитательная система является важной составляющей частью гимназического образования. С момента основания гимназии  специфика учебного заведения показала педагогическому коллективу необходимость поиска новых путей как в образовательном процессе, так и в структуре воспитательной системы. Постепенно сложилась и наполняется новым содержанием  система традиций гимназии, внедрение новых программ и мероприятий.

       Воспитание – одна из трёх составляющих развития личности: социализация – воспитание – саморазвитие. Оно должно строиться в единой системе воспитания культурных ценностей, уважения традиций, чувства гражданственности и осознании своего значения и места в обществе  каждого ученика.

       Следует отметить, что освоение духовных, нравственных, эстетических ценностей традиционной культуры и проектирование на этой основе собственного будущего возможно только благодаря общению всех участников воспитательного процесса как полноценных субъектов свободной совместной деятельности. Прямого пути от знания к духовным ценностям нет. Он возможен только через общение и эмоциональное переживание, через активное, заинтересованное отношение детей, родителей, педагогов. Разные типы деятельности направлены на определённые результаты. Познавательная деятельность рождает знания, ценностно – ориентационная деятельность – ценности; художественная деятельность – произведения собственного творчества; проектная деятельность – ту идеальную действительность, которая опять, в свою очередь, даёт импульс для внутренней активности и дальнейшего развития деятельности. В результате становится шире круг потребностей, способностей, умений детей и взрослых, формируется устойчивая мотивация к жизни в системе культурных ценностей.

        В  деле восстановления традиций введения ребёнка в культуру педагоги гимназии опираются на уже сложившуюся социокультурную инфраструктуру нашего региона, используют богатейшие фонды и знания работников городских музеев, историко – культурных заповедников Санкт – Петербурга. Таким образом, создаются условия для становления у учащихся исторической памяти, понимания своей ответственности за сохранение и развитие культурных традиций Санкт – Петербурга, России.

        Важнейшим средством передачи культуры и общественного опыта, социализации людей, организации их взаимодействия и взаимопонимания, а так же влияния друг на друга, является общение.  Одна из  целей воспитания в нашей гимназии – воспитание и повышение культуры общения. Чтобы общение было успешным, необходимо овладеть умениями говорить и слушать, вербальными и невербальными средствами для передачи и приёма информации, чувств, оценок в распознании психологии других людей.

         Воспитательная система гимназии представляется нам как ценностно – смысловое ядро гуманистической воспитательной системы, в котором являются приоритетными основные ценности:

  • Индивидуально – значимые (успешность, достоинство, уникальность, здоровье и т.п.)
  • Культурно – нравственные (духовность, милосердие, творчество и т.п.)
  • Социально – значимые (гражданственность, отечество, соборность и т.п.)

         Реализация   воспитательной системы гимназии осуществляется путём взаимодействия всех участников образовательного процесса: администрации, педагогов Центра содействия укреплению здоровья, педагогов ОДОД, педагогов – предметников  (через внеурочную деятельность, предметные недели), деятельность методического объединения классных руководителей и воспитателей ГПД, родителей.

        Воспитательная система гимназии построена по принципам цикличности, открытости и широты воспитательной деятельности. Жизнь гимназии представлена как «воспитательное поле», включающее развитие и укрепление традиций, тематические дни, недели, месячники; отражение представленных возможностей для самореализации и социализации учеников.

        Воспитание осуществляется через деятельностное участие обучающихся. Именно воспитание в деятельности и через деятельность является основой воспитательного процесса.

        Организация годового круга мероприятий школьной жизни - «Освоение воспитательного поля». Осуществляется через организацию творческой деятельности (конкурсы, выставки и т.д.) и систему дел, направленных на формирование мотивации успеха (конкурсы, игры и т.д.). Искусство и художественная деятельность занимает значимое место в  воспитании ребёнка. Их воспитательный аспект очевиден, поскольку основная цель заключена в том, чтобы дать образное видение мира, воспитать нравственные качества человека - гражданина.

         Научно – познавательная деятельность связана с работой школьного научного общества и участия учащихся в научно – практических конференциях.

        Свои гражданские качества учащиеся воспитывают и проявляют при самоуправлении. Развитию детских общественных объединений уделяется особое внимание коллективом гимназии. Важной задачей для нас является расширение и активизация учащихся в деятельности ученического самоуправления.

       Возрождение национальных традиций и культуры (праздники народного календаря, Фестиваль культуры России), краеведческая деятельность развивается благодаря работе школьного музея, исследовательской и проектной деятельности учащихся. Следует принимать во внимание, что особенностью воспитания гражданина нашего Отечества является его многонациональный характер. Учёт национальных особенностей  имеет особое значение. Этот учёт предполагает приобщение учащихся к национальным культурам и историческим традициям разных народов. Учёт национальных особенностей, принцип народности, использование социокультурного потенциала города важная составляющая образовательно - воспитательного пространства гимназии.  

        Неограниченные возможности для гражданского воспитания имеет дополнительное образование, которое позволяет ученику реализовать себя как личность, проявить свои индивидуально - творческие способности, даёт уверенность ребёнку в своих силах. Наша педагогическая задача  -  обеспечить качественное образование и воспитание школьников на основе взаимодействия основного и дополнительного образования, учёта равных и разных стартовых возможностей детей.

       Сотрудничество с семьёй связано с поведением семейного лектория, в совместной деятельности в классном коллективе. Сейчас очень важно стремиться усилить  взаимодействие всех участников образовательного и воспитательного процесса (учитель – ученик – родитель).

       Воспитание здоровой нации – одна из приоритетных задач российского государства. Наша задача - формирование новой культуры отношения к своему здоровью, понимание зависимости собственного благополучия и успешности от здоровья и навыков его сохранения. Огромную роль в формировании философии «здоровье - ценность» имеет спортивно – массовая деятельность.

       Так или иначе, качественные особенности в воспитании нового поколения оказывает среда. Средовой подход в воспитании характеризует особенность этого процесса. Взаимодействие школы со средой, включение учащихся в жизнь района и города определяет характер деятельности по воспитанию гражданственности. Этому способствует программа «Образовательные путешествия», осуществляя экскурсионную деятельность и посещение культурных учреждений.        

       Особую значимость в вопросах воспитания имеет личностный подход. Личностный

подход предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений, воздействующих на него. Личностный подход в воспитании — это не пассивное приспособление педагога к особенностям ученика, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного воздействия на него с учётом личностных качеств.

       Подводя итог своим размышлениям, хочется сказать, что у любой школы есть мечта. Мечта нашей школы - построить такой дом, в котором всем было бы комфортно, уютно и радостно. Как в любом доме складывается определенная система ценностей, так и в нашем школьном доме сложилась своя система педагогических ценностей, которые можно примерно так сформулировать:

  • Принимай и понимай ребёнка таким, каков он есть.
  • Помогай ребенку, когда он нуждается в твоей помощи.
  • Не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним сегодняшним.
  • Не учи ребёнка, а развивай его, поддерживай его позитивные устремления.
  • Твори, заботься о его физическом и душевном здоровье, но не навреди.

       Атмосферу дома определяет его дух. Мы хотим, чтобы в нашем школьном доме царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своего народа, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система духовно - нравственного развития личности воспитанника нашей школы принесет свои плоды. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. В. А. Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу -  школу воспитания добрых чувств». Хочется верить, что наша школа посеет в душе наших воспитанников доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны - Великой России!

Литературные источники и ресурсы:

«Российское образование при Екатерине» http://www.int-edu.ru/museum/

Дипломная работа «Национальный идеал в образовании России» г. Волгоград

Статья «Уклад школьной жизни как основа нравственного воспитания» Криницина И. Л., заместитель директора по УВР, МБОУ «Лицей» г.Лесосибирска Крас-ноярского края.

Статья «Духовное становление личности - основа гражданского воспитания»  Краснова И. Ф. http://festival.1september.ru/authors/211-344-778