Программа дополнительного образования "Юный библиотекарь" на 2019-2020 учебный год
Программа дополнительного образования "Юный библиотекарь" на 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования "Юный библиотекарь" на 2019-2020 учебный год | 26.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Социокультурный центр» с. Лопхари
Шурышкарский район ЯНАО
ул. Советская,д.42, Лопхари, Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629645
ОКПО 31126025, ОКОГУ 49007, ИНН/КПП 8907001184/890701001
Телефон-факс 8(34994) 65-2-28, тел. 65-2-90; 65-2-91,
E-mail: lopkharicenter@mail.ru
Рассмотрено: руководитель МО учителей _____________/Т.А.Кноп/ | Согласовано: заместитель директора по ВиС _________/А.Т. Мулда-Фрейберг / | Утверждено: директор школы приказ №_________ «_____»______________2019 год __________/Н.В.Филаретова/ |
Рабочая
программа дополнительного образования
«Юный библиотекарь»
(художественно-эстетическая направленность)
2019 – 2020 учебный год
Руководитель: Рохтымова Фаина Анатольевна
Срок реализации программы 1 год
2019 г.
Пояснительная записка
Программа предназначена для работы с детьми, обучающимися в общеобразовательном учреждении.
Рабочая программа дополнительного образования «Юный библиотекарь», художественно-эстетическая направленность, составлена на основании:
- «Программы образовательных учреждений» (А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.) – 8 – у изд. – м.: Просвещение, 2013. – 176 с.;
- Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012года;
- Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п. Письма МО РФ от 18.09. 2002 г. №29/2331- 6 «Об использовании Базисных учебных планов образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования России от 10.04.02 №29/2065-п ОУ».
Отличительная особенность данной программы: Программа рассчитана на дополнительное образование учащихся в учебно-воспитательном процессе школы. Ее основным направлением служит повышение уровня познавательной активности учащихся, развитие их способностей к осознанной учебной и читательской деятельности.
Срок реализации данной программы – 1 год. Программа предусматривает 29 часов. Программой определены темы, раскрывается их содержание, вид деятельности, указано количество часов на изучение конкретной темы.
Актуальность программы: В процессе обучения по данной программе дети знакомятся с основами библиотечно-библиографических знаний, правилами пользования библиотекой, книгой, культурой чтения. Занятия проводятся четыре раза в месяц в форме бесед, путешествий, библиографических игр, занятий по ремонту книг, конкурсов детских рисунков, теоретических и практических занятий, экскурсий и коллективных творческих дел. У детей формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении и чтении книг, пользования книгой и библиотекой. Для расширения знаний о книге и библиотеке обогащается словарный запас детей, вводятся соответствующие библиотечные термины и определения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Цель программы: Включение учащихся в полезную деятельность в свободное время, мотивация на эстетическое развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим.
Основные задачи программы:
- Формировать первичные навыки самообслуживания в условиях библиотеки.
- Дать детям понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности.
- Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.
- Прививать любовь к книге и культурному чтению.
- Содействовать расширению социальных контактов.
- Развивать умение участвовать в совместной деятельности.
- Корригировать недостатки познавательных процессов.
Основные формы коррекционной работы:
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Обогащение словарного запаса, уточнение значений слов.
- Коррекция и развитие связной устной речи, действенного мышления.
- Формирование интеллектуальных, организационных умений.
- Коррекция мелкой моторики рук.
- Развитие аналитико-синтетической деятельности.
Формы реализации программы:
- игры с чтением и беседами;
- игры- путешествия;
- экскурсии;
- литературные викторины, конкурсы;
- чтение сказок, обсуждение;
- инсценировка сказок;
- сюжетно-ролевые игры.
Использование игровых форм, красочных наглядных пособий, технических средств, проведение экскурсий, способствуют развитию познавательной активности, воспитанию любознательности. Введение в занятие игр, игровых упражнений, физкультминуток позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка. Увлеченные игрой, дети легче приобретают знания, усваивают материал и закрепляют его.
Учащиеся должны овладеть навыками:
- Бережного обращения с книгой, учебником.
- Уметь найти нужную информацию в книгах и периодических изданиях.
- Уметь ориентироваться в книжном фонде.
- Знать правила пользования библиотекой.
Организация работы по программе:
Занятие проводятся в начальных классах, организуются в форме кружка, по одному разу в неделю. Длительность одного занятия 40 мин.
Состав участников переменный, то есть может, манятся в течение года.
Набор занимающихся свободный.
Общее количество часов в год 34, общее количество часов в неделю 1.
Содержание программного материла:
Программа определяет деятельность по двум направлениям: теоретическая и практическая.
Теоретическое направление:
- Знакомства
- Беседы
- Путешествия
Практическое:
- Ремонт книг
- Организация книжных выставок
- Конкурсы рисунков
- Проведение массовых библиотечных мероприятий
- Экскурсия в сельскую библиотеку.
Формы определения результативности: Подведение итогов проводится на традиционной Неделе детской книги. Для контроля умений и навыков организуются конкурсы стихов, викторины, участие детей в библиотечных мероприятиях, конкурсах различного уровня. Диагностика результатов обучения по данной рабочей программе отражается в конце учебного года и оформляется в индивидуальных карточках, обучающихся.
Цель занятий:
формирование начальных знаний, умений и навыков по работе с книгой, приобщение детей к библиотеке и систематическому чтению.
Ожидаемый результат:
- обогащение познавательной деятельности;
- расширение кругозора детей;
- повышения уровня мотивации чтения;
- умение работать с книгой;
- повышения числа читателей библиотеки;
- переход к самостоятельному чтению;
- готовность детей к усвоению нового, получение удовольствия и радости от чтения;
Учебно – тематический план
№ | Учебная четверть | Общее количество учебных часов |
1. | 1 четверть | 5 часов |
2. | 2 четверть | 7 часов |
3. | 3 четверть | 10 часов |
4 | 4 четверть | 7 часов |
Учащиеся должны знать:
• знания об источниках информации, информацию о детских писателях;
• знание правил пользования библиотекой;
• Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
• Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
Учащиеся должны уметь:
• Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;
• Уметь работать в парах и группах, литературных играх;
• Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Календарно-тематический план
2018 -2019 учебный год
1 четверть (5 часов)
№ | Тема | Час | Вид деятельности | Работа | Сроки |
1 | «В страну Знаний» | 1 | Игра-путешествие | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | сентябрь |
2 | «По сказкам» | 1 | Игра-путешествие | Развитие слухового внимания и памяти, коррекция и развитие связной устной речи | октябрь |
3 | «Первоначальное представление об информации» | 1 | Библиотечный урок | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | октябрь |
4 | «Библиотека – дом твоих друзей». | 1 | Урок-экскурсия | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | октябрь |
5. | «Правила обращения с книгой» | 1 | Урок-беседа | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | октябрь |
2 четверть (7 часов)
№ | Тема | Час | Вид деятельности | Работа | Сроки |
1 | «В гостях у сказочных героев» | 1 | Игра-путешествие | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | ноябрь |
2 | «Калейдоскоп профессий» | 1 | Урок-игра | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления | ноябрь |
3 | «Сами с усами» | 1 | Игровой калейдоскоп | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления | ноябрь |
4 | «В гостях у сказочных героев» | 1 | Игра-путешествие | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления | ноябрь |
5. | Библиотечный урок «Птицы – наши друзья». | 1 | Беседа | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления | декабрь |
6. | Викторина «Загадки волшебницы зимы | 1 | Викторина | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений | декабрь |
7. | «В гости К.В.Берестову» | 1 | Игра-путешествие | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления | декабрь |
3 четверть (10часов)
№ | Тема | Час | Вид деятельности | Коррекционная работа | Сроки |
1 | «Сказочный мир А.Н.Толстого» | 1 | Игра-путешествие | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления | январь |
2 | «По дорогам сказок» | 2 | Игра-путешествие | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | январь |
3 | «Огонек знакомства» | 1 | Игровое занятие | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений | январь |
4 | «Зов джунглей». | 1 | Урок- игра | Коррекция мелкой моторики рук, развитие аналитико-синтетической деятельности, обогащение и совершенствование представления | февраль |
5. | «В гостях у Мойдодыра». Викторина «Я это знаю». | 2 | Урок-путешествие | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | февраль |
6. | «Страна «Почемучляндия». | 1 | Урок-викторина | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений | март |
7. | «Русские народные казки» | 1 | Урок-викторина | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений | март |
8. | Час свободного чтения | 1 | Беседа | Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений | март |
4 четверть (7 часов)
№ | Тема | Час | Вид деятельности | Коррекционная работа | Сроки |
1 | «Угадай литературный персонаж» | 1 | Игра | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | март |
2 | «Путешествие в страну сказок» | 1 | Библиотечный урок | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | апрель |
3 | «Книжки-малышки» | 1 | Библиотечный урок | Коррекция мелкой моторики рук, развитие аналитико-синтетической деятельности, обогащение и совершенствование представления | апрель |
4 | «Мы играем в сказку» | 1 | Сюжетно-ролевая игра | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | апрель |
5. | «Угадай сказку» | 1 | Игра | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | май |
6. | «Моя любимая книжка» | 2 | Библиотечный урок | Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов | май |
Литература:
1. Справочник школьного библиотекаря; Под ред.Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека,2006.
2. Библиотечно-библиографическая классификация; - М.: Либерея - Бибинформ, 2008.
3. Путешествие в Читай-город: Сценарии мероприятий, библиотечные уроки. - Волгоград: Учитель, 2009.
4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Занимательные литературные игры и викторины для детей -М., ООО «ИД РИПОЛ классик», Издательство «Дом.»21 век»,2007.
5. Загадки тридесятого царства. Сборник сказочных викторин. Волгоград: Учитель, 2013
6. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я. Ярославль. Академия развития, 2004.
7. Кугач А.М. Познавательные игры, конкурсы и развлечения для школьников. Ярославль. Академия развития, 2007.