Доклад на тему: «Особенности лексики современного эстрадного танца»
В искусстве эстрадного танца всегда можно было увидеть образ времени – в этом его сила.
Когда проходили поиски нового танцевального языка, эстрада сразу же превратилась в широкую экспериментальную базу. Этот язык возникал в результате скрещивания различных танцевальных стилей и направлений, под влиянием нового музыкального материла, благодаря тесному соприкосновению деятелей эстрады с жизнью. Иные танцоры и балетмейстеры работали на эстраде и стали участниками эксперимента, другие – внимательно следили за ходом этого эксперимента, используя в своём творчестве наиболее ценные находки.
Огромное влияние на эстрадный танец оказало бурное развитие самодеятельного искусства нашего многонационального государства. Танцевальная лексика – это как органическое сочетание танцевальных движений, поз, мимики в определённом, композиционном построении.
Танцевальная лексика возникает на основе обобщения и специфически танцевального претворения выразительных движений человека. Из танцевальной лексики соткано хореографическое произведение как художественное целое. Она наполняет содержанием рисунок танца, а он, в свою очередь, оформляет лексику. Отдельные танцевальные движения не несут хореографической образности. Но в контексте определённого танца они представляют целый арсенал выразительных возможностей, воплощающих собирательный образ народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_leksiki_sovremennogo_estradnogo_tantsa.docx | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Особенности лексики современного эстрадного танца»
Составитель: педагог
дополнительного образования
Мирошниченко Ирина Владимировна
Магнитогорск 2021г
Эстрадный танец – жанровая разновидность пластического искусства. Эстрадный танец отличается многожанровостью и разностильностью. Можно выделить принципиальные признаки в области выразительных средств, технологии и эстетики эстрадного танца, такие как:
1. Композиция эстрадного танца должна быть чёткой и яркой на любой сцене, рассчитана на изменение сценических площадок, рисунок также должен быть лаконичен.
2. Ограниченность по времени, так как танец является элементом большой концертной программы.
3. Предельная концентрация выразительных средств. Эстрадный танец с особой быстротой и гибкостью отвечает вкуса и потребностям общества.
В искусстве эстрадного танца всегда можно было увидеть образ времени – в этом его сила.
Когда проходили поиски нового танцевального языка, эстрада сразу же превратилась в широкую экспериментальную базу. Этот язык возникал в результате скрещивания различных танцевальных стилей и направлений, под влиянием нового музыкального материла, благодаря тесному соприкосновению деятелей эстрады с жизнью. Иные танцоры и балетмейстеры работали на эстраде и стали участниками эксперимента, другие – внимательно следили за ходом этого эксперимента, используя в своём творчестве наиболее ценные находки.
Огромное влияние на эстрадный танец оказало бурное развитие самодеятельного искусства нашего многонационального государства. Танцевальная лексика – это как органическое сочетание танцевальных движений, поз, мимики в определённом, композиционном построении.
Танцевальная лексика возникает на основе обобщения и специфически танцевального претворения выразительных движений человека. Из танцевальной лексики соткано хореографическое произведение как художественное целое. Она наполняет содержанием рисунок танца, а он, в свою очередь, оформляет лексику. Отдельные танцевальные движения не несут хореографической образности. Но в контексте определённого танца они представляют целый арсенал выразительных возможностей, воплощающих собирательный образ народа.
Мышление каждого хореографа меняется, и в зависимости от восприятия определённой эстетики того или иного хореографического направления, и в зависимости от выразительных средств, которыми он пользуется. «Обращаясь к стилистическим особенностям эстрадного танца, которые определяют основные принципы художественно-творческого мышления балетмейстера, можно сказать, что:
∙ Настоящий хореограф создаёт свои законы сценического воплощения.
∙ Танцевальная идея (замысел) в современном эстрадном танце не может быть, выражена в словах (либретто). Точнее, слова не могут её исчерпать.
∙ Понимание эстрадного танца – это всегда индивидуальное мнение, множественность восприятий, сотворчество, сопереживание, - пишет Никитин В.Ю. [43, с. 235].
Любая хореографическая композиция предполагает свою тему, идею, драматургию и форму.
Слово «композиция» переводится с латинского как «составление», т.е. создание, построение и составление частей драматургического действия.
Действие признак театральной драматургии, которая составляет программную композицию с сюжетом. Действенная драматургия полностью подчиняется музыке и замыслу, которая реализуется в программе и композиционном плане.
Танец имеет начало, развитие и конец. Каждая часть имеет свою нагрузку, что позволяет танцу смотреться с нарастающим вниманием. Драматургия хореографического произведения – это чёткое представление специфики выразительных средств, возможности хореографического жанра. Обычно при создании хореографического произведения наблюдается 5 этапов (частей):
1. Экспозиция – знакомство зрителей с действующими лицами. Она помогает составить представление о характере герое и с помощью особенностей костюма, стиля и манеры исполнения выявляются приметы времени, место действия.
2. Завязка – в этой части завязывается и начинается действие.
3. Ступени перед кульминацией – часть произведения, в которой развёртывается действие. Они могут быть выстроены из нескольких эпизодов. Количество их и длительность, как правило, определяются динамикой развёртывания сюжета. От ступени к ступени она должна нарастать, подводя действие к кульминации.
4. Кульминация – наивысшая точка развития драматургии хореографического сюжета. Здесь динамика развития сюжета достигает наивысшего эмоционального. В бессюжетном хореографическом номере кульминация должна маркироваться наиболее интересным рисунком танца, наиболее ярким хореографическим текстом, т.е. композицией танца.
5. Развязка – завершает действие. Может быть либо мгновенной, резко обрывающей действие и становящейся финалом произведения, либо постепенной.
Любое произведение имеет начало, середину и конец. Путь, по которому начинается какое-либо движение, развивается, доходит до какого-то завершения – это и есть композиционное построение.
Понятие слова «идея» от греческого переводится как «вид, образ, целостный смысл законченного произведения. Художественная идея – это своеобразный «ключ» к произведению или к отдельным частям, компонентам, элементам, к образам.
Понятие слова «тема» от греческого слова переводится как «предмет», это наиболее широкий круг вопросов, проблем жизненных явлений, о которых рассказывается в произведении.
Основными этапами формирования художественного образа являются:
1. Образ, замысел – произведение представляется в главных чертах. Дальнейший ход творческого процесса во многом зависит от замысла.
2. Образ произведения – это конкретизация образа, замысла в материале. Произведение получает реальное существование.
3. Образ восприятия – это восприятие художественного произведения зрителем, главной цель которого, является понимание и раскрытие идейного содержания произведения.
Музыка, композиция и оформление – это синтез таких компонентов, благодаря которым обозначается художественный образ.
Если не возникает художественный образ, остаётся просто набор движений, что свидетельствует о том, что без образа нет танца. Таким образом, композиция реализует в себе идейное содержание драматургии. По тому, как строится логика развития действия, как разрешается, не разрешается, снимается противоречие, можно судить об авторской позиции, главной идее произведения. Отсюда можем сделать вывод, что композиция служит конкретному выражению идеи в действии.