Адаптация образовательного и реабилитационного процесса к запросам и потребностям девиантных воспитанников в театральном объединении

МЕДИКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА

  Ценность дополнительных образовательных программ заключается в том, что в их основе лежат личностно-ориентированные подходы, что позволяет гибко реагировать на изменения в потребностях и запросах подростков и, тем самым, создавать условия для самореализации творческого потенциала личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Адаптация образовательного и реабилитационного процесса к запросам и потребностям девиантных воспитанников в театральном объединении»

Материал подготовила: ПДО ГКОУ МО Центр «Ариадна»

Медикова С. В

10.03.2021

Ключевые термины: адаптация, образовательный процесс, реабилитационный процесс, запросы воспитанников, потребности воспитанников, мотивирующая образовательная среда, личностно-ориентированный подход… 

На сегодняшний день наиболее ярко процесс адаптации просматривается в системе дополнительного образования, так как ее организация сводится, по сути к свободе выбора воспитанника. А основной задачей педагога дополнительного образования остаётся создать мотивирующую образовательную среду.

Кроме того, ценность дополнительных образовательных программ заключается в том, что в их основе лежат личностно-ориентированные подходы, что позволяет гибко реагировать на изменения в потребностях и запросах подростков и, тем самым, создавать условия для самореализации творческого потенциала личности.

Однако это не означает, что процесс адаптации проходит без определенных трудностей и не требуют большой организационной работы.  Выявление обстоятельств, тормозящих или, наоборот, благотворно влияющих на эффективную адаптацию начинается с изучения мотивационной сферы. Более 50% воспитанников посещают театральное объединение не просто занять свободное время, а отмечают:

  • желание выделиться из коллектива,
  • удовлетворенность собой.

Осознание коллективности театральной деятельности с чувством удовлетворения и радости приходит не сразу, так же, как и   раскрепощение воспитанников, и вовлечение в совместную творческую деятельность.

Стимулируют адаптацию и повышают сопротивляемость организма первые выходы на зрительскую аудиторию, после чего диагностируется устойчивый интерес (потребность) к занятиям сценического искусства, наблюдается позитивная активность и сдерживание негативной активности, поднимается самооценка, приобретается уверенность в собственных силах.

Если же рассматривать адаптацию образовательного процесса к запросам и потребностям воспитанников в динамике в театральном коллективе, то для воспитанников с аддиктивной направленностью этот процесс носит изменчивый характер, на который влияют как внутреннее состояние воспитанника и поведение окружающих, так и внешнее изменение среды. И только при сбалансированном течении требований и ожиданий воспитанника, процесс носит благоприятный характер и приводит личность к состоянию адаптированности. Это подтверждают психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов, которые одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.

Отсюда следует, что эффективность адаптационного процесса на различных его этапах, определяется показателем включенности воспитанника в образовательный процесс при условии успешного существование в изменяющейся среде.

В любом случае, показателем адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации. 

В моей работе адаптационные этапы отображается в перечне диагностических методик, позволяющих определить характер, уровень, адаптационные реакции:

  1. Методика изучения мотивов участия обучающихся в театральной деятельности (методика Л. В. Байбородовой).
  2. Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников

(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой 
"Справочная книга школьного психолога").

  1. Диагностика уровня творческой активности воспитанников.
  2. Опросник (аналитический) (для составления опросника использовались работы авторов: Шкурко Т. Танцевально-экспрессивный тренинг;  Торренс Е.П. Диагностика креативности: теория и тесты.; Кипнис Михаил Актёрский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актёром)