Доклад на тему: «Импровизация, как инновационный метод преподавания современного танца в дополнительном образовании»

Мирошниченко Ирина Владимировна

Главная задача в учебно-методическом комплексе по предмету «Современный танец» направлен не только на подготовку хореографических произведений и обучение техники современного танца, но и умение оперировать танцевальными, пластическими образами в постановочной работе.

    Уделяется значительное внимание развитию ощущений тела, осознанию его внутренней организации и целостности. Основной материал выстроен на релиз-техник и техники телесного осознавания, с использованием экспериментальной анатомии, партнерской работы, элементов импровизации, работы с образами.

В программе используются инновационные технологии:

1. Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

2. Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл improvizatsiya-_innovatsionnyy_metod.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Импровизация, как инновационный метод преподавания современного танца в дополнительном образовании»

                       

                                                                                                                         

                                                                                                                 

                                                                                                                     Составитель: педагог

                                                                                                дополнительного образования

                                                                                          Мирошниченко Ирина Владимировна                                      

 

                                        Магнитогорск 2021г                                                                                     

 

      В современном времени происходит акцент на внимание развитию творческой личности ребенка, так как творчество является инструментом инновационных преобразований. Современный танец является одним из путей для развития творческой деятельности преподавателя и учащегося. Для преподавателей хореографии инновация воспринимается как процесс обогащения художественно-творческой деятельности обучающихся в дополнительном образовании – от получения творческого знания до готовности создания новых художественно-творческих проектов на основе нового знания.

    В настоящие время, мы наблюдаем, что дисциплина «Современный танец» имеет склонность расширению сущности понятий «талант» и «творческие способности», выявления одаренных детей.

Внедрение импровизации в образовательный процесс с условием непрерывного изучения позволит качественно повысить уровень исполнения и понимания современной хореографии, так же будет способствовать индивидуальности хореографического мышления.

           Концепция художественного образования в Российской Федерации (далее - Концепция) опирается на основополагающий государственный документ - "Национальную доктрину образования в Российской Федерации", который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года.

            Задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:

 обновление содержания образования;

 внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

Актуальность изучения танцевальной импровизации в системе хореографического образования является:

- Импровизацию можно рассматривать как креативное мышление;

- Импровизация дает получения нового источника лексики, так и к постановке хореографического произведения.

Принцип импровизации интерпретируется в педагогическом аспекте как постоянно развивающееся явление, создающее новое в искусстве. Особенностью импровизации заключается в способности учащихся к саморазвитию, осуществление новых движений. В процессе обучения импровизации происходит реализации творческого потенциала учащихся, стремление ребенка к авторству, выражающееся в потребности создавать новый художественный продукт, пользуясь интегрирующим методом, способствующим многостороннему развитию личности.

Художественная творческая деятельность детей - одна из наиболее доступных и действенных форм эстетического освоения мира детьми. В процессе художественного творчества, они получают возможность выразить свое эстетическое отношение к предметам искусства.

«Творческая личность» – личность социально адаптированная, способная к активным и творческим преобразованиям окружающего мира в любом виде деятельности, к поиску оптимальных оригинальных решений на поставленные задачи.

Необходимым психологическим условием для развития художественных способностей является создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности и позитивной Я-концепции.

Личностные детерминанты развития художественной одаренности школьников, основаны на процессе развития, одаренности детерминированы внутренней позицией личности, а также личностными особенностями.

    Детерминантами развития художественной одаренности выступают:

-   развитие кругозора и предметной эрудиции;  

-   потребность в творческой деятельности;

-   ценностная ориентированность на позитивный итог творческой деятельности.

Импровизация в танце – танец, рождающийся во время исполнения, игра музыкального ритма средствами пластики и мимики, и эмоциональной окраске. Импровизацию можно рассматривать как средство обучению танца, развитие лексики при постановке хореографической композиции, воображения, ритмопластической свободы, как инновационный подход в современной хореографии, выявления одаренных детей.

     Для развития импровизационности нужно выбирать креативные методы преподавания: «творческая мастерская», урок-лекция с просмотром видеоматериалов, перфоманс, мастер-класс. Методика должна быть направлена на развитие мышечного чувства, импровизационные способностей, пространственного мышления, танцевальную импровизацию.      Воображение – фантазия, питает творчество новым необычным взглядом на мир. Развития воображения у ребенка строится постепенно по мере приобретения им определенного опыта.

    Такой образовательный процесс обучения импровизации включен особенно интенсивно в дисциплину «Современный танец». Импровизация в учебно-воспитательном процессе способствует формированию творческих способностей, включающих способность импровизировать и воплощать музыкальный образ в танце, репродуктивные способности – способность к овладению техники современной хореографии.

Особое внимание в процессе обучения уделяем на следующие творческие способности: умение на основе собственного опыта создавать новые двигательные модели, самостоятельно расширяя «двигательный кругозор» и их лично реализовать, варьировать; умение находить образы, воплощать через систему художественных средств.

     В основе освоения техники импровизации должно лежать развитие следующих навыков: опережающие «слышание» в начале музыкальных фраз, предложений, периодов их будущей кульминации, внутреннего ритма музыки; мышечное ощущение каждого движения; организация движения танца в пространстве.

    Можно сказать, импровизация – организованная система приемов воплощения содержания, имеющая свои закономерности, свои средства создания. Для примера импровизации по дисциплине «Современный танец «предоставляю: Учебно-методический комплекс «Современный танец» разработан на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе «Хореографическое творчество», составитель Захарова Л.Р. Данная программа предназначена для использования при обучении учащихся 3-8 класс МБУ ДО «ДХШ» города Лесного Свердловской области. Данный предмет входит в вариативную часть учебного плана названного образовательного учреждения.

     Задача учебно-методического комплекса: повышение эффективности образовательного процесса, его успешности и результативности за счет применения современных танцевальных техник, в частности импровизации. В основе педагогических требований к обучению современному танцу в детской хореографической школе лежит принцип воспитывающего обучения, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.

   Учебный предмет «Современный танец» ориентирован на развитие физических данных учащихся, способствующих формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков по дисциплине «Современный танец», учитывая индивидуальное развитие двигательного аппарата, фантазии и раскрытию индивидуальности.

    Занятия по освоение импровизации направлены на овладение навыков импровизационного исполнения и ансамблевого мастерства. Используются самые различные средства педагогического воздействия, как объяснение словесно, пританцовывая, акцентировать на жесты и позы, особенности варьирования танцевальных движений.

     Главная задача в учебно-методическом комплексе по предмету «Современный танец» направлен не только на подготовку хореографических произведений и обучение техники современного танца, но и умение оперировать танцевальными, пластическими образами в постановочной работе.

    Уделяется значительное внимание развитию ощущений тела, осознанию его внутренней организации и целостности. Основной материал выстроен на релиз-техник и техники телесного осознавания, с использованием экспериментальной анатомии, партнерской работы, элементов импровизации, работы с образами.

В программе используются инновационные технологии:

1. Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

2. Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь.

1) познавательный и профессиональный интерес;

2) творческий характер учебно-познавательной деятельности;

3) состязательность;

4) игровой характер проведения занятий;

5) эмоциональное воздействие вышеназванных факторов.

Уровни коллективной деятельности в группе:  

-    одновременная работа со всей группой;

-    работа в парах;  

-    групповая работа на принципах дифференциации.

Достаточно высокий результат они дают при использовании проектноисследовательских и игровых технологий.

3. «Метод погружения» – интенсивный метод используются для организации обучения предмету в короткие сроки с большим объемом информации и знаний, в том числе практических. Высокая активность учеников, многообразие форм учебной работы. Под «погружением» P.M. Грановская понимает «активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры», Т.Н. Смирнова предлагает, что «эффективность обучения зависит от группового сотрудничества.

4. Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс, строится как поиск новых познавательных ориентиров. В деятельности ученика учебная проблема служит стимулом активизации мышления, а процесс ее решения – способом превращения знаний в убеждения.

5. Проектно-исследовательская технология как система интегрированных процедур в образовательном процессе включает: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, исследовательский и проблемный методы, анализ справочных и литературных источников, поисковый эксперимент, опытная работа, обобщение результатов, деловые и ролевые игры и др. Позволяет добиться достаточно высокого результата.

6. Технология коллективной творческой деятельности. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и 20 взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Акцент в работе с детьми уделяется на:

-   развивающие модели-упражнения, основанные на использовании образного мышления, помогут сфокусировать внимание на пространстве (внешнем и внутреннем), весе и обострить чувственное восприятие;  

-   упражнения на полу, направленные на снятие ненужного напряжения и зажимов тела, подготовят дыхание, артикуляцию и глубокие мышцы тела;  

-    упражнения стоя помогут сконцентрировать внимание на работе суставов, переносе центра тяжести, укреплении опоры.

     Для «творческой личности» подобные задания наряду с обязательным исполнением несут дополнительно функцию эстетического удовлетворения и активизируют на создание новых произведений с применением изученных технических приемов и самостоятельным освоением новых, этот стимулирует к необходимости приобретения и новых теоретических знаний.  

    У учащихся должен прослеживаться развитие и результат своей творческой деятельности, открывая и проявляя свою уникальность, а также использовать его для создания собственных двигательных фраз и соединять закрепленный материал с импровизацией. Увеличение осознанности и эффективности движения, расширение фокуса внимания и спектра выразительности, развитие динамики движений и качество присутствия в танце и в жизни.

    Применение приемов импровизации в своей педагогической деятельности дали свои положительные результаты. Дети стали более раскованными и свободными в движении, не стесняясь выражают свои мысли, понимают свое тело, какую роль и важность играют в танце. Самое главное дети стали «новаторами», помощниками в постановочной работе.