Сценарий "Быт народа ханты"
Предварительный просмотр:
МОУ «Социокультурный центр»
село Лопхари Шурышкарский район
педагог-библиотекарь
Рохтымова Фаина Анатольевна
ЯНАО
Методическая разработка по родной литературе
«Быт народа ханты».
Цель:
- Дать детям представление о том, где и как живут коренные жители ханты.
- Обратить внимание на связную речь детей.
- Знакомство со словами: чум – хот, нюки – летний, здравствуйте – вуся ула, досвидание – паям ула.
Наглядный материал к занятию: чум, макет чума, иллюстрации с изображением посуды, одежды. Изделия из меха, сукна, поделки из бисера, поделки из дерева.
Ягушки, малицы, кисы, кассета с хантыйскими песнями, тохл, норы – коврик из осоки, чемодан, палатка, котлы чугунные, столик.
Ход занятия:
Педагог-библиотекарь: Вуся улаты, ханам ёх по ханам нэнат! Там хатал мун ватлув, хоты катра пораин усат мун рутлув.
- Здравствуйте, дорогие ребята, гости. Сегодня мы отправимся в прошлое к народам ханты. Узнаем, как они жили и чем занимались.
- Скажите, пожалуйста, какие вы еще знаете национальности Севера, кроме народа ханты.
Дети: Ненцы, селькупы, коми – зыряне.
Педагог-библиотекарь: Вот сколько национальностей вы знаете. И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня, как я уже говорила, мы побываем в гостях у народа ханты! Ребята, где живут кочующие народ ханты?
Дети: В тайге, в тундре, в лесу.
Педагог-библиотекарь: Правильно, они живут в тайге, тундре, в лесу. Мы с вами живем в домах, а что служит им домом?
Дети: Чум.
Педагог-библиотекарь: Правильно, а как звучит по-хантыйски слово «чум»?
Дети: Нюки хот – зимний чум, тонты хот – летний чум.
Педагог-библиотекарь: Как вы думаете, почему именно чум?
Дети: Они часто переезжают с места на место, чум удобнее, потому что он быстро и легко разбирается и собирается.
Педагог-библиотекарь: А теперь давайте заглянем в чум и посмотрим, из чего он обустроен. Из чего состоит?
Дети: Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а сверху укрывается покрытием.
Педагог-библиотекарь: Вам расскажу и покажу, как наши преедкие ставили чум. За постройку отвечают женщины.
Ставят 2 основных шеста завязанных вместе. Их недолго поддерживают мужчины, пока женщины прислоняют к ним другие шесты. Это делается одновременно: одна ставит слева, другой, такой же шест – справа.
Хозяйка чума знает все шесты, как свои пальцы. Так ставят 32 шеста. Площадь чума 30-35 кв. метров, на 12-20 человек. Каркас готов. Внутри, в середине чума пропускают 2 жерди (ныр). Их делают для того, чтобы чум не сдавливался внутрь. Так же можно что-нибудь повесить.
Педагог-библиотекарь: Вы знаете, чем покрывают чум?
Дети: Оленьим (нюки) покрытием – зимой, летом – тонты, брезентом.
Педагог-библиотекарь: Форма покрытия в виде трапеции, с «ушами» и веревками по углам. Мужчины вдевают в «уши» хорей и поднимают брезент или нюки до верхушки чума, поверх все опутывается веревками. Зимой перед оленьим покрытием чум покрывают черным сукном.
Загадки – Амаматси:
- Сот ху йи Сэм шеплат. (йинк)
Сто человек одной каплей питаются. (вода).
- Хот лоналн пирм тахты лоял (хуст).
Над домом оленья шкура висит (звезды).
- Питы лов тута наварл. (кур лэстаты карта)
Черный конь скачет в огонь. (кочерга).
- Ям ат кутлапан сэмл хува кал (тут).
В темноте его глаз далеко виден. (огонь, свет).
- Мувтел мир йи юр. (нянь)
Всего народа одна сила. (хлеб)
- Кат хуйнан йи пулян касланан – нэмолты хоят нох ант питл. (лохнан).
Два друга одновременно вышли, никто из них не отстает. (лыжи)
- Хотыел ван, лэпнал хув. (савнэ)
Домик короткий, сени длинные. (сорока)
- Илн – ян, нумн – ян. (еш па кур муит)
Внизу – 10, вверху – 10. (пальцы)
Педагог-библиотекарь: А вы знаете, где дверь в чум?
Дети: Нет.
Педагог-библиотекарь: Дверь в чуме, это край брезентового покрытия или оленьего. 2 жерди основные на дверях называются ов ул (дверные шесты).
Игра: Кто быстрее оденет кисы и завяжет шашкел (2 мальчика).
Педагог-библиотекарь: Пол. Чум делится на 2 половины, вначале укладывают на землю по три доски. Между ними остается пространство «нейтральная полоса». От нейтральной полосы на каждую сторону ложат рат юх, т.е. жерди, плинтус. Подметают пол крыльями птиц, называется тохл.
Печка. Зимой в центре чума ставят печку (буржуйку). Трубу обтягивают проволкой, чтобы она не упала. Зимой, перед тем как растопить печь, они отряхивают нюки от снега березовыми ветками! Летом в чуме бывает ратхар (очаг, костер). Дым от костров отгоняет летом комаров. Так же в летних чумах делают кусы лак (круг из тонких деревьев). На шестах вверху сушат шумах, рыбу.
Постель. На каждой половине чума спальные места. Там расстилают на земле:
- Еловые ветки.
- Юх тахар (тонкие деревья очищают и привязывают).
- Торан тахар (их сена).
- Норы (плетенные из осоки).
Плетут их как женские пояса, потом сшивают вместе, по краям обшивают налимьей кожей (паннэ сохн) или оленьей выделанной кожей, для того, чтобы края не распускались.
- Оленья шкура.
В изголовье кладут мешки с одеждой или подушки. Укрываются ягушками или одеялом.
Подушка. Шьют из сукна, вышивают орнаментами, длина 2 метра. Заполняют птичьим пухом.
Например: в старину ханты в подушки ложили те вещи, которые не носили. У кочующего народа у всех были ягушки, не зависимо от того кто ты, мужчина или женщина.
(Девочка показывает, как спят в чуме, укрывшись ягушкой).
Игра: Кто быстрее разделает рыбу и настрогает? Выходят 2 мальчика.
Педагог-библиотекарь: Кто был в чуме? Обратили ли вы внимание на мебель?
Дети: Да, кроме стола и стульев ничего нет.
(Маша режет хлеб, остальные едят рыбу).
Педагог-библиотекарь: А вы знаете, где стоит стол?
Дети: Да, нет.
Педагог-библиотекарь: Вместо обычного стола у очага стоит невысокий столик (правая сторона). Здесь обитатели чума кушают. За столом находится сундучок с небольшими запасами еды и посудой. Скажите ребята, какая посуда есть у хантов?
Дети: Разные (хуван, лый).
Педагог-библиотекарь: Вы наверно обратили внимание, что много посуды из дерева? Во время каслания обычная посуда может разбиться, поэтому ханты вырезают ее из дерева. Такая посуда прочнее и легче. Очень часто в своем обиходе используют чугунный котелок (кев пут). (Девочка варит), варят суп, уху, делают рыбий жир.
Возле очага находится крупная посуда. Женщинам запрещено пересекать нейтральную полосу, иначе заболит спина. Участок дальний от входа считается священным. В чуме пользуются керосиновой лампой.
- Справа у входа лежат вещи хозяйки, сумки с рукоделием, шкуры для обработки одежды и др. Место хозяина дальше от входа. У этой традиции вполне рациональная основа! Женщина в домашних хлопотах часто выходит и заходит. Принято считать, что при этом она не должна переступать через ноги мужчины, иначе у него будут недуги в промысле. За мужчиной спят подросшие дети, а за ними помещаются гости (если есть). Дальше всего полог неженатого. Много времени люди проводят на улице.
Педагог-библиотекарь: Скажите, чем занимается женщина в чуме? Подметает пол, варит еду, обрабатывает оленьи шкуры, шьет красивую одежду, приглядывает за детьми, заготавливает дрова, носит воду, плетет из бисера, шьет ягушки, и многое другое. Посмотрите нашу выставку жителей села Лопхари.
Девочки продемонстрируют одежду народа ханты:
А) платье, Б) малица, В) кисы, Г) ягушка, Д) нуй-сах.
Демонстрируют одежду под музыку хантыйских песен.
Песня «Дуня ар»
1. Нови вай тайлам,
Нови сах тайлам,
Тасян нэ хорасан шушамтылам
Эвиет вантат, похиет вантат
Тасян нэ хорасан шушамтылам.
2. Ун охшам тайлам,
Ун ермах тайлам,
Тасян нэ хорасан шушамтылам
Эвиет вантат, похиет вантат,
Тасян нэ хорасан шушамтылам.
3. Картэн сэв тайлам,
Сак лопсат версам,
Тасян нэ хорасан шушамтылам,
Эвиет вантат, похиет вантат,
Тасян нэ хорасан шушамтылам.
Педагог-библиотекарь: А чем занимаются мужчины, кроме рыбалки и охоты?
Дети: Они мастерят лодки, упряжь для оленей, вырезают из дерева посуду и игрушки детям, строят лабазы, делают лыжи.
В чуме делают уборку, проветривают брезент. В зимнем чуме это делают в апреле. В чуме хорошая вентиляция благодаря отверстию в чуме. Оленьи шкуры на спальных местах самоочищаются и не требуют еженедельной стирки, как постельное белье.
Педагог-библиотекарь: А сейчас я вам задам несколько вопросов.
- Кто глава нашего района.
(Ваймер).
- Кто глава нашего Ямало-Ненецкого автономного округа.
(Ю. Неёлов).
- Люди с какой национальностью живут в нашем поселке?
(Ханты, коми, русские, селькупы, ненцы, украинцы, манси).
- Сколько районов в нашем автономном округе, перечислите.
(Шурышкарский, Приуральский, Красноселькупский, Надымский и т.д.)
Педагог-библиотекарь: Прослушайте песню в исполнение девочек «Асем па анкем хот» (Родительский дом)
На этом мы прощаемся с вами, паям улаты! До свидание! Приходите еще в гости.