Взаимодействие педагога дошкольного образования с родителями
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagoga_s_roditelyami.docx | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение "Школа № 2065" ОП Д2
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
С РОДИТЕЛЯМИ.
Педагог: Серова Ольга Борисовна
г. Москва
Содержание
1. Взаимодействие педагога детского учреждения с родителями 3
1.1. Современный подход к проблеме сотрудничества ДУ с семьей 3
1.2. Традиционные формы работы педагогов с родителями (коллективные и индивидуальные), их анализ 4
1.3. Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями 6
1. Взаимодействие педагога детского учреждения с родителями
1.1. Современный подход к проблеме сотрудничества ДУ с семьей
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В течение долгих лет складывалось уничижительное отношение к семье и домашнему воспитанию, под влиянием которого у профессиональных педагогов укоренилось убеждение в педагогической некомпетентности родителей, их нежелании ее преодолевать. Между тем педагоги не стремились познакомить «некомпетентных» родителей с содержанием, методикой воспитания детей, носителями которых были они – профессионалы.
Признание же приоритета семейного воспитания требует иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.
Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
ДУ как открытое учреждение мы определяем по двум направлениям: «открытость внутрь» и «открытость наружу». «Открытость детского сада внутрь» – это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. «Открытость детского сада наружу» означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.
Основными принципами взаимодействия ДУ и семьи в условиях нового современного подхода к проблеме являются:
- доверительность отношений – этот принцип предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность и тактичность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы семейного воспитания;
- личностная заинтересованность родителей – родители должны видеть во взаимодействии личностный смысл, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком, сделать педагогическую позицию адекватной, гибкой, прогностической;
- эмансипация – освобождение родителей от стереотипных взглядов, установок на воспитание ребенка как несмышленого малыша; пробуждение их желания познать самих себя;
- утверждение самоценности родителей – только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность.
1.2. Традиционные формы работы педагогов с родителями.
Существуют разные формы сотрудничества ДОУ с семьей. Их можно разделить на традиционные и нетрадиционные. К традиционным относят родительские собрания, педагогические консультации, конференции, дни открытых дверей, посещение педагогом семьи, беседы.
Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой – это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.
День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку
и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.
Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотим помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей.
Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей, онлайн, или офлайн. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к творчеству, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как и какую музыку нужно слушать, как беречь и упражнять артикуляционный аппарат что такое игротерапия и др.
Родительские собрания онлайн проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 1-2 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса. Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге».
Родительские конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается для того, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции («Забота о здоровье детей», «Приобщение детей к культуре» и т.п.). К конференции готовятся выставка детских работ,
педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.
Таким образом, сотрудничество детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно только избегать формализма.
1.3. Нетрадиционные формы работы педагогов с родителями
Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ, установления неформальных контактов. К нетрадиционным формам общения педагога с родителями относятся: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные формы.
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам д/с. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Эта форма может стать в детском саду культурным центром, сплачивающим родителей – единомышленников. К досуговым формам относятся: праздники («Встреча Нового года», «Масленица», «Праздник мам», «А ну-ка бабушки» и т.д.), марафоны («Мама, папа, я – спортивная семья», «Мама, папа, я – кулинарная семья» и пр.), семейные театры, концерты, игры – конкурсы с участием членов семьи, где дети смотрят на родителей и болеют за них.
Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с
возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания. Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей. Это: педагогическая мастерская, деловая, ролевая игра, конференции, консилиумы, диспуты, диалоги, дискуссии, практикумы, тренинги, круглый стол и т.п.
Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании помогают правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приёмы семейного воспитания. Например, открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ. Проведение открытых занятий в ДОУ может быть организовано по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с, профессии воспитателя. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители могут быть активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д.
Для того чтобы родительские уголки были действительными, помогали активизировать родителей, можно использовать: создание газеты для родителей по каждой группе или по детскому саду с разными рубриками, создание библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики, игротеки, информационные листы, листы активности, фотомонтажи, информационные листы с развёрнутой информацией о каждом ребёнке, оформленные родителями совместно с детьми, выставки, семейные газеты.
Библиография и источники
- Емельянова, М. От сосуществования – к сотрудничеству и партнерству: взаимодействие педагогов с родителями воспитанников / М. Емельянова // Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С. 118-122.
- Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
- Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432 с.
- Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
- Лубяко, Л. Формы работы – нестандартные / Л. Лубяко // 2009. – №7. – С. 123-124.
- Метенова, Н. Совместными усилиями: воспитателю для работы с семьей /
Н. Метенова // Дошкольное воспитание. – 1991. – №12. – С. 20-26. - Фролова, А.Н. Дошкольная педагогика: конспект лекций / А.Н. Фролова. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 251 с.
- Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005.