ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДОВЫХ ПРОСТРАНСТВ РАЙОНА ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО НА ОСНОВЕ ПРОЕКТА «СДЕЛАЙ МИР ЯРЧЕ»

Коровкина Светлана Аркадьевна

Данная работа знакомит с опытом проведения проекта государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее ЦТиО) в области социального творчества детей и подростков, с использованием средовых пространств района. Выделяются и описываются актуальные проблемы. Представлено обоснование организации процесса проведения мероприятия, как педагогический опыт, так и опыт взаимодействия с различными социальными партнерами. Проект реализован на основе проведенных акций по созданию арт-объектов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коровкина Светлана Аркадьевна

Тарасова Яна Юрьевна

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

concordiya66@gmail.com

jana_auto@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДОВЫХ ПРОСТРАНСТВ РАЙОНА ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО НА ОСНОВЕ ПРОЕКТА «СДЕЛАЙ МИР ЯРЧЕ»

Данная работа знакомит с опытом проведения проекта государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центра творчества и образования Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее ЦТиО) в области социального творчества детей и подростков, с использованием средовых пространств района. Выделяются и описываются актуальные проблемы. Представлено обоснование организации процесса проведения мероприятия, как педагогический опыт, так и опыт взаимодействия с различными социальными партнерами. Проект реализован на основе проведенных акций по созданию арт-объектов.

Ключевые слова: [социальное творчество, педагогический опыт, социальное партнерство, технология организации и проведения проекта]

На протяжении многовековой истории человечества социокультурное пространство переживало неоднократные реформации, вызванные теми или иными историческими, социальными, духовными или иными кризисами. Эти процессы всегда были взаимосвязаны и рассматривались учеными, исследовавшими их, комплексно. Каждая эпоха, любое человеческое сообщество располагало, и в то же время создавало, то или иное социокультурное пространство. В этом пространстве происходило становление, развитие и формирование определенной культуры, мировоззрения, знаний и природных способностей, как отдельного человека, так и всего общества.

О необходимости нового отношения к творчеству в средовом пространстве говорит развивающийся техногенный прогресс ХХI века. На витке современности требуются другие формы включения человека в творческий процесс, в том числе обращением к возможностям искусства, архитектуры, дизайна.

Эстетика социокультурного пространства оказывает огромное воздействие на все области человеческой жизнедеятельности. И этот факт, осознаваемый еще с древних времен, может быть вначале на интуитивном уровне, всегда был в поле зрения человека. [1]

Средовое пространство, в котором живет и воспитывается ребенок, оказывает огромное воздействие на его развитие и формирование. Окружение должно сбалансированно включать и традиционные и инновационные компоненты, перегруженность может нанести вред: большое количество ярких по цвету раздражителей в окружающей среде приводит к психическому переутомлению, возбуждению, нервно-психическим перегрузкам. 

Как и во многих районах застройки 70-х и 80-х годов прошлого века, к которым стойко приклеилось название “спальный район”, дома имеют большие серые стены, изгороди – заборы весьма унылого и безликого вида. При этом, площадь этих своеобразных построек поражает своим размахом. Особенно тяжело находиться в таких безликих пространствах творческим людям и детям, воображение которых нуждается в новых впечатления, ярких образах, интересных идеях.

Среда – определение по мнению ученых - как среда географическая, социальная, как «окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности». Мы же будем рассматривать Среду, как средовое пространство, как совокупность пространств и их наполнения, не только как комплекс физических условий, но и как система духовных смыслов. При включении в социальное творчество каждый участник становится творцом, создавая эстетическую развивающую среду как фактор формирования у растущего человека представления о добре и красоте. 

Социальное творчество детей и подростков — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме.

Одним из примеров социального творчества детей в дополнительном образовании может являться проект «Сделай мир ярче». Целью проектной деятельности являлось привлечение внимания обучающихся к проблемам района в сфере благоустройства и создания благоприятного средового пространства, и включение их в реальную практическую деятельность по созданию арт-объекта, в рамках современных тенденций арт-дизайна.

Задачами проекта стали повышение информированности обучающихся о современных тенденциях и течениях в сфере городского дизайна, формирование социально-личностных компетенций: совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, закрепление навыков командной работы.

В процессе реализации проекта украшено пространство двух микрорайонов Фрунзенского района средствами изобразительного искусства и современного дизайна. Использованы новые подходы к созданию среды для творчества, неформального общения и познавательного досуга детей и взрослых. Привлечено внимание общественности, родителей и средств массовой информации на проблеме приобщения детей и подростков различных категорий к творчеству и общественно-полезной деятельности; к возможностям дополнительного образования в развитии способностей и личности ребенка, организации содержательного досуга детей и взрослых.

В рамках проекта «Сделай мир ярче» состоялись две акции. Они прошли 29 сентября 2014 года и 24 сентября 2015 года. С помощью кистей и разноцветных красок скучные бетонные заборы превратились объекты арт-дизайна. В 2014 году юные художники превратили забор, находящийся на территории детского дома, в самое настоящее произведение современного искусства. У ребят получилась одна большая картина, которая ежедневно будет поднимать настроение всем жителям и гостям Фрунзенского района. 

Идея о создании ярких и интересных арт-объектов в средовом пространстве возникла в художественно-прикладном отделе Центра творчества и образования Фрунзенского района. Её подхватили дети, родители и педагоги других отделов, поддержала администрация ЦТиО.  Для создания арт–объектов на территории района, тем более такого большого масштаба, требуется разрешение и поддержка отдела комитета по благоустройству и районной администрации, которое было получено. 

Технология организации [2] на примере одного из мероприятий проекта «Сделай мир ярче» – акции 2015 года «Всемирный День Моря». Работа проходила в три этапа:

Подготовительный этап. На собрании рабочей группы разработали макет росписи забора, в соответствии с выбранной темой (создания арт-объекта). Произвели расчет краски и расходуемых материалов. Провели предварительные мероприятия – составление списков участников акции, определение круга заинтересованных лиц и переговоры с ними, формирование совета по проведению акции, рекламная компания и написание сценариев, подготовка участников мероприятий и т.д. Нанесли контура рисунка на забор, при участии педагогического состава художественно-прикладного отдела и волонтеров.

На основном этапе мы провели мероприятие – акцию «Всемирный День Моря», где дети из разных групп и разных возрастов могли заняться совместным социальным творчеством, преодолеть трудности, проявить взаимовыручку и поддержку. Это способствует формированию у детей альтруистического поведения и эмпатии. Включенность детей с ОВЗ и детей-сирот в проведение акции повышает их опыт общения, формирует навыки коммуникации, межличностного взаимодействия в разных ролевых и социальных позициях, что в целом повышает их адаптационные возможности. Мы не просто используем средовые пространства города, мы их еще и преобразуем в творчестве в благоприятные и созидательные.

Заключительный этап - подведение итогов акции (изучение эффективности, анализ акции «Сделай мир ярче» выявление достоинств и недостатков, размещение информации в СМИ об итогах проведения акции и т.д.) Предоставление отчета рефлексии о проведении акции на сайт Центра творчества и образования Фрунзенского района. Вручение дипломов и благодарственных писем участникам акции.

Круг участников акции в 2015 году существенно увеличился. Дети не только расписывали бетонные ограждения, но и помогали в организации проведения мероприятия. Подростки-волонтеры психологического центра и «Центра содействия семейному воспитанию» №15, активно работали вместе с организаторами акции. Для них это был интересный опыт, получение социальных навыков и умений. 

В современных условиях проблема социальной адаптации становится особенно актуальной. Дата проведения акции совпала со Всемирным днем моря, цель которого привлечь внимание международной общественности к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят загрязнение водоемов и глобальное потепление. С помощью кистей и разноцветных красок скучный бетонный забор площадью 250 квадратных метров превратится в волшебный подводный мир. Акция «Всемирный День Моря» - мероприятие по созданию нового облика микрорайона: превращение в арт – объект забора по адресу улица Бухарестская 88.

И как итогом проведенной работы в рамках социального творчества детей стали новые арт-объекты. Проект «Сделай мир ярче» стал победителем конкурса социально-культурных проектов «Молодёжные инициативы» районного молодёжного фестиваля «В согласии –будущее, в единстве-жизнь!». На защиту представили и самостоятельно подготовили все материалы и презентации воспитанники ЦТиО Фрунзенского района и дети из «Центра содействия семейному воспитанию» №15.

Библиографические ссылки:

  1. Схиртладзе А. Г. Детское художественное творчество в социокультурном пространстве (философско-эстетический анализ) [электронный ресурс] / А. Г. Схиртладзе – Режим доступа: – http://www.dslib.net/estetika/detskoe-hudozhestvennoe-tvorchestvo-v-sociokulturnom-prostranstve.html – Заглавие с экрана. – На русском языке.
  2. Технология социально-образовательного проекта [электронный ресурс] /– Режим доступа: – http://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:xe7lVt_uO74J:edumiass.ru/files/norm_akts/_20151026_9_tehnologiya_social-no-obrazovatel-nogo_proekta.doc+&cd=5&hl=ru&ct=clnk&gl=ru– Заглавие с экрана. – На русском языке.