Авиамоделирование.
Несмотря на поголовное увлечение робототехникой и прочими инновациями, старые добрые кружки технического творчества, знакомые всем со времён ДОСААФ, никуда не исчезли. Авиамодельные — как раз из таких. Дети продолжают мечтать о небе, строить модели самолётов и соревноваться в искусстве пилотажа. Пусть и стоя на земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aviamodelirovanie_wecompress.com_.pptx | 494.55 КБ |
занятие | 731.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Авиамоделизм – это конструирование, постройка и запуск летающих моделей – воздушных шаров, змеев, планеров, самолетов и ракет.
Создатели первого прототипа летательного аппарата. братья Райт. Александр Фёдорович Можайский.
Flyer ” братьев Райт
авиаконструкторы дважды Герой Соц.труда – Александр Сергеевич Яковлев Г ерой Соц.труда – Олег Константинович Антонов трижды Герой Советского Союза – Александр Иванович Покрышкин
Сергей Владимирович Илью́шин Штурмовик Ил-2 Ил-62
Виды авиации в России Внутри государства существует четкое разграничение по назначению воздушных судов. Какая бывает авиация: Гражданская. Государственная. Экспериментальная. транспортная авиация Армейская или войсковая авиация Ми-24, Ка-52, Ми-28. Армейская и истребительная авиации
Предварительный просмотр:
Тема: «ВЫПИЛИВАНИЕ МОДЕЛИ САМОЛЕТА ИЗ ФАНЕРЫ»
- Цели: Формировать навыки выпиливания лобзиком; показать обучающимся приёмы выпиливания по фанере.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить обучающихся с историей авиации;
- Формировать умения следовать устным инструкциям;
- Обучать различным приемам работы с фанерой;
- Создавать композиции с изделиями, выполненными из фанеры;
- Помочь овладеть различными инструментами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Развивать художественный вкус, творческие способности;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к моделированию из фанеры;
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки при обработке фанеры.
Структура мастер-класса:
- Организационный момент (1 мин).
- Изложение нового материала (5 мин).
- Практическая работа (35 мин).
- Подведение итогов (4 мин).
Занятие рассчитано на 8 часов.
Основные материалы и инструменты для выпиливания лобзиком
Фанера, толщина 3 мм
Лобзик
Пилки для лобзика
Ключ для барашковых болтов
Столик для выпиливания
Струбцина, наждачная бумага
Электрическая дрель
Клей для моделирования ПВА
Карандаш
Линейка
Краски (гуашь)
Ход мастер-класса:
1. Организационный момент.
2. Краткое введение в основные приемы работ с инструментами.
3. Практическая работа, изготовление самолета ИЛ-62.
4. Подведение итогов, организация мини-выставки готовых работ.
Инструменты и приспособления
Основной инструмент, необходимый для выпиливания, — это лобзик, снабженный специальными пилочками.
Ход занятия.
Сегодня мы приступаем к новой теме «Авиа моделирование».
Эта профессия пилот привлекательна по многим причинам. Во-первых, пилоты могут видеть мир сверху, они видят самые красивые восходы и закаты. Во-вторых, они всегда летают в новые места и встречают много людей. В-третьих, пилоты много знают и продолжают учиться всю жизнь. Кроме того, все люди уважают пилотов. Аэрофлотом ежегодно пользуются более 10 миллионов человек. Авиацию широко применяют в геологической разведке, в борьбе с лесными пожарами, в разведке рыбы в море, для уничтожения вредных (насекомых) с/х культур, ГАИ и мед. работники, несут службу на вертолетах.
Авиамоделизм – это конструирование, постройка и запуск летающих моделей – воздушных шаров, змеев, планеров, самолетов и ракет.
Многие из прославленных авиационных конструкторов, летчиков, космонавтов начинали свой путь с авиамодельного кружка. Все летчики начинали свой путь в небо с учебного самолета. У авиамоделистов также существуют свои учебные модели.
Слово это новое, молодое, а корень у него очень древний, латинский. Ведь по латыни слово "авис" означает "птица". Как вы думаете, почему для слова "авиация" взяли именно этот корень?
Люди давно мечтали летать как птицы. Даже приделывали себе крылья, думая, что если будут походить на птиц, то и полетят также. Вспомните русские сказки. Баба-Яга – летит на метле, Иванушка – на Коньке-горбунке, Иван-Царевич – на ковре-самолете.
Но сказки остаются сказками, а людям хотелось летать.
На самом деле люди поднялись в воздух не так уж давно, чуть больше 100 лет назад.
Создателем первого прототипа летательного аппарата считается Леонардо Да Винчи, однако покорить небо инженерам и конструкторам удалось лишь несколько столетий спустя. Лавры отца-основателя сегодняшней авиации принадлежат Уильяму Хенсону, создавшему проект летательного аппарата в середине 19-го столетия. И сделали это американские изобретатели братья Райт - они построили и запустили летательный аппарат, который продержался в воздухе целых 59 секунд - почти минуту - и удачно приземлился. Это произошло 17 декабря 1903 года. Этот день и считается днем рождения авиации, с этого дня идет отсчет ее истории.
Но на самом деле братья Райт шли по стопам русского изобретателя, исследователя, морского офицера Александра Фёдоровича Можайского. Он проделал огромную работу по созданию первого в мире самолета. По одной из версий, первым считается самолет Можайского. Ученый представил проект воздухоплавательной машины в 1876 году чиновникам, работавшим в военном министерстве.
Авиамоделистами были авиаконструктор дважды Герой Соц.труда – Александр Сергеевич Яковлев, Герой Соц.труда – Олег Константинович Антонов, трижды Герой Советского Союза – Александр Иванович Покрышкин, летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин и др.
А сегодня несколько слов хочется сказать об Сергее Владимировиче Илью́шине (1894—1977) — выдающийся советский авиаконструктор, разработчик самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2. Трижды Герой Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Единственный лауреат семи Сталинских премий, генерал-полковник инженерно-технической службы (1967; с 1971 года — генерал-полковник-инженер), академик АН СССР (1968).
Его самолет Ил-62 - Дальнемагистральный пассажирский самолёт. Первый полёт в 1963 году. Серийно производился с 1966 по 1995 годы. 186 пассажирских мест. Экипаж 5 человек. Было изготовлено 289 самолётов, 75 было поставлено на экспорт. Последний самолёт спроектированный и построенный С.В. Ильюшиным.
Прежде чем мы начнем наше занятие, давайте ответим на несколько вопросов (применение компьютерных технологий):
- Где приземляются все летательные аппараты? аэродром
- Как называется летательный аппарат, имеющий крылья и хвост? самолет
- Как называется летательный аппарат, имеющий винт? вертолёт
- Как называется летательный аппарат, летающий без мотора? планер
(планер отличается от других летательных аппаратов тем, что не имеет мотора)
5. Как одним словом можно назвать все то, что мы только что отгадали?
Правильно, авиация.
"Общее понятие о строении летательных аппаратов"
А теперь давайте рассмотрим летательные аппараты. Основные их части остались неизменными с тех пор, как их изобрел - и доказал их необходимость - Можайский.
Итак, самое главное - это фюзеляж, то есть корпус любого летательного аппарата - самолета, вертолета, планера. Что на нем крепится? Крылья, двигатель, шасси, хвостовое оперение. Обратите внимание, ребята, как много терминов - то есть специальных слов - пришло в авиацию от птиц. Наверное, недаром она так называется.
Хвостовое оперение состоит из киля и стабилизатора. Как вы думаете, зачем нужен стабилизатор? Вы уже знаете, что из латыни в авиацию пришло много слов, и если перевести слово "стабилизатор", то оно будет звучать как "уравновешиватель". Стабилизатор уравновешивает полет, не дает летательному аппарату колебаться из стороны в сторону.
Практическая работа.
Зачистка фанеры
Перед нанесением рисунка на фанеру нужно фанеру зачистить наждачной бумагой. Используйте для этого сначала грубую, затем более деликатную наждачную бумагу. Начните с лицевой и изнаночной стороны фигуры. Шлифуйте до тех пор, пока поверхность не станет действительно гладкой. Последняя шлифовка производится по направлению узора дерева. В завершение изделие шлифуется и по кромкам.
Перевод рисунка по шаблону
Самолет ИЛ-62 состоит из 5 частей: фюзеляж, крыло, шасси – 2 штуки и хвостовое оперение (киль высоты). Чтобы перевести самолет на фанеру, мы используем шаблоны. Сначала шаблоны расположить на листе бумаги так, чтобы они занимали как можно меньше места. А потом переносим их на фанеру. Придерживая шаблон, обводим их карандашом. Шаблон можно
закрепить кнопками.
Когда детали самолета переведены, переходим к выпиливанию.
Но прежде, чем начать выпиливать педагог знакомит детей с правилами безопасности труда.
Правила безопасной работы с лобзиком
- Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками.
- Запрещается работать лобзиком с треснувшей или неплотно насаженной рукояткой.
- Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.
- Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.
- Во избежание травм следует обломать плоскозубцами выступающую из верхнего зажима часть пилки.
- Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклонятся низко над заготовкой.
- Не сдувать опилки, а убирать их щеткой-сметкой.
После этого учащиеся приступают к выполнению практического задания.
Сначала мы выпилим крыло самолета.
Положите дощечку с нанесенными контурами рисунка на столик для выпиливания. При выпиливании ведите лобзик равномерными движениями вперед-назад с легким нажимом. При этом держите лобзик по возможности горизонтально.
Затем выпиливаем фюзеляж самолета и хвостовое оперение – киль.
Затем выпиливаем два шасси.
При выпиливании частей самолета, вы должны выпилить внутренний контур заготовки, который называется паз, в ней прокалывают шилом отверстие или высверливают отверстие в вырезаемой части.
Таким же образом выпиливается шип.
Соединения обычно производятся на шипах и скрепляются столярным или казеиновым клеем. Шипы (прямоугольные выступы на внешнем контуре соединяемых частей) и соответствующие им гнезда (отверстия или выемки на других соединяемых частях) выпиливают одновременно.
Соединение получается прочным и красивым, если шипы и отверстия для них выпилены аккуратно, без перекосов. Чтобы шипы плотно держались в своих гнездах, их выпиливают не точно по карандашным линиям, а чуть больше, а затем подгоняют, зачищая ребра шипов напильником и шкуркой.
После того как детали выпилены, зачищают вырезанные участки заготовки шлифовальной шкуркой или надфилями. Надфили – это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении.
Для зачистки ребер, отверстий и внешних контуров, выпиленного изделия потребуются небольшие напильники со средней насечкой (личные). Напильников желательно иметь три: плоский, полукруглый или трехгранный и круглый.
После того, как все детали зачищены, мы приступаем к раскраске.
Выбор кисточки
Для разрисовки больших поверхностей приготовьте узкую и широкую плоские кисточки. Для маленьких поверхностей лучше использовать круглую кисточку, которая в сухом состоянии заостряется. Если этого не происходит, поменяйте кисточку, иначе вы не будете довольны результатом Лучше купить две-три кисточки различного размера и хорошего качества, чем комплект из дешевых материалов. Выбирайте всегда кисточки из синтетического материала, ибо кисточки из натурального волоса недолговечны и плохо держат форму.
Акриловые краски.
Очень важно при раскрашивании, чтобы каждый цвет успевал высыхать перед нанесением другого тона, только так вы можете избежать смешения цветов.
Когда все части самолета раскрашены, мы приступаем к сборке.
Сначала изделие собирают только на шипах, без клея. После тщательной подгонки всех соединений шипы и ребра выемок смазывают клеем и соединяют наглухо. Капельки клея, выступающие из швов соединений, пока они не затвердели, счищают щепочкой.
Наиболее удобным является клей ПВА.
Вот такая работа у вас должна получиться к концу занятия.
Дискуссия по результатам совместной деятельности.
Рефлексия по методике «Эмоциональное письмо». Для этого вам необходимо выбрать из предложенных эмоций картинку, соответствующую настроению занятия, с обратной стороны напишите свои имена.
Веселый смайлик Равнодушный смайлик Грустный смайлик
Спасибо за работу, надеюсь, полученные знания пригодятся вам в вашей дальнейшей работе.
Литература
- Барадулин В.Л. Художественная обработка дерева. Легпромиздат.1986г.
- Коваленко В.И. , Кулененок В.В. Объекты труда. Просвещение.1990г.
- Леонтьев Д.П. Сделай сам. Детская литература. 1978г.
- Маркуша А.М. А я сам… Детская литература. 1984г.
- Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. Просвещение. 1988г.
- Соколов Ю.В. Художественное выпиливание. 1966г.
- Тарасов Б.В. Самоделки школьника. Просвещение.1977г.
- Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. Просвещение. 1985г.
- Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. Просвещение.1990г.
- Подбор материалов из журнала «Школа и производство».
Используемые интернет-ресурсы
Интернет ресурсы: Сайт «Домашние ремесла».
Электронный ресурс: http://www.derevo-derevo.ru/lobzik/vipil.shtml
https://ria.ru/spravka/20131110/975497582.html