Особенности работы концертмейстера в классе хореографии
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано.
Особенности работы концертмейстера в классе хореографии требуют глубоких знаний музыки и хореографии, уметь свое пианистическое искусство поставить на службу танцу.
Для педагога-хореографа концертмейстер – это правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник, который должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене. Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ignateval.v._statya.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности работы концертмейстера в классе хореографии»
Мастерство концертмейстера глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, владения ансамблевой техникой, знания основ певческого искусства, особенностей игры на различных инструментах, также отличного музыкального слуха, специальных музыкальных навыков по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано.
Деятельность концертмейстера требует от пианиста применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, педагогики – в их взаимосвязях.
Особенности работы концертмейстера в классе хореографии требуют глубоких знаний музыки и хореографии, уметь свое пианистическое искусство поставить на службу танцу.
Для педагога-хореографа концертмейстер – это правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник, который должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене. Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену ему приходит фонограмма.
Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью в достижении нужных художественных результатов при совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.
Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера хореографического коллектива предполагает наличия у него комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.
В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения.
Роль концертмейстера в музыкальном воспитании учащихся на занятиях хореографии.
Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они так же развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие, а также помогают развивать музыкальную и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка, для его гармоничного, духовного и физического развития, раскрытия его внутреннего мира и творческой одаренности.
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах с детьми работают два педагога – хореограф и пианист-концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. В этом большую роль играет работа концертмейстера. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.
Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.
В процессе обучения хореографии осуществляются следующие задачи музыкального воспитания:
развитие музыкального восприятия метроритма;
ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
умение согласовывать характер движения с характером музыки;
развитие воображения, художественно-творческих способностей;
повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;
расширение музыкального кругозора детей.
Большая часть вышеперечисленных задач отводится непосредственно работе концертмейстера. Он должен помочь с помощью музыки воплотить поставленные цели на уроках хореографии совместно с педагогом-хореографом. Используя свои профессиональные знания, пианист-концертмейстер всесторонне развивает восприятие музыки у детей посредством качественного подбора музыкальных произведений для урока классического танца.
Специфика работы и обязанности концертмейстера хореографического коллектива.
Специфика концертмейстеров хореографии представляет собой весьма ответственную сферу деятельности музыкантов, призванных участвовать в повседневной творческой работе балетмейстеров-постановщиков, педагогов-хореографов. Качественный подбор музыкального материала и хорошее сопровождение хореографической композиции на музыкальном инструменте далеко не все требования, предъявляемые к концертмейстеру хореографического ансамбля в современное время.
Чтобы достичь желаемого результата в творческом тандеме с педагогом-хореографом, современному концертмейстеру нужно обладать определенными знаниями и умениями. Наряду с первостепенной задачей концертмейстера детского хореографического коллектива осуществлять соответствующий аккомпанемент данной танцевальной композиции, наиважнейшая часть работы концертмейстера заключается также в следующем:
научить детей слышать и слушать музыку, понимать ее и любить;
развивать эмоциональную выразительность детей, тем самым помогать и содействовать в творческой работе педагога-хореографа.
В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему приходится работать с детьми разного возраста (от начинающих школьников до выпускников), с педагогами разных танцевальных направлений – народной хореографии, классического и современного танца. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.
В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:
репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий, постоянное расширение музыкального багажа и знаний о природе танца, его характерных особенностей;
изучение опыта работы по эстетическому воспитанию детей в хореографических коллективах, в частности, по музыкальному развитию;
знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;
систематическая работа по музыкальному развитию танцоров, потому что музыкально образованные дети намного выразительнее в танцах.
Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия непринужденности, взаимопонимания. Важно чтобы концертмейстер был другим и партнером. Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.
Литература
1. Безуглая Г.А. Концертмейстер балета: Музыкальное сопровождение урока классического танца. Работа с репертуаром. - СПб., 2005.
2. Безуглая Г.А. Координация музыкального и хореографического материала в процессе осуществления музыкального сопровождения урока классического танца. // Вестник АРБ, № 7. – СПб., 1999.
3. Безуглая Г.А. Основы метроритмических взаимосвязей учебных хореографических комбинаций и их музыкального сопровождения. // Вестник АРБ, № 6. – СПб., 1998.
4. Безуглая Г. Фортепианный аккомпанемент уроку классического танца: музыкальное сопровождение прыжков и танцевальных движений на пуантах. // Вестник АРБ, № 11. – СПб., 1999.
5. Классический танец / Сост. Д. Ярмолович. – СПб.: Музыка, 1985.
6. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность// Музыка в школе. – 2001.
7. Ладыгин Л. Методические рекомендации по музыкальному оформлению уроков классического танца. - М., 1980.
8. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента: Методологические
основы. - Л.: Музыка, 1972.
9. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Выпуск 1-2. /
Сост. И. Климкович, В. Малашева. - М.: Музыка, 1969-1971.
10. Музыкальная хрестоматия современного бального танца / Сост. Л. Ладыгин, А. Школьников. – М.: «Сов. композитор», 1979.
11. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972.
12. Ревская Н.Е. Классический танец. Музыка на уроке. Экзерсис. – СПб.: «Композитор», 2004 г.
13. Смирнова М.В. Основные элементы классического танца. – Москва, 1979.