Адаптация образовательного и реабилитационного процесса к запросам и потребностям девиантных воспитанников в театральном объединении
Ценность дополнительных образовательных программ заключается в том, что в их основе лежат личностно-ориентированные подходы, что позволяет гибко реагировать на изменения в потребностях и запросах подростков и, тем самым, создавать условия для самореализации творческого потенциала личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Адаптация образовательного и реабилитационного процесса к запросам и потребностям девиантных воспитанников в театральном объединении»
Материал подготовила: ПДО ГКОУ МО Центр «Ариадна»
Медикова С. В
10.03.2021
Ключевые термины: адаптация, образовательный процесс, реабилитационный процесс, запросы воспитанников, потребности воспитанников, мотивирующая образовательная среда, личностно-ориентированный подход…
На сегодняшний день наиболее ярко процесс адаптации просматривается в системе дополнительного образования, так как ее организация сводится, по сути к свободе выбора воспитанника. А основной задачей педагога дополнительного образования остаётся создать мотивирующую образовательную среду.
Кроме того, ценность дополнительных образовательных программ заключается в том, что в их основе лежат личностно-ориентированные подходы, что позволяет гибко реагировать на изменения в потребностях и запросах подростков и, тем самым, создавать условия для самореализации творческого потенциала личности.
Однако это не означает, что процесс адаптации проходит без определенных трудностей и не требуют большой организационной работы. Выявление обстоятельств, тормозящих или, наоборот, благотворно влияющих на эффективную адаптацию начинается с изучения мотивационной сферы. Более 50% воспитанников посещают театральное объединение не просто занять свободное время, а отмечают:
- желание выделиться из коллектива,
- удовлетворенность собой.
Осознание коллективности театральной деятельности с чувством удовлетворения и радости приходит не сразу, так же, как и раскрепощение воспитанников, и вовлечение в совместную творческую деятельность.
Стимулируют адаптацию и повышают сопротивляемость организма первые выходы на зрительскую аудиторию, после чего диагностируется устойчивый интерес (потребность) к занятиям сценического искусства, наблюдается позитивная активность и сдерживание негативной активности, поднимается самооценка, приобретается уверенность в собственных силах.
Если же рассматривать адаптацию образовательного процесса к запросам и потребностям воспитанников в динамике в театральном коллективе, то для воспитанников с аддиктивной направленностью этот процесс носит изменчивый характер, на который влияют как внутреннее состояние воспитанника и поведение окружающих, так и внешнее изменение среды. И только при сбалансированном течении требований и ожиданий воспитанника, процесс носит благоприятный характер и приводит личность к состоянию адаптированности. Это подтверждают психологии А.В. Петровский, В.В. Богословский, Р.С. Немов, которые одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.
Отсюда следует, что эффективность адаптационного процесса на различных его этапах, определяется показателем включенности воспитанника в образовательный процесс при условии успешного существование в изменяющейся среде.
В любом случае, показателем адаптированности является отсутствие признаков дезадаптации.
В моей работе адаптационные этапы отображается в перечне диагностических методик, позволяющих определить характер, уровень, адаптационные реакции:
- Методика изучения мотивов участия обучающихся в театральной деятельности (методика Л. В. Байбородовой).
- Методика выявления коммуникативных склонностей воспитанников
(составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой
"Справочная книга школьного психолога").
- Диагностика уровня творческой активности воспитанников.
- Опросник (аналитический) (для составления опросника использовались работы авторов: Шкурко Т. Танцевально-экспрессивный тренинг; Торренс Е.П. Диагностика креативности: теория и тесты.; Кипнис Михаил Актёрский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актёром)