"Правила хорошего тона"
Формирование у воспитанников правил хорошего тона
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_horoshego_tona.docx | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Правила хорошего тона»
Цель: способствовать формированию у воспитанников представления о правилах хорошего тона.
Задачи: узнать историю этикета;
развивать у детей умения вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики;
воспитывать у детей хорошие манеры, доброжелательность, взаимопонимания со сверстниками;
коррекция и развитие личностных качеств воспитанников.
Продолжительность: 45 мин.
Категория участников: дети от 10 до 17 лет.
Оборудование: Оборудование: ИКТ (мультипликационный обучающий фильм, мультимедийная презентация), карточки с заданиями, анкеты.
Форма проведения: интеллектуально-воспитательный час
Воспитатель: Ширяева З.Н.
Ход: Читает воспитатель эпиграф темы
«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований»
Ральф Эмерсон
Просмотр мультипликационного фильма «Что такое – этикет?».
Цели: повышение мотивации и познавательной активности;
Вопросы:
— Что такое этикет?
— О каких видах этикета говорилось в фильме? (правила поведения: за столом, в гостях, в общественных местах, в театре, на улице, в транспорте, в школе, в общении с людьми, поведение в школе).
— Слово «Этикет» французского происхождения, на приемах при дворе у «Короля-солнца» Людовика XIV (1638 — 1715) гостям вручались карточки с изложением того, как они должны держаться в обществе. От названия карточки – «этикетка» и пошло слово этикет.
— Давайте вместе сформулируем определение слова «этикет».
Этикет – установленный, принятый порядок поведения людей в обществе.
Интересные факты об этикете.
До XVII века в России не было правил этикета, которыми пользовались на Западе. Зато были свои правила - писаные и неписаные. Они известны и сегодня. Кодекс правил и советов а так же наставлений на все случаи жизни - это "Домострой". Его можно, пожалуй, назвать первой русской книгой об этикете. Написана она была в ХV веке во времена Новгородской республики. Позже книга не-сколько раз переписывалась - устаревшие правила менялись на новые. Наиболее известен «Домострой» в редакции середины XVI века, который был приписываем протопопу Сильвестру. Вот как повелевал «Домострой» «жить с детьми и домочадцами»: «Свои обязанности должен иметь каждый член семьи : муж - добывать пропитание и работать, жена - управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами, дети (даже взрослые) - во всём подчиняться родителям. Супруги должны друг с другом советоваться в деле управления хозяйством. Детей предписывается воспитывать, учить рукоделию дочерей, а сынов - каждого своему мастерству. Родителей необходимо почитать и во всём слушаться». А вот что было написано в «Домострое» о «соблюдении вещей»: «Следует иметь нарядную рубашку и сапоги, которые в хорошую погоду надеваются, для хороших людей или в праздники. Рабочую одежду следует отделять от праздничной. Одежду держать следует в чистоте, при необходимости чистить, высушивать, и уложить в сундук. Также следует держать в чистоте («чистенько и беленько») скатерти, платки, полотенца и постели». Был расписан даже распорядок дня. Зимой полагалось 7 часов бодрствовать и 17 часов спать, а летом - наоборот. Всегда с восходом и заходом солнца совпадали часы "дневные" и "ночные". В десятом часу утра служили обедню, в двенадцать был обед, затем сон, вечерние дела полагалось сделать до шести вечера, а после - досуг и сон. Европейский этикет пришёл в Россию во время правления Петра I. В 1717 году вышла книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», собранное от разных авторов. В ней были собраны европейские правила поведения, а с ними соседствовали многие русские национальные обычаи.
Слово прижилось и в других странах Европы, а к нам оно пришло в самом конце XVII века, когда устанавливались широкие политические и культурные связи России с другими государствами. Вслед за королевскими «этикетками» одна за другой стали появляться и книги об этикете — для придворных, дворян и мещан. И для детей — тоже. В России по приказу царя Петра I был издан свод правил поведения «Юности честное зерцало». Эта книга «поселилась» чуть ли не в каждом доме, где умели читать, и написанному там молодые люди следовали неукоснительно. В Германии известный богослов и философ Эразм Роттердамский написал объёмный труд, который назывался «Гражданство обычаев детских». В нём он описал правила поведения для детей в различных местах. В главе, посвящённой походу в гости, он советовал: «Что делать, если приглашают на пир? Важно приходить не поздно, а в условленный час - не следует приводить незваного гостя или с собой пса».
И «зашагал» этикет по всему миру. Соблюдение его правил стали считать для себя обязательным не только царствующие особы, но и обычные люди. Этикет стал подразделяться на множество видов - «домашний», «гостевой», «речевой» и «школьный» и др.
Джордж Вашингтон, первый президент США, когда ему было 14 лет, собрал своеобразную «коллекцию», состоящую из 110 «правил приличного поведения» И такие были среди них: «За столом - не чешись, не дави на людях блох ...».
Общие правила этикета
- Не опаздывать.
- Держать слово.
- Не сплевывать на пол.
- Прилюдно не чесаться.
- Сдерживать негативные эмоции.
- Громко не смеяться.
- Делать все достойно, без суеты.
- Понижать голос, говорить ясно, не бормотать и не глотать окончания.
- При обращении к другим людям использовать вежливые слова.
- При причинении неудобств, другим людям — извиняться.
- Обращаться к незнакомым или старше вас людям на «Вы».
- Не говорить о других людях плохо в их отсутствие.
- Одеваться опрятно.
«Что нужно воспитаннику (ребёнку) для правильного поведения»
(На карточках записаны вопросы и варианты ответов, дети самостоятельно выбирают правильный вариант).
1.Вопрос: какие слова уместны в разговоре школьника с взрослым незнакомым человеком? (4 и 6)
Пока, Здорово, Привет , Здравствуйте, Хеллоу, Доброе утро
2.Вопрос: Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте вариант ответа (3 и 4).
Позовите Машу.
Здравствуйте, позовите Машу.
Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
Здравствуйте, извините, Маша дома?
3.Вопрос: Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Какой вариант наиболее вежливого выражения просьбы вы выберете? (3).
Можно войти? Я войду? Извините, можно войти?
4.Вопрос: Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы Вы? (3)
Пропустите меня, я выхожу.
Разрешите пройти.
Извините, можно пройти?
5.Вопрос: Как правильно обращаться к педагогу в школе? (на «Вы», и по имени отчеству).
6.Вопрос: Когда заходит учитель в класс, что должны сделать ученики в знак приветствия? (встать).
7.Вопрос: Когда можно сесть на свои места? (когда, разрешит педагог).
8.Вопрос: Как приветствуют других взрослых, которые заходят в класс по время урока? (встать).
9.Вопрос: Если у вас есть какой-то вопрос, как вы дадите знак учителю? (поднять руку).
10.Вопрос: По какому сигналу начинается урок? (звонок на урок).
11.Вопрос: Для кого звенит звонок об окончании урока? (для учителя)
– Поиграем в игру «Круг вежливых слов».
Встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.
– Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!»
Игра «Берём – не берём»
-На доске записаны качества человека. Выберите из них те, которые, по вашему мнению, принадлежат воспитанному человеку.
—безразличие благодарность. вежливость, ворчливость, грубость, жадность, злость, скромность, отзывчивость, доброта
Загадки про этикет, или как правильно себя вести.
Подарю тебе цветы
И подарок подарю.
Я уверена, что ты
Скажешь мне … (благодарю).
Вот и наступило утро,
Сад сияет перламутром.
Что мы скажем? ( С добрым утром! )
Есть много слов хороших,
Прекрасных, добрых слов.
Я знаю, сын Алеша
Мне их сказать готов!
Раз-два-три, раз-два-три,
Ты слова мне назови! ( Спасибо, здравствуйте, до свидания, благодарю )
Птичка птичку повстречала.
Что она прощебетала? (Здравствуй!)
Когда ложимся спать,
Что не забудем мы сказать? ( Спокойной ночи )
Когда вернемся в дом,
Где каждый нам знаком,
Что сказать мы не забудем,
Если вежливыми будем? ( Здравствуйте!)
Если мы у дедушки
Просим к чаю хлебушка,
То мы его благодарим.
Какое слово говорим? (Спасибо)
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь…(Добрый день)
Друг другу на прощание
Мы скажем…
(До свидания)
Друг друга не стоит винить,
Лучше скорее…(Извинить)
До чего ж оно красиво
Слово доброе…(Спасибо)
Когда виноваты, сказать вы спешите
Прошу вас, пожалуйста-(Извините)
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше …(Не перебивай)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит…(Добрый день)
Мальчик вежливый и ласковый
Говорит, встречаясь…(Здравствуй)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим…(Простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(До свидания)
Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу руку,
На приветствие в ответ
Каждый говорит…(Привет)
Письмо маме написал
вчера в ответ,
А в конце передавал
Всем друзьям …(Привет)
Если с другом иль подругой
Долгою была разлука,
Мы при встрече говорим:
«Сколько лет и …»(Сколько зим)
Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: «Как…»(Дела)
Наш мир от зла устал,
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече …(Добрый день)
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…»(Так добры)
Щеночек Филя во дворе гулял,
Вдруг старичка бульдога повстречал.
Прошу вас поскорее отгадать:
Кто первым должен «здравствуйте» сказать?
(Щеночек Филя, ведь он младше, а младшие первыми приветствуют старших)
Вот идет болонка Жулька,
Модница, воображулька…
А навстречу — кавалер,
Симпатичный скотчтерьер.
Отгадаете иль нет: Скажет первым кто «привет»?
(Скотчтерьер, ведь он мужчина, а мужчина первым приветствует знакомых женщин)
Рефлексия Ребята, заполните анкету.
АНКЕТА
Считаете ли вы себя воспитанным?Да / Нет
Считаете ли вы своих друзей воспитанными?Да / Нет
Какая самая главная черта воспитанного человека? Доброта и отзывчивость
— Вежливость и тактичность— Общительность и чувство юмора
От кого зависит воспитание ребёнка?— От родителей
— От учителей, воспитателей
— От самого ребенка
Заключение.
— Не только всем детям, но и всем окружающим людям хочется, чтобы все их друзья, соседи, даже незнакомые прохожие, всегда бы уважали их, и чтобы никто-никто не делал им замечаний. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по-доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.
— Так о чём же мы сегодня говорили?
— Что такое этикет?
— Какие общие правила поведения вы запомнили? А какие вы знаете вежливые слова?
Наше мероприятие закончим стихотворением В. Кудлачева.
“Спасибо”, “Простите”,
“Пожалуйста”, “Здравствуйте” –
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе,
В парке,
И дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух
Нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить.
— Ребята, так будьте же всегда вежливыми и всегда соблюдайте правила поведения, и тогда всем окружающим будет приятно с вами общаться. Всего доброго.