Проект "Многоликая Россия"

Тихонова Наталья Николаевна

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания.  Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogolikaya_rossiya.docx90.99 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-592-46-26, 8-495-850-18-03, 8-495-850-19-03                        e-mail:cenreab@mos.ru

Утверждаю:

Директор ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

 ______________

Познавательно-творческий проект «Многоликая Россия»

для детей 5-9 классов

Ефименко Н.Б.

Тихонова Н.Н.

Смирнова О.С.

Егорова Т.В.

2020/2021 учебный год

Г. Москва, г. Троицк

C:\Users\Пользователь\Desktop\Diapositiva2.JPGЕврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые мы трудности вместе осилим

И только в единстве сила России.

Актуальность проекта

В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданского и патриотического воспитания.  Важно донести до создания воспитанников: образы, воспитывающие мужество, смелость, самоотверженность, героизм, а также уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, Родине, многонациональным народам России, мировоззрение педагогов, их личный пример, взгляды суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

         Проблема патриотического воспитания детей школьного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. Детей может взволновать только, что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности.

         В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

        Цель проекта.  Формирование у обучающихся чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам. Воспитание патриотизма, чувства общности, дружбы и единства с людьми различных национальностей.

Задачи.

  •  Обобщить и расширить знания обучающихся о традициях, обычаях, праздниках, играх народов России.
  • Формировать культуру межличностного взаимодействия обучающихся в школе.
  • Развивать творческие способности обучающихся посредством приобщения к различным видам деятельности.
  • Совершенствовать исследовательские умения: умение анализировать, сравнивать, наблюдать, задавать вопросы, обобщать, делать выводы.
  • Развивать способность организации действия в процессе поиска информации по выбранной теме, в художественно-продуктивной деятельности.
  • Воспитывать уважение к культуре и обычаям других народностей.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Вид проекта: познавательно-творческий.

Участники проекта: учителя, психологи, дефектологи, организатор воспитательной работы, дети и их родители.

Сроки реализации: сентябрь – июль 2020 – 2021 уч. года

Принципы работы:

  • исследовательская работа по изучению культуры, обычаев   народов;
  • творческая работа;
  • работа с картами атласа;
  • поиск информации в Интернете.

Прогнозируемый  результат.

    Обучающиеся, должны иметь представление о России как о многонациональной стране, ознакомиться с некоторыми традициями разных народностей; знания, умения, навыки в художественно-продуктивной деятельности (пошив деталей костюма, поделки народного промысла); готовить национальные блюда; владеть исследовательскими навыками, наблюдать, сравнивать, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы, любить родной край; уважительно относиться к культуре и обычаям других народностей, к сверстникам.

        Наша школа как страна в миниатюре. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разные обычаи и традиции, но все мы едины в одном - мы живём в России, мы говорим на русском языке и учимся в одной школе. И хочется, чтобы в нашей стране всегда царили доброта, уважение и взаимопонимание. 

Механизм   оценки  проекта:

  • творческие национальные поделки детей;
  • презентации по каждой народности;
  • показательное хореографическое выступление каждой народности;
  • изучение народных игр;
  • изготовление кулинарных блюд национальной кухни.

Авторы проекта

Тихонова Н.Н.

Костюмы, кухня.

Ефименко Н.Б.

Танцы, игры.

Смирнова О.С.

Народные промыслы, традиции.

Егорова Т.В.

Особенности географического положения, природа, история края.

У каждого человека на земле есть страна, которую он считает своей Родиной. Наша Родина – Россия, мы – россияне и гордимся этим.

Наша родина Россия - самое большое государство мира. Её население составляет 143 030 106 человек. Большое путешествие по карте России – это знакомство с этнографической картой нашей страны. Маршрут «большого путешествия по карте России» охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, горы, степь), что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки…) Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну от захватчиков.  Россию называют «плавильным котлом» народов и рас. Но ни один народ не исчез, не   данным 2010 года в России зарегистрировано 200 различных народностей! Какие же народы населяют нашу страну?
Среди них есть широко известные народы, численность которых более миллиона, такие как татары, чуваши, башкиры, украинцы, чеченцы. Существуют также малоизвестные и малочисленные народности - манси, ханты, эвены и прочие. Наша страна включается в себя разнообразные республики, в которых народы и проживают. И ничего, что все они говорят на разных языках, имеют разные обычаи и вероисповедания. Все они – одна дружная семья, дети одной страны – России. Это национальное многообразие – настоящее богатство России.

У каждого народа – своя культура, свои традиции, свой исторический опыт.

Украинец Гоголь, еврей Левитан, армянин Айвазовский, грузин Багратион, белорус Шостакович, тысячи других талантов – все они обогатили русскую культуру, и все они для нас и для мира русские. Невозможно представить русскую историю без имён И.В. Мичурина, И.С. Тургенева, Ф.И. Тютчева, М.И. Кутузова, К.А. Тимирязева. С.В. Рахманинова, А.А. Ахматовой – и у всех у них татарские корни. Верой и правдой служили они России, отдавали часть своей жизни, часть своей души. И не имеет значения, какой крови были эти люди. Важно, что они считали себя русскими. Вот, например, знаменитый лексикограф, автор «Толкового словаря» - Владимир Иванович Даль не имел ни капли русской крови. Отец – датчанин, мать – немка. «Я русский по духу» - всегда заявлял В. Даль.

Немка Екатерина II, правление которой – целая эпоха в истории России. Лермонтов, Фонвизин, Пушкин – потомки иностранцев, которых приютила Россия. Все они – полноправные участники многовековой и славной русской истории.

  Россия. Когда мы слышим это слово, перед глазами встает все самое важное, самое красивое, самое дорогое сердцу: бескрайние поля, душистые луга, могучие леса, самобытные города и конечно, люди – наша гордость, люди трудолюбивые, гостеприимные, талантливые, великодушные, чьи дела и подвиги прославили Россию, вознесли ее ко всему самому замечательному и светлому. Каждый человек, который живет в России, любит и уважает ее в первую очередь за то, что она существует. Ведь Родину любят не за достижения в науке и технике, а за то, что человеку посчастливилось родиться именно в этом живописном уголке России, именно в этой стране.

  Россия – миролюбивая страна. Народ русский с широкой, гордой, доброй душой. Россия всегда первой приходила на помощь другим народам. Она с радостью принимает гостей из других стран. В России живут люди разных национальностей, одной дружной семьёй.

Настоящая программа предполагает работу с детьми среднего школьного возраста и их родителями.

В ходе работы решаются следующие задачи:

Учебно-тематический план

Дата

Тема занятия

Задачи

Участники

Сентябрь

1-4 неделя

Россия

1.Знакомство с основами истории, природы края.

2. Национальная кухня.

3. Национальные костюмы.

4. Народные промыслы. Роспись. Хохлома

5. Хороводы, игра «Лапта».

специалисты по реабилитации

родители

дети

Октябрь

1-4 неделя

Башкирия

1.Знакомство с основами истории, природы края.

2. Национальная кухня.

3. Национальные костюмы.

4. Народные промыслы. Ковроткачество.

5. Игры: «Медный пень», «Палка -кидалка».

специалисты по реабилитации

родители

дети

Ноябрь

1-4 неделя

Цыгане

1.Знакомство с основами истории, природы края.

2. Национальная кухня.

3. Национальные костюмы.

4. Народные промыслы. Плетение корзин

   5. Игра «Цыганская забава»

специалисты по реабилитации

родители

дети

Декабрь

1-4 неделя

Мордва

1.Знакомство с основами истории, природы края.

2. Национальная кухня.

3. Национальные костюмы.

4. Народные промыслы.Вышивка.

   5. Игра «Круговой»

(«Мячень кунсема»).

специалисты по реабилитации

родители

дети

Январь

1-4 неделя

Чечня

1.Знакомство с основами истории, природы края.

2. Национальная кухня.

3. Национальные костюмы.

4. Народные промыслы. Плетение сукна.

5. Игра  «Набег».

специалисты по реабилитации

родители

дети

Февраль

1-4 неделя

Карелия

1.Знакомство с основами истории, природы края.

2. Национальная кухня.

3. Национальные костюмы.

4. Народные промыслы. Плетение из бересты.

5. Игра  «Веркко да калат» (сеть и рыба).

специалисты по реабилитации

родители

дети

Март

1-4 неделя

Татария

1.Знакомство с основами истории, природы края.

2. Национальная кухня.

3. Национальные костюмы.

4. Народные промыслы. Ювелирные изделия

  5. Игра  «Продаем горшки» (Чулмак уены)

.

специалисты по реабилитации

родители

дети

Апрель

1-4 неделя

Калмыкия

1.Знакомство с основами истории, природы края.

2. Национальная кухня.

3. Национальные костюмы.

4. Народные промыслы. Валяние

  5. Игра «Продаем горшки» (Чулмак уены)

.

специалисты по реабилитации

родители

дети

Май

1-4 неделя

Чукотка

1.Знакомство с основами истории, природы края.

2. Национальная кухня.

3. Национальные костюмы.

4. Народные промыслы. Резьба по кости(теория)

   5. Игра «Какан»

.

специалисты по реабилитации

родители

дети

Июнь

1-4 неделя

Бурятия

1.Знакомство с основами истории, природы края.

2. Национальная кухня.

3. Национальные костюмы.

4. Народные промыслы. Чеканка.

   5. Игра «Зун, утахн, зангилаа» переводится «Иголка, нитка и узелок»

.

специалисты по реабилитации

родители

дети

Июль

1-4 неделя

Еврейская

1.Знакомство с основами истории, природы края.

2. Национальная кухня.

3. Национальные костюмы.

4. Народные промыслы. Гончарное дело

5. Игра «Суккот».

специалисты по реабилитации

родители

дети

Итог проекта

  • Дефиле народных костюмов, пошитых детьми (элементов костюма).
  • Ярмарка предметов народного промысла изготовленных детьми.

Живут в Росси разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Список использованной литературы:

  1. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
  2. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г.Москва. В.Степанов
  3. «Народы России», научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1994
  4. «Народонаселение» - энциклопедический словарь,1994
  5.  «Россия:  Физическая  и  экономическая  география»  -  энциклопедия  для  детей,
  6. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова  Окружающий мир – « Просвещение»- 2013
  7. Википедияhttp://ru.wikipedia.org/
  8. Карты России http://euro-map.com/karty-rossii/
  9. Факты о России http://rufact.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F
  10. . Население России http://countrymeters.info/ru/Russian_Federation#population_2014
  11. Народности России http://www.kuljturastran.ru/?p=1566 
  12. Русская кухня http://www.gotovim.ru/national/russian/
  13. Национальные костюмы http://www.lib05.ru/virtual_exhibition/kostyum-narodov-rossii
  14. Украинская кухня http://www.gotovim.ru/national/ukrain/
  15. Башкирская кухня http://www.bashkirskayakuhnya.com/about/
  16. Блюда чеченской кухни http://www.prelest.com/nyam_nyam/2651.html .
  17. Религии России http://www.advantour.com/rus/russia/religion/orthodoxy.htm