Рабочая программ "Правополшарное рисование"
Коррекционно-развивающая программа для инвалидов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_pravopolusharnoe_risovanie.docx | 36.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«МОСТОВСКИЙ КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ»
РАССМОТРЕНО Протокол социально-реабилитационного консилиума №___от «__» ____2021 | УТВЕРЖДЕНО И.о. директора ГКУ СО КК «Мостовский КЦРИ» ____________И.В.Кравченко «___» ________ 2021
|
Коррекционно - развивающая программа
«Правополушарное рисование»
(для инвалидов 18-60 лет)
Разработана инструктором
по труду отделения
психолого-педагогической
реабилитации
Н.А.Ждановой
п.Мостовской
2021
Пояснительная записка
Метод правополушарного рисования основан на работах Роджера Сперри, который изучал деятельность правого и левого полушарий головного мозга и, совместно с другими нейрофизиологами, получил Нобелевскую премию в 1981 году “За открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга”. Он выяснил, что правое и левое полушария головного мозга выполняют разные функции.
Левое полушарие головного мозга отвечает за аналитическое мышление (логика и анализ), тогда как правое полушарие отвечает за воображение, творческие способности, возможность мечтать и фантазировать.
Есть особенности восприятия информации каждым полушарием: левое полушарие воспринимает информацию поэтапно, последовательно, правое - способно воспринимать разнообразную информацию одновременно.
Также отличается обработка информации: правое полушарие обрабатывает информацию в виде образов, а левое полушарие - в виде слов и цифр.
Важно понимать, что полушария головного мозга работают всегда одновременно, при этом по-разному обрабатывая информацию. Например, за восприятие речи в большей степени отвечает левое полушарие, однако интонации, эмоциональность, жесты и мимику воспринимает правое полушарие. Для решения одних задач доминирует левое полушарие, других - правое, для третьих - полушария участвуют в равной степени.
Важно то, что есть возможность активизировать одно из полушарий, перейти в так называемый “правополушарный” или “левополушарный” режим.
Чем отличается правополушарное и левополушарное рисование?
Левополушарное рисование (рисование в “Л-режиме) - это рисование по строгим правилам (академический рисунок). Ученик чётко представляет себе, что в итоге у него должно получиться. Обучение такому рисованию длительное - ученики обучаются в художественных школах, училищах и ВУЗах.
Правополушарное рисование (рисование в “П-режиме”) - спонтанное, интуитивное. Нет чётких правил - человек рисует так, как чувствует. Этому рисованию не нужно обучаться долгие годы, каждый человек способен сразу начать рисовать и получать положительные эмоции.
Также правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии - оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения.
Особенности правополушарной живописи:
Во время занятий включается правополушарный режим с помощью различных приёмов:
- создание фона необычным образом
- рисование руками
- “стирание границ” - выход за края листа
- рисование “вверх ногами”
- выбор тех цветов, которые подсказывает интуиция в данный момент
- выполнение специальных упражнений
- рисование под музыку
- увеличение скорости рисования
Таким образом, правополушарная живопись позволяет людям преодолеть страхи, справиться со своими негативными установками и начать рисовать. Рисование с помощью этого метода подходит абсолютно всем, как детям, так и взрослым. Справятся все без исключения!
Этот метод позволяет не только быстро научиться рисовать, но и замечать разнообразие оттенков окружающих объектов (листвы, неба и др.), обращают внимание на причудливые формы (деревьев и др.) - вообще начинают смотреть на мир другими глазами!
Также, благодаря работе правого полушария, развивается креативное мышление - способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи.
Педагогическая целесообразность программы
В процессе реализации данной программы получатели социальных услуг не только обучаются рисовать, но и справляются с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать). Клиенты вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.
В связи с этим разработана коррекционно-развивающая программа для инвалидов от 18 до 60 лет
Основной целью программы является развитие творческих изобразительных способностей путем овладения приёмами правополушарного рисования.
Задачи программы:
- Совершенствовать умения ориентироваться в задании, в последовательном выполнении рисунка.
- Улучшить зрительно-двигательную координацию путем развития умения писать кистью, пользуясь разными приёмами: широкими и плавными мазками, концом кисти, методом «тычка».
- Создать особые условия, способствующие возникновению атмосферы эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания, ощущению психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.
Метод правополушарного рисования позволяет:
1. Правополушарное рисование — способ активного раскрытия творческого
потенциала;
2. Зеркальное рисование;
3. Рисование двумя руками
4. Поочередное рисование руками
5. Упражнения, направленные на развитие мыслительных операций,
произвольного внимания, памяти, и т.д.
6. Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки.
Содержание учебного материала построено с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг и проводятся с применением разнообразных педагогических форм и методов:
- беседа, рассказ;
- эксперимент;
- рассматривание образцов, схем;
- практические занятия;
- выставки.
Каждое занятие проводится таким образом, чтобы клиент «взял» из него как можно больше и как можно лучше у него получалось. Это вызывает у них продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости, рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное.
На протяжении всего курса реабилитации занятия не сводятся только к рисованию картин, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека, Обучение проводится параллельно с психологическими процедурами.
Инвалиды становятся более уверенными в своих силах, самостоятельными, общительными; совместная деятельность воспитывает взаимопонимание и уважение, дружбу и взаимовыручку, влияет на формирование многих моральных качеств личности.
Сроки реализации программы, формы и режим занятий
Программа рассчитана на 5-7 занятий. Продолжительность каждого занятия 1 академический час. При необходимости количество занятий может быть увеличено, все зависит от индивидуальных возможностей получателя услуги.
Программа применяется как для индивидуальной реабилитации, так и в группе до 3 человек.
Ожидаемые результаты:
• Снятие страхов;
• Развитие уверенности в своих силах;
• Развитие пространственного мышления;
• Умения свободно выражать свой замысел;
• Побуждение к творческим поискам и решениям;
• Развитие мелкой моторики рук;
• Развитие творческих способностей, воображения и полёт фантазии;
• Во время работы получатели услуг получают эстетическое удовольствие.
Тематический план реабилитационных занятий по программе «Правополушарное рисование»
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | |
1. | Вводное занятие | Мир правополушарного рисования. Виды фонов правополушарного рисования | 1 |
2. | Практическое занятие | Создание горизонтального фона картины. Рисование пальцами. «Море» | 1 |
3. | Практическое занятие | Создание вертикального фона картины. Техника набрызга. «Под дождем» | 1 |
4. | Практическое занятие | Создание радужного фона картины. Зеркальное рисование «В горах» | 1 |
5. | Практическое занятие | Создание кругового фона картины. Смешение фонов. «Таинственная ночь» | 1 |
Всего | 5 | ||
6. | Дополнительные занятия ( при особых индивидуальных возможностей получателей услуг) |
| 2 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методика правополушарного рисования как основа развития творческой личности: https://school-science.ru/7/16/39540
2. Как переключиться на творчество: тренировка правого полушария от Бетти Эдвардс: https://4brain.ru/blog/правополушарное-рисование/
3. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения: https://fb.ru/article/221918/pravopolusharnoe-risovanie-metodika-tehniki-i-uprajneniya
4. Правополушарное рисование: методика, техники и упражнения
Искусство и развлечения Искусство Авт. Анастасия Истомина, 2015г.
5. «Открой в себе художника», Бетти Эдвардс, 1979г.
6. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для
воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
7. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
Содержание учебного плана
Тема 1. Вводное занятие. Мир правополушарного рисования (виртуальная экскурсия)
Теория
Знакомство. Инструктаж по технике безопасности, гигиене. Просмотр презентации о правополушарном рисовании. Знакомство с программой. Знакомство с основными цветами. Рассказ об инструментах художника, о технике правополушарного рисования.
Практика.
Просмотр презентации «Внутренний мир». Анализ увиденного (ответы на вопросы).
Тренировочные упражнения на листах формата А5: горизональный, диагональный и круговой фоны.
Тема 2. Создание горизонтального фона картины. Рисование пальцами. «Море».
Теория
Грунтование. Холодная и теплая цветовая гамма. Линия горизонта. Фон. Передний и дальний планы. Тень.
Практика.
Выполнение рисунка «На море» гуашью: создание грунтовочного слоя, линии горизонта, выполнение горизонтального цветного фона с помощью губки, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (парусники, птицы, остров, дерево) и пальцев (облака, скала).
Тема 3. Создание вертикального фона. «Под дождём».
Теория
Вертикальный фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Под дождём» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение вертикального фона с помощью губки, работа передним планом с помощью кисти, прорисовка мелких деталей (деревья, ветки, листва, трава).
Тема 4. Создание радужного фона картины. «В горах».
Теория
Пейзаж. Радужный фон. Передний и дальний планы. Формирование чувства композиции и ритма. Свет и тень.
Практика.
Выполнение рисунка «В горах» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного фона с помощью кисти, работа с дальним и передним планами с помощью кисти (горы, птица) и пальцев (свет на горах).
Тема 5. Создание кругового фона. «Таинственная ночь».
Теория
Круговой фон. Сочетание цветов.
Практика.
Выполнение рисунка «Таинственная ночь»» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение кругового фона с помощью губки и пальцев, работа дальним планом (луна) с помощью пальцев и передним планом с помощью кисти (ветки), прорисовка листьев методом тычка (с использованием ватных палочек).
Тема 6. Смешение диагонального и кругового фона. «Зимнее солнце».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Круговой и диагональный фон. Передний и дальний планы. Тень. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Зимнее солнце» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение горизонтального фона с помощью губки и кругового фона с помощью пальцев, работа с передним планом с помощью кисти, наложение бликов и тени пальцами.
Тема 7. Смешение радужного и горизонтального фона. «Звёздная ночь».
Теория
Пейзаж. Теплая и холодная цветовая гамма. Радужный и горизонтальный фон. Передний и дальний планы. Тени. Блики.
Практика.
Выполнение рисунка «Звездная ночь» гуашью: создание грунтовочного слоя, выполнение радужного и горизонтального фона с помощью пальцев, работа с дальним планом (звезды с помощью ватных палочек), работа с передним планом с помощью кисти (дом), наложение бликов, теней пальцами, дыма из трубы – ватными палочками.
Комментарии
Благодарю за прекрасный
Благодарю за прекрасный методический материал.