Доклад на тему: «Роль современного бального танца в формировании личности учащихся»
Глубокое влияние спортивный танец оказывает и на самих танцоров, поскольку необходимость тренировать свое тело, воображение, восприятие музыки, учиться искусству перевоплощения, тонко чувствовать характер музыки, танца и своего образа в нем, стиль – все это полностью меняет как внешний, так и внутренний облик танцора и неизмеримо его обогащает. На самом деле, за последние годы спортивный танец интегрировал в себе огромное число различных видов хореографии, от народного до современного танца, и стал искусством "всех времен и народов" среди других видов хореографии. Тем не менее, сама культура танцевального спорта, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения танцоров прививает ребенку с первых лет занятия танцами такой образ жизни (не только в этой социальной группе, но и в обществе в целом), который большинство мыслящих людей считают красивым именно в эстетическом понимании этого слова. Это и более высокий уровень культуры во внешнем виде (танцевальный имидж), поведении, отношениях с другими людьми – взрослыми и детьми, с противоположным полом. А также и уровень творческого восприятия музыки и танца, театрального искусства и проблемы собственной реализации в мире людей, как творческой, так и личностной.
Таким образом, при всем своем сущностном несоответствии детскому возрасту, спортивный танец формирует в танцорах с детства один из важнейших психолого-эстетических принципов, дошедший до нас из уст Льва Толстого: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо (в данном случае – тело), и мысли, и одежда". Опытный же танцор, впитавший в себя таковой образ жизни, по сути, становится именно таким человеком. Спортивный танец объединил в себе не просто спорт и искусство, а представляет собой богатейший вид творчества, отражающий в себе все красоты мира, которые может показать человек, используя лишь один инструмент – собственное тело: красоту звука и ритма, линии, чувства, силы, скорости, напряжения и расслабления, цвета, сексуальности, возможностей тела человека как эластичного материала и как языка, понятного представителю любого этноса, а также красоту гармонии всех этих граней спортивного танца. Вся эта огромная работа не может не отразиться на танце спортсмена, пройдя через призму души, опыта, представления о мире и о самом себе в нем. И, разумеется, такое проникновение в глубочайшие слои искусства и его философии не может не оказать влияния и на формирование личности танцора, его мировоззрения. Также, как и в других видах искусства, в танцах мастером, создающим мировые танцевальные шедевры своим телом, становится тот, кто виртуозно владеет своим инструментом плюс глубоко изнутри и философски воспринимает сам то, что передает своему зрителю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_sovremennogo_balnogo_tantsa.docx | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Роль современного бального танца в формировании личности учащихся»
Составитель: педагог
дополнительного образования
Мирошниченко Ирина Владимировна
Магнитогорск 2022г
Современный бальный танец, как синтез спорта и искусства.
Долгое время в Советской России бальный танец был позабыт, быть может, за исключением вальса. Идеологи от власти утверждали, что бальная хореография является чужеродным элементом буржуазной культуры и лишь во второй половине ХХ века бальный танец вновь становится популярным.
Сегодня этот вид хореографии соединяет в себе спорт и искусство. В начале 70-х годов проводились специальные научномедицинские исследования, результаты которых доказали всем, что по физическим нагрузкам, которые танцоры испытывают в танце, этот вид может быть соотнесен к спортивным.
Три минуты венского вальса приравнивались к бегу спортсмена на 200 метров, с полной выкладкой. Можно сравнить: спортсмен пробегает стометровку один-два раза за соревнование, а на большом турнире танцоры могут выходить на паркет по правилам до тридцати раз в течение дня. Если помножить эти 30 раз на полторы-две минуты танца, получается около часа. Именно поэтому бальный танец в последнее время стали повсеместно называть спортивным.
Глубокое влияние спортивный танец оказывает и на самих танцоров, поскольку необходимость тренировать свое тело, воображение, восприятие музыки, учиться искусству перевоплощения, тонко чувствовать характер музыки, танца и своего образа в нем, стиль – все это полностью меняет как внешний, так и внутренний облик танцора и неизмеримо его обогащает. На самом деле, за последние годы спортивный танец интегрировал в себе огромное число различных видов хореографии, от народного до современного танца, и стал искусством "всех времен и народов" среди других видов хореографии. Тем не менее, сама культура танцевального спорта, определяющая стиль танцевальных отношений, общения и поведения танцоров прививает ребенку с первых лет занятия танцами такой образ жизни (не только в этой социальной группе, но и в обществе в целом), который большинство мыслящих людей считают красивым именно в эстетическом понимании этого слова. Это и более высокий уровень культуры во внешнем виде (танцевальный имидж), поведении, отношениях с другими людьми – взрослыми и детьми, с противоположным полом. А также и уровень творческого восприятия музыки и танца, театрального искусства и проблемы собственной реализации в мире людей, как творческой, так и личностной.
Таким образом, при всем своем сущностном несоответствии детскому возрасту, спортивный танец формирует в танцорах с детства один из важнейших психолого-эстетических принципов, дошедший до нас из уст Льва Толстого: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо (в данном случае – тело), и мысли, и одежда". Опытный же танцор, впитавший в себя таковой образ жизни, по сути, становится именно таким человеком. Спортивный танец объединил в себе не просто спорт и искусство, а представляет собой богатейший вид творчества, отражающий в себе все красоты мира, которые может показать человек, используя лишь один инструмент – собственное тело: красоту звука и ритма, линии, чувства, силы, скорости, напряжения и расслабления, цвета, сексуальности, возможностей тела человека как эластичного материала и как языка, понятного представителю любого этноса, а также красоту гармонии всех этих граней спортивного танца. Вся эта огромная работа не может не отразиться на танце спортсмена, пройдя через призму души, опыта, представления о мире и о самом себе в нем. И, разумеется, такое проникновение в глубочайшие слои искусства и его философии не может не оказать влияния и на формирование личности танцора, его мировоззрения. Также, как и в других видах искусства, в танцах мастером, создающим мировые танцевальные шедевры своим телом, становится тот, кто виртуозно владеет своим инструментом плюс глубоко изнутри и философски воспринимает сам то, что передает своему зрителю.
Момент настоящей передачи действительного образа и характера в бальном танце по-своему сложен и интересен. Интерес заключается в том, что нет определенного сценария, точного текста танцевальной партии, пошагового описания логического хода событийности. Танцор, если можно так выразиться, не имеет точного руководства к приложению своих творческих актерских способностей. Откуда брать мотивацию своих резких или плавных движений, неожиданных разворотов и падений, прыжков и красивых линий? Все мы знаем, что композиция в бальном танце не несет в себе практически никакого подтекста, не имеет какой-либо определенной сюжетной линии. Тренер, ставящий композицию паре, берет для себя несколько критериев: ряд последовательных фигур должен соответствовать уровню и классу пары; внимание уделяется так же соответствию физической и технической оснащенности пары со сложностью исполнения фигуры; небольшой уклон делается в сторону стильных примочек, музыкальности исполнения в зависимости от класса танцующих. Далее идет кропотливая каждодневная отработка с выходом в итоге на паркет. Поэтому зритель чаще всего даже на конкурсах достаточно высокого класса наблюдает внешнюю, красочную оболочку танца: нарядные костюмы, загорелые, стройные тела, строгое техничное исполнение фигур. Зритель слышит заводящую ритмичную музыку, увлекается азартом состязательного процесса.
Бальный танец в итоге с потерей характерности и образности танцоров, опускается в разряд рядового спортивного состязания. Именно в потере целостного характерного образа в танце, видится главная проблема. Ведь, раз уж на то пошло, если бальная хореография впоследствии не подчинится четкой систематизации, не будут найдены для нее четкие критерии оценочной судимости, спорт просто отойдет на второй план или вообще практически потеряет существенное влияние на бальный танец. Причем роль этого влияния далеко неоднозначна.
Следовательно, допускать так называемый уход искусства из сферы бальной хореографии не в коем случае нельзя. Основная задача в этом вопросе ложится на педагога. Его работа с танцевальным дуэтом обязательно должна вестись в свете развития творческого потенциала пары, ее актерских возможностей. На каждом своем уроке опытный преподаватель должен умело вводить танцоров в творческий мир бального танца, находить его образ, а также характер и образ каждого танца в отдельности. Еще он должен учить ребят видеть себя в каждом из этих образов, жить в них.
Как уже говорилось выше, композиция в бальном танце не предполагает описания четкой последовательности событий, и, казалось бы, не может служить помощником танцору в создании его образа. Да, балет, на первый взгляд, имеет здесь несомненное преимущество. В балетной постановке действие заранее предопределено и известно не только танцорам, постановщику, но чаще самому зрителю. Плюс музыкальная партитура все время подчеркивает развитие сюжета. Сам оркестр создает мощное настроение, полностью совпадающее с действием на сцене. Какими же приемами в таком случае добиться появления действительного образа и характера в бальном танце?
Дело в том, что отсутствие определяющего сюжета можно считать большим преимуществом бального танца. Снятие строгих рамок и условий, обязательно предписывающих очередную инициативу танцора, открывает огромные перспективы для творчества и импровизации. При этом материал для создания характерного образа в танце может быть достаточно объемным и глубоким. Его нужно брать из истоков самобытной культуры того или другого этноса. Необходимо проникнуться отношениями людей того времени (будь то экономические или общечеловеческие), их переживаниями и радостями, неповторимой историей. Все это нужно перенести в наше время и совместить с нынешней действительностью. Для воплощения глубокого характерного образа в своем танце, современный дуэт должен впитывать не только танцевальную культуру, но и культуру человечества в целом.
Партнер и партнерша должны интересоваться различными видами искусства и спорта, развивая тем самым свои творческие натуры, и проецируя накопленный опыт в сферу бального танца. Если культивировать именно такой многогранный подход к развитию творческой личности, то со временем танцевальный дуэт сможет добиться демонстрации того или иного душевного состояния в наимощнейшем его проявлении, почти не завися от музыкальных акцентов, а уж тем более от строгого сценического действа. Исполнители смогут напрямую, так сказать, без ненужного, сюжетного посредничества находить чистые состояния эмоционального и духовного подъема не только в себе, но, главное, в зрителе. Музыка, освещение, обстановка, вариация будут в данном случае лишь очень небольшими составными частичками всеобъемлющего, глубинного характерного образа, создаваемого на паркете истинными мастерами бального танца. Конечно, имеет огромное значение, каким образом и кем юному танцору преподносится танцевальная культура, поскольку некоторые способы и педагоги тренеры способны сделать из ребенка скорее закрепощенного невротика, чем творческую личность, иными словами "техника в руках дикаря – кусок железа".
Специфика работы преподавателя с различными категориями учеников.
Для того чтобы выявить особенности преподавания спортивного бального танца, необходимо разбить все категории танцующих на тех, кто занимается танцем "для себя" и тех, кто занимается профессионально, "для результата". Это первое принципиальное различие. Важно, что в первую очередь, сам тренер должен определить, с какой из этих категорий ему больше нравится работать, где он видит для себя больше плюсов и перспектив. Самая сложная тема здесь – это навыки и знания ведения группы, что само по себе является серьезным мастерством. При организации такой группы огромное значение имеет имидж ведущего, стиль одежды и общения, стиль самопрезентации, технический и эстетический уровень помещения (зала), набор дополнительных услуг (продажа танцевальной музыки). И, конечно, уровень рекламной компании при наборе учеников. В методике преподавания такой группы преобладают следующие приемы.
Во-первых, обучение строится от целого к частному: сначала учим общий рисунок фигуры, а затем, на следующих этапах работы постепенно выверяем линии, технику, детали. Все объяснения технических действий опираются не на биомеханику движения, а на артистический образ, объяснение роли, характера партнера или партнерши. То, что точно неполезно делать в такой группе: углубляться в биомеханику, тренировать силу и скорость без запроса на то участников группы, требовать красивые линии и вообще – требовать. Тренер в такой группе воспринимается участниками, как правило, как заказной маэстро, тапер, который за плату исполняет желания группы (но не любые желания). И на это необходимо ориентироваться, прежде всего, при подборе тренировочного материала. Какая цель у участников? Научиться свободно двигаться, не комплексовать? Тогда именно этими задачами и занимается тренер. Есть категория танцоров – спортсмены. Те, кто уже точно знает, что они пришли заниматься танцем для результата, турниров, наград, возможно будущего преподавания.
В первую очередь, то, чем вы занимаетесь с танцорами, определяет то, чего они хотят от вас и то, что они могут на данный момент. Первая тренировочная задача всегда определяется тем, что больше всего заметно при взгляде на танец. Это важно, когда речь идет о том, с чего начинать сдвигать уровень конкретной пары или группы, поскольку танцевальных аспектов так много, что работать продуктивно можно в любом из них, важно – что насущнее для данного танцора или группы. В общем же, работа с танцорами имеет свою концепцию, и лишь можно менять последовательность тем, в зависимости от актуальности той или иной темы. Хореография – набор конкретной хореографической лексики, композиции, вариации, связки, схемы, цепочки. Техника работы тела – то же самое, что и биомеханика танца. Определяет грамотность, естественность движения, взаимосвязанность всех частей тела в танце, взаимопонимание между партнерами, влияет на скорость движения и красоту линий. Линии – красота, элегантность, функциональность, спортивность линий рук, ног, корпуса. Спортивная (силовая) подготовка, определяющая скорость движения, амплитуду движения, возможность справляться со сложными техническими и хореографическими действиями, музыкальность танца.
Существует два вида спортивной подготовки.
Первый вид – это общая физическая подготовка (фитнесс, плавание, бег, прыжки на скакалке или батуте, спортивная йога, стретчинг). Этот вид работы в основном планируется на летние сборы и призван решать задачи общей готовности организма спортсмена к специфическим танцевальным нагрузкам.
Второй вид – это специальная танцевальная спортивная подготовка. Этот вид работы проводится в течение сезона и включает в себя танцевальные тренировки с утяжеляющими браслетами и поясами, специальные упражнения для развития силы и скорости стопы, рук, корпуса, ног в целом, скорости вращений, устойчивости, максимального использования всех групп мышц для создания наиболее объемного и скоростного движения.
Хочется отметить, что очень многие из тренеров (это заметно по турнирам) работают больше над спортивными показателями, чем над грамотностью танца, и в результате в так называемом "среднем звене" (танцоры, которые танцуют во второй трети участников турнира) много пар, заметных своим активным движением, но при ближайшем рассмотрении обращающих на себя внимание низким уровнем технической и хореографической подготовки. Если же заниматься только техникой и не работать над физическим спортивным состоянием, то вы получите много красивых пар, двигающихся с маленькой амплитудой и скоростью, которые все более теряют способность развивать свои физические параметры.
Одним словом, нельзя жертвовать ничем и все необходимо давать вовремя. Важно понимать, что все аспекты тренировочной работы сильно созависимы. Можно много работать над линиями, но, если есть промахи в технике – это будет "мартышкин труд". Можно много сил положить на развитие скорости и выносливости, но при провалах в технике и линиях это будет мало похоже на танец, и, мало того, со временем танцору приходится переучиваться с просто сильного танца на грамотный танец. Остановимся поподробнее на следующей категории танцоров – это маленькие танцоры, которых в студии приводят мамы.
В России бальные танцы как жанр хореографии достаточно молод, моложе, чем в других странах. У нас возрастной старт занятий танцами очень сильно смещен к детству. На западе все наоборот. Там начинают танцевать значительно позже, лет с 14-15, а зрелости добиваются годам к 22-23 за счет высокого и качественного уровня преподавания. Многие тренеры считают оптимальным возраст для начала занятий бальными танцами 7-8 лет, но не поздно отдать ребенка и в 9-11 лет.
Детей тоже можно поделить на танцующих "для себя" и танцующих "для результата". Ориентир в методике преподавания здесь будет строиться по критериям: заинтересовать, увлечь, сосредоточить, дисциплинировать, развить. Разница же в этих двух категориях состоит большей частью не в работе с детьми, а в работе с мамами.
Дети – категория специфическая, прежде всего, возрастными особенностями развития психики и координации. Основная такая специфическая особенность маленьких танцоров, определяющая всю методику работы с ними – это их неутомимая любознательность и внимательность ко всему происходящему. Именно внимательность, и именно ко всему. Пролетит ли муха, прозвенит ли телефон в коридоре, возникнет ли перед глазами чья-то косичка – все для ребенка безумно интересно, во все он вовлекается всем своим существом безраздельно. И для тренера в такой ситуации стоит нелегкая задача сосредоточить внимание детей только на себе и преподаваемом материале. Для того, чтобы решить такую задачу, тренеру необходимо представлять, что именно должно быть в содержании его занятия, а чего не должно быть ни в коем случае.
Нельзя порицать за плохую координацию и медленное усвоение материала – таким образом, легко создать отвращение к занятиям и уверенность в собственной неполноценности. Необходимо учитывать, что в самых ранних возрастах, с которых берут детей на спортивные танцы (от 6 до 9 лет) существуют большие проблемы с координацией движения у большинства детей. Это значит, что большинство детей в этом возрасте, попросту говоря, еще плохо ориентируются в том, где у них в данный момент находится левая нога, где правая и что они делают, делают ли они вообще что-нибудь. В этом нет ничего страшного, это возрастная особенность и потому какие-то вещи детям в этом возрасте недоступны. Например, техника движения. Зато очень многие легко запоминают шаги. Поэтому основными здесь являются осанка, линии корпуса, рук и ног, и, конечно же, точное исполнение ритма. И этого уже более чем достаточно для полной танцевальной загрузки ребенка. Можно и нужно поощрять любые попытки к старанию, сосредоточенности, красивую прическу, танцевальную одежду, осанку – все то, что вы хотите развить в своих учениках. Необходимо подчеркивать любые, даже самые маленькие моменты улучшения во всем, что касается танцевального мастерства, спортивного характера и танцевального имиджа.
Нельзя говорить непонятными словами – будет очень скучно детям. Можно и нужно использовать образные выражения, иллюстрировать то или иное упражнение или движение понятными детям сюжетами и образами – сказочные персонажи, животные, считалки, скороговорки. Например, один из приемов обучения музыкальности – это не считать танец, а петь счет под музыку. Другой прием – упражнение для развития взрывной силы ног – прыжки из упора сидя с поднятием рук со следующим заданием: достать до потолка и выкрикнуть "ква". Клич может быть любой и лучше, если его периодически менять – от "ура" до "кукареку". Еще один хороший пример для развития осознания движения – давать задание танцевать "как ленивые танцоры", а потом "как упорные танцоры". И так далее. Нельзя беспрерывно говорить или говорить (кричать) все занятие на фоне музыки. Или музыка, или речь. Счет под музыку или добавление эмоционального фона ("супер!", "давай!", "Еще!", "кра-со-та, два, три, мо-лод-цы, два, три, су-пер-де-ти, два, и, три", конечно же, не в счет.
Нельзя не замечать, что кто-то отвлекается, вообще нельзя не замечать то, что происходит с каждым. Незамеченный ребенок – не увлеченный ребенок, лишний, предоставленный самому себе и своим детским мыслям, и занятиям. Это не значит, что нужно постоянно делать замечания. Важно делать ОТМЕЧАНИЕ: "а вот теперь Олег засунул руки в карманы и натягивает штаны на голову…", "а вот теперь Таня любуется своими роскошными волосами в зеркале, а мы тем временем уже почти выучили новую хитроумную танцевальную фигуру, которую умеют танцевать настоящие чемпионы……". И так далее. Нельзя загружать детей все занятие одной и той же информацией – им будет скучно, и они будут постоянно нарушать дисциплину, чтобы себя развеселить, занять чем-то более разнообразным.
Нельзя слишком быстро переключаться с одного вида работы на другой. Каждое новое задание должно быть четко обозначено – когда оно начинается и когда заканчивается. Здесь важно замечать, чтобы для всех детей это было понятным. Можно придумать специальные действия, призванные отграничить разные виды работы друг от друга. И хорошо, когда это игровые упражнения. Вы можете, перед тем, как начать новое задание, проверить их построение на линиях и напомнить про красивую осанку, и так же ее у всех проверить и похвалить. Можно сделать любое физическое упражнение на 1 – 2 минуты. Вы можете попросить вспомнить название новой фигуры, которую разучивали прошлый раз. И не ждите, что обязательно вспомнят – начинайте подсказывать по буквам и слогам. Важно так же каждый раз до и после нового материала напоминать и повторять название того вида работы или той фигуры, над которой вы работаете. Хорошо так же, для запоминания давать задание разучить новое упражнение или фигуру с мамой, папой, братом, сестрой, дядей или тетей, собакой и кошкой. Не обязательно каждый бросится это делать, но в памяти останется. Важно, чтобы у ребят были дневники, куда можно заносить домашние задания, ставить оценки (преимущественно пятерки) и записывать любую информацию для родителей. Важно так же проверять задания – таким образом, усиливается мотивация для обучения. Один из видов такой проверки – каждый должен встать на место тренера и показать фигуру, которую учили в прошлый раз. Разумеется, за пятерку. Если кто-то не осмеливается этого сделать – позвольте ему стесняться. Как только робкий увидит, что другие получают пятерки и похвалы, ему тоже захочется рискнуть. Кроме того, важно чтобы ребенок сам почувствовал, когда для него безопасно и комфортно выдвинуться на передний план. Излишним вниманием к его стеснительности вы только усилите дистанцию между ним и другими ребятами, и его личный дискомфорт.
В конце занятия не жалко посвятить 5 минут на подвижную игру – ребенок должен уйти с занятия уставшим, эмоционально и физически разрядившимся. В такую игру можно превратить любой момент обучения, например, в виде соревнования двух команд. Вы можете назначить двух капитанов, которые должны из участников группы набрать себе команду. Можно соревноваться правильно просчитать (прохлопать, протопать) музыку, дальше всех (выше всех) прыгнуть и так далее. Проигравшим назначаются штрафы в виде выполнения смешных физических упражнений – прыжков с "кваканием", пройти круг на корточках с "кряканием", и так далее. Такие штрафы хорошо применять в случае любого нарушения дисциплины. Важно хорошо сбалансировать степень физической нагрузки с развлекательной составляющей – чтобы это было и трудно, и весело.
Работа с теми детьми, которые не пробиваются в спортивную группу, а занимаются для себя, должна быть ориентирована на то, чтобы дети на занятиях максимально интересно провели время, а также могли выучить какие-то танцевальные схемы, которые они могут продемонстрировать своим друзьям и родственникам.
Осознавая значение спортивного бального танца в формировании личности ребенка, в последние пять-шесть лет среди педагогов и хореографов наметилась тенденция создания при гимназиях, лицеях, колледжах, школах студий бального танца, рассчитанных, прежде всего на тех, кто занимается танцем "для себя" или даже включения предмета "бальная хореография" в сетку расписания. Именно поэтому упор занятий современным бальным танцем делается не на растяжку и классическую постановку рук и ног, ловкость и уверенность в движениях, свободу и непринужденность, хотя все это также является важным в формировании осанки и фигуры ребенка. Речь идет не о том, что детей необходимо научить танцевать полонез или мазурку, а также другим танцам того времени, а, прежде всего, о воспитании культуры общения между мальчиками и девочками, обучении детей нормам и правилам этикета. Таким образом, современный бальный танец, соединив в себе спорт и искусство, несет кроме красоты движений и тела, красоту мыслей, чувств и образов. Но будет ли результат обучения танцу таковым, в первую очередь зависит от тренера, преподавателя, от целей, которые он ставит перед собой и своими учениками.
Преподавание детям и преподавание взрослым – это две совершенно разные вещи. Существуют науки психология, педагогическая психология, которые учитывают уровень ученика: кто перед тобой. Те учителя, которые работают с детьми, не должны забывать, что главной их целью должно быть не просто воспитать чемпионов, сделав, в конце концов, одного, но сломав два десятка других судеб. Необходимо помнить, что для детей преподаватель – прежде всего, педагог, который в качестве основной цели своей работы ставит цель формирования посредством танца гармонично развитой личности. Но самое главное в преподавании бальной хореографии не зацикливаться только на танце. Своим ученикам необходимо говорить: здорово, что вы классные исполнители, но чем вы ещё интересуетесь? Где учитесь, чем занимаетесь, что читаете? Если нигде, ничем и ничего, то ваше творчество ничего и не выразит, вам нечего будет сказать в искусстве. Тренированное тело покажет хороший "футбол", но танцует ведь душа!