Доклад на тему: «Взаимодействие педагога с родителями, как способ мотивации учащихся к занятиям хореографией»
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования.
Семья и дополнительное образование - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.
Семья любого ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и, возможно, талантов. Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя создать условия для проявления способностей ребёнка. Помочь в этом может педагог дополнительного образования, задача которого не только – увидеть, разглядеть таланты каждого, но и поддерживать и развивать способности детей в сотрудничестве с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Взаимодействие педагога с родителями, как способ мотивации учащихся к занятиям хореографией»
Составитель: педагог
дополнительного образования
Мирошниченко Ирина Владимировна
Магнитогорск 2021г
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования.
Семья и дополнительное образование - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.
Семья любого ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и, возможно, талантов. Задача родителей состоит в том, чтобы вовремя создать условия для проявления способностей ребёнка. Помочь в этом может педагог дополнительного образования, задача которого не только – увидеть, разглядеть таланты каждого, но и поддерживать и развивать способности детей в сотрудничестве с родителями.
Уже в 4 – 5 лет можно встретить таких детей, которые не просто посещают занятия, но и стремятся попасть в танцевальный номер, придумать танцевальную комбинацию, повторить движения ребят из старших групп, тем самым, проявляя свои возможности в творческой деятельности, и обращая внимание педагога на свои неординарные способности.
На развитие способностей ребенка, несомненно, влияет отношение родителей. Некоторые из них относятся к факту наличия талантов отрицательно, другие просто игнорируют, третьи – положительно.
Поэтому задача педагога дополнительного образования – способствовать формированию в семье одаренного ребенка комфортных условий для развития его творческого потенциала. Это будет гарантией того, чтобы ребенок не терял интерес к делу, в котором проявляется его талант.
Однако, многие педагоги в этой ситуации сталкиваются с проблемой: как организовать работу с родителями одаренных детей, чтобы совместными 3 усилиями вести их к успеху и, при этом, ни в коем случае не навредить психическому развитию.
В педагогике и психологии рекомендуется дифференцированный подход для работы с родителями, его я и использую в своей деятельности. Данный подход подразумевает учет типа семьи, к которой принадлежит одаренный ребенок. [2, с.384]
Всего выделяют пять типов семей:
Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания, не исключаются.
Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не уделяющие достаточного внимания ребенку при его воспитании. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи, с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.
Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.
Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога.
Так же строим свою работу с родителями одаренных детей, используя методику контактного взаимодействия, разработанную Филоновым Львом Борисовичем. [1, с. 5006]
Согласно этой методике установление контактов с родителями происходит в шесть стадий.
1. Поиск контактов (При первом общении я собираю насколько возможно полную информацию о ребёнке. При этом особое внимание обращаю на положительных качествах ребенка, обращаясь с просьбой родителей рассказать о них).
2. Поиск общей темы (провожу анкетирование родителей на тему «Семейные традиции», которое мне помогает в работе С учащимися детского объединения «Экспрессия». Использую метод наблюдения и индивидуальные беседы с родителями).
3. Установление общих требований к воспитанию ребенка (использую педагогическое сотрудничество, здесь совместная деятельность педагога и родителей, направленная на развитие творческих способностей учащегося). 4. Упрочнение сотрудничества в достижении общей цели (планирую работу с родителями согласно собранному представлению о типе семьи).
5. Реализация индивидуального подхода к ребенку (вырабатываю ряда согласованных мер с родителями, направленных на воспитание и физическое развитие ребенка).
6. Совершенствование педагогического сотрудничества (анализирую совместные действия своей работы с родителями)
Исходя из своего опыта работы педагогом хореографического коллектива «Экспрессия», считаю эффективным следующие формы работы с родителями:
- дни открытых дверей (родители посещают учреждение, знакомятся с педагогом и его деятельностью, репертуаром Танцевально- спортивного клуба «СТАЙЛ»);
- совместная деятельность педагога и родителей (это тесный контакт и сотрудничество родителей и педагога, проходит семейный конкурс, такой как «Мисс и миссис», родители с удовольствием участвуют в различных праздниках, таких как: «8 марта», «День защиты детей», что дает положительный результат в обучении и воспитании ребенка);
- творческие отчеты (в течение учебного года учащиеся выступают на различных мероприятиях и праздниках учреждения, а в конце года представляем отчетную программу внутри учреждения).
Очень важно, чтобы родители обратили внимание на то, чем мы живем. Для них мы показываем свои танцевальные номера на праздниках, творческих отчётах, концертах.
Положительная оценка деятельности нашего коллектива со стороны стимулирует не только желание детей посещать занятия, а также желание родителей участвовать в жизнедеятельности объединения.
Чтобы поддерживать связь с родителями необходимо предоставлять им своевременную и достоверную информацию о деятельности детского объединения. То есть, регулярно проводить родительские собрания, на которых показывать работу детского объединения в форме творческого отчёта или просмотра фото и видеоматериала, делиться проблемами (найти транспорт для поездки на конкурс, изготовить реквизит и т.д.).
Родителей, которые сотрудничают с детским объединением, вовлекаются в совместную деятельность через:
организационно - деятельностные занятия, то есть, изучив деятельность семей и даже хобби некоторых родителей, я прошу помощи в каком-либо деле.
Так, например, мама одной из учащихся занимается изготовлением «резинок» для волос к эстрадному танцу «Хорошее настроение».
Папа другой воспитанницы смастерил для постановки уличного танца «Винни- пух» реквизит «Ведёрко для Винни».
В мае 2017 года родители организовали бесплатный транспорт для участия во Всероссийском конкурсе «Танцевальный Прорыв» в городе Магнитогорске.
Результат работы по взаимодействию педагога с родителями детей в Танцевально- спортивном клубе «СТАЙЛ» можно увидеть в следующем:
- во-первых, в положительных результатах учащихся, участвующих в разно уровневых конкурсах;
- во-вторых, по окончании учебного года каждый ребенок, проявив свой талант и трудолюбие награждается грамотами. Родители, которые поддерживают творческое развитие своего ребенка и активно участвуют в жизни коллектива отмечаются благодарственными письмами администрации учреждения.
Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего чада друзьям и родственникам – это то, ради чего дети готовы рисовать, строить, лепить, танцевать, петь, в общем, творить и проявлять свои таланты. И чтобы родители не были равнодушны, а проявляли бы интерес к любимому занятию ребенка, педагогу необходимо активно взаимодействовать с семьей.
Литература:
1. Немов Р.С. Психология. / Р. С. Немов // Учебник: В 3 т., Т.1 / М.: Владос, 2001. - С. 453-567.
2. Немов Р.С. Психология. / Р. С. Немов // Учебник: В 3 т., Т.2 / М.: Владос, 2001. - С. 363-407.
3. Шваб Е.Д. Психологическая поддержка учащихся. / Е. Д. Шваб// Пособие. / Волгоград: «Учитель», 2008. - С. 56-78.