Программа дополнительного образования "Юный библиотекарь" на 2019-2020 учебный год

Программа дополнительного образования "Юный библиотекарь" на 2019-2020 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Социокультурный центр» с. Лопхари

Шурышкарский район ЯНАО

ул. Советская,д.42, Лопхари, Шурышкарский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629645

ОКПО 31126025, ОКОГУ 49007, ИНН/КПП 8907001184/890701001

Телефон-факс 8(34994) 65-2-28, тел. 65-2-90; 65-2-91,

E-mail: lopkharicenter@mail.ru

Рассмотрено:

руководитель МО учителей

_____________/Т.А.Кноп/

Согласовано:

заместитель директора по ВиС

_________/А.Т. Мулда-Фрейберг /

Утверждено:

директор школы

приказ №_________

«_____»______________2019 год

__________/Н.В.Филаретова/

Рабочая

программа дополнительного образования

«Юный библиотекарь»

 (художественно-эстетическая направленность)

2019 – 2020 учебный год

Руководитель: Рохтымова Фаина Анатольевна

Срок реализации программы 1 год

2019 г.

                                                            Пояснительная записка

     Программа предназначена для работы с детьми, обучающимися в общеобразовательном учреждении.

     Рабочая программа дополнительного образования «Юный библиотекарь», художественно-эстетическая направленность, составлена на основании:

- «Программы образовательных учреждений» (А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.) – 8 – у изд. – м.: Просвещение, 2013. – 176 с.;

- Закон РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273 от 29 декабря 2012года;

- Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065 – п. Письма МО РФ от 18.09. 2002 г. №29/2331- 6 «Об использовании Базисных учебных планов образовательных учреждений РФ, утверждённых приказом Минобразования России от 10.04.02 №29/2065-п ОУ».

     Отличительная особенность данной программы: Программа рассчитана на дополнительное образование учащихся в учебно-воспитательном процессе школы. Ее основным направлением служит повышение уровня познавательной активности учащихся, развитие их способностей к осознанной учебной и читательской деятельности.

     Срок реализации данной программы – 1 год. Программа предусматривает 29 часов.   Программой определены темы, раскрывается их содержание, вид деятельности, указано количество часов на изучение конкретной темы.

     Актуальность программы: В процессе обучения по данной программе дети знакомятся с основами библиотечно-библиографических знаний, правилами пользования библиотекой, книгой, культурой чтения. Занятия проводятся четыре раза в месяц в форме бесед, путешествий, библиографических игр, занятий по ремонту книг, конкурсов детских рисунков, теоретических и практических занятий, экскурсий и коллективных творческих дел. У детей формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении и чтении книг, пользования книгой и библиотекой. Для расширения знаний о книге и библиотеке обогащается словарный запас детей, вводятся соответствующие библиотечные термины и определения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Цель программы: Включение учащихся в полезную деятельность в свободное время, мотивация на эстетическое развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим.

Основные задачи программы:

  1. Формировать первичные навыки самообслуживания в условиях библиотеки.
  2. Дать детям понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности.
  3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.
  4. Прививать любовь к книге и культурному чтению.
  5. Содействовать расширению социальных контактов.
  6. Развивать умение участвовать в совместной деятельности.
  7. Корригировать недостатки познавательных процессов.

Основные формы коррекционной работы:

  1. Развитие слухового внимания и памяти.
  2. Обогащение словарного запаса, уточнение значений слов.
  3. Коррекция и развитие связной устной речи, действенного мышления.
  4. Формирование интеллектуальных, организационных умений.
  5. Коррекция мелкой моторики рук.
  6. Развитие аналитико-синтетической деятельности.

Формы реализации программы:

- игры с чтением и беседами;

 - игры- путешествия;

- экскурсии;

- литературные викторины, конкурсы;

- чтение сказок, обсуждение;

- инсценировка сказок;

 - сюжетно-ролевые игры.

 Использование игровых форм, красочных наглядных пособий, технических средств, проведение экскурсий, способствуют развитию познавательной активности, воспитанию любознательности. Введение в занятие игр, игровых упражнений, физкультминуток позволяет свести до минимума утомляемость и напряжение ребенка. Увлеченные игрой, дети легче приобретают знания, усваивают материал и закрепляют его.

Учащиеся должны овладеть навыками:

  1. Бережного обращения с книгой, учебником.
  2. Уметь найти нужную информацию в книгах и периодических изданиях.
  3. Уметь ориентироваться в книжном фонде.
  4. Знать правила пользования библиотекой.

Организация работы по программе:

Занятие проводятся в начальных классах, организуются в форме кружка, по одному разу в неделю. Длительность одного занятия 40 мин.

      Состав участников   переменный, то есть может, манятся в течение года.

    Набор занимающихся свободный.

Общее количество часов в год 34, общее количество часов в неделю 1.

Содержание программного материла:

Программа определяет деятельность по двум направлениям: теоретическая и практическая.

Теоретическое направление:

  1. Знакомства
  2. Беседы
  3. Путешествия

Практическое:

  1.  Ремонт книг
  2. Организация книжных выставок
  3. Конкурсы рисунков
  4. Проведение массовых библиотечных мероприятий
  5. Экскурсия в сельскую библиотеку.

     Формы определения результативности: Подведение итогов проводится на традиционной Неделе детской книги. Для контроля умений и навыков организуются конкурсы стихов, викторины, участие детей в библиотечных мероприятиях, конкурсах различного уровня. Диагностика результатов обучения по данной рабочей программе отражается в конце учебного года и оформляется в индивидуальных карточках, обучающихся.

Цель занятий:

 формирование начальных знаний, умений и навыков по работе с книгой, приобщение детей к библиотеке и систематическому чтению.

Ожидаемый результат:

- обогащение познавательной деятельности;

- расширение кругозора детей;

- повышения уровня мотивации чтения;

- умение работать с книгой;

- повышения числа читателей библиотеки;

- переход к самостоятельному чтению;

- готовность детей к усвоению нового, получение удовольствия и радости от чтения;

Учебно – тематический план

Учебная четверть

Общее количество учебных часов

1.

1 четверть

5 часов

2.

2 четверть

7 часов

3.

3 четверть

10 часов

4

4 четверть

7 часов

Учащиеся должны знать:

• знания об источниках информации, информацию о детских писателях;

• знание правил пользования библиотекой;

• Прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; • Отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

 • Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

 Учащиеся должны уметь:

• Уметь самостоятельно работать с учебным произведением;

 • Уметь работать в парах и группах, литературных играх;

 • Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Календарно-тематический план

2018 -2019 учебный год

1 четверть (5 часов)

Тема

Час

Вид деятельности

Работа

Сроки

1

 «В страну Знаний»

1

Игра-путешествие

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

сентябрь

2

 «По сказкам»

1

Игра-путешествие

Развитие слухового внимания и памяти, коррекция и развитие связной устной речи

октябрь

3

 «Первоначальное представление об информации»

1

Библиотечный урок

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

октябрь

4

 «Библиотека – дом твоих друзей».

1

Урок-экскурсия

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

октябрь

5.

 «Правила обращения с книгой»

1

Урок-беседа

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

октябрь

2 четверть (7 часов)

Тема

Час

Вид деятельности

Работа

Сроки

1

 «В гостях у сказочных героев»

1

Игра-путешествие

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

ноябрь

2

«Калейдоскоп профессий»

1

Урок-игра

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления

ноябрь

3

 «Сами с усами»

1

Игровой калейдоскоп

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления

ноябрь

4

 «В гостях у сказочных героев»

1

Игра-путешествие

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления

ноябрь

5.

Библиотечный урок «Птицы – наши друзья».

1

Беседа

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления

декабрь

6.

Викторина «Загадки волшебницы зимы

1

Викторина

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений

декабрь

7.

«В гости К.В.Берестову»

1

Игра-путешествие

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления

декабрь

3 четверть (10часов)

Тема

Час

Вид деятельности

Коррекционная работа

Сроки

1

 «Сказочный мир А.Н.Толстого»

1

Игра-путешествие

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления

январь

2

 «По дорогам сказок»

2

Игра-путешествие

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

январь

3

 «Огонек знакомства»

1

Игровое занятие

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений

январь

4

 «Зов джунглей».

1

Урок- игра

Коррекция мелкой моторики рук, развитие аналитико-синтетической деятельности, обогащение и совершенствование представления

февраль

5.

 «В гостях у Мойдодыра». Викторина «Я это знаю».

2

Урок-путешествие

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

февраль

6.

 «Страна «Почемучляндия».

1

Урок-викторина

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений

март

7.

 «Русские народные казки»

1

Урок-викторина

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений

март

8.

Час свободного чтения

1

Беседа

Развитие слухового внимания и памяти, наглядно – действенного мышления, формирование интеллектуальных, организационных умений

март

4 четверть (7 часов)

Тема

Час

Вид деятельности

Коррекционная работа

Сроки

1

«Угадай литературный персонаж»

1

Игра

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

март

2

 «Путешествие в страну сказок»

1

Библиотечный урок

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

апрель

3

 «Книжки-малышки»

1

Библиотечный урок

Коррекция мелкой моторики рук, развитие аналитико-синтетической деятельности, обогащение и совершенствование представления

апрель

4

 «Мы играем в сказку»

1

Сюжетно-ролевая игра

Развитие слухового внимания и памяти,

обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

апрель

5.

«Угадай сказку»

1

Игра

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

май

6.

 «Моя любимая книжка»

2

Библиотечный урок

Развитие слухового внимания и памяти, обогащение словарного запаса, уточнение значений слов

май

Литература:

1. Справочник школьного библиотекаря; Под ред.Ю.Н. Столярова.- М.: Школьная библиотека,2006.

2. Библиотечно-библиографическая классификация; - М.: Либерея - Бибинформ, 2008.

3. Путешествие в Читай-город: Сценарии мероприятий, библиотечные уроки. - Волгоград: Учитель, 2009.

4. Агапова И.А., Давыдова М.А. Занимательные литературные игры и викторины для детей -М., ООО «ИД  РИПОЛ классик», Издательство «Дом.»21 век»,2007.

5. Загадки тридесятого царства. Сборник сказочных викторин. Волгоград: Учитель, 2013

6. Бесова М.А.  Познавательные игры от А до Я. Ярославль. Академия развития, 2004.

7. Кугач А.М. Познавательные игры, конкурсы и развлечения для школьников. Ярославль. Академия развития, 2007.