«Технология социальной адаптации посредством творчества»

Аюпова Лилия Азатовна

Творчество – огромный стимул для развития и становления любой личности, а для людей с особыми потребностями – это еще и возможность (подчас единственная) заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень богатым и развитым. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей, но для получения наибольшего эффекта каждому человеку, конечно же, необходима демонстрация собственных творческих достижений. Для этого, естественно, подходит и ближайшее окружение (родители, близкие родственники и друзья, но значительно больший положительный эффект возникает именно при публичной демонстрации своих творческих наработок и их общественном признании.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Технология социальной адаптации посредством творчества»

Творчество – огромный стимул для развития и становления любой личности, а для людей с особыми потребностями – это еще и возможность (подчас единственная) заявить окружающим о себе и своем внутреннем мире, который во многих случаях является очень богатым и развитым. Уже сам процесс творчества способствует самоопределению, самовыражению и самореализации личности, независимо от ее физических и интеллектуальных способностей, но для получения наибольшего эффекта каждому человеку, конечно же, необходима демонстрация собственных творческих достижений. Для этого, естественно, подходит и ближайшее окружение (родители, близкие родственники и друзья, но значительно больший положительный эффект возникает именно при публичной демонстрации своих творческих наработок и их общественном признании.

Воспитанники реабилитационных центров ощущают огромную тягу к искусству, что подтверждает их активное участие в разнообразных творческих фестивалях и конкурсах. Творчество позволяет детям проявить свои необычайные способности, поделиться результатами своего труда, почувствовать, что они способны что-то сделать самостоятельно. Творческая деятельность стимулирует желание воспитанника общаться, развивать межличностные отношения. Это один из способов смягчить состояние обособленности от других и убедить себя в принадлежности к жизни не только своей социальной группы, но и общества в целом.

Но, когда перед ребенком открывается возможность творчества, возможность творческого постижения мира, возможность восприятия чужого и собственного творчества – это и есть настоящая реабилитация.

Множество причин не дает нам возможности развивать творческий потенциал и расширять горизонты творчества. Тем более что существуют 2 мифа о творческой личности: в первом речь идет о том, что способности человека прямо пропорциональны его интеллектуальному уровню, а во втором, что творчество – удел талантливых и одаренных с детства людей. Эти два утверждения могут разрушить творческий потенциал любого человека, но на самом деле они не совсем верны. Творческая самореализация в широком смысле является основной чертой, неотъемлемой характеристикой психически здорового человека. И хотя, по определению, творчество – это человеческая деятельность, направленная на создание чего-то нового, не похожего на созданное ранее, но под творчеством понимают и деятельность, направленную на открытие нового для данного индивида, решение задания, которого он еще никогда не решал. Произведение, ставшее таковым для творца, является таким и для другого человека. Более того, автор предназначает его другим людям. Таким образом, в творчестве открывается его самая важная функция – общение.

Творчество – это один из способов улучшения эмоционального состояния и укрепления эмоционально-волевой сферы человека, а главное – это получение позитивных эмоций, которые сопровождают эффективную работу, переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и творческих способностях.

К сожалению, зачастую современное обучение развивает только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона – творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. А для того, чтобы двигать вперед науку, технику и особенно общественную жизнь, когда вокруг огромное количество проблем, необходимо все больше могучих творческих умов и, по сути, не важно, находится ли этот ум в здоровом теле или в теле человека с ограниченными возможностями – все они могут быть полезны обществу.

Жизнь доказывает, что в сложных, изменяющихся условиях лучше всего ориентируется, принимает решения и работает творческий человек, т. к. он более гибкий и способен к созданию и использованию нового. Поэтому готовность к творчеству, творческому решению проблемы является одним их механизмов психологической защиты человека в сложных условиях, в том числе в критических ситуациях, с которыми воспитанники центра сталкиваются.

Творческую реабилитацию можно рассматривать как комплекс медицинских, психологических и педагогических мероприятий арт-педагогической и арт-терапевтической направленности, нацеленный на создание и обеспечение условий для социальной интеграции воспитанников, восстановление их социального статуса и способностей к самостоятельной общественной деятельности путем вовлечения детей и молодежи в систему художественного образования, эстетического воспитания и нравственного развития.

Это связано с тем, что процесс творческой реабилитации в неформальной обстановке позволяет, в первую очередь, преодолеть одиночество ребенка, ощущение своей «неполноценности», вследствие чего возникает подавленность, депрессия или агрессивность.

После приобщения к творчеству у ребят достигается положительная динамика общего эмоционального настроя – от настороженности и апатии к радостному желанию творить, общаться и делиться своими достижениями со сверстниками и родителями, расширяются социальные контакты, преодолевается социокультурная и психологическая изоляция, повышается самооценка, расширяются возможности взаимопонимания между самими ребятами и между ребятами и их родителями.

Формирование и становление ребенка как творческой личности возможно только путем постижения механизма творческого процесса, преодоления одиночества, ощущения равенства с окружающим миром и воспитания социального оптимизма в масштабах всей будущей жизни.

В процессе занятий, естественно, появляются лидеры, ярко проявляющиеся в том или ином виде творчества, но смысл творческой реабилитации сводится не к выявлению наиболее одаренных ребят, а к тому, чтобы освоенный ими механизм творчества мог быть применен в любой сфере деятельности, которую в будущем воспитанник.

Творческая реабилитация – эффективная технология социальной работы с детьми и с родителями, с которыми зачастую имеются конфликты.  

Основная цель творческой реабилитации состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Физическое и физиологическое влияние творческой реабилитации заключается в том, что творчество способствует улучшению координации, восстановлению и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов.

Творческая реабилитация включает в себя комплекс видов искусств – музыка, театр, хореография, изобразительное и прикладное творчество: каждое из них занимает отдельную нишу, так как развивает различные стороны личности, поэтому симбиоз всех видов творчества является максимально благоприятным для детей в процессе развития своей творческой личности.