ДОКЛАД НА ТЕМУ «УЛИЧНЫЕ ТАНЦЫ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ»
Хип-хоп танец развивается уже довольно давно с 1980 годов, и по сей день интерес к этому танцу не угасает. Ведь хип-хоп для молодежи стиль жизни, а танец привносит в мир человека гармонию, драйв, энергию. Люди находят новых друзей, общаются, делятся новыми задумками. Танец помогает обрести уверенность в себе. В каждом танце будь то классический или народный есть основа, базовые движения, так и в хип-хопе есть своя база. Этот танец состоит из грува, баунса, и движений. Грув или состояние - это то, как ты чувствуешь музыку и как ее передаешь; грув у танцоров индивидуален, ведь каждый танцор слышит музыку по-разному. Баунс - это движение коленями, они всегда должны быть мягкими. Конечно, в хип-хопе есть базовые движения, «степы». Их достаточно много, более сотни движений. Они нужны для того, чтобы знать, как может двигаться твое тело, для наработки техники исполнения.
Немаловажное значение в этом танце имеет импровизация. На турнирах («баттлах»), танцор должен импровизировать, создавать свой собственный танец, в котором он может отразить все свои чувства, эмоции. Главное, чтобы его движения были в стиле хип-хопа.
Особенность хип-хоп танца состоит в том, что танцуем мы не под слова или мелодию, а под бит, который спрятан чаще всего под разными звуками - в самом низу. Бит - и есть основы хип-хоп музыки. Нужно научиться слышать, тело начинает понимать бит, и тогда можно считать, что первый шаг сделан.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ulichnye_tantsy.docx | 47.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД НА ТЕМУ
«УЛИЧНЫЕ ТАНЦЫ, КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ В ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ ИСКУССТВЕ»
Составитель: Мирошниченко
Ирина Владимировна
педагог дополнительного образования
Магнитогорск 2020
Введение.
Исследований по данной теме немного, большинство из них касается современной хореографии, которая включает в себя уличные танцы. В числе авторов, работающих в данной области, можно выделить таких как В. А. Луков, исследовавший общие вопросы хип-хоп культуры, В. Образцов, предложивший упражнения и техники для развития фристайла (свободной импровизации), А. Бамбаатаа - основатель хип-хоп культуры, исследователь, танцор, Ил Козби, Mr. Wiggles и Buddha Stretch, Дон Кэмбелл и другие.
Однако уличные танцы стремительно развиваются, поэтому теория отстает от практики.
Глава 1. Понятие, история возникновения и развития уличных танцев.
1.1 Понятие каждого стиля танцев, их основы.
Одним из направлений современного хореографического искусства являются уличные танцы. Понятие уличный танец (street dance) включает в себя несколько стилей, которые развивались вне стен танцевальных студий, на улицах, в школах и клубах. Уличный танец поощряет использование импровизации, контакта со зрителем, взаимодействия между танцорами. Этот стиль танца отличается свободой движений и форм, что позволяет танцорам самостоятельно развиваться и экспериментировать, создавая уникальные индивидуальные рисунки. Большое значение имеет музыка, задающая различные танцевальные направления, а также эмоции и ощущения, на которые опирается танцор.
Для танцора данного направления главное - публика, взаимодействие и общение, позволяющие получить максимум «драйва» (эмоциональной подачи, энергии), без которого уличный танец не может существовать. Также нужно помнить, что, хоть современные танцевальные стили и любят импровизацию, мастерство исполнителя главным образом оценивается качеством выполнения им базовых элементов, которые идут в сочетании со «стайлом» - придуманными танцором элементами.
Стилями уличного танца являются хип-хоп, паппинг, брейк-данс, локкинг, хаус. Рассмотрим наиболее распространенные из них более подробно.
Хип-хоп танец развивается уже довольно давно с 1980 годов, и по сей день интерес к этому танцу не угасает. Ведь хип-хоп для молодежи стиль жизни, а танец привносит в мир человека гармонию, драйв, энергию. Люди находят новых друзей, общаются, делятся новыми задумками. Танец помогает обрести уверенность в себе. В каждом танце будь то классический или народный есть основа, базовые движения, так и в хип-хопе есть своя база. Этот танец состоит из грува, баунса, и движений. Грув или состояние - это то, как ты чувствуешь музыку и как ее передаешь; грув у танцоров индивидуален, ведь каждый танцор слышит музыку по-разному. Баунс - это движение коленями, они всегда должны быть мягкими. Конечно, в хип-хопе есть базовые движения, «степы». Их достаточно много, более сотни движений. Они нужны для того, чтобы знать, как может двигаться твое тело, для наработки техники исполнения.
Немаловажное значение в этом танце имеет импровизация. На турнирах («баттлах»), танцор должен импровизировать, создавать свой собственный танец, в котором он может отразить все свои чувства, эмоции. Главное, чтобы его движения были в стиле хип-хопа.
Особенность хип-хоп танца состоит в том, что танцуем мы не под слова или мелодию, а под бит, который спрятан чаще всего под разными звуками - в самом низу. Бит - и есть основы хип-хоп музыки. Нужно научиться слышать, тело начинает понимать бит, и тогда можно считать, что первый шаг сделан.
Не нужно играть с музыкой! Нужно стать музыкой, превратитесь в нее! «Elite Force Crew»
Это динамичный танцевальный стиль, сочетающий в себе акцентирование отдельных частей тела (головы, рук и ног) и элементы движений из повседневной жизни. А еще - мягкость, расслабленность, развязность. Хип-хоп был придуман в Америке как танец свободы и противопоставления себя всему миру. Именно поэтому в хип-хопе свободно все, начиная от движений и заканчивая одеждой.
«Предком» танцевального хип-хопа является африканский джаз. В хип-хопе присутствует некая «расслабленность», движения как бы обращены в пол. Это объясняется тем, что у африканских народов Бог находится в земле, а не на небе. Поэтому поклоняются ему, обращаясь к земле. Отсюда низкая посадка корпуса и всегда немного расслабленные колени в танце. Первым музыкальным сопровождением были барабаны или тантьемы, поэтому и хип-хоп в дальнейшем получил хорошую ритмическую основу. Хип-хоп танец оказался настолько гибким, что он готов принимать в себя все новые и новые элементы и стили, будь то латина, джаз, модерн, сальса, bellydance и другие стили.
Чтобы танцевать хип-хоп нужно освоить базу, затем строить вариации базовых шагов и оттачивать технику исполнения. У танцора должна быть своя собственная, индивидуальная манера исполнения, узнаваемая окружающими. Нужно создавать новые движения, для формирования своего стиля. Появление новых движений непосредственно связано с чувством. Изменение чувства ведет к появлению нового движения и, как следствие, непрерывному развитию танца. Изменения чувств могут создать абсолютно новую форму танца.
Брейк-данс. Брейк включает в себя четыре основных направления.
1. Toprock (Shuffle) - вертикальная работа ногами. Этот танец очень индивидуален, так как каждый танцор придумывает себе свой toprock.
2. Downrock (Footwork) - совокупность движений ногами, упираясь руками в пол. (sixstep и т.д.). В простонароде - «дорожки». Переход из Топрока в Даунрок называется Godown.
3. Freezes (фризы или триксы) - фиксация би-боя в одном положение, на одной или двух руках, иногда с головой. (например, chair, airbaby, флажок и т.д.)
4. Powermove - ключевое слово этого направления - вращение, самые зрелищные элементы брейк-данса. Имеются заимствования из гимнастики и акроботики. (windmill (гелик, вертолет), headspin, turtle, backspin, swipes и т.д.) Деление брейк-данса на верхний и нижний - весьма субъективно. То есть оно нужно скорее для восприятия.
Ни в коем случае не надо думать, что все эти стили отдельные, и каждый би-бой выбирает для себя один. Это не так. Почти все стили брейк-данса можно соединить в один. А также можно добавлять другие стили танцев, но делать их в манере брейка. Так вот, каждый би-бой смешивает то, что он хочет. Любые элементы. И тогда у него получается Style. Стайл - уникальный стиль, манера каждого би-боя.
Музыка для брейк-данса. Изначально музыка для брейкинга представляла собой ремиксы популярных хип-хоп треков. Ремикс заключался в ускорении темпа (подходящего для брейка). Позже появился стиль, специально созданный для брейка. Он называется брейк бит. Его придумал DJ Kool Herc. Этот легендарный ди-джей жил в Бронксе и часто крутил пластинки на различных уличных «тусовках». Между прочим, он и придумал слово B-boys, сокращенное от break boys (парни, танцующие под ломанные ритмы музыки). Также неизбежен и тот факт, что би-бои сами подстраивались под ранее существовавшую музыку. Например, Powermove неплохо танцуется под Funk.
Как би-бои выясняют отношение по критерию: «Кто круче?»
Еще издавна танцоры соревновались между собой, вызывая друг друга на баттлы. Battle заключался в том, что каждый би-бой по очереди выходит и показывает, что он умеет. Затем судьи объявляют победителя. Существует много соревнований по брейк-дансу. Есть командные (BOTY), есть 1 на 1 (RedBullBCOne). Победа важна во всех. На данный момент очень распространены баттлы по одному стилю, т.е. либо мув, либо футворк и т.д.
Вот десять заповедей баттла от Rock Steady Crew
· Не спать
· Никогда не показывать весь свой «арсенал» движений
· Никогда не делать движения, которые еще не отточены
· Не использовать несколько «выходов» за один раз
· Никогда не повторять движения противника (обычно список исключений составляют те случаи, когда после повтора вы дополняете мув своего противника эффектной концовкой)
· Меньше слов, больше сосредоточенности
· Баттл выигрывает не движение, а мысль
· Если это баттл - дай знать об этом, воздействуй на бессознательное
· Keep your eye on the prize (Не держи взгляд у себя под ногами)
· Умей принять свое поражение.
Lokking или Кэмпбеллоккинг, как его еще называют, это форма танцевального искусства, включающая импровизационные позиции, называемые «замками» (locks), созданная Доном Кэмпбеллом в ночных клубах Лос-Анджелеса в начале 1970-х годов. Этот танец и его субкультура быстро вошли в моду и довольно скоро стали хитом программы нового танцевального телешоу в Америке под названием «Soul Train». Некоторые из танцоров демонстрировали быстрые «запирающие» (locking) и «указывающие» (pointing) движения наряду с хлопками руками (slaps, claps, giving five) и шпагатами (splits).
Локкинг - это комический стиль танца. Чем более нелепо и смешно выглядят движения танцора, тем более ценится его мастерство. Однако, нельзя забывать, что, если танцор пытается только рассмешить публику, а базовые движения локкинга при этом не исполняет, это уже не локкинг, а «клоунада». В этом танце есть базовые движения, которые нужно исполнять, но при этом необходимо привнести в танец иронию и комичность.
Одевается танцор локкинга своеобразно. Локкер носит полосатые гетры, которые по длине могут достигать колена. Полосатые штаны, которые, как правило, заправляются в гетры. На голове - береты. В гардеробе локкера, также, присутствуют классические жилеты. Как видно, уже в одежде у танцора локкинга много нелепого и смешного, что способствует подчеркиванию всей стилистики танца.
Отличительные черты локкинга: различные фишки с киданием рук, резкие движения, разнообразные прыжки, петли руками, фишки с покачиванием ногами и руками и т.д.
Основные движения локкинга, которые являются его базой:
Lock - «замок», - основное движение танца;
Pace - определенное, характерное для локкинга, сложение кистей рук в форме бинокля;
Point - локкер указывает на кого-то пальцем;
Wrist roll - крутящие движения вверх - вниз запястьями.
Существует еще множество базовых движений локкинга, например, таких: Double lock; Stop and go; Scooby doo; Skeeter Rabbit; Wich-a-way; Funky chicken; The Watergate; Funky Broadway; Scoo box и другие.
Танец хоть и приверженец импровизации, все равно он всегда основывается на базовых движениях. Мастерство танцора в первую очередь определяется качеством исполнения базовых элементов. Придуманные для себя элементы танцором называются «стайлом», но танцор должен исполнять «стайл» только в симбиозе с базовыми движениями. Таковы правила.
Локкер должен уметь собирать из множества мелких деталей (базовых движений), большую конструкцию под названием «танец». Чем интересней и гармоничней будет эта конструкция - тем профессиональнее танцор. Мастерство локкера также определяется умением импровизировать под любую музыку, играющую в тот или иной момент, и умением быстро становится в «замок», если музыка случайно обрывается.
Локкинг танцуется только под музыку фанк. По поводу выбора музыки исключения не допускаются. Взаимосвязь фанка и локкинга очень крепка. Локкер при исполнении танца должен передать энергетику и насыщенность музыки фанк. Не случайно всплеск интереса к локкингу всегда совпадает с взрывом популярности фанка. Локкинг без фанка не существует. Локкинг, как и музыка фанк, позитивен. Хорошее настроение - обязательное условие исполнения танца. Локкер всегда с улыбкой на лице.
Popping. Это стиль танца, как мы уже знаем зародился он в Америке, создателем его является Сэм Соломон. Как и в любом танце, в паппинге присутсвует кач, движения и pop. Обычно pop делается в конце движения, редко в начала. Pop - это быстрое сокращение и расслабление мышц в бит музыки. Акценты бывают разные:
· Pop/ Hit
· Double Hit
· Triple Pop
· Dime Stop
· Tick
· Strut
· Strobe и др.
В этом танце, как и в других есть своя база, основа. Так же есть подстили, такие как: Scarecrow, Toyman, CreazyLegs, SleepyStylе, Puppet, Spiderman, Strobbing, Animation, Robot, Botting и другие.
Особенности танцевального направления паппинг проявляются и в одежде. В нарядах паппера наблюдается тяга к классическому стилю: традиционными элементами артиста являются шляпа, туфли, рубашка в горизонтальную полоску, пиджак. Со временем классический вариант одежды паппера претерпел изменения, но шляпа осталась непременным и неоспоримым атрибутом танцоров.
Паппинг танцуется под музыку с прямым и четким ритмом, размер 4/4, 90 - 120 ударов в минуту. Сильный акцент на второй такт. Пап обычно выполняется либо на каждый счет, либо на второй. Танцор так же может следить за музыкой более свободно, исполняя пап в разные звуки музыки.
1.2 История возникновения уличных танцев.
Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Неформальные объединения и движения молодежи имеют определенные функции. Одной из главных является возможность самореализации, т.е. субъективного воплощения. Это приводило к возникновению новых музыкальных направлений, в которых каждый мог себя выразить, само реализовать. Таким направлением в музыке является и хип-хоп. Вообще-то хип-хоп это не просто музыка, это целая культура, включающая в себя: реп, граффити, танец.
Хип-хоп зародился в Южном Бронксе - черном гетто Нью-Йорка. Правда, слова «hip-hop» тогда еще не было - DJ Африка Бамбаатаа выдумал его пять лет спустя, когда повзрослевшая культура уже нуждалась в общем названии.
В Бронкс в 1967 году приехал из Ямайки Clive Campbell, получивший прозвище Кул Херк (Kool Herc). Он считается одним из основателей хип-хопа. Кул Херк стал тем, что позднее получило название «ди-джей». На Ямайке ди-джей был «хозяином» музыкальной системы, вокруг которой складывалась молодежная жизнь. Он сам устраивал вечеринки, произносил в микрофон интересные «речи-маевки». Вскоре его стали называть МС («master of ceremony» - «эм-си» мастер церемонии) - он подбирал пластинки, проигрывал, анонсировал их. А когда ди-джей стал помимо анонсирования произносить под музыку ритмические тексты, это стало называться словом «рэп». Кул Херк не проигрывал поп-хиты, он предпочитал более жесткий черный фанк типа Джеймса Брауна, соул и ритм-энд-блюз. Влияние Кул Херка с подобными вечеринками распространялось и вскоре он, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa и Grandmaster Caz начали играть на вечеринках по всему Бронксу, а также в Бруклине, Манхэттене. Вскоре Кул Херк для удобства танцоров начинает повторять инструментальные перерывы - так называемые брэйки- между куплетами, во время которых на танцпол выходили танцоры и показывали свое мастерство. Кул Херк отметил энтузиазм танцоров к таким брэйкам и придумал термин «B-Boy» (би-бой), «Breakboys» - для тех, кто движется в манере брэйка, а сам танец получил название breakdancing. «Эм-си» стало синонимом рэпа уже тогда, когда рэпперами сделались не только ди-джеи, а и исполнители, умеющие двигаться в специальной хип-хоповской манере. В конце 60-х брэйк существовал в виде двух самостоятельных танцев - нью-йоркского акробатического стиля, который у нас называется нижним брэйком, и лос-анжелесской пантомимы (верхний брэйк). Этот стиль положил начало танцевальным соревнованиям. В конце 70-х произошло расширение влияния и географии брейк-данса, сначала в Нью-Йорке: в районах Harlem, Bronx, Queens начали выступать ди-джеи и брэйкерские группы. Начались «сражения» между ди-джеями, соревнования танцоров. Различные уличные «шайки» танцоров стали известными как брэйкинг-команды, которые практиковались, выступали вместе, развивали свое мастерство.
Все это привело к положительным результатам. Брейк-данс требует от танцора хорошей физической формы, поэтому молодежь в Америка стала меньше употреблять наркотики, курить и пить. Снизилась агрессивность разборок между уличными группировками, отрицательная энергия реализовывалась в другой мирной форме. Хип-хоп культура представляла политически мотивированную альтернативу преступлениям, насилию. Хип-хоп оздоровил обстановку в криминальных кварталах Нью-Йорка. Музыка и танец по истине являются универсальным средством для преодоления барьеров между людьми! Бамбаатаа даже заявлял, что когда они создавали хип-хоп культуру, то создавали ее, думая и надеясь, что эта новая идея будет стоять рядом с понятиями мир, любовь, братство, дружба, единство, чтобы люди могли уйти от того негатива, который заполнял улицы. И, несмотря на то, что негативные вещи все еще случались, хип-хоп культура, прогрессируя, играет большую роль в разрешении конфликтов, а также все больше укрепляет свое положительное влияние.
Один из основателей хип-хоп культуры Африка Бамбаатаа сформировал свою собственную брэйкерскую команду под названием Zulu Nation, которая в конечном итоге выросла в организацию и включала в себя рэпперов, ди-джеев, граффити-художников, танцоров. Zulu Nation наряду с другими командами способствовала популяризации брейк-данса. Бамбаатаа включал в хип-хоп культуру 5 элементов: MC'инг(рэп), ди-джеинг, граффити, танцы (Breaking, ,Hip-Hop, Popping, Locking) и знания. Последний пункт по его ощущению означает, что существует недостаток знаний о хип-хоп культуре.
Popping и Locking это танцы, которые появились до брейк-данса и хип-хопа, но они так же зародились на улицах Америки.
Локкинг - это целая субкультура танцевального искусства. Это один из самых позитивных фанковых стилей танца. Отличается шуточно - комической манерой исполнения, большую роль в нем играют пантомима и мимика. Локкинг переполнен эмоциями, динамичными и четкими движениями.
Стиль Локкинг называют еще Кэмпбеллоккингом, потому как история создания этой формы танцевального искусства происходит от одного человека по имени Дон Кэмпбелл. Он родился в 50 годах в США, в штате Миссури, детство и большая часть жизни его прошла в Лос-Анджелесе. Уже с детства Дона считали немного чудаковатым. Он был очень любознательным и творческим мальчиком. Постоянно носил с собой бумагу и карандаш, наблюдал и делал постоянные зарисовки природы, людей, событий. Свое хобби он не покинул и будучи уже довольно взрослым. Напротив, он даже зарабатывал этим, делая наброски портретов людей в одной Лос-Анжелеской кафешке. Там же он наблюдал за танцующими детьми, мечтая и самому научиться танцевать, а еще лучше - открыть свой танцевальный стиль. Зная такое его желание, друзья Дона помогали осваивать ему движения из разных стилей, учили его танцевать. И в один из вечеров благодарный Кемпбелл решил всем продемонстрировать то, чему он научился. Это произошло на студенческой дискотеке. Он вышел в круг и начал воспроизводить все движения подряд из всех стилей, что помнил. Если же забывал, какое движение идет за другим, он останавливался, замирал, вспоминал - и продолжал дальше. Именно тогда к нему подошел лучший танцор колледжа и назвал Дона «Кемпбелл - лок», что значит «замок», «стопор». Дона это нисколько не смутило, наоборот раззадорило, и он продолжил и дальше танцевать в той же манере. Уже тогда он решил, что все недостатки его танца нужно превратить в его достоинства, сделать это стилем.
Так комические и нелепые движения стали базовыми элементами локкинга. Его главной идеей стал огромный позитив, постоянная импровизация, комические костюмы, смешные позы, и самое главное - эти всеми узнаваемые остановки «замки», с которых, собственно, и началось развитие этого танцевального искусства. Это было в начале 70-х годов прошлого века.
Дон постоянно развивал свое искусство, регулярно участвуя в танцевальных соревнованиях, телепередачах, фестивалях, шоу. Со временем у него появилось множество последователей и учеников, благодаря которым локкинг стал широко известным очень широкой публике. В процессе своего творческого роста Дон Кемпбелл организовывал несколько своих творческих групп, с которыми выступал и гастролировал по стране. Она из них «The Lockers», которая объединила в себя лучших танцоров - импровизаторов этого жанра, и стала наиболее динамичной, яркой, и влиятельной группой в истории современного танца. Шли годы, популярность локкинга в Америке то возрастала, то затухала, группа периодически обновлялась, менялся состав участников, но именно, благодаря ее новому поколению участников, о локкинге, как о танцевальном феномене, узнал весь мир.
В 80-е годы о локкинге узнала Япония, в 90-2000гг., локкинг стал известен во Францию, за ней о нем узналився Европа, Корея и страны СНГ. Локкинг стал не просто танцем, а стилем жизни, манерой двигаться, разговаривать. У локкеров свой особенный стиль одежды - береты, штаны на подтяжках, яркие галстуки, полосатые носки, белые перчатки.
Popping зародился в городе Фресно, его основателем считается Boogaloo Sam. Сэм неоднократно видел выступления команды «The Lockers», которые всегда вызывали у него огромный интерес, и вот после очередного такого выступления, у Сэма появилось желание создать что-то свое, свой собственный стиль, непохожий ни на кого. Он стал пытаться повторить увиденные движения, придумывать свои, соединять их. Название для того стиля, который из этого всего получился, Сэм решил взять из названия песни Джеймса Брауна «Do The Boogaloo». Так этот стиль получил название «Boogaloo». Вскоре после этого Сэм придумал еще один стиль, танцуя который он делал сокращение мышц в конце каждого движения, и проговаривал при этом слово «пап» (pop). Так за этим стилем закрепилось название «Popping». Сэм находил и придумывал все новые движения, копировал уже известные ему и добавлял в них «pop», тем самым все больше развивая базу стиля. Впоследствии, Сэм начал соединять оба стиля - «Boogaloo» и «Popping» - в танце.
В 1977 году, в городе Фресно (штат Калифорния), Boogaloo Sam решает собрать свою команду танцоров, что у него успешно получается. Так появляются «The Electronic Boogaloo Lockers», которую Сэм назвал так, будучи во многом под впечатлением от, всем известных, «The Lockers».
В состав «The Electronic Boogaloo Lockers» вошли: Boogaloo Sam, Slide (Nate), Robot Joe, Toyman Skeet, Tickin Will, Twist-O-Flex Don, Ant Man.
Каждый из участников команды придумывал свой собственный стиль или элемент. Именно так паппинг обогатился различными и подстилями. В 1978 году Сэм переехал на Лонг Бич (Longbeach) в штате Калифорния. Там он решил обучить паппингу и бугалу своего младшего брата, которого звали Тимоти Соломон. Впоследствии Тимоти стал известен миру как Poppin Pete. Он принес в развитие паппинга очень многое из того, что нам известно сейчас. И по сей день, он придумывает и развивает оригинальную базу паппинга и бугалу. После, в 1978 году, поменялся состав команды и ее название. Фактически это была новая группа и, как следствие, поколение танцоров. Сэм назвал ее «The Electric Boogaloos». В состав The Electric Boogaloos вошли: Boogaloo Sam, Popin Pete, Tickin Deck, Robot Dane, Puppet Boozer, Creepin Sid, Scarecrow Sculley, Darryl (King Cobra), Geogre (King Rattler) Рост популярности стиля Popping. В 80-х паппинг завоевал массы и стал очень популярен. Образовывались все новые команды, проводились турниры. Паппинг вышел за пределы США. Люди во всем мире пытались повторить немыслимые движения; двигаться, как робот и пускать волну по всему телу. Немаловажную роль сыграл в этом певец и танцор Майкл Джексон, который набирал тогда бешеную популярность. Он использовал в своих клипах и шоу многие движения из паппинга. Но это повлекло за собой и некоторые проблемы, главная, из которых, заключалась в том, что недостаточная информированность людей в других странах привела к неправильному толкования данного стиля. Они не знали точных названий движений, истории и т.д. Так появился некий стиль «Electric Boogie» (Электрик Буги). Не информированные люди так называли паппинг, используя только самые яркие его стили, такие как глайдинг, вэйвинг, таттинг и робот, даже не догадываясь о существовании базовых элементов, таких, как «Fresno», «Oldman» и т.д.
Падение интереса к стилю Popping. К тому времени популярность стал обретать и стиль танца, с ярким названием брэйк данс. Начали проводиться турниры по этому стилю. В круг, на этих соревнованиях, также стали выходить представители локкинга и паппинга. Правда, в основном это были папперы, потому что локкинг, к тому времени, потерял свою актуальность. Так паппинг закрепился в кругах танцоров брейк-данса. Со временем менялись поколения танцоров. В конце 80-х годов, паппинг все больше уходил на задний план. Танцоров паппинга уже крайне редко можно было увидеть на ТВ, а сам стиль все больше углублялся в сферу брейка. Фанк выходил из моды. Popping начинали танцевать под новый, только что появившийся тогда музыкальный жанр «Electro». Стиль становился все более «не танцевальным».
Возрождения стиля Popping. Свое второе дыхание паппинг получил в начале 2000-х. Первые предпосылки к этому пошли из Франции. Эта страна всегда славилась своими сильными фанковыми стилями. Также очень многое на протяжении всех этих лет для поддержания и развития делали The Electric Boogaloos, состав которых к сегодняшнему дню изменился.
Сейчас в составе команды лишь 7 человек:Boogaloo Sam, Popin` Pete, Skeeter Rabbit, Suga Pop, Mr.Wiggle, Jazzy J,Shonn Boog
1.3 Зарождение и становление уличных танцев в России.
В Россию культура брейк-данса пришла через Прибалтику и шла не по географическим пунктам, а через сердца людей про которых в этом рассказе вы и узнаете. Людей, кто, пропуская брейк-данс через свое сердце, отдавал в мир так много и так красочно, что заразил этой культурой очень многих и естественно вошел в ее историю. Как и в случае с Европой, катализатором стали фильмы о танцах. Однако, существование железного занавеса, и, как следствие, скудности информации, привело к медленному развитию уличных танцев в нашей стране. В то время как Африка Бамбаата и «Rock Steady Crew» колесили по всему миру, демонстрируя хип-хоп от самих создателей, в СССР могли попасть лишь редкие кассеты с записью фильмов. Видеомагнитофонами обладали единицы - дипломаты, высокопоставленные чиновники, поэтому брейк-данс у нас в стране зародился в среде «золотой молодежи» и «особо приближенных» к ней. Интересную шутку сыграло отсутствие корректной информации о самой культуре, показанной в фильмах. В кинокартинах изображалась идеализированная сказка, имеющая малое отношение к уличной действительности в Америке. Именно эта романтическая атмосфера заразила наших подростков, заставляя поверить в красивый миф, показанный на экране видеомагнитофона. Брейк-данс стал чем-то невероятным и фантастическим, какой-то немыслимой свободой, параллельной реальностью внутри советской действительности.
Сложилось так, что в Прибалтике влияние Европы было намного сильнее чем в Питере или Москве. И первые шаги по СССР брейк-данс делал именно по Прибалтике примерно в конце семидесятых, начале восьмидесятых. Одним из самых ярких танцоров того периода был Геру Лайтис. Он же один из тех, кто привез брейк-данс в Москву.
В середине 80-х брейк-данс являлся показателем «крутости» у молодежи. Соответствующий «прикид» добавлял общее представление о человеке. Тренировались в те годы в домах культуры «Правды», «Парижской Коммуны» и «Комсомольца и школьника». Вечером тусовались в танцевальных клубах и кафе («Молоко», «Времена года», «Резонанс», «Кронштадт»). В летнее время года обязательным было посещение Арбата, культового места для многих московских би-боев. К 1987 году брейк-данс обрел всесоюзный масштаб. Стали проводиться различные фестивали и баттлы. В России соревнования проводились в таких городах как Москва, Ленинград, Черноголовка и Нижний Новгород. В Белоруссии, в Витебске, а также в Прибалтике. Два самых крупных, ярких и запомнившихся фестиваля Breiks'87(Рига), Modern tants'87(Таллинн).
Соревнования длились несколько дней и даже транслировались на местном телевидении. В то же время почти во всех, выше упомянутых городах образовывались сильные танцевальные коллективы. В Таллинне «Лаборатория импульсов», Риге «120/80», Ленинграде «Белые перчатки», «Тодес» и «Bad balance «. В Москве в то время было много больших и малых коллективов, участники которых кочевали из одной команды в другую. К большим и значимым коллективам того времени можно отнести «Магический круг» и прежде всего «Меркурий».
Самый известный член команды «Меркурий» Артур Игнатов начал танцевать в 1986 году. Первая его команда называлась «Зеркало». В ее составе в 1987 году выступил на фестивале в ДК «Каучук», где взял приз зрительских симпатий. Здесь же его заметили Смолин и Захаров из группы «Меркурий» и поставили условие: хочешь быть в команде, становись чемпионом по союзу, то есть первым. Кстати «Меркурий» в то время была единственной командой, танцоры которой обеспечивали себя танцами, да и репутация у коллектива была как у команды чемпионов.
Итак, 16-ти летний Артур начинает усиленно заниматься, часто выступать на всевозможных джемах и чемпионатах. Клуб «МОЛОКО» (Москва, старая олимпийская деревня) в то время был очень моден и почти все время на дискотеки клуба приходили танцоры, собирались круги, проводились джемы, где выяснялось кто на сегодняшний день самый лучший.
Из интервью Антона Климата: Артур, как тренировался в то время? Вообще, как получалось, что каждую неделю вы, танцоры, показывали несколько новых «фишек», ведь снимать неоткуда, были фильмы Брейк-данс 1,2 часть и «Хип-Хоп и его история», да и те все знали наизусть.
Артур: Все просто. Я тренировался с утра до ночи и внимательно смотрел по сторонам. А снимать фишки никто и не думал, если тебя замечали с чужими фишками, то отмыться от позора было очень непросто.
Съемки в фильмах: Запретная зона, Гремучая дюжина, Танцы на крыше, Синее небо, а в нем облака, Публикация на TV: Показательные выступления на всевозможных конкурсах танцев, сборные концерты, теле мосты В 1989 - 90-м году участвует в съемках на «Утренней звезде» В первом этапе Артур выступает с сольным номером «Кошмар на моей улице», во 2 и 3 этапах вместе с «Меркурием» танцует номера в стилях электрик буги и кингтат, и занимает 2 место (первое место уходит коллективу «Турбо» из Харькова тоже брейк-данс танцоры )
Еще один известный участник команды «Меркурий», лучший в подстиле робот - Игорь Захаров. Вот фрагмент его интервью: Я начал танцевать в 1985 году, когда в Совок пришла первая волна брейк-данса. Тогда все занимались этим делом. Би-боев я впервые увидел на дискотеках, проходивших тогда в легендарном Молоке, а также в кафе Колхида, в клубах Резонанс, Проспект и в парке Горького. После этого я познакомился в ДК Коммуна с парнем, который умел танцевать. Увидев, что он делает на сцене, я был так поражен, что напросился к нему в ученики. Этим парнем был сын нашего знаменитого саксофониста Алексея Козлова Сергей Козлов, который сейчас снимает видеоклипы. Помню, первый урок, который он мне давал, происходил в подвале какой-то больницы. Мы нашли зеркало и перед ним тренировались. Там же, в Коммуне, я познакомился с Олегом Смолиным. Это, можно сказать, дедушка нашего брейк-движения, начинавший танцевать одним из самых первых. Мы с ним сошлись, и он стал уже всерьез меня учить. Втроем с ним и с Сергеем Козловым, мы участвовали в знаменитом московском брейк-фестивале, который проходил в Молоке. А потом мы со Смолиным создали при Коммуне свой коллектив «Меркурий», представлявший electric boogie. В 1985 году мы поехали с этим проектом на первый брейк-фестиваль в Таллинн. Потом эти фестивали посыпались один за другим - в Паланге, в Риге и в других городах. Наша команда почти всегда занимала на них ведущие места в стиле electric boogie. Единственным постоянным участником Меркурия был я. Остальной же состав группы периодически менялся. Например, одно время с нами танцевал такой ныне популярный радио персонаж Костя Михайлов - сын киноактера Александра Михайлова. Режиссер Валентин Гнеушев, руководивший школой брейк-данса при ДК «Правда», его выгнал, и он перешел к нам. Так или иначе, Костя начал приходить в Коммуну заниматься, и мы с Олегом взяли его к себе в Меркурий третьим. Потом на каком-то этапе его сменил Артур Игнатов, с которым мы работаем вместе до сих пор. Еще Меркурий знаменит тем, что в свое время первым занес брейк-данс на Арбат. Помню, как мы с Олегом Смолиным после закрытия Колхиды приезжали туда, ставили магнитофон и начинали танцевать. Потом у какого-то дедушки случился сердечный приступ, когда он увидел, как мы делаем роботов и ходим, натыкаясь друг на друга. После этого милиция начала гонять нас с Арбата. ««Это же культурное место», - объясняли мы. - Здесь даже Пушкин гулял». Это производило впечатление, и нас на какое-то время оставляли в покое, позволяя нести культуру в массы. Отметились мы и в кино, в котором брейк тогда пользовался большим спросом. Первым фильмом, где танцевали брейк-данс был «Танцы на крыше». Там снималась группа танцоров Андрея Колыхалова, которая гремела еще задолго до нас. Мы же снимались в менее известных фильмах «С роботами не шутят» и «Гремучая дюжина», где чечеточники соревновались с танцорами брейк-данса. К сожалению, из-за военных сборов я не смог сниматься в знаменитом «Курьере» и очень расстраивался, что все мои друзья там танцуют, а меня нет. Еще больше расстроил меня Сергей Соловьев, который чуть было, не пригласил меня на главную роль в свою картину «Асса». Мало кто знает, что сначала он хотел смешать художественную часть фильма с брейк-дансом. Мы ходили на Мосфильм, даже делали кинопробы. Но потом Соловьев поехал в Петербург, и его там убедили, что брейк-данс уже уходит на второй план, а новая волна - это рок-музыка.
В конце 90х популярность брейк-данса возрастает, увлечение им среди молодежи становится повальным, открываются школы, где обучают танцу. Эта «вторая волна», продолжается и по сей день. Сегодня все больше людей начинает танцевать брейк-данс. Как уже отмечалось выше, наличие «железного занавеса» отделило страну от остального мира, поэтому нашим танцорам пришлось развиваться изолированно. Минусом этого стало недопонимание некоторых основ танца. Советские уличные танцы уделяли много внимание визуальной части танца, созданию образов и технике, достигнув в этом больших высот. Однако, на западе большое внимание уделялось музыкальности, и сам танец развивался от музыки, в то время как в СССР этому аспекту уделялось не так много внимания. Плюсом вынужденной изоляции стало рождение оригинальных техник и танцевальных идей. Сильное развитие получили «иллюзорные» направления танца: электрик-буги, робот и кинг-тат. Можно утверждать, что в этих стилях наши танцоры не уступали, а кое в чем и превосходили своих американских коллег того времени.
Пионерами и идеологами отечественного брейк-данса 90-х становиться команда «Da Boogie Crew». Усилиями этого коллектива на радио появляется передача «Фристайл» о танцах, в модном журнале «Птюч» ведется рубрика о брейк-дансе. Начинают проходить первые регулярные джемы в клубе «Гетто», открывается первая школа брейк-данса. В 1997 году в Москве в Лужниках проходит фестиваль «Экстрим», в рамках которого соревнуются би-бои, а в качестве судей приглашена легендарная немецкая команда «Flying Steps». В атмосфере витает ощущение перемен. Что-то глобальное должно произойти. В 1998 на телевидение выходит видеоклип команды Da Boogie Crew «Вы хотели пати». Ролик снят довольно незатейливо, на фоне расписанного граффити бетонного забора ребята показывают элементы верхнего и нижнего брейк-данса. Этого оказалось достаточно. За месяц клип занимает второе место в рейтинге MTV Russia. Подростки чуть не поголовно «начитывают» его! В течение очень короткого времени брейк-дансом заболевает вся страна. Причем повально и серьезно! Снова во дворах начинают тренироваться на кусках оргалита начинающие танцоры. Другая московская команда «B.People» начинает делать регулярные масштабные джемы в ДК «Компрессор», чуть позже проводит фестиваль «Open», на который съезжаются танцоры со всей страны. Начинается мощная вторая волна брейк-данса в России
Путь, который прошла наша страна в двухтысячных, определялся тенденциями, шедшими из Америки и Европы. Так же, как и в Европе, брейк-данс получил широкую любовь народных масс. Это вылилось в огромное количество мероприятий, создание танцевальных школ и общее внедрение в молодежную культуру. В 2001 году был проведен «Battle Of The Year Russia» - отбор на чемпионат в Германию, в 2004 «Freestyle Session Russia», в котором приняли участие команды более чем из 50 городов России. Ближе к середине двухтысячных глобальное влияние брейк-данса на танцевальную молодежную культуру снизилось вместе с общим падением его популярности. В противовес «старой школе» (верхнему и нижнему брейку) начинает выступать возрастающий интерес к «новой школе». Что это такое, никто толком объяснить не мог, кроме того, что танцуется она под хип-хоп музыку. В самых модных клубах проходят баттлы по новому стилю, возникает большой интерес к этому направлению. Основную информацию танцоры получали из видеоклипов по телевизору и видеокассет. В 2004 году в прокат вышел фильм «Танцы Улиц», демонстрирующий огромное разнообразие уличных стилей. В 2005 году стартует первое танцевальное шоу на МТВ - «Звезда танцпола». Основная идея была заимствована с американского Шоу Уэйда Робсона. Передача породила заметный резонанс, оживив танцевальную среду. Несмотря на это, информации о самом танце катастрофически не хватало. Все танцевали по принципу «кто во что горазд», далеко не всегда технично, рамки стилей были еще очень условны. Это было вызвано тем, что танцоры за неимением доступа к учителям-основателям, вынуждены были учить не базовые движения, которые задают стилистику и помогают глубоко соединять движения с музыкой, а вторичную по отношению к ним коммерческую хореографию, построенную на элементах хип-хопа. Примерно в 2003-2004 годах, благодаря интернету, начинает просачиваться информация о проходящем в Париже чемпионате «Juste Debout». На нем делали совсем не то, что в клипах MTV, но это было мощно и свежо. Надо отметить, что ситуация во Франции в начале двухтысячных в плане понимания хип-хопа не сильно отличалась от России, но туда уже приезжали гуру из Америки, дающие основу танца, да и собственные танцевальные традиции были сильнее. Поэтому в течение короткого времени Франция становится локомотивом обновленной хип-хоп культуры, на которую равняются все, в том числе и наша страна. Начинается повальное увлечение форматом баттлов, предложенным чемпионатом «Juste Debout», а именно четверка стилей: хип-хоп, хаус, локкинг и паппинг. По этому прототипу делаются многочисленные чемпионаты в нашей стране, такие как «MIR», «BattleZone», «Тимка» в Москве, «Энерджи» в Челябинске, «Северная битва» в Санкт-Петербурге. Так же продолжилось развитие и брейк-данса, хотя такого популярности, как в конце девяностых, уже не было. Фестивали «Кофемолка», «Майя Баттл», «16» - наиболее крупные и значительные на сегодняшний день. С 2007 года русские танцоры начинают активно ездить в Европу, посещать мастер классы, привозить преподавателей к себе на родину. Оказывается, что очень многому надо научиться, чтобы наверстать, отрыв от остального мира. Стремление к новой информации сильно подняло танцевальный уровень в нашей стране. Говоря о развитии уличной культуры, нельзя не отметить Илью Пинчера, внесшего огромный вклад в становление паппинга и бугалу, Эдуарда Магаева и его коллектив «Ice Beat» - передовых танцоров в стилях хип-хоп и хаус. Российские брейк коллективы «Top 9», «All the Most» хорошо известны во всем мире и пользуются заслуженным уважением. Многие другие тоже внесли и продолжают вносить свою лепту в развитие и популяризацию уличной танцевальной культуры. Надо помнить, что это живая, развивающаяся история, в которой будет еще много непредсказуемых и ярких поворотов.
В этой главе были рассмотрены понятия всех видов уличных танцев, их основные, базовые движения, стиль музыки, под которую они исполняются и костюмы танцоров этих направлений. Затем была изучена история возникновения хип-хоп культуры и уличных танцев. Были выделены основатели таких стилей как паппинг, локкинг, брейк-данс. А также мы узнали, почему зародилась эта культура, ее основные задачи. Дальше рассмотрели развитие уличных танцев в России, в связи с «железным занавесом» в СССР не проникала информация о хип-хоп культуре довольно долго, но так как эта культура стала популярна во многих странах мира, Россия не осталась в стороне.
Глава 2. Хип-хоп культура в настоящее время в России.
2.1 Современное состояние хип-хоп культуры в России.
Не секрет, что хип-хоп культура за последние 20 лет распространилась практически по всему миру. Россия не стала исключением в процессе глобализации. История российской хип-хоп культуры началась в начале 80х годов 20 века, однако сейчас мы можем видеть, как проявления этой культурной формации широко распространились в больших городах.
И что действительно интересно: в то время как третье поколение членов хип-хоп сообщества создают сегодня свою собственную историю «отцы основатели» по-прежнему остаются в субкультуре, пытаясь основать «хип-хоп образование».
Мы знаем, что люди, участвующие в хип-хоп сообществе, действительно различаются в зависимости от возраста, пола, образования социального статуса и т.д. Одним важным моментом, который необходимо отметить это разность в поле значений, транслируемых каждой художественной практикой хип-хопа. Например, граффити присуще наличие своего сленга, моды и художественного видения. Также не секрет, что некоторые художники считают граффити движением, не связанным напрямую с хип-хоп культурой, обосновывая это заявлениями об особой эстетике и восприятии. Итак, подводя итог вышесказанному, следует спросить: что же объединяет всех этих людей и позволяет назвать их хип-хоп сообществом? Очевидно, что это ценности. Не всегда официально признанно, но это идеи, чувства и в некотором смысле стиль жизни, которые действительно разделяются всеми членами культуры. Также известным является тот факт, что основным манифестом хип культуры являются: «мир», «любовь» и «единение», а также иногда «развлечение», что в целом показывает гуманистическую направленность «хип-хоп философии».
Удивительным является тот факт, что вербальное описание и обсуждение роли вышеупомянутых понятий исходит в основном от сообщества танцоров «би-боев». В то же время российские рэпперы гораздо проще осуществляют вербальную коммуникацию со слушателями из сообщества, однако, в большинстве случаев они предпочитают «маскироваться» лирической экспрессией, объясняя это тем, что рэп- это больше стиль жизни. В этом смысле они пытаются доказать, что их роль заключается просто в отражении реальных жизненных ситуаций (в случае «андеграунда») либо просто в осуществлении художественной экспрессии (когда речь идет о «мейнстриме»). Тем не менее, все члены хип-хоп сообщества, так или иначе, разделяют чувство «единения», которое может быть раскрыто в хип-хоп понятии «одна нация». Как Bobisch объясняет его: «Первое и самое простое понимание слова «единение» кроется в часто произносимой хипхоперами фразе «мы заканчиваем день как одна семья» - что означает: «несмотря не на какие обстоятельства, произошедшие за день, будь то выяснение отношений, неудачное выступление или т.п. команда би-боев или рейтеров заканчивает день с одной и той же целью - продолжать развиваться и само выражаться посредством хип-хопа». «Вторая трактовка «единения» относится к структуре хип-хоп сообщества «…оно одномерно, за счет чего достигается возможность коммуникации любых участников общности вне зависимости от их положения в принятой иерархии». Более того, это понятие означает чувство единения наподобие семейных отношений с соответствующим подходом.
По отношению к вышеупомянутым терминам «менстрим» и «андеграунд» на данный момент разворачивается широкая дискуссия. На первый взгляд существует очень тонкая грань между: коммерческим жанром и тем, что называется «андеграунд».
Различия между этими двумя понятиями часто определяются качеством и направленностью художественного материала, но с точки зрения членов сообщества большую роль играют мировоззренческие установки. Когда творческая экспрессия направлена на широкую аудиторию, то это скорее может быть определено, как коммерческий жанр, в то время, когда внутренне направленное творчество чаще является андеграундом. Также существует видимая грань между коммерческим искусством, которое становится частью культурной индустрии, принося прибыль, и некоммерческим, где финансовый вопрос затрагивается в последнюю очередь.
Как 2К указывает в своем описании «андеграунда» - темы, затронутые в художественном творчестве, играют не последнюю роль: когда речь идет об андеграунде, то в нем должны присутствовать «реальные истории из жизни» (звуки, движения, изображения) в отличие от проявлений мейнстрима. Культурная индустрия же в целом больше ориентирована на определенные клише, и часто воспринимается как процесс изготовления продукта для конкретного покупателя. Относительно этого стоит заметить, что в России нет устоявшейся хип-хоп индустрии. Конечно же, некоторые компании пытаются наладить такой вид деловой активности, вкладывая средства в отдельных исполнителей - в основном в рэп музыке. В России существует всего несколько компаний, которые являются практически монополистами в этой сфере, и они активно сотрудничают с уже зарекомендовавшими себя артистами. Маленькие же лейблы делают основную ставку на поиск «новых талантов». Еще одним важным моментом относительно андеграунда является его потребность в использовании «локальной эстетики» в качестве подтверждения аутентичности. Этот вопрос выходит на первый план, когда мы говорим о визуальном творчестве и в частности о видео. Как отмечает Tricia Rose в своей книге «Black noise»: «для рэперов действительно важно показать настоящие места и реальных людей для того «чтобы это было истинно» «. В таком контексте хип-хоп понятие «keep it real» должно быть интерпретировано следующим образом: Это своеобразный импульс, эмоция и ощущение, которое специально используется для придания важности того, что воображение, увлекающее рэперов в интеллектуальные авантюры, является всего лишь художественным средством, инструментом, для преображения окружающей действительности, но отнюдь не ей самой. Тем не менее этот термин часто истолковывается как способ выживания в современной экономической обстановке, где зачастую не находится места для исполнителей с устойчивой гражданской позицией. Таким образом «легкая нажива», фальшивые «гангстеры» и «предприниматели» часто воспринимаются как необходимые атрибуты хип-хопа. Эти ложные концепции часто используются в качестве своеобразной приманки для молодежи в расчете на то, что атрибуты «негодяев» всегда будут модными.
Сейчас мы также можем отметить сильное стремление властей установить контакт с молодежной аудиторией. Так некоторые политики организуют встречи с видными представителями субкультур. Хорошим примером является визит государственных чиновников к московским байкерам, а также участие в телепрограмме «Битва за респект». Это показывает, что хип-хоп культура в России не только признается как массовое молодежное движение, но также может являться полем воздействия на электорат. Сами участники хип-хоп сообщества в большинстве случаев скептически относятся к перспективам такого взаимодействия, однако практически все понимают, что государственная поддержка является практически единственным надежным источником финансирования. Таким образом, внутри самого сообщества ведется острая дискуссия сотрудничать с властями или же нет. В этом споре существуют сильные аргументы, в поддержку той или другой позиции, однако, когда хип-хоп воспринимается, как набор художественных практик дискуссия переходит в другое русло.
Как мы можем видеть, на данный момент хип-хоп предлагает свои возможности для дополнительного образования, которое может рассматриваться как часть процесса социализации. В современной России молодежь сталкивается не только с проблемой занятости, но также и поиском способов художественного самовыражения. Такая актуальная потребность удовлетворяется деятельностью «старших» членов хип-хоп сообщества, которые пытаются передать свой опыт и знания «младшим». Наиболее популярной формой такого образования являются секции в культурных центрах (домах творчества и т.п.), частные занятия или же деятельность специализированных хип-хоп центров. Основной проблемой, с которой сталкиваются такие учебные группы — это их неопределенный статус и как следствие отсутствие достойного финансирования. Причиной этого могут являться предрассудки относительно хип-хопа, в которых эта культурная формация видится не как глобальная коммуникационная система, а скорее, как проявления хулиганства. Таким образом, многие образовательные программы в хип-хопе держатся на энтузиазме преподавателей и их желании положительно воздействовать на новое поколение.