Рабочая программа по кружку "Юный краевед"
Оьразовательная программа" Юный краевед " для 5-9 классов ориентирована на воспитание детей в традициях народной культуры,любви к родному краю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhok_6-9_.yun_.kraeved.kuklina.docx | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Бюрская средняя общеобразовательная школа»
Утверждено Согласовано Рассмотрено на
директором зам.директора заседании МО
МБОУ «Усть-Бюрская СОШ» по УВР
______________________ ____________________ ___________________
«____»__________201_ г. «____»__________201_ г «____»_________201_ г.
Рабочая программа педагога
Куклиной Светланы Константиновны
(ФИО)
по кружку
«Юный краевед»
для учащихся 5-9 классов
(предмет, класс)
20__ - 20__ учебный год
Пояснительная записка
Актуальность. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к Усть-Бюрской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю, району, селу, деревне.
Образовательная программа «Юный краевед» ориентирована на воспитание ребенка в традициях народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней, диктуется необходимостью изучения истории родного края, формирование развитой социально активной личности, приобщившейся к общечеловеческим ценностям, с чувством ответственности за судьбу Родины и мира.
Цели и задачи программы
Цель: ознакомление учащихся с изучения истории родного края, культуры хакасского народы, привитие любви к нему, формирование чувства самоуважения, и уважения к хакасской национальной культуре, к культуре народов, населяющих республику, развитие творческих способностей у детей, привлечение детей к творчеству.
Задачи:
образовательные:
- дать детям представление об особенностях культуры, литературы и истории Хакасии и взаимосвязи истории местности с историей своей страны.
- обеспечить знание истории, культуры хакасского народа, доступного для освоения в детском возрасте;
воспитательные:
- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;
- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;
развивающие:
- развивать творческие способности учащихся;
-развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
-формировать интерес и стремление к познанию глубинного содержания устно-народного творчества хакасского народа.
Хакасия - составная часть Сибири, неотъемлемая область территории России, с общей закономерностью исторического развития, поэтому историческая судьба современных хакасов, русских, тувинцев, шорцев, алтайцев и т.д. взаимосвязанная с глубокой древности, должна рассматриваться через призму общих закономерностей и особенностей исторического развития.
Целенаправленная и систематическая работа на местном материале ,особенно в начальной школе ,характеризуется научностью раскрытия общего и особенного изучения культуры, литературы и истории Хакасии.
Проблемно-тематический принцип изложения материала в начальных класса позволяет вести интегрированный курс, основываясь на воспитании патриотических и интернациональных чувствах.
Данная программа отличается богатством содержания жанрового и тематического многообразия. Весь курс закладывает «воспитательный фундамент» - формирование культуры ребёнка, сильно воздействуя на его воображение и фантазию, закладывая понимание многокрасочности бытия .Констатирует образный и понятийный аппарат школьника, пробуждая его любознательность и давая ему определённый цикл знаний о жизни. Создаёт собственную «модель мироздания» для ребёнка, закладывая определённые основы человеческого мировоззрения.
Для изучения данного предмета в 5-9 классах отводится по 3 часа.
Планируемый результат:
Знать/ понимать:
- свободно оперировать понятиями: край, родимая сторона, окрестность, окраина, околица.
- называть крупные географические объекты, области (города, реки).
- растительный и животный мир, нуждающийся в охране.
- экологическую обстановку района.
- традиции народов, проживающих на данной территории.
- Искусство ( достопримечательности, памятники истории и археологии Хакасии).
Уметь
-приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии
- ориентироваться в справочной литературе по краеведению;
- пользоваться физической картой области;
- ориентироваться в плане (поселения);
-Оформление выставки хакасские орнаменты и рисунки к хакасским сказкам. Формы и методы обучения.
В процессе обучения используются следующие формы работы:
• экскурсии
• конференции
• работа с документами
• исследовательская деятельность
• создание презентации «По малой Родине моей»
Тематическое планирование.
6-9 класс( 102 часа )
№ п/п | Тема занятий
| Кол-во часов | Дата | ||
План | факт | ||||
1 | Введение . Краеведение – наука о родном крае. | 1 | 5.09 | ||
2-4 | Красотою славится наша земля. | 1 1 1 | 6.09 7.09 12.09 | ||
5-7 | Физико-географическая характеристика района. | 1 1 1 | 13.09 14.09 19.09 | ||
8-11 | Исторические достопримечательности Усть-Абаканского района Хакасии | 1 1 1 1 | 20.09 21.09 26.09 27.09 | ||
12-13 | «Быт и обычаи населения моего края». | 1 1 | 28.09 3.10 | ||
14-26 | Районная конференция «Ломоносовские чтения». Создание презентации «По малой Родине» | 13 | 4.10 5.10 10.10 11.10 12.10 17.10 18.10 19.10 24.10 25.10 26.10 31.10 7.11 | ||
28-35 | Моя семья в истории республики | 8 | 8.11 9.11 14.11 15.11 16.11 21.11 22.11 23.11 | ||
36-65 | Я и моё село. | 30 ч | 28.11 29.11 30.11
| ||
66 | История моей страны в названиях улиц | 1 | |||
67-76 | « Их имена навечно останутся в нашей памяти» | 10 | |||
77-86 | «Не позволяй душе лениться» | 10 | |||
87-88 | История Усть-Абаканского района | 2 | |||
89-90 | Обработка собранного материала | 2 | |||
91-100 | Районная ,школьная конференции | 10 | |||
101 | Посещение музея | 1 | |||
102 | Резервные часы. Итоговая выставка наших лучших работ, выполненных за весь курс | 1 |
Литература для составления программы
1.Байкалова М.Г.Программа «Хаара суучах»,Абакан,2000
2..Боргоякова Т.Г.Родной край Хакасия.-Абакан,2010.
3.Кузниченкова С.В.Программа кружка по краеведению " Моя малая родина",Волгоград,2012
4. Тимофеева Л. В. программа кружка " Моя малая родина", с. Аббатское,2008
5.Топоева А.С. Программа культуры народов Хакасии» 5-7 кл.-Абакан, 2000
Литература для педагогов
1.Бутанаев В.Я.Хакасская национальная//Российская этнография.-М,1993.-№12
2.Бутанаев В.Я.Традиционная культура и быт хакасского народа.-Абакан,1996
3.Митлянская Г.Ф.Сельскому учителю о народных промыслах Сибири.-М:Просвещение,1993
4.Кидиекова И.К.орнамент хакасского народа.-Абакан,1986
5.Фольклор Саянских тюрков 19века.- в 2-х т./Сост.А.В.Преловский.-М:Новый ключ,2003
6.Звёздный урок учителя./Сост.Панина Л.С.-Усть-Абакан,2004.
Литература для детей
1.Атлас республики Хакасия.-Омск.1999
2. Бутанаев В.Я.Традиционная культура и быт хакасского народа.-Абакан,1996
3. Евтюхова Л.А.Археологические памятники Хакасии.-Абакан,1978
4.Знакомьтесь Усть-Абаканский район./Сост.Малюкова Т.В.,1999
5. Кидиекова И.К.орнамент хакасского народа.-Абакан,1986
6.Кызласов Л.Р.Древнейшая Хакасия.-М.:МГУ,1986
7. Легенда о земле Усть-Бюрской,2016
Пантелеев А.Ф.,Пантелеева Н.н.Рассказы по истории Хакасии.-Абакан,1987
8. Фольклор Саянских тюрков 19века.- в 2-х т./Сост.А.В.Преловский.-М:Новый ключ,2003
Тематическое планирование.
6-9 класс( 102 часа )
№ п/п | Тема занятий | Содержание курса | Кол-во часов | Дата | |
План | факт | ||||
1 | Введение . Краеведение – наука о родном крае. | Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае | 1 | ||
2-4 | Красотою славится наша земля. | Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. Конкурс рисунков «Природа моего края» | 1 1 1 | ||
5-7 | Физико-географическая характеристика района. | Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир | 1 1 1 | ||
8-11 | Исторические достопримечательности Усть-Абаканского района Хакасии | Знакомство с памятниками древней Хакасии: Окуневские курганы и менгиры с.Усть-Бюр, Салбыкский курган Барсучий лог, Уйбатский чаа-тас. | 1 1 1 1 | ||
12-13 | «Быт и обычаи населения моего края». | Традиционная культура и быт хакасов | 1 1 | ||
14-26 | Районная конференция «Ломоносовские чтения». Создание презентации «По малой Родине» | Доклады,рефераты,научно-исследовательская работа по Хакасии | 13 | ||
28-35 | Моя семья в истории республики | Родословная моей семьи. Рассказ о судьбе родных. Самостоятельная работа: « Родословная моей семьи или рассказ о судьбе одного из родственников», семейные реликвии. | 8 | ||
36-65 | Я и моё село. | История села Усть-Бюр. Природа и достопримечательности нашего села. Интересные люди нашего города – выпускники нашей школы. Практическая работа: Оформление альбома и папки «Моё родное село Усть-Бюр», работа с архивными документами. Моё село через 50 лет. Создаем проекты домов и природы нашей деревни в будущем | 30 ч |
| |
66 | История моей страны в названиях улиц | Названия улиц нашего села. История в названиях улиц. | 1 | ||
67-76 | « Их имена навечно останутся в нашей памяти» | Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны. Создание папки « ВОВ в судьбе моей семьи» | 10 | ||
77-86 | «Не позволяй душе лениться» | Сбор материала о тружениках тыла. Они рядом с нами. Сбор материалов о людях разных профессий.Оформление темпапки. | 10 | ||
87-88 | История Усть-Абаканского района | История образования района, знакомство с селами и деревнями района, по возможности с историей их образования. | 2 | ||
89-90 | Обработка собранного материала | 2 | |||
91-100 | Районная ,школьная конференции | Доклады,рефераты,научно-исследовательская работа по Хакасии,по истории села | 10 | ||
101 | Посещение музея | Экскурсия в музей. | 1 | ||
102 | Резервные часы. Итоговая выставка наших лучших работ, выполненных за весь курс | 1 |