"Профессионализм педагога дополнительного образования"
Предварительный просмотр:
"Профессионализм педагога дополнительного образования".
Краткий комментарий к статье:
"Основными задачами дополнительного образования являются: создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, организация реальных дел, доступных для детей и дающих конкретный результат, внесение в жизнь ребенка романтики, фантазии, оптимистической перспективы и приподнятости. Профессионализм педагога – это результат индивидуальной, целенаправленной работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала. Современный педагог дополнительного образования должен быть, прежде всего, направленным на детей, обладать коммуникативными качествами, эмпатийностью, стремиться к партнёрским отношениям со своими воспитанниками; владеть знаниями, достаточными для разработки авторской образовательной программы; умением использовать в своей деятельности разнообразные педагогические средства и приёмы, инновационные технологии; владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа."
Профессионализм педагога дополнительного образования
Если попытаться определить наиболее важные факторы, влияющие на развитие личности ребенка в системе дополнительного образования, то таким фактором будет профессионализм педагога: только рядом с мастером может вырасти другой мастер, а воспитать личность может только другая личность, кроме того, лишь у мастера можно научиться мастерству.
Поэтому профессионализм педагога - основа для формирования и развития личности ребенка.
В чем же заключается профессионализация? Подходов к определению этого понятия много.
На мой взгляд, интересна точка зрения тех специалистов, которые рассматривают профессионализацию как целостный непрерывный процесс становления личности специалиста. Процесс профессионализации — это одно из направлений развития личности, в рамках которого разрешаются специфические противоречия, присущие социализации в целом.
С момента выбора профессии ведущим противоречием профессионализации становится степень соответствия между личностью и профессией, что является главным условием высокого профессионального мастерства любого специалиста. Причем личностный склад может быть благоприятен для одного вида деятельности и совершенно не подходить для другого. Не зря говорят, что нет людей неспособных, есть люди, занятые не своим делом.
Процесс профессионализации проходит несколько стадий, - отмечает Фомина Л.В.
(г. Ярославль) - где осуществляется взаимное согласование выработка определенных способов выполнения личностью профессиональных требований. О творческом отношении человека к выполнению им профессиональной деятельности может свидетельствовать тот факт, что специалист не только применяет свои способности, добиваясь тем самым успешности в деятельности, но и активно относится к делу, в результате чего вносятся изменения в саму деятельность. Только в этом случае возможно введение инноваций со стороны специалиста. Тем самым можно говорить не только о прямой зависимости способностей и деятельности, но и обратной, когда способности человека оказывают влияние на деятельность и вызывают в ней изменения».
Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности и профессионализма.
Н.Д. Левитов выделяет некоторые особенности личности, необходимые для выполнения им профессиональной деятельности:
1) Способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества.
2) Знания и навыки, необходимые для работы. Это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт.
3) Склонность и желание работать, к чему относятся такие качества как воля, мотивация. При этом следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное влияние как на познавательные процессы, так и наличность в целом оказывает внутренняя мотивация.
Кроме этого следует учитывать и некоторые другие признаки профессиональной пригодности человека к деятельности, высокое развитие которых свидетельствует о большом профессионализме работника. Н.Д. Левитов выделяет следующие:
- «достаточная скорость работы...»
- «достаточная точность работы...»
- «безвредность работы для психофизиологического организма человека...».
Здесь имеется в виду такая безвредность, при которой нет истощения сил, т.е. человек восстанавливает свою работоспособность после отдыха.
Фомина Л.В. отмечает, что «важным является и наличие у специалиста позитивной самооценки себя как профессионала при высокой экспертной оценке работника со стороны коллег.
Критериями того, что человек считает себя профессионалом, может служить степень зависимости от внешнего признания его профессионализма (публичные благодарности, признание руководителей, грамоты, чтобы все приветствовали и т.п.).
Чем ниже самооценка, тем потребность во внешних знаках внимания и признании выше, и тем, как правило, ниже профессионализм».
Высокая экспертная оценка, безусловно, является показателем профессионализма человека. Критериями этого может быть занятие у этого специалиста детей сотрудников, приход детей или взрослых по рекомендации коллег, консультации коллег по профилю специалиста. Частота обращений к работнику по проблематике, связанной с его профессиональной деятельностью, может также служить признаком профессионализма человека.
Немаловажную роль играет способность специалиста адаптироваться к неблагоприятным условиям деятельности, а также его социализированность в целом. Поскольку высокий интеллект может остаться только потенциальной возможностью человека, если личностные качества не позволяют применять этот интеллект. Например, человек может обладать высоким уровнем развития способностей, но конфликтные особенности личности не позволяют ей эффективно реализоваться. К конфликтным особенностям относятся постоянное подсчитывание кто сколько времени отработал, кто сколько получил за это, претензии в очередности получения социальных благ, стремление установить очередность в отношении каких-либо мероприятий. Это так называемые спорщики, которые скорее реализуют во вне свое внутреннее напряжение, нежели действительно пытаются предлагать решение проблемы. Их личная позиция чаше всего бывает пассивного характера, т.е. дальше возмущения дело не идет.
Психологами установлено, что удовлетворенность трудом активно влияет на эффективность профессиональной деятельности, а именно: чем выше удовлетворенность содержанием и условиями профессиональной деятельности, тем выше эффективность труда человека. Следовательно, от человека всегда всем недовольного, возмущающегося и критикующего, ожидать высокого профессионализма не приходится.
При этом человек относит себя к категории удовлетворенных или неудовлетворенных деятельностью, используя систему личностных критериев (то есть это вещь субъективная). Строгость этих критериев зависит от уровня притязаний личности. При прочих равных условиях удовлетворенность трудом будет: выше, чем ниже уровень притязаний.
Здесь мы опять возвращаемся к тому внутреннему состоянию и ощущению себя как профессионала и личности. Внешнее поведение и состояние полностью зависит от внутреннего и им регулируется. Поэтому очень важно уметь сохранять и поддерживать здоровое психическое состояние, тем более что деятельность педагога подвержена довольно сильным стрессовым нагрузкам. Об исключительной пластичности нашей нервной системы И.Л. Павлов писал, что она в высочайшей степени саморегулирующая, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, направляющая и даже совершенствующая. Но для того, чтобы это все происходило, необходимо в этом направлении предпринимать какие-то действия. С.Белканов пишет, что 5-10 минутная тренировка центральной нервной системы должна стать для педагога делом привычным, как утренняя гимнастика. Каким образом можно регулировать свое психическое состояние?
1) Саморегуляция эмоциональных состояний может осуществляться через внешнее проявление эмоций. Эмоциональное напряжение пойдет на убыль, если внимание человека переключается от причины эмоции на их проявление — выражение лица, позу и т.д. Обозначение эмоционального состояния словами и разговор о том, как оно протекает, также способствует снижению напряжения.
А вот разговор о причине появления состояния только усиливают эмоциональные переживания.
2) Умение управлять своей мимикой. Это и расслабление мышц лица, и мимическая гимнастика перед зеркалом, и простое делание «рож» перед зеркалом.
3) Управление тонусом скелетной мускулатуры. Сюда относятся медитативные техники, тренинговые упражнения на расслабление мускулатуры, занятия спортом.
4) Управление темпом психических процессов. Сейчас разработан и довольно эффективен комплекс дыхательных упражнений; лучше, конечно, заниматься этим группе и под руководством тренера, однако можно и самостоятельно «продышать» психическое напряжение.
Наличие в арсенале человека быстрых и медленных темпов движения также способствует регуляции психического состояния и поддержанию психического здоровья. При волнении лучше выбирать медленный темп движения и высказывания. Не следует откладывать сегодняшние дела на завтра.
5) Необходимо создавать ситуации для психической разрядки. Это могут быть игры, прогулки, физические нагрузки, хобби — все, что может помочь восстановить душевное состояние.
Таким образом, профессионализм педагога, являясь важным фактором развития личности ребенка, должен обязательно сочетаться с его физическим и психическим здоровьем.
Профессиональный портрет педагога дополнительного образования – проблема внешкольной педагогики. Профессиональные и человеческие качества педагога-внешкольника в отсутствии науки «внешкольная педагогика» являлись и продолжают являться критерием эмпирики, ориентирами для подрастающих поколений человеческой доброты, тем магнитным полем, вокруг которого концентрируются и сохраняются многие годы детская любознательность, интерес к науке, творчеству, желание «делать себя с него».
Информационно-методические источники
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
- http://gym-7.moy.su/index/fomina_v_l/0-50
- http://www.big-library.info/?act=read&book=11506
- http://70-unit.ucoz.ru/index/psikhologija_truda/0-34
- http://www.syntone.ru/library/books/content/3318.html?current_book_page=18