Конспект воспитательного мероприятия "Моя родословная"
воспитательное мероприятие в системе дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodoslovnaya.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Дом детского творчества»
Ростовская область слобода Родионово - Несветайская
Конспект воспитательного занятия
Тема: "Моя семья. Моя родословная"
Разработал педагог
дополнительного образования
Белёва Наталья Геннадьевна
2020 год.
Цели:
- Знакомить детей с такими понятиями, как “родословная”, “поколение”, “предки”.
- Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные способности детей.
- Учить составлять первую ступень родословного древа.
- Развивать: умение работать с текстом; интерес к истории своей семьи; познавательные способности детей.
- Воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение к членам семьи, желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Задачи: - познакомиться с историей создания и развития каждой семьи;
- изучить, какое влияние оказало создание родословной на развитие учащихся
Материал: генеалогическое дерево семьи, альбомы с семейными фотографиями, рисунки на тему «Моя семья», песня «Что такое счастье».
Предварительная работа: чтение художественной литературы, разучивание стихотворений о семье, рисование на тему «Моя семья», составление родословного дерева.
Ход урока:
1.Психологический настрой.
-Повернитесь лицом друг к другу и подарите друг другу улыбки. Прислонитесь друг другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг другу? (Тепло).
2.Сообщение темы урока. Постановка задачи. Формулировка целей.
-Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о чем- то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот тему сегодняшнего урока узнаете, разгадав ребус (на листе зашифровано слово «семья» -7я.)
- Вы догадались, о чём мы поведём разговор? Правильно, о семье.
И не случайно слово «семья» можно зашифровать, как 7я. Раньше на Руси говорили: семья - это 7я, то есть в семье семь человек, живущих в одном доме. Слайд №2)
По словарю Ожегова семья- это группа живущих вместе близких родственников. (Слайд №3)
Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. (слайд 4) Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. (Слайд 5)Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.
Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
-Символом семьи является ромашка, а символом любви и верности- лебедь. Пусть они каждому из вас, каждой семье принесут мир, счастье, любовь и согласие. (Слайд №6, 7)
--Ребята, расскажите, что означает для вас слово семья? (дети читают стихи)
1. Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,)
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Семья – это много домашней работы.
Но счастливо жить одному невозможно!
2. Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка и я
Это вся моя семья.
3.Семья - святое слово,
И обижать его нельзя!
В нём наши корни, наша сила,
Наши заветные слова.
4.Каждому слово «семья» родное
В этом слове много тепла
Оно словно солнце большое,
Полно надежд и добра.
5.Семья – это радость, тепло и уют
Семья - это дом, где тебя всегда ждут.
Если мир и дружба в семье,
Вами будут гордиться все.
6.Знают взрослые и дети,
Что важней всего на свете-
Мама, папа, ты, и я-
Вместе дружная семья!
7.Семья – это слово родное!
Сколько в нём света, добра и тепла!
Как мы гордимся своими родными,
За все их заслуги, за все их дела!
3. «Тайна имени»
-Семья – это действительно самое важное в жизни человека. С первых секунд рождения маленький человечек уже находится в семье. В семье рождается малыш.
В семье- новый человек, он приносит много радости, счастье своим близким, и вместе с тем волнение и тревогу за себя . Первое, что дают ему близкие- это его имя. (Слайд №8)
-Нам родители дали не зря имена,
Чтобы крепла, росла, умножалась семья.
Чтобы в доме звучал детский радостный смех,
Чтобы знали и помнили старших мы всех.
-Имя сопровождает человека на протяжении всей жизни, значение имени играет немаловажную роль. Еще с древних времен замечено мудрецами сильная взаимосвязь созвучности имени и влияние его на судьбу человека. Узнав тайну имени, человек становится свободным, он учится познавать себя и окружающих его людей. Давайте попробуем раскрыть тайну ваших имён.
(Выступления детей о значении своих имен )
- Да, ребята, у вас очень красивые имена и родители не ошиблись с выбором имени. А что такое отчество? Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.
Проводится игра с мячом «Назови свое отчество».
Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.
После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.
4. «Моя фамилия»
-Ребята, в семье у каждого члена семьи свое имя, а что общее есть у каждого члена семьи? (ответы детей- фамилия). (Слайд №9)
В минуту рождения каждый- фамилию свою от родителей получает. Фамилии— интереснейшая часть нашего языка и культуры. История их возникновения имеет протяжённость в несколько столетий, в фамилиях отразились реалии, как многовековой давности, так и начала XX века.
(Один из детей читает стихотворение)
Семья – это гордое слово
С ним каждый с детства знаком.
Семья – это наши фамилии
И гордость, что в ней мы живём.
-Ребята, расскажите, как появились ваши фамилии.
(О происхождении своих фамилий рассказывают несколько детей)
-Да, действительно, большинство наших фамилии произошли от имен наших предков, дедушек или прадедушек по мужской линии.
-Ребята, достойно несите свою фамилию, чтобы передать ее внукам и правнукам и тогда с полным правом, с чистой совестью сможете сказать о себе: «Я- представитель большого семейного рода! Я- представитель самой благородной фамилии!»
5.»Моя родословная».
-Человек рождается на свет, растет, задумывается: кто я? Откуда мои корни? -С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными». (Слайд 10).
А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Слайд 11). Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки-окошечки. Рассмотрите их. Это деревья, где листочки – это ваши бабушки, дедушки, мама, папа, и конечно же, самые главные листочки в вашей семье – это вы, дети(Слайд 12).. Посмотрите, какие красивые, разные, яркие деревья у вас получились, у каждого своё – особенное.. Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнать о своих предках, о своих корнях, составлять свою родословную. Эта традиция возвращается в семьи. Вместе с родителями вы тоже составили свое родословное дерево, узнали свои корни.
Каждый из вас может гордиться своим генеалогическим древом!.
- Итак, ребята, что такое родословная? (несколько поколений одного рода)
Выступления детей, показ презентации «Моя родословная» в презентации
– Вы очень многое можете рассказать о своей семье. Но чтобы семья была крепкой, дружной и счастливой, как должны относиться друг к другу члены семьи, каких качеств нужно придерживаться? Наверное, есть какие - то секреты? Давайте мы их раскроем вместе с вами! У нас на доске карточки – схема отношений, которые должны быть в семье. Карточки отношений мы уже придумали вместе с вами .Каждое нужно вспомнить и назвать:
1. Понимание
2. Любовь
3. Уважение
4. Доверие
5. Доброта
6. Забота
7. Помощь
8. Дружба
ВЫВОД: Для того, чтобы семья была крепкой, дружной и счастливой, нужно стремиться к таким отношениям, как понимание, дружба, забота, любовь, уважение, доброта, доверие.
Слайд 13- Детям предлагается выбрать слова, характеризующие их семью и объяснить, почему они так считают: "Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья»
6. Игра «Кто кому кто?»
- Так скажите, кого называют родственниками? (Ответы детей: бабушек, дедушек, маму, папу, сестру, брата).
- Правильно, родственниками называют близких по родству людей. А что же означает слово «род»? (Ответы детей). Род - все родственники, которые имеют общего предка.
- Род - одна большая семья. Самыми уважаемыми считаются старшие по возрасту члены семьи - бабушка и дедушка или прабабушка и прадедушка. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Давайте поиграем с вами в игру «Кто кому кто?»
–ты кто для мамы? (дочь), кто называет тебя сыном? (папа), ты кто для бабушки? (внучка), у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка), у мамы есть сестра. Кто она тебе? (тетя), у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры).
7. «В пословицах- душа народа». (Слайд №20)
-В крепкой, дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых. Каждый стремится помочь другому. Такой семье не страшны никакие неприятности. О таких семьях народ сложил пословицы.
В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?
(Дети вспоминают, а потом по очереди их произносят пословицы и поговорки о семье:
- Согласную семью и горе не берёт.
- Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.
- Когда нет семьи, так и дома нет.
- Семья сильна, когда над ней крыша одна.
- Семья без детей, что цветок без запаха.
- Семейный горшок всегда кипит.
- В семье и каша гуще.
- Не будет добра, коли в семье вражда.
- В хорошей семье хорошие дети растут.
- В своем доме и стены помогают.
- В семье любовь да совет, там и горя нет
- Не нужен и клад, коли в семье лад.
- В родной семье и каша гуще.
- Добрая семья прибавит разума-ума.
- Не нужен и клад, коли в семье лад.
- Согласная семья - самая счастливая.
- Мой дом - моя крепость;
- Дома и стены помогают;
- Семья в куче - не страшна туча;
- Семья ладом полна;
- Лучше мамы друга не сыщешь;
- Золото, серебро не стареют, отец, мать - цены не имеют.
8. Физминутка «Семейная зарядка».
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.
9. Семейные реликвии.
-Во многих семьях есть вещи, к которым относятся бережно многие годы, долго хранят их и передают из поколения в поколение. Это семейные реликвии. (Слайд №22)
Реликвии хранят, окружают их вниманием и почетом. В каждом доме есть фотографии, письма, знаки отличия и награды, портреты.
-Ребята, я знаю, что и ваших семьях есть вещи, к которым ваши родители, ваши предки относятся бережно, хранят их и передают из поколения в поколение. Такое трепетное отношение к ним говорит об уважении, о чувстве гордости за прошлое поколение.
На столе оформлена выставка «Семейные реликвии». Дети рассказывают о семейных реликвиях. (Приложение № 2)
-Семейные реликвии – это огоньки нашей памяти. Сегодня зажигаем их мы с вами. Пусть через много лет и ваши дети скажут: «Мы знаем. Мы помним. Мы сохраним».
9.Итог занятия.
-Итак, ребята, давайте подведем итог нашего занятия. Что самое главное в жизни для каждого из нас? Правильно, семья! Семья– это маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь.
10.Рефлексия.
-Ребята, подошло к концу наше занятие, перед вами лежат лепестки ромашек, если вам наше занятие понравилось- розовые, синие- не понравился, прикрепите их к доске пожалуйста.
Я вижу, занятие вам понравилось, и мне было приятно с вами работать, спасибо всем за хорошую работу. Давайте, ребята, вместе с гостями в память о наших родителях, споем песню «Родительский дом».
-Я вам желаю всем, чтобы в ваших семьях никогда не погас очаг любви, тепла и счастья!
Приложение 1. Составление генеалогического древа детьми детского объединения "Художественное творчество"