Самоанализ
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ
уровня профессиональной деятельности
Третьяковой Евгении Валерьевны, воспитателя негосударственного общеобразовательного учреждения «Школы-интерната №18 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги», претендующего на присвоение первой квалификационной категории
по должности «воспитатель».
Я, Третьякова Евгения Валерьевна, имею высшее образование. В 2004г. окончила Куйбышевский филиал Новосибирского государственного педагогического университета по специальности: филология, присвоена квалификация: учитель русского языка и литературы.
Стаж педагогической работы 9 лет, в данном учреждении – 8 лет, в данной должности – 8 лет. В январе 2005 года присвоена вторая квалификационная категория воспитателя.
В условиях модернизации системы образования предъявляются определенные требования к профессиональной компетентности педагогических работников.
Работа с детьми требует от воспитателя самых разнообразных знаний, умений и навыков. Она предполагает наличие широкой эрудиции, знаний об основах воспитания, о детской психологии, об управлении процессом развития личности ребенка и детского коллектива.
В условиях школы - интерната воспитательный процесс организован согласно требованиям стандарта второго поколения через совместную деятельность, взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. Современное российское образование ориентировано на системно – деятельностный подход в обучении, который заключается в стремлении научить ребенка учиться, сформировать личность с определенной гражданской и нравственной позицией, определенными ценностными установками, а воспитательной деятельности уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. При этом воспитание охватывает и пронизывает все виды внеурочной деятельности второй половины дня, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
«Возвращение к истокам и воспитание детей на народных традициях» - методическая проблема, над которой я работаю.
Целью своей воспитательной работы считаю создание и развитие воспитательной среды, способствующей самовыражению и становлению личности, широко образованного, высоконравственного человека, с независимым, самостоятельным мышлением, ориентированным в современных условиях жизни, способного к сотрудничеству и прогнозированию своих поступков, конкурентоспособного на рынке труда.
Определены следующие задачи:
- научить самостоятельно, выбрать области будущих профессиональных интересов, приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике;
- развивать классный коллектив, способный достичь хороших результатов в учении, используя современные технологии, грамотно работая с информацией;
- воспитать ответственность за результат учебной деятельности, постоянное самовоспитание и самосовершенствование, уважительное отношение к обществу и самому себе.
Я выбрала данную цель, так как ребенок не может в достаточной мере развиваться только в каком-либо одном направлении. Это обязательно должно быть разностороннее воспитание. Ведь каждый ребенок имеет определенные способности, их нужно только рассмотреть.
Для реализации данной цели использую целую систему методов, приемов и форм, которые позволяют решать поставленные задачи в комплексе. Выбор методов бывает обусловлен содержанием воспитания, всей педагогической системой, а также такими закономерными фактами как достигнутый уровень развития детского коллектива, возрастные характеристики детей, особенности взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками. Наиболее успешно в работе с детьми реализуются следующие методы – это организация деятельности и формирование опыта – воспитывающие ситуации; коллективная работа; формирование сознания – беседа; контакт друг с другом; эмоциональное воздействие; контроль за какой-либо деятельностью воспитанников; свободный выбор; исследовательский метод.
В своей деятельности руководствуюсь Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральными и областными программами развития, регламентирующими образовательную деятельность, Концепцией развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» на 2010-2015 год, нормативно – правовыми актами образовательного учреждения. При организации воспитательного процесса использую методическую и справочную литературу: С.В. Кульневича и Т.П. Лакоценина, Н.И. Дереклеевой, Р.С. Немова, К.В. Агафоновой и Р.Я. Зиминой.
С целью повышения своей профессиональной компетентности регулярно изучаю новинки методической литературы, публикации журналов «Классный руководитель», «Воспитание школьников», «Психология в школе» и т.д., знакомлюсь с новинками периодической печати, посещаю школьную и городскую библиотеки, использую интернет ресурсы, участвую в работе педагогического совета, методического объединения воспитателей. В своей работе руководствуюсь педагогическими технологиями: И.П. Иванова – доктора педагогических наук, академика РАО; В. А. Сластенина доктора педагогических наук, профессора, академика РАО РФ. Технология саморазвития (М. Монтессори).
В своей работе использую следующие технологии:
-игровые технологии;
-компьютерные технологии (ИКТ);
- инновационные технологии;
-здоровьесберегающие технологии.
Игра является одним из средств развития коммуникативных навыков учащихся, способствует расширению кругозора. Игра – это процесс, когда проигрываются ситуации, требующие наличия практических навыков в действиях. При подготовке игр учитываю тот факт, что создаваемая ситуация должна:
-быть простой и понятной;
-иметь способность к адаптации и проигрываться в разных местах;
-быть хорошо подуманной и спланированной, в ней необходимо предусмотреть возможность неожиданного изменения её условий и направления развития путём включения в сюжет по ходу игры новых обстоятельств, персонажей, реквизита;
-поддаваться оценке, поскольку если каждая ситуация правильно спланирована (реалистична и проста) и связана с данной программой обучения, то её проще оценить.
Активно использую информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ). Необходимость использования ИКТ в школе неоспорима. Для детей ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Это обусловлено тем, что:
-большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ;
-появляется реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;
-достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;
-индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.
Инновационные технологии помогают учащимся активно воспринимать изучаемые явления, глубоко осмысливать их, перерабатывать и применять их на практике. Использование этих технологий стимулируют у школьников потребность в приобретении новых знаний и умений, стремление к самостоятельной работе и включение в активную деятельность.
Научить детей самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах коллектива – моя первоочередная задача.
Через внеурочную деятельность ребята раскрывают себя во всём многообразии детского мира.
Свою воспитательную работу я веду по таким направлениям как: гражданско – патриотическое: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству и своему народу. Формирование личности, признающей свободу мысли и права другого человека. Воспитать в детях лучшие личностные качества гражданина и патриота – вот моя задача. Результатами моей работы является создание проекта «Славься, Отечество!», которое опубликовано на дистанционном Образовательном портале «Продленка». Разработка внеклассного мероприятия «Сущность и назначение человека», в форме устного журнала.
Особое значение уделяю сохранению и укреплению здоровья воспитанников, профилактике болезней и вредных привычек. Применение здоровьесберегающих технологий, укрепление физического и духовного здоровья каждого ребенка – залог результативности и успеха. Прежде всего, стараюсь создать благоприятную атмосферу, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно. Основной акцент ставлю на формирование собственной мотивации у воспитанников к здоровому образу жизни – это выработка привычки постоянно соблюдать правила и нормы гигиены, следить за своим внешним видом, за чистотой в спальных комнатах и классных кабинетах, прилежное поведение на уроках и переменах, нацеленность на поиск позитивного выхода в проблемных ситуациях. В рамках данного направления создана методическая разработка на тему «Здоровый образ жизни. Полезные советы».
Приоритетной задачей программы развития «Школы-интерната» является: создание условий для организации профессиональной подготовки воспитанников.
Целью моей профессиональной деятельности является формирование у воспитанников готовности к личностному и мировоззренческому саморазвитию, самоопределению в выборе профессии и самореализации во взрослой жизни.
Профессиональное самоопределение – это определение своего будущего. Сделать ребёнку такой выбор самостоятельно достаточно сложно. Поэтому я способствую профессиональной ориентации воспитанников. В своей работе большое внимание уделяю информационно - диагностической технологии. В ходе систематической диагностической работы своевременно выявляются проблемы с определением будущей профессии в профильных классах. С учетом проблем планируется дальнейшая моя деятельность. Со спецификой профессии железнодорожника воспитанники знакомятся и на внеклассных мероприятиях, и в период прохождения летней практики на ДЖД.
Практику воспитанники школы - интерната проходят на Детской железной дороге в г. Новосибирске и г. Кемерово. Положительные отзывы сотрудников Новосибирской ДЖД о хорошем качестве знаний, применяемых юными железнодорожниками, ответственности, дисциплинированности воспитанников нашей школы. Тесное сотрудничество с Малой железной дорогой, музеями предприятий железнодорожного транспорта, накопление позитивного опыта через сотрудничество с интересными людьми позволяют развивать у детей устойчивый интерес к железнодорожной профессии. Результатом такой работы является осознанный выбор профессии каждым выпускником.
После окончания 9 классов из 10 моих воспитанников трое продолжили обучение в железнодорожном лицее имени Лунина, одна воспитанница поступила в Новосибирский техникум железнодорожного транспорта, остальные зачислены в 10 класс, где успешно обучаются и в дальнейшем планируют поступать в высшие учебные заведения железнодорожного транспорта.
Это положительные примеры для ребят. Но и негативный опыт есть, и мы его обязательно рассматриваем, делаем выводы, выявляем причины. Подвожу детей к мысли, что правильный выбор профессии - это путь к успеху, материальному благополучию, самореализации.
Результативность:
-многие воспитанники владеют информацией о востребованных профессиях ж/д направленности на современном рынке труда, хорошо ориентируются в выборе специальностей, основываясь на своих знаниях, умениях, способностях;
-по окончании школы воспитанники стали более уверенными в профессиональном самоопределении;
Перспективы:
-обеспечить более высокое качество профессионального образования;
-проведение мониторинга образовательных потребностей со стороны школы и её гибкое реагирование на изменение запросов в рамках Концепцией развития системы дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» на 2010-2015 год.
С 2005 года мои воспитанники являются участниками и призерами конкурса среди учащихся общеобразовательных учреждений и школ – интернатов ОАО «РЖД» на лучшее сочинение о железнодорожном транспорте.
Каждый месяц воспитанники нашей школы с нетерпением ожидают выхода очередного номера газеты «Ласточка». Юные корреспонденты, педагоги знакомят своих читателей с интересными событиями, которые происходят в жизни каждого класса и школы. Совместная деятельность с детьми в школьной газете необходима для раскрытия творческих способностей каждого ребёнка, ведь в мире ничего нет лучше счастливых, добрых и талантливых людей! В классе сложился благоприятный микроклимат, уровень межличностных отношений достаточно высок (70%).
Проведенная мною диагностика на начало года показала отношение воспитанников к школе, школьным предметам, учителям:
- у 65% обучающихся хорошие отношения с учителями, у 45% - средние;
- 0% ничего не нравится в школе;
- нравятся предметы: математика -35%, русский язык -55%, ОБЖ -55%, история- 40%, физкультура -65%, химия и биология - у 15%;
- эмоциональное состояние: безразличие - 5%, раздражение - 10%, удовлетворение - 85%.
При организации воспитательного процесса стараюсь вовлечь в деятельность всех воспитанников, для каждого найти интересную и посильную работу. Одни готовят классную комнату к занятиям самоподготовки, другие проверяют выполнение домашнего задания, третьи проводят физкультминутку. В классе действует «аналитический сектор классного самоуправления». Это консультанты, которые помогают организовать дополнительные занятия, посещение библиотеки или компьютерного класса для получения дополнительных знаний по какому-либо предмету.
Но наряду с положительными результатами есть и проблема: не все воспитанники в полной мере стараются овладеть новыми знаниями, учебными навыками.
В школе-интернате стараемся создать условия, приближенные к семейным, домашним, способствующие полноценному развитию воспитанников. В моем классе поддерживается атмосфера взаимной заботы, внимания, уважения друг к другу. Налажены хорошие отношения с учителями-предметниками, работающими в классе, существует единство взглядов и требований.
Взаимодействие с классом на занятиях и вне их происходит на основе взаимного сотрудничества. Стиль общения с детьми – демократичный. Считаю, что успешность реализации поставленной цели зависит от многих факторов, где важную роль играет воспитание ребенка с учетом его потребностей и интересов в соответствии с возрастными особенностями и возможностями. В своей практике использую такие разнообразные методы и приемы работы, как: беседы для осознания детьми собственных ресурсов профессионального самоопределения, ролевые игры, дискуссии, лекции, семинары, тестирование, встречи с представителями различных специальностей, экскурсии на предприятия совместно с представителями родительского комитета и родителями, работающими на предприятиях.
Приоритетным направлением в организации самоподготовки в старших классах является подготовка будущих выпускников. В процессе выполнения домашнего задания на первый план выдвигается задача закрепления и применение знаний на практике и развития навыков самостоятельной работы, взаимопомощи и взаимоконтроля через работу классного самоуправления и организацию взаимодействия воспитатель – воспитанник. На самоподготовке использую различные методы и приемы, способствующие развитию самостоятельности воспитанников, развитию интереса к учению. Большую помощь в реализации взаимопомощи и взаимоконтроля оказывают группы консультантов (это 2-3 хорошо успевающих воспитанника по какому-либо предмету), выделенных по рекомендации учителя. Консультанты помогают слабоуспевающим воспитанникам выполнять задания, проверяют их. В ходе самоподготовки уделяю большое внимание воспитанию культуры учебной деятельности: мышлению, организации учебного труда, интеллектуальным умениям (слушать, ставить вопрос, отвечать на него, умение воспроизводить и творить). Результатом можно считать усвоение всеми воспитанниками образовательных программ, у них сформирована потребность в самообразовании и дальнейшем образовании, в выборе конкретной профессии.
Для активизации познавательных способностей воспитанников профильных классов я ставлю задачи:
- развивать познавательный интерес детей, интеллектуальные и творческие способности;
- вырабатывать у воспитанников умение слушать собеседника, доказывать, спорить и отстаивать свою точку зрения;
- закреплять полученные знания для дальнейшего использования их в практической деятельности;
- способствовать осознанию воспитанниками важности предстоящего самоопределения, необходимости построения личностно-профессионального плана.
Для решения этих задач провожу мониторинг развития воспитанников, используя личностно-ориентированную модель воспитания и обучения, применяю психоэмоциональные технологии (релаксацию, психогимнастику). В моей практике большое значение имеют игровые, словесные, практические, наглядно-демонстративные методы, а метод наглядного моделирования считаю наиболее приемлемым в формировании социальных и профориентационных навыков воспитанников. Считаю, что разнообразие форм, методов, приемов работы плодотворно влияют на воспитательный процесс.
Психологическая атмосфера в старших классах благоприятная. Отношения между воспитанниками основаны на доверии, взаимоуважении и открытости.
Результаты диагностики психологической атмосферы в классном коллективе (методика Л.Г. Жедуновой)
2011 – 2012 уч.год | 2012 – 2013 уч.год | 2013 – 2014 уч.год | |
Дружелюбие | 62% | 63% | 65% |
Теплота взаимоотношений | 51% | 55% | 59% |
Сотрудничество | 42% | 42% | 50% |
Взаимная поддержка | 50% | 52% | 55% |
Данные таблицы доказывают, что социально-психологический климат в классе отличается доброжелательностью, комфортностью, каждый воспитанник занимает благоприятную социальную позицию, дети активны, работоспособны, в коллективе присутствует атмосфера надежности, защищенности. В классе есть свой устав, свои традиции, собственные «законы жизни». Но, к сожалению, проблемы тоже существуют. Это:
- перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями, недостаточный противовес положительных ценностей и образцов успеха;
- при отсутствии стабильности в сегодняшних условиях происходит нагнетание неуверенности в себе, в своем будущем;
- недостаток родительской любви, способности сопереживать.
Поэтому в перспективе есть над чем работать.
Немаловажное значение отвожу работе с родителями воспитанников, так как считаю необходимым участие родителей в жизни детей. Стараюсь поддерживать связь с ними. Пытаюсь при первых же контактах сформировать у родителей позитивное отношение к детям, периодически сообщаю им информацию о ребенке. Чтобы сформировать у детей положительный семейный опыт, предлагаю общение с семьями, живущими по нравственным законам. Дети ездят во время каникул к своим родственникам, ведущим здоровый образ жизни, общаются со сверстниками из других школ, ходят к ним в гости.
За годы работы в школе-интернате я приобрела множество друзей, единомышленников. У меня сложились с коллегами доброжелательные, комфортные отношения, основанные на общих интересах и целях. В целом психологическая атмосфера в коллективе благоприятная. В школе можно открыто выражать отношение ко всему, что происходит, нет закрытых тем. Администрация школы помогает решать любые проблемы.
Воспитательный процесс сегодня настолько сложен, что в нем может участвовать не каждый – нужна специальная подготовка, опыт и искреннее желание работать с детьми. Поэтому постоянно занимаюсь повышением профессионального уровня. В 2012 году прошла курсовую подготовку в ФПК и ППРО ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» по программе «Воспитание и социализация на ступени основного общего образования». Самостоятельно изучаю специальную литературу, знакомлюсь с новинками периодической печати, посещаю школьную и городскую библиотеки, использую Интернет-ресурсы, участвую в различных дистанционных конкурсах. Активно участвую в работе школьного методического объединения воспитателей, педагогических советах и совещаниях, научно-практических семинарах. В 2011- «Создание эффективных условий для реализации новых образовательных стандартов», «Компетентностный подход в формировании образовательной среды в условиях модернизации». 2012-«Формирование и развитие воспитательных компетенций учащихся как средство обеспечения единых подходов к организации деятельности воспитанников в рамках ФГОС»; «Детская железная дорога – дорога в будущее», научно-практическая конференция «Великая стальная магистраль»; Защита проекта по гражданско-патриотическому направлению «Славься, Отечество!». 2013- «Национальные традиции как средство поликультурного воспитания»; «Интернет-зависимость – проблема века», научно-практическая конференция «Первые шаги в науку».
За активное участие конкурсы – Хромова Кристина - Почетный диплом за 3 место в викторине, посвященной 10-летию открытого акционерного общества «Российские железные дороги»; Хромова Кристина – диплом II степени в научно-практической конференции «Первые шаги в науку». Комарова Дарья – победитель в номинации «Лучший спикер», в городском турнире «Дебаты школьных лидеров»; Команда школы – интернат № 18 ОАО «РЖД» - Диплом за 1 место в городском интеллектуальном турнире среди школьных команд; Команда школы – интернат № 18 ОАО «РЖД» - Диплом за 3 место в городском турнире «Дебаты школьных лидеров».
Проанализировав свою работу, я поставила задачи своей будущей профессиональной деятельности:
- продолжить разработку и внедрение в практику программы по выявлению индивидуальных способностей и творческого потенциала воспитанников для дальнейшего их профессионального и личностного роста;
- регулярно повышать свой профессиональный уровень;
- шире использовать в своей деятельности передовой опыт педагогов-новаторов.
Всё это будет способствовать не только моему профессиональному росту, но и поможет повысить уровень и качество знаний моих воспитанников.