«ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЖИЗНИ Ф.ШОПЕНА»

Сергеенкова Инна Сергеевна

В данном матерьяле собраны интересные и доступные для быстрого  запоминания факты о жизни и творчестве гениального польского композитора Фредерика Шопена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Шопен44.17 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЖИЗНИ  Ф.ШОПЕНА»

Подготовили преподаватели:

Егорова С.В.

Сергеенкова И.С.

2021 г.

Цель: Расширение общего кругозора детей, ознакомление с жизнью и творчеством композитора Фредерика Шопена.

Задачи:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников через постижение красоты  звучания музыкальных произведений  Фредерика Шопена;
  • воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки;
  • формирование знаний о жизни и творчестве Фредерика Шопена;
  • развитие ассоциативного мышления обучающихся;
  • развитие музыкальных способностей.

        

     СЛАЙД №1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы вас познакомим с гениальным композитором  Фредериком Шопеном, который  во многом отличался от большинства своих предшественников и даже современников. Он писал произведения только для фортепиано.

СЛАЙД №2. Этот уникальный творец не оставил нам ни оперы, ни симфонии, ни увертюры. Вот почему столь поразительным становится его композиторское дарование, ведь Шопен сумел стать новатором фортепианной музыки. Им написаны произведения:

        СЛАЙД №3. 1 марта 1810 года в нескольких десятках километров от Варшавы, в деревне Желязова-Воля, в семье полячки и француза родился мальчик, которого назвали Фредериком. Семья обитала в имении графа. Там отец Шопена работал учителем его детей. Вскоре Николя Шопену предложили перейти работать в Варшавский лицей, поэтому семья перебралась в столицу.

СЛАЙД №4. Маленький Фредерик рос под звуки музыки – папа играл на флейте и скрипке, а мама замечательно пела и иногда аккомпанировала себе на фортепиано. Не выговаривая еще ни одного слова, Шопен начинал плакать, когда слышал дома музыку или пение. Родителей это огорчало, они полагали, что ребенку не нравится музыка. Очень скоро они убедились в обратном, ведь в пятилетнем возрасте Фредерик уже прекрасно исполнял легкие пьесы, которые были разучены со старшей сестрой Людвикой.

СЛАЙД №5. В пять лет  от роду будущий композитор к удивлению окружающих мог без труда по слуху подобрать на инструменте все услышанные мелодии.

СЛАЙД №6. К шести годам мальчик сделал такие успехи, что с ним охотно стал заниматься профессиональный музыкант и педагог Войцех Живный. Опытный воспитатель смог привить своему талантливому ученику любовь к классической музыке, в особенности к произведениям Иоганна Себастьяна Баха.

СЛАЙД №7. (Видео Полонез соль минор). Юный пианист радовал родителей своими первыми композиторскими опытами: в 1817 году его полонез для фортепиано соль минор и марш были изданы одним из варшавских издательств. «Автор этого Польского танца — юный артист, которому едва исполнилось восемь лет... Это подлинный музыкальный гений, ибо он не только с величайшей легкостью и незаурядным вкусом исполняет трудные произведения, но является к тому же автором нескольких танцев и вариаций, которыми знатоки музыки не перестают восхищаться», — писали тогда о Шопене критики в польской прессе.

        СЛАЙД №8. Дебют маленького пианиста состоялся в Варшаве. Тогда ему едва исполнилось семь лет. Первый концерт был успешным, и известие о юном даровании быстро разнеслось по городу. Исполнительский талант Шопена развивался так стремительно, что совсем в юном возрасте Фредерик был на одном уровне с лучшими польскими пианистами.

СЛАЙД №9. Газеты писали о нём как о подлинном музыкальном гении и называли «польским Моцартом».

        Учитель Живный даже отказался от уроков с маленьким виртуозом. Он сказал, что уже ничему не может научить Фредерика. Параллельно с занятиями музыкой Шопен получил отличное общее образование. Он свободно общался на французском и немецком языках, изучал историю Польши и поглощал тома художественной литературы. Юноша неплохо рисовал, отличался острым умом, наблюдательностью и удивительным мимическим талантом, который мог бы гарантировать ему театральную карьеру. Но с детства он избрал для себя единственный путь – музыку.

СЛАЙД №10. При этом особый интерес у Фредерика Шопена вызывала народная музыка. Во время прогулок по окраинам города он мог остановиться у какого-нибудь дома и с упованием слушать доносящиеся оттуда народные напевы. Фольклор сроднился с существом самого композитора и стал неотделим от его творчества.

        СЛАЙД №11. Окончив лицей, Фредерик поступил на обучение в высшую школу музыки.

СЛАЙД №12. Там его становление продолжалось под руководством опытного педагога и композитора Иосифа Эльснера.  Тот быстро понял, что перед ним не просто талант, а настоящий гений. Об этом он даже написал в характеристике, данной юному исполнителю. К этому времени молодого человека уже признали лучшим пианистом страны.

СЛАЙД №13. В эти годы стал зрелым и его композиторский талант. Это подтверждают два концерта для фортепиано с оркестром, написанные в 1829-1830 годах. Сейчас пианисты разных стран неизменно включают эти произведения в свой репертуар. (Видео Концерта).

СЛАЙД №14. Тогда же Шопен впервые влюбился. Нежные чувства он испытал к юной певице Констанции Гладковской из Варшавской консерватории.

СЛАЙД №15. Именно под влиянием этого Фредерик создал песню «Желание» (Видео)

        СЛАЙД №16. Молодой музыкант побывал в Вене, где дал несколько концертов, имевших успех у публики. Его родные поняли, что пианисту-виртуозу можно ехать в настоящее концертное турне. Но Шопендолго не решался на этот шаг. Его одолевали плохие предчувствия. Композитору казалось, что он навсегда покидает родину. После длительных раздумий осенью 1830 года Фредерик выехал из Варшавы, взяв с собой подаренный друзьями кубок с польской землей.

        К сожалению, предчувствия его не обманули. Шопен расстался с родными краями навсегда. Помня прекрасный прием, который оказали ему в Вене, Фредерик решил оттуда начать свои гастроли. Но, несмотря на все хлопоты, музыканту так и не удалось организовать самостоятельный концерт, а издатели не торопились покупать его произведения для публикации.

        СЛАЙД №17. Неожиданно из Польши пришла тревожная новость. Польские патриоты организовали восстание против русского царизма. Фредерик решил приостановить свое турне и вернуться на родину, но близкие настояли на том, чтобы он не приезжал во избежание преследований. Скрепя сердце, Шопен покорился родным и выехал в Париж.

        СЛАЙД №18. По дороге в столицу Франции Фредерика настигло еще одно известие: восстание жестоко подавили, его руководителей бросили в тюрьмы и сослали в Сибирь. В Париж он приехал уже со своим знаменитым этюдом, который позже назвали «революционным». Там же он провел всю оставшуюся жизнь, хотя Франция не смогла стать для композитора второй родиной. Во всех его привязанностях, а также в творчестве Фредерик оставался истинным поляком. (Видео Этюда)

Шапки долой, перед вами Шопен!

        СЛАЙД №19, 20. Сначала он покорил Париж исполнительским искусством – слушатели были поражены его необычной манерой игры на фортепиано. На фоне технически совершенного исполнительского мастерства других пианистов его игра была удивительно одухотворенной и поэтичной.

СЛАЙД №21. До наших дней дошли воспоминания именитого венгерского пианиста-виртуоза и композитора Ференца Листа о первом парижском концерте Шопена. Он написал, что нарастающие аплодисменты не могли в полной мере выразить восхищение талантом молодого Фредерика.

СЛАЙД №22. Во время выступлений польский гений чаще всего исполнял свои собственные произведения: концерты для фортепиано с оркестром, мазурки, этюды, концертные рондо, ноктюрны и вариации на тему из оперы Моцарта «Дон Жуан». Это о них написал немецкий композитор Роберт Шуман восторженную фразу: «Шапки долой, господа, перед вами гений».

        Все были очарованы Шопеном, одни только издатели заняли выжидательную позицию. Они соглашались публиковать его произведения, но только бесплатно. Фредерик был вынужден давать ежедневные многочасовые уроки музыки, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Эта работа приносила ему доход, но отнимала много сил и столько драгоценного времени. Даже будучи всемирно известным композитором, Фредерик Шопен не мог оставить эти изнуряющие занятия.

        СЛАЙД №23. Популярность композитора и пианиста помогла расширить круг знакомств. Его друзьями стали Ференц Лист, французский композитор Гектор Берлиоз, художник Эжен Делакруа и немецкий поэт Генрих Гейне. Но как бы ни было ему интересно с новыми товарищами, он никогда не забывал о своих соотечественниках. Например, ради гостя с родины Шопен мог кардинально изменить строгий распорядок своего дня и пойти с ним на экскурсию по Парижу. Фредерик часами слушал рассказы о Польше и поляках.

СЛАЙД №24. А когда к нему приходил поэт Адам Мицкевич, композитор садился за инструмент и подолгу играл любимые произведения близкого друга. Только музыка Шопена помогала Мицкевичу ослабить боль разлуки с родиной. Благодаря Адаму у Фредерика родилась первая баллада.

С образами произведений Мицкевича связана и вторая баллада музыканта. 

СЛАЙД №25. Слушаем Балладу Шопена №1

Любовь – яд

        СЛАЙД №26. Встречи с друзьями и соотечественниками были очень дороги композитору, ведь своей семьи у него не было. Он хотел жениться на Марии Водзиньской из знатного польского рода, но ее родители категорически были против этого брака. На многие годы Шопен связал свою судьбу с французской писательницей Авророй Дюдеван, которая больше известна под псевдонимом Жорж Санд.

        Стоит заметить, что сохранилось не так много достоверной информации об истории их отношений. Например, Ференц Лист в своей книге совершенно недвусмысленно высказался о том, что именно писательница стала причиной ранней кончины композитора. Один из близких друзей Фредерика – Войцех Гжимала – также говорил, что Аврора отравила существование Шопена и была виновна в его скоропостижной смерти. Его ученик Вильгельм Ленц и вовсе назвал ее ядовитым растением. Он был возмущен тем пренебрежительным отношением Жорж Санд, которое она проявляла к композитору даже в присутствии посторонних.

Знаменит, но одинок

        СЛАЙД №27. С годами Фредерик Шопен все реже давал концерты, он ограничился исполнением музыки в узком кругу близких людей. Это позволило ему всецело отдаться творчеству. Он написал сонаты, экспромты, скерцо, баллады, новую серию этюдов, ноктюрны, прелюдии, любимые полонезы и мазурки. Но наряду с лирическими пьесами из-под пера композитора все чаще выходили драматические и даже трагические произведения.

СЛАЙД №28. К примеру, Вторая соната с похоронным маршем. Она стала одним из самых значимых достижений Шопена и всей польской музыки.

        СЛАЙД №29. В Париже личная жизнь Фредерика не сложилась, но этот город благоприятно повлиял на его творчество – оно достигло вершины. Его произведения стали печатать за деньги, брать уроки у маэстро было честью, а услышать игру на фортепиано – редчайшим счастьем.

Безрадостными были и последние годы композитора. Умер его отец, затем последовал разрыв с Авророй. Он стал одиноким и не вынес ударов судьбы. С юности он страдал от болезни легких, а сейчас она только обострилась. За последние два года своей жизни Фредерик Шопен почти ничего не написал.

СЛАЙД №30. По приглашению друзей он поехал весной 1848 года с концертами в Лондон, но тамошний сырой климат только ухудши его состояние. Он вернулся в Париж и 17 октября 1849 года умер в 39 лет на руках сестры, которая приехала к нему из Польши.

        СЛАЙД №31. На похоронах Фредерика звучал «Реквием» его любимого Моцарта в исполнении лучших артистов французской столицы. Его похоронили в Париже, но сердце Шопен завещал отправить в Польшу, где оно и сейчас хранится в варшавском костеле Святого Креста.

СЛАЙД №32. Хотя тело Фредерика Шопена было похоронено в Париже, его сердце было отправлено в Варшаву. Такова была воля самого музыканта. Его сердце было вмуровано в одну из колонн храма Святого Креста.

ФАКТЫ

        СЛАЙД №33. Шопен с детства был одержим музыкой: мальчик мог вскочить с постели среди ночи, чтобы подобрать на фортепиано только что сочиненный этюд. С детства у Шопена была привычка играть на фортепиано в темноте. Маленький Фредерик привык садиться за инструмент во мраке. Только в такой обстановке он чувствовал вдохновение. Позже выступая на званых вечерах, он всегда просил приглушить в помещении свет.

В детстве Шопен утверждал, что видит духов и призраков умерших родственников и фантастические чудовища. Однажды мальчик пожаловался, что страшные твари обитают внутри его пианино. Исследователи его творчества считают, что так проявлялась одна из форм эпилепсии.

Варшавское герцогство, на территории которого родился Шопен, в то время являлось частью Российской империи.Однако большую часть жизни провел во Франции. Кроме того, композитор свободно говорил на языках обеих своих родин.

        СЛАЙД №34. Гениальный ум и изобретательность проявлялись у Фредерика в разных ипостасях. В подростковом возрасте он не мог брать сложные аккорды, поскольку его пальцам не хватало растяжки. Это вынудило мальчика придумать приспособление, которое помогало ему растянуть связки. Конструкция причиняла юноше ужасную боль, но он не снимал ее даже ночью.

СЛАЙД №35, 36 (видео) Всемирно известный «Собачий вальс» написал Шопен. Это произведение появилось благодаря его возлюбленной Жорж Санд, которая любила играть со своей собачкой и считала любимицу достойной собственного музыкального опуса.

Композитор передумал жениться на внучке известного музыканта из-за глупой случайности. Когда он пришел в гости к девушке со своим другом, первым она предложила присесть не Шопену, а его приятелю. Этот пустяк так расстроил музыканта, что он разорвал отношения с возлюбленной. Однако как сам роман, так и его окончание серьезно подкосили здоровье Шопена, страдавшего легочным заболеванием.

СЛАЙД №37. Сам Шопен характеризовал свое творчество одним словом – «Жаль», имея в виду, что его произведения пронизаны печалью и жалобными интонациями.

СЛАЙД №38. На Меркурии есть кратер, названный в честь Фредерика Шопена.

         СЛАЙД №39. (Видео). Музыковеды утверждают, что вальсы Шопена являются своеобразным «дневником» композитора, по характеру которых можно проследить за всей его жизнью.

Единственная картина, на которой Шопен и Санд были изображены вместе, после его смерти была найдена разорванной на две части.

Марш, который Шопен написал в семилетнем возрасте, до сих пор часто исполняется военным оркестром в Варшаве.

Будучи еще школьником, в одном издательстве была напечатана статья о полонезе Шопена. Автор заметки утверждал, что мальчик являлся настоящим вундеркиндом.

Шопен очень любил цветы, и после смерти друзья засыпали цветами его могилу.