самоанализ

Мохова Кристина Игоревна

самоанализ на аттестацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raspechatat_samoanaliz_mohova.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ

        

Современное российское образование ориентировано на системно-деятельностный подход в обучении, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Я, Мохова Кристина Игоревна, имею высшее профессиональное образование. В 2014 году окончила новосибирский государственный педагогический университет по специальности педагогика и методика начального образования, присвоена квалификация: учитель начальных классов. Последние курсы: «Основные направления деятельности воспитателя организации интернатного типа в условиях реализации ФГОС НОО» в объеме 108 часов с 01.12.2016 – 19.12.2016 года в Куйбышевском филиале федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет». (Приложение №1)

Стаж моей педагогической деятельности 2 года, в должности воспитателя 2года, в школе-интернате – 2года.  В ноябре 2016 года присвоено соответствие занимаемой должности.

Школа-интернат №18 ОАО «РЖД» открыта в 1963 году с целью обучения и воспитания детей, проживающих на станциях и разъездах Западно-Сибирской железной дороги. В настоящее время в школе обучается 194 ребенка работников компании «Российские железные дороги». В школе-интернате созданы благоприятные условия для круглосуточного пребывания и активного отдыха детей: теннисный холл и бильярдный холл, шахматно-шашечный клуб, спортивный и игровые комплексы, медицинский блок (солевая комната, кислородный коктейль, массажный кабинет, сауна. На высоком уровне организована внеурочная деятельность, работа кружков и секций.  

Целью своей воспитательной работы считаю:

 Создание и развитие воспитательной среды, способствующей самовыражению и становлению личности, широко образованного, высоконравственного человека, с независимым, самостоятельным мышлением, ориентированным в современных условиях жизни, способного к сотрудничеству и прогнозированию своих поступков, конкурентоспособного на рынке труда.

Определены  следующие задачи:

- научить самостоятельно, выбрать области будущих профессиональных интересов, приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике;

- развивать классный  коллектив, способный достичь хороших результатов в учении, используя современные технологии, грамотно работая с информацией;

- воспитать ответственность за результат учебной деятельности, постоянное самовоспитание и самосовершенствование, уважительное отношение к обществу и самому себе.

Выбор данной цели и задач воспитательной работы обусловлен тем, что воспитанникам среднего звена необходимо развиваться не только как личности в частности, но и как часть одного классного коллектива.  

Для решения поставленных задач я выстроила для себя систему методов, приемов и форм воспитательной работы. Это такие методы, как организация деятельности и формирование опыта – воспитывающие ситуации; коллективная работа; формирование сознания – беседа; контакт друг с другом; эмоциональное воздействие; контроль за какой-либо деятельностью воспитанников; свободный выбор; исследовательский метод.

 Свою воспитательную работу я веду по следующим направлениям: гражданско-патриотическое, профориентация, работа с одарёнными детьми, работа с родителями и индивидуальная работа с воспитанниками, развитие классного самоуправления.

Гражданско-патриотическое направление формирует качества личности воспитанников, неразрывно связывающих свою судьбу с будущим родного края и страны, способных встать на защиту государственных интересов России. Позволяет узнать о культуре, обычаях и нравах коренного населения страны. Способствует развитию интереса к историческому прошлому России и воспитывает чувство гордости за свою страну.

 «УУД как средство формирования гражданско-патриотического сознания воспитанников»- методическая тема, над которой я работаю. В ФГОС ООО акцентируется внимание на  изучение и реализацию  программы «Патриотическое    воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание школьника определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

(Приложение №4)

Не менее важным направлением воспитательного процесса является профориентация. Так как наша школа железнодорожная и большинство родителей работает на железной дороге, то и это направление воспитания в основном нацелено на изучение различных профессий, связанных со специальностью железнодорожного транспорта. В этих целях проводились различные мероприятия: классные часы на темы «История моей станции», «Лучшие труженики станции Барабинск», деловые игры  «Кадровый вопрос», «Новые профессии в отрасли железных дорог», психологические тренинги «Здоровье и профессия», «Мой профессиональный выбор», часы общения «Кем я хочу стать и почему». (Приложение№5)

   Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если сегодня мы поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство общества. 

Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. 

В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
  • принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.

Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
В работе с детьми наиболее эффективными из современных педагогических технологий являются технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода. Эти технологии позволяют использовать исследовательские, частично-поисковые, проблемные, проектные виды деятельности.

          Создавать в коллективе атмосферу, способствующую развитию личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению помогают конкурсы и олимпиады, в которых участвуют учащиеся. Это школьные, всероссийские и федеральные конкурсы, например, «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧиП». На уроках, дополнительных занятиях, во внеурочной деятельности мы проводим подготовку, результатами которой являются призовые места в различных мероприятиях. Также во Всероссийском туре олимпиад по предметам ребята заняли призовые места. Например, дипломы первой, второй, третьей степени в онлайн олимпиаде получили: Усванов Иван (первая степень), Мухаматгалиев Павел (первая степень-2),   Барановская Дарья (вторая, третья степени),  Ященко Владимир (вторая

степень-4), сертификаты участников получили 14 обучающихся (Бабин М.), всего 80 сертификатов за 2015-2016 учебный год.  Занимаюсь с ребятами исследовательской и проектной деятельностью. Выступая  на школьной ежегодной научно-практической конференции «Первые шаги в науку», дети представляли следующие проекты: «Компьютерные игры за и против», Зайков Данила-II место»; «Куда уходит детство?», Мулицева Анастасия- II место; «Ордена и медали», Барановская Дарья, Тазитанова Алина, Мулицева Анастасия, Куклин Владислав, Логунов Станислав, Гербстзоммер Максим-I место. ( Приложение №6).

Большое значение уделяю работе с родителями, которая проводится совместно со специалистами образовательного учреждения (социальный педагог, психолог, медицинский работник).(Приложение №4)

Совместно с родителями мы разработали воспитательную систему класса, способную воспитывать и развивать ребенка в единстве урочной, внеурочной и внеклассной деятельности. (Приложение №9).

Практическую работу с родителями реализую через активные формы взаимодействия:

1.Индивидуальная: беседа; анкетирование; информирование о ходе образовательного процесса.

2. Коллективная: тренинги; круглые столы; дискуссии; вечера вопросов и   ответов; гостиные.

В работе с родителями используются различные способы: работа с семейным архивом; изучение семейных династий; исследование родословной и составление генеалогического дерева; проведение совместных игр, вечеров, фестивалей, праздников.

Такая работа позволила достичь положительных результатов. Повысилась активность родителей: посещение родительских собраний составляет 97-100%, организация и участие родителей в классных и общешкольных мероприятиях, конкурсах, конференциях, что в конечном итоге приводит к  улучшению  дисциплины и  повышению успеваемости воспитанников.

              В своей работе использую современные педагогические технологии: развития критического мышления, разработанную Международной ассоциацией чтения, при выполнении учащимися домашнего задания;  компьютерные и инновационные технологии в проектной и научно-исследовательской деятельности с воспитанниками; личностно-ориентированные, игровые и здоровьесберегающие, во внеурочной деятельности. Активно использую информационно-коммуникационные технологии, которые для детей являются помощником в освоении нового, развитии мотивации, одним из способов социализации. Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать  и применять их на практике.

Во внеклассной работе большое внимание уделяю сплочению детского коллектива, используя для этого разнообразные виды коллективных творческих дел и самостоятельной  деятельности, что создаёт положительный эмоциональный настрой воспитанников, атмосферу дружбы в классном коллективе. Внедрение в воспитательный процесс элементов технологии коллективной творческой деятельности И.П. Иванова помогает мне развивать у воспитанников самопознание и инициативность; навыки самостоятельности и самоорганизации, сотрудничества внутри классного коллектива; воспитывать у детей ответственность за свои поступки, осознание сопричастности к жизни класса и школы, толерантность.

С целью повышения своей профессиональной компетентности регулярно изучаю новинки методической литературы («Внеурочная деятельность школьников»  (авторы Д.В. Григорьев и П.В. Степанов). «Теория и методика воспитательной работы» (автор В.С. Кукушин); «Теория и методика воспитания» (автор Л.И. Маленкова);  «Методика воспитательной работы» (под редакцией В.А. Сластенина), публикации и статьи в педагогических журналах («Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях»; Серия статей о различных аспектах деятельности классного руководителя (автор Е.Н. Степанов), знакомлюсь с новинками периодической печати, посещаю школьную и городскую библиотеки, использую интернет ресурсы, участвую в работе педагогического совета, методического объединения воспитателей.

Также в своей воспитательной работе использую следующие педагогические технологии:

-развивающие технологии (Д.Б.Эльконин-В.В.Давыдов; Л.В.Занков; Никитин) целью которой является максимально возможное разностороннее и гармоничное развитие способностей ребенка, его интересов и склонностей; формирование культурной, высоконравственной, творчески активной личности.

-игровые технологии - важной особенностью которых, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

-здоровьесберегающие технологии – направлены на обеспечение высокого уровня реального здоровья детей; воспитание валеологической культуры; овладение набором простейших норм и способов поведения, способствующих сохранению здоровья.

-компьютерные технологии (ИКТ)- информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.

А также технологии И.П. Иванова – доктора педагогических наук, академика РАО; В. А. Сластенина доктора педагогических наук, профессора, академика РАО РФ; технология саморазвития (М. Монтессори).

Один из наиболее важных этапов всего учебно-воспитательного процесса– самоподготовка. Человека, умеющего самостоятельно планировать свою деятельность, научить детей учиться - эта проблема в последние годы стала одной из наиболее актуальных в сфере образования. Ведь подготовить выпускников к жизни - это значит вооружить их не только знаниями, но и научить овладевать знаниями самостоятельно. Формирование умения учиться является сложной задачей.  Умение учиться возникает не само по себе, а это результат серьезной работы. В её организации и проведении есть немало трудностей: рациональный порядок выполнения домашних заданий; роль и место воспитателя при проведении самоподготовки; организация самостоятельной работы сильных воспитанников с учетом их интересов и склонностей; индивидуальная работа со слабыми воспитанниками; учебная взаимопомощь и взаимоконтроль и т.д.

Цель самоподготовки: привитие навыков самостоятельной работы по планированию, усвоению, закреплению полученных знаний на уроке, а также контролю и оценке своих действий.

Выполнение домашних заданий является органическим продолжением процесса обучения, осуществляемого учителем. В свою очередь, навыки и умения, приобретаемые воспитанниками в процессе самоподготовки, продолжают свое развитие при работе на уроке. Поэтому, я считаю, что взаимосвязь воспитателя и учителя может способствовать улучшению качества знаний, совершенствованию самоподготовки воспитанников. В нашей школе-интернате мы стараемся, чтобы требования учителя и воспитателя были едины.  Воспитатель посещает уроки, наблюдает за работой своих воспитанников в условиях классных занятий, знакомится с системой работы учителя. Учитель в свою очередь по приглашению воспитателя, приходит на занятия по самоподготовке, чтобы проверить на практике правильность выполнения домашних заданий.  

На самоподготовке активно использую компьютерные технологии, так как ИКТ для детей - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Это обусловлено тем, что:

-большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ;

-появляется реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;

-достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;

-индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.

Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать  и применять их на практике. Использование этих технологий стимулируют у школьников потребность в приобретении новых знаний и умений, стремление к самостоятельной работе и включение в активную деятельность.

С каждым годом классный коллектив проявляет себя все более активно. Наиболее ярко это видно при подготовке общешкольных и классных мероприятий, здесь дети проявляют свои творческие возможности в разных областях, на мой взгляд, очень успешно. Привлечение каждого воспитанника к посильной деятельности в жизни школы и класса дают возможность узнать и изучить индивидуальные особенности детей, раскрыть черты характера и их привычки. Важным моментом является самовоспитание ребенка, который находится в самом начале своего развития. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих людей, коллектива, организации. Поэтому стараюсь вовлекать каждого ученика во все виды деятельности.

Взаимоотношения в классе развиваются таким образом: дети проявляют уважительное отношение друг к другу, соблюдают школьные правила. Всю свою работу строю по принципу предложения и объяснения того или иного материала: для чего он необходим, чем полезен, каких результатов можно достигнуть в процессе этого дела. Большую помощь в этой работе оказывает актив класса. Классное самоуправление стало работать более активно и качественно. Считаю, что ребята стали, относится к своим обязанностям более серьезно и ответственно. Проведенные в классе мероприятия показывают, что дети умеют находить правильное решение в трудных ситуациях, если нужно уступить или прийти к обоюдному согласию; также способствуют развитию чувства ответственности за свои поступки и доброе отношение к людям. В классе практически не возникает конфликтов между детьми.

Провожу в классе индивидуальные беседы, дискуссии, беседы-диалоги, через которые решаю такие вопросы, как поведение некоторых ребят, повышение успеваемости. На мой взгляд, деятельность ребят довольно разнообразна, поэтому свою воспитательную работу, по поставленной цели и задачам, считаю эффективной. Но целесообразно будет продолжить работу по формированию всесторонне развитой личности через различные направления воспитательной работы.

В школе-интернате стараемся создать условия, приближенные к семейным, домашним, способствующие полноценному развитию воспитанников. В настоящее время я работаю воспитателем шестого класса. В моем классе поддерживается атмосфера взаимной заботы, внимания, уважения друг к другу. Налажены хорошие отношения с учителями-предметниками,  работающими в классе, существует единство взглядов и требований.

Немаловажное значение отвожу работе с родителями воспитанников, так как  считаю необходимым участие родителей в жизни детей. Стараюсь поддерживать связь с ними. Пытаюсь при первых же контактах сформировать  у родителей  позитивное отношение к детям, периодически сообщаю им информацию о ребенке. Чтобы сформировать у детей положительный семейный опыт, предлагаю общение с семьями, живущими по   нравственным законам. Дети ездят во время  каникул к своим родственникам, ведущим здоровый образ жизни, общаются со сверстниками из других школ, ходят к ним в гости.

С целью повышения своей профессиональной компетентности регулярно изучаю новинки методической литературы («Внеурочная деятельность школьников»  (авторы Д.В. Григорьев и П.В. Степанов). «Теория и методика воспитательной работы» (автор В.С. Кукушин); «Теория и методика воспитания» (автор Л.И. Маленкова);  «Методика воспитательной работы» (под редакцией В.А. Сластенина), публикации и статьи в педагогических журналах («Методические рекомендации по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях»; Серия статей о различных аспектах деятельности классного руководителя (автор Е.Н. Степанов), знакомлюсь с новинками периодической печати, посещаю школьную и городскую библиотеки, использую интернет ресурсы, участвую в работе педагогического совета, методического объединения воспитателей. За годы работы в школе-интернате я приобрела множество друзей, единомышленников. У меня сложились с коллегами доброжелательные,  комфортные отношения, основанные на  общих интересах и целях.  В целом психологическая атмосфера в коллективе благоприятная. В школе можно открыто выражать отношение ко всему, что происходит, нет закрытых тем. Администрация школы помогает решать любые проблемы.

Создала в социальной сети работников образования infourok.ru свой персональный сайт, где опубликовала своё электронное портфолио и учебно-методический материал. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания. Стараюсь использовать нетрадиционные формы, ИКТ. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения. Я всегда испытывала потребность, как организовать учебный труд детей, чтобы он был радостным, успешным, чтобы ребенок и родители не определяли ценность личности только успехами в учебе. (приложение)

Воспитательный процесс сегодня настолько сложен, что в нем может участвовать не каждый – нужна специальная подготовка, опыт и искреннее желание работать с детьми. Поэтому постоянно занимаюсь повышением профессионального уровня.  Самостоятельно изучаю специальную литературу, знакомлюсь с новинками периодической печати, посещаю школьную и городскую библиотеки, использую Интернет-ресурсы, участвую в различных дистанционных конкурсах.

      Проанализировав свою работу, я поставила задачи своей будущей профессиональной деятельности:

-         продолжить разработку и внедрение в практику программы по выявлению индивидуальных способностей и творческого  потенциала воспитанников для дальнейшего их профессионального и личностного роста;

-        регулярно повышать свой профессиональный уровень;

-        шире использовать в своей деятельности передовой опыт педагогов-новаторов.

       Всё это будет способствовать не только моему профессиональному росту, но и поможет повысить уровень и качество знаний моих воспитанников.