Рабочая программа по кружку "Юный краевед"

Оьразовательная программа" Юный краевед " для 5-9 классов ориентирована на воспитание детей в традициях народной культуры,любви к родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhok_6-9_.yun_.kraeved.kuklina.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Усть-Бюрская средняя общеобразовательная школа»

                    Утверждено                                    Согласовано                            Рассмотрено на

                       директором                                          зам.директора                                заседании МО

                       МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»              по УВР

                         ______________________                           ____________________                       ___________________            

                         «____»__________201_ г.                                  «____»__________201_ г                   «____»_________201_ г.

                                                     

Рабочая программа педагога

Куклиной Светланы Константиновны

(ФИО)

по кружку

       «Юный краевед»

для учащихся  5-9 классов

(предмет, класс)

20__ - 20__ учебный год

                                         

                                                              Пояснительная записка

Актуальность. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Усть-Бюрской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу, деревне.  

        Образовательная программа «Юный краевед» ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к  ней, диктуется необходимостью изучения истории родного края, формирование развитой социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, с чувством ответственности за судьбу Родины и мира.

Цели и задачи программы

 Цель: ознакомление учащихся с изучения истории родного края, культуры  хакасского  народы, привитие любви к нему, формирование чувства самоуважения, и уважения к  хакасской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику, развитие творческих способностей у детей, привлечение детей к творчеству.

 Задачи:

 образовательные:

- дать детям представление об  особенностях культуры, литературы и истории Хакасии и взаимосвязи истории местности с историей своей страны.

- обеспечить знание истории, культуры хакасского  народа, доступного для освоения в детском возрасте;

 воспитательные:

 - формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

 - формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;

развивающие:

 - развивать творческие способности учащихся;

-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;

 -формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания устно-народного творчества  хакасского народа.

        Хакасия - составная часть Сибири, неотъемлемая область территории России, с общей закономерностью исторического развития, поэтому историческая судьба современных хакасов, русских, тувинцев, шорцев, алтайцев и т.д. взаимосвязанная с глубокой древности, должна рассматриваться через призму общих закономерностей и особенностей исторического развития.

         Целенаправленная и систематическая работа на местном материале ,особенно  в начальной школе ,характеризуется  научностью раскрытия общего и особенного изучения культуры, литературы и истории Хакасии.

        Проблемно-тематический  принцип изложения материала в начальных класса позволяет вести интегрированный курс, основываясь на воспитании патриотических и интернациональных чувствах.

         Данная программа отличается богатством содержания жанрового и тематического многообразия. Весь курс закладывает «воспитательный фундамент» - формирование культуры ребёнка, сильно воздействуя на его воображение и фантазию, закладывая понимание многокрасочности бытия .Констатирует образный и понятийный аппарат школьника, пробуждая его любознательность и давая ему определённый цикл знаний о жизни. Создаёт собственную «модель мироздания» для ребёнка, закладывая определённые основы человеческого мировоззрения.

         Для изучения данного предмета в 5-9 классах отводится по 3 часа.

Планируемый результат: 

Знать/ понимать:

- свободно оперировать понятиями: край, родимая сторона, окрестность, окраина, околица.

- называть крупные географические объекты, области (города, реки).

- растительный и животный мир, нуждающийся в охране.

- экологическую обстановку района.

- традиции народов, проживающих на данной территории.

- Искусство ( достопримечательности, памятники истории и археологии Хакасии).

Уметь

-приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии

- ориентироваться в справочной литературе по краеведению;

- пользоваться физической картой области;

- ориентироваться в плане (поселения);        

-Оформление выставки хакасские орнаменты и рисунки к хакасским сказкам.                                         Формы и методы обучения.

 В процессе обучения используются следующие формы работы:

 • экскурсии

 • конференции

 • работа с документами

 • исследовательская деятельность

 • создание презентации «По малой Родине моей»

 

Тематическое планирование.

6-9 класс( 102  часа )

п/п

Тема занятий

 

Кол-во

часов

         Дата

План

факт

1

Введение . Краеведение – наука о родном крае.

1

5.09

2-4

Красотою славится наша земля.

1

1

1

6.09

7.09

12.09

5-7

Физико-географическая характеристика района.

1

1

1

13.09

14.09

19.09

8-11

Исторические достопримечательности  Усть-Абаканского района Хакасии

1

1

1

1

20.09

21.09

26.09

27.09

12-13

«Быт  и  обычаи  населения  моего края».

1

1

28.09

3.10

14-26

Районная конференция «Ломоносовские чтения».

Создание презентации «По малой Родине»

13

4.10

5.10

10.10

11.10

12.10

17.10

18.10

19.10

24.10

25.10

26.10

31.10

7.11

28-35

Моя семья в истории республики

8

8.11

9.11

14.11

15.11

16.11

21.11

22.11

23.11

36-65

 Я и моё село.

30 ч

28.11

29.11

30.11                                                    

       

                                                     

66

История моей страны в названиях улиц

1

67-76

« Их имена навечно останутся в нашей памяти»

10

77-86

«Не позволяй душе лениться»

10

87-88

История Усть-Абаканского района

2

89-90

Обработка собранного материала

2

91-100

 Районная ,школьная конференции

10

101

Посещение музея

1

102

Резервные часы. Итоговая выставка наших лучших работ, выполненных за весь курс

1

Литература для составления программы

 

1.Байкалова М.Г.Программа «Хаара суучах»,Абакан,2000

2..Боргоякова Т.Г.Родной край Хакасия.-Абакан,2010.

3.Кузниченкова С.В.Программа кружка по краеведению " Моя малая родина",Волгоград,2012

4. Тимофеева Л. В. программа кружка " Моя малая родина", с. Аббатское,2008

5.Топоева А.С. Программа культуры народов Хакасии» 5-7 кл.-Абакан, 2000                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Литература для педагогов

1.Бутанаев В.Я.Хакасская национальная//Российская этнография.-М,1993.-№12

2.Бутанаев В.Я.Традиционная культура и быт хакасского народа.-Абакан,1996

3.Митлянская Г.Ф.Сельскому учителю о народных промыслах Сибири.-М:Просвещение,1993

4.Кидиекова И.К.орнамент хакасского народа.-Абакан,1986

5.Фольклор Саянских тюрков 19века.- в 2-х т./Сост.А.В.Преловский.-М:Новый ключ,2003

6.Звёздный урок учителя./Сост.Панина Л.С.-Усть-Абакан,2004.

Литература для детей

1.Атлас республики Хакасия.-Омск.1999

2. Бутанаев В.Я.Традиционная культура и быт хакасского народа.-Абакан,1996

 3. Евтюхова Л.А.Археологические памятники Хакасии.-Абакан,1978

4.Знакомьтесь Усть-Абаканский район./Сост.Малюкова Т.В.,1999

5. Кидиекова И.К.орнамент хакасского народа.-Абакан,1986

6.Кызласов Л.Р.Древнейшая Хакасия.-М.:МГУ,1986

7. Легенда о земле Усть-Бюрской,2016

Пантелеев А.Ф.,Пантелеева Н.н.Рассказы по истории Хакасии.-Абакан,1987

8. Фольклор Саянских тюрков 19века.- в 2-х т./Сост.А.В.Преловский.-М:Новый ключ,2003

Тематическое планирование.

6-9 класс( 102  часа )

п/п

  Тема занятий

 Содержание  курса

Кол-во

часов

         Дата

План

факт

1

Введение . Краеведение – наука о родном крае.

Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае

1

2-4

Красотою славится наша земля.

Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. Конкурс рисунков «Природа моего края»

1

1

1

5-7

Физико-географическая характеристика района.

Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир

1

1

1

8-11

Исторические достопримечательности  Усть-Абаканского района Хакасии

Знакомство с памятниками древней Хакасии:

Окуневские курганы и менгиры с.Усть-Бюр,

Салбыкский курган

Барсучий лог,

Уйбатский чаа-тас.

1

1

1

1

12-13

«Быт  и  обычаи  населения  моего края».

Традиционная культура и быт хакасов

1

1

14-26

Районная конференция «Ломоносовские чтения».

Создание презентации «По малой Родине»

Доклады,рефераты,научно-исследовательская работа по Хакасии

13

28-35

Моя семья в истории республики

Родословная моей семьи. Рассказ о судьбе родных. Самостоятельная  работа:  «  Родословная  моей  семьи  или  рассказ   о  судьбе  одного  из  родственников», семейные реликвии.

8

36-65

 Я и моё село.

История  села Усть-Бюр. Природа  и  достопримечательности   нашего села. Интересные  люди  нашего  города – выпускники нашей школы.

Практическая  работа: Оформление  альбома  и папки «Моё родное село Усть-Бюр»,  работа  с   архивными документами.

Моё село через 50 лет. Создаем проекты домов и природы нашей деревни в будущем

30 ч

                                                         

       

                                                     

66

История моей страны в названиях улиц

Названия улиц нашего села. История в названиях улиц.

1

67-76

« Их имена навечно останутся в нашей памяти»

Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны. Создание папки

 « ВОВ в судьбе моей семьи»

10

77-86

«Не позволяй душе лениться»

Сбор материала о тружениках тыла. Они рядом с нами. Сбор материалов о людях разных профессий.Оформление темпапки.

10

87-88

История Усть-Абаканского района

История образования района, знакомство с селами и деревнями района, по возможности с историей их образования.

2

89-90

Обработка собранного материала

2

91-100

 Районная ,школьная конференции

Доклады,рефераты,научно-исследовательская работа по Хакасии,по истории села

10

101

Посещение музея

Экскурсия в музей.

1

102

Резервные часы. Итоговая выставка наших лучших работ, выполненных за весь курс

1