Педагогический проект: «Моделирование образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования»

Бояркина Анна Александровна

Проект предназначен для решения сложной проблемы организации педагогической работы с детьми с ОВЗ в условиях дополнительного образования. В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в социальную среду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарский государственный социально-педагогический университет»

(СГСПУ)

Факультет психологии и специального образования

Программа повышения квалификации

«Технологии сопровождения индивидуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования»

Педагогический проект

на тему

«Моделирование образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования»
 

Выполнила:

Бояркина Анна Александровна

ПДО

МБУ ДО ДШИ №3 «Младость»

г. Самара

28.01.2021 - 08.02.2021 год

Проект предназначен для решения сложной проблемы организации педагогической работы с детьми с ОВЗ в условиях дополнительного образования. В тоже время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в социальную среду.

Цель проекта: Моделирование образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования

Задачи:

  • создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
  • обеспечить эффективное психолого-педагогическое сопровождение процесса образования детей с ОВЗ
  • обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов в области работы с детьми с ОВЗ;
  • совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
  • обеспечить диагностирование эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в дополнительном образовании.

Новизна проекта

Проект «Мы вместе»- это возможность оказать помощь ближнему, начать взращивать большую «Человеческую душу» в маленьких детях. В ДШИ реализуются образовательные маршруты для некоторых воспитанников с ОВЗ. Но отсутствует система работы в данном направлении.

Данный проект–возможность создания системы по предоставлению дополнительных образовательных услуг детям с ОВЗ в ДШИ. Участниками данного проекта являются педагоги дополнительного образования, дети с ОВЗ, родители и администрация Детской школы искусств №3 «Младость».

Стратегия достижения поставленной цели

Реализация проекта рассчитана на 2 года с выделением следующих этапов:

Название этапа

Сроки реализации

Цель:

1.

Подготовительный

Январь –май

2021 г.

1.Формирование нормативно-правовой документации

2.Формирование банка данных передового опыта, по коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ в дополнительном образовании

3.Составление плана повышения квалификации.

2.

Организационно -практический

Сентябрь 2021г. –май 2022г.

1.Формирование и апробация механизмов взаимодействия педагогов и детей с ОВЗ.

2.Формирование и деятельность рабочей группы по вопросам коррекции проекта по работе с детьми с ОВЗ в образовательном пространстве ДШИ.

3.Формирование информационных банков по результатам реализации проекта.

3.

Заключительный

Июнь - декабрь 2022г.

1.Обобщение и анализ результатов деятельности ДШИ по коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в дополнительном образовании.

2.Подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта, оценка его результатов и распространение опыта работы Детской школы искусств.

Механизм реализации проекта

1.Организационно-управленческое обеспечение:

  • создание рабочей группы по разработке проекта;
  • создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах, проживающих в промышленном районе г. Самары;
  • формирование нормативно-правовой, методической баз;
  • мотивация педагогов к участию в данном проекте;
  • приобретение и распространение в ДШИ различных изданий по образованию детей с ОВЗ;

2.Методическое обеспечение:

  • организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;
  • обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечению образования детей с ОВЗ;
  • проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов;
  • разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования детей с ОВЗ;
  • внедрение в практику работы ДШИ новых форм и методов деятельности педагогов с детьми с ОВЗ;
  • создание информационных стендов по организации образования детей с ОВЗ в ДШИ.

3.Психолого-педагогическое обеспечение:

  • сотрудничество с социально-психологической службой ДШИ с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам и их родителям;
  • проведение конференции по теме «Актуальные вопросы образования детей с ОВЗ» на базе ДШИ с привлечением специалистов;
  • подготовка и публикация на сайте материалов по вопросам педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации;
  • мониторинг хода реализации проекта (проведение анкетирования среди детей, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки проекта);

4.Взаимодействие ДШИ с родителями:

  • организация и проведение различных конкурсов среди воспитанников и их родителей по правовым вопросам;
  • творческие мастерские (родители + дети);
  • родительские мастер-классы (обмен опытом) по адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательном пространстве.

5.Взаимодействие с воспитанниками:

  • организация обучения по индивидуальным образовательным маршрутам по выбору ребенка на базе ДШИ или на дому;
  • организация и проведение в ДШИ различных совместных мероприятий среди воспитанников;
  • акции «Напиши письмо другу»;
  • новогоднее поздравление ребенка-инвалида, украшение комнаты, окна в комнате;
  • «Моя жизнь» - стенгазета о ребенке, его увлечениях, достижениях.

В работе с детьми предполагаются различные формы работы:

  • индивидуальные и групповые занятия с детьми, методом творческой реабилитации: сказкотерапия, драмотерапия, изотерапия;
  • встречи с интересными людьми;
  • организация и проведение выставок творческих работ;
  • праздники, концерты, развлекательные мероприятия;
  • тренинговые занятия с детьми, с родителями, с привлечением специалистов;
  • обучающие занятия для родителей определенным приемам и методам работы, необходимым для занятий в домашних условиях.

Задачи творческой реабилитации:

  • создание благоприятной микросреды;
  • актуализация желания ребенка работать с конкретным педагогом;
  • исходя из диагноза, особенностей ребенка оказать ему помощь в выборе предложенных материалов для работы, провести презентацию материалов;
  • диагностика удовлетворенности ребенка своей деятельностью на занятиях;
  • приспособление ребенка к жизни и труду.

В практике специального образования широко используется термин «артпедагогика». Данная технология является приоритетной в обучении детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования.

Основные функции артпедагогики:

  • Культурологическая(обусловленная развитием человека на основе освоения им художественной культуры).
  • Образовательная (обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театральной, игровойдеятельности).
  • Воспитательная (формирующая нравственные, эмоционально эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности).
  • Коррекционная (содействующая коррекции и компенсации недостатков в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер: активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ, его творческих проявлений в разных видах художественной деятельности).

Используя методы артпедагогики и элементы арттерапии – сказкотерапии, драмотерапии, изотерапии на занятиях с детьми с ОВЗ, должны соблюдаются определенные условия:

  • Равные, партнерские отношения, взаимодействие на горизонтальном уровне, на уровне глаз.
  • Исключается любая агрессивность по отношению к ребенку.
  • Не приемлемы указания, команды, требование, принуждение.
  • Пространство, в котором проходит деятельность должно ощущаться ребенком как комфортное.
  • Исключается любая критика и оценивание действий и поведения ребенка.
  • Ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности и работать в собственном темпе.
  • Ребенок вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств или коллективного обсуждения.

Ожидаемые результаты

При условии успешной реализации данного проекта:

1)Создана модель образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования.

2) Повышен профессиональный уровень компетентности педагогов в области коррекционной работы с детьми с ОВЗ и их социализации.

3)Наблюдается успешная социализация ребенка в условиях дополнительного образования.

4)Обобщен и распространен опыт педагогов на муниципальном, региональном уровнях.

5) Создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями.

6) Повышена информационная компетентность родителей детей с ОВЗ.

7) Разработаны методические рекомендации по теме проекта.

Оценка результатов

Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта:

  • Наличие и эффективность модели взаимодействия педагогов, специалистов и родителей в коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в условиях дополнительного образования.
  • Доля педагогов, повысивших профессиональный уровень в области коррекционной работы с детьми с ОВЗ и их социализации.
  • Доля детей с ОВЗ, у которых наблюдается положительная динамика в оздоровлении и социализации.
  • Доля педагогов, участвующих в мероприятиях по обобщению и распространению собственного опыта в области коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации.
  • Доля детей с ОВЗ, чувствующих себя комфортно в ДШИ.
  • Доля родителей повысивших информационную компетентность в социализации детей с ОВЗ.

Условия реализации проекта

Нормативные условия:

- банк нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность учреждения дополнительного образования;

- разработаны локальные акты ДШИ, регламентирующие образовательную и воспитательную деятельность ДШИ в проектируемой области.

Кадровые условия:

- достаточный уровень образовательной и квалификационной подготовки сотрудников ДШИ;

- своевременное прохождение курсовой переподготовки;

- низкая текучесть кадров;

- возможность введения в штатное расписание дополнительных ставок специалистов (психолог).

Финансово – хозяйственные и материально – технические условия:

- стабильность бюджетного и внебюджетного финансирования;

- наличие основной материально – технической базы.

Методические условия:

- наличие УМК в соответствии с проектируемым направлением.

Условия информационного обеспечения:

- наличие Интернета и сайта ДШИ.

Дальнейшее развитие проекта

Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Возможные риски

К возможным рискам относим:низкая активность родителей в обращении к услугам дополнительного образования;недостаточный опыт работы педагогов с детьми-инвалидами;отсутствие в детской школе искусств специалистов по профилю нарушения (психолог, сурдопедагог, тифлопедагог и др.);отсутствие специального оборудования для организации образовательного процесса для детей с ОВЗ.

В качестве путей преодоления можно рассматривать оснащение образовательного учреждения специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием; прохождением курсов повышения квалификации или стажировкой работников по профилю заболеваний детей с ОВЗ, заключение договоров сотрудничества со специалистами.

Информационное сопровождение проекта

О ходе реализации проекта информация размещается на страницах сайта ДШИ, на страницах школьной газеты «Младость». Особое внимание необходимо уделять корректности в преподнесении информации, не ущемляя чувств и достоинств детей с ОВЗ и их родителей.

Преимущества данного проекта: доступность, актуальность, возможность эффективного использования способов воспитательного воздействия. Проект может рассматриваться как один из шагов в комплексе мероприятий по работе с детьми с ОВЗ не только со стороны дополнительного образования, но и со стороны органов местного самоуправления, от которых напрямую зависит развитие проекта.

Перспективы развития проекта

Практически в каждом населенном пункте есть дети с ОВЗ, которые требуют особого внимания и нуждаются в специальном обучении.

Перспектива развития социально-педагогического проекта заключается в возможности использования нашего опыта в образовательных учреждениях дошкольного и начального школьного образования. Воспользовавшись данным проектом, коллеги смогут адаптировать его к имеющимся условиям и активно применять его у себя.

Создание доступной, безбарьерной среды – одна из главных задач всех муниципальных образований. И возможно, что в скором времени можно будет увидеть, что в нашем селе дополнительно появятся вспомогательные сооружения, которые помогут маломобильным людям получить равные возможности со здоровыми людьми.

Известно, что в России сейчас не лучшие времена. Но они никогда не наступят, если ничего не делать. Есть уверенность, что данный проект станет одним из звеньев цепочки добрых дел, которые помогут маленьким гражданам прожить детство без границ.

Большинство задач решается удивительно просто: надо взять и сделать!

Список литературы:

1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. - М.:ТЦ Сфера,2008.

2. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми.- М.: АРКТИ,2002.

3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа для детей с нарушением зрения. – М.: Издательство «Экзамен»,2006.

4. Казина О.Б. Весёлая физкультура для детей и их родителей. -Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2005.

5. Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М.: АСТ; СПб.: Сова,2005.

6. Плаксина Л.И.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). М.: Экзамен, 2003.

7. Рубан Э.Д. Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях: реальные методы и упражнения. – Ростов н/Д: Феникс,2009.

8. Сековец Л.С. Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушениями зрения. Комплексы упражнений. Подвижные игры. Гимнастика. – М.: Школьная Пресса, 2008.

9.Ситкина И.Г. Создание клуба для детей и родителей как вариант комплексной психолого-педагогической помощи. - «Бюллетень», №3, 2004

10. СысоеваИ.М.Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ.-Новосибирск: Интернет – ресурсы.

11. Статья «Творческая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования» - Интернет - ресурсы