Статья "Направление работы ОГПиСП ГБУ ДО ДД(ЮТ) Московского района по профилактике правонарушений несовершеннолетних, экстремизма и обеспечению информационной безопасности

Бровченко Анна Борисовна

“Досуговые программы, как мотивирующая среда для поддержки социальных инициатив школьников”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

Докладчик: Бровченко А.Б.

Тема выступления: направление работы отдела по профилактике правонарушений несовершеннолетних, экстремизма и обеспечению информационной безопасности.

В этом направлении мероприятия в большинстве проходят в форме интерактивных встреч, на которых подростки не только знакомятся с информацией по обсуждаемой проблеме, но и сами активно вовлечены в общение, работу в коллективе и решение творческих задач. Мы стремимся использовать разнообразные формы взаимодействия с учащимися: это круглые столы, дискуссии, ток-шоу, тренинги, ролевые игры, квесты и различные познавательно-развлекательные программы. В основном педагоги школ используют в работе с учащимися средних и старших классов лекционные формы проведения мероприятий, мы же стараемся показать школьникам все многообразие форм групповых мероприятий. За последние 5 лет только по программе профилактики правонарушений несовершеннолетних нашего отдела прошло уже более 4000 школьников Московского района. Изначально предполагалось, что мероприятия этого направления будут проводиться только в формате педагоги – детям, но  в итоге все получилось совершенно по-другому. Ребята, первыми принявшие участие в программах, были удивлены разнообразием существующих форм проведения мероприятий, и тем, что даже серьезные темы можно изучать в форме игры.

Тогда они выступили с предложением двигаться дальше в социальном направлении и продолжать участие в этой программе. Совместными усилиями был придуман новый формат работы – теперь уже сами учащиеся должны были выступить в роли педагогов и научить уже следующую смену ребят своей школы тому, что они узнали недавно сами. Такое предложение было поддержано руководством школ. Разрабатываемые учащимися мероприятия глубоко насыщены применением современных информационных технологий, что делает их ближе и понятнее младшим школьникам. Участие старшеклассников в социальном развитии младших школьников оказалось весьма эффективным, т.к. к мнению взрослых педагогов зачастую относятся скептически из духа протеста, а к тем, кто старше их буквально на пару лет, они прислушиваются заметно чаще.

Разработка и проведение этих программ осуществляется совместными усилиями учащихся и педагогов отдела социально-культурной деятельности. Педагог в данном случае выступает как некий ориентир, который показывает, в каком направлении ребятам лучше двигаться и каким образом можно реализовать их идеи на практике.

Покажу вам примеры реализации мероприятий этого направления:

Игра по станциям “Страна правоведения”

для учащихся 1-3х классов

Цели и задачи игры:

  • Актуализация знаний и умений учащихся младших классов по праву;
  • Формирование у них правовой культуры и гражданской грамотности.

Игра по станциям посвящена важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Проводится игра, как правило, в преддверии Дня Конституции – 12 декабря. Это игра является как раз примером совместной деятельности педагогов и старшеклассников.

Существует 30 неотъемлемых прав каждого человека на земле, которые никто не имеет права у него отнимать. Все они заключены в документ под названием «Всеобщая декларация прав человека».  Это достаточно большой документ, и на станциях учащиеся ознакомились только с основными правами человека, и самое главное разобрали ситуации, когда кто-то пытается у них эти права отнять или нарушить. Было подготовлено 4 станции, где дети чаще всего проводят время - это дом, дорога, школа и интернет. На каждой станции было разобрано, какие опасности могут поджидать там детей и соответственно какие их права там могут быть нарушены.

Право на жизнь (Дом, Дорога)

Право на безопасное место жизни (Дом)

Право на свободу передвижения (Дорога)

Право на поиск и передачу информации (Интернет)

Право на частную жизнь (Интернет)

Право на образование (Школа)

Пример. Станция ДОМ. Пожары. Презентация. Формат 2 в 1. Задействовано и мышление, и зрение.

Ожидаемые результаты игры по станциям “Страна правоведения”:

  • Учащиеся усвоят общие правила применения права, содержание прав и свобод человека;
  • Получат представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
  • Усвоят совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, дома, в интернете, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.

Дискуссия  “Тревожная кнопка” для учащихся 4-6х классов

            Целью мероприятия было предупреждение противоправного поведения подростков, профилактика преступлений и правонарушений.

Участникам дискуссии были предложены следующие вопросы для обсуждения:

- Актуальность профилактики преступлений в Петербурге и Московском районе. Пример. Новости СПБ, Московского района, дети сами вспоминают.

–Права и обязанности несовершеннолетних;

–Возраст, по достижении которого наступает административная и уголовная ответственность;

–Ответственность, предусмотренная уголовным и административным кодексом за наиболее часто совершаемые подростками правонарушения. ПРИМЕР. Удар хлыстом/ аплодисменты;

–Причины противоправных действий подростков в Санкт-Петербурге;

–Ролевая игра “Подросток и закон’ (анализ проблемно-ролевой ситуации). Детские шалости/ недетские шалости. Пример. Буклет.

- В завершение игры мы составляем с участниками памятку для взрослых.

В конце дискуссии все участники получают красочные буклеты с самыми распространенными среди подростков правонарушениями и кратким содержанием наказаний, которые они за собой влекут.

Правовая ситуационная игра «Территория моей свободы» 

для учащихся 8-10 классов

К участию приглашаются 4 команды старшеклассников, общим количеством – 80 человек.

Целью игры - раскрыть понятие «право» и расширить представления учащихся о юридической ответственности за совершение правонарушений.

Видео. ТКТ ТВ.

К участию в игре в качестве экспертов был приглашен специальный гость - инспектор по делам несовершеннолетних.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. PREZI. ТАБЛИЧКИ – ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Дискуссионный час для учащихся 1-7х классов по теме “Телефон доверия”

Цели:

- информировать учеников, для чего предназначен и как работает Телефон доверия и мотивировать их туда обращаться в трудных жизненных ситуациях.

Это мероприятие отличается своей массовостью. Его подготовкой и проведением заняты сразу несколько классов школы. Учащиеся 2-3 классов готовят стихи, учащиеся 5-6 классов готовят информационные плакаты, а учащиеся 9-11 совместно с педагогами придумывают вопросы для дискуссии, которую мы потом вместе и проводим. Содержание всех этих трех пунктов посвящено информированию детей, подростков и родителей о работе общероссийского детского телефона доверия.

Процесс информирования осуществляется на трех этапах – 1. Обозначение темы и задач, которые стоят перед учащимися (кому что надо подготовить и зачем), уже на данном этапе они узнают о существовании службы телефона доверия. 2. Подготовка и реализация заданий – на этом этапе идет уже осмысленная проработка информации по телефону доверия. 3. Сам дискуссионный час, на котором идет обсуждение деятельности этой службы, того, в какой конкретно трудной жизненной ситуации можно воспользоваться телефоном доверия детям и их родителям, также учащимся предлагается побывать в роли консультантов телефона доверия и самим попробовать решить возможные ситуации, с которыми туда обращаются дети. ПРИМЕР. Аудиозапись. Ситуации подбирают сами учащиеся, придумывают как можно справиться с той или иной ситуацией, какие еще службы можно задействовать, так что думая, что это они учат других, они на самом деле также учатся сами.

Массовость. Тройная проработка информации.

Дискуссии на тему “Интернет - наш друг или враг?!” для учащихся 5-7х классов

Цель - формирование у учащихся технической, информационной, коммуникативной и коммерческой компетенций в сети Интернет.

Ведущие в ходе дискуссии рассказывают учащимся об основных принципах поведения в Интернете, знакомят их с типичными формами киберугроз и способами защиты от них, учат использовать имеющиеся в Интернете образовательные ресурсы и правильно работать с социальными сервисами, рассказывают о персональных данных и необходимости их защиты, о фальшивых SMS и фишинговых сайтах.

Также в ходе дискуссии учащиеся сами формулируют ответы на следующие вопросы ведущих:

• Какие полезные образовательные сайты можно посещать и что там можно делать;

• Как и почему необходимо вести себя вежливо в сети Интернет;

• Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных сообщений.

Ожидаемые результаты дискуссии “Интернет-наш друг или враг?!”:

- становление готовности детей самостоятельно решать задачи технического  характера в разных проблемных ситуациях при нахождении в сети Интернет;

- формирование у учащихся осознанно правильного отношения к сети Интернет;

- воспитание у учащихся вежливого и толерантного отношения к другим людям при общении в сети Интернет.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.ВИДЕО - МУЛЬТ 38 ОБЕЗЬЯН.

Ролевая игра “Пространство общения” для учащихся 7-9х классов

Цель: формирование у школьников понятия толерантной и интолерантной моделей поведения на примере поведения типичных представителей молодежных субкультур.

Участникам программы предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

Презентация.

  1. Раскрытие понятий толерантная и интолерантная модели поведения.
  2. Как подростки выражают свою индивидуальность и почему присоединяются к субкультурам.
  3. Что является основным критерием принадлежности человека к молодежной субкультуре.
  4. Может ли повлиять принадлежность подростка к той или иной субкультуре на его обучение в школе и на его поступление в ВУЗ.
  5. Молодежные субкультуры – больше вреда или пользы.

Ролевая игра проходит в форме суда присяжных. Суд устраивается над типичными представителями молодежных субкультур, где ребятам предлагается занять определенные роли. Команда, которая выдвигает тезисы о том, что представители субкультуры толерантны по отношению к другим людям, и общество в  свою очередь должно отвечать им тем же - они превращаются в адвокатов. Команда, выдвигающая тезисы о том, что представители субкультуры интолерантны по отношению к другим людям, и общество должно задуматься об опасности этой субкультры - они превращаются в прокуроров. Зрители в зале - становятся присяжными заседателями. А экспертами выступают - социальные педагоги школ, инспектора по делам несовершеннолетних, педагоги-психологи. После подробного рассмотрения каждой субкультуры они подводят итог, инспектор о том, как часто представители рассматриваемых субкультур совершают правонарушения и попадают в полицию, социальные педагоги – как представители этих субкультур ведут себя в школе, педагоги-психологи о причинах, которые побуждают подростков выбирать ту или иную субкультуру.

Перед началом ролевой игры, каждый из участников получает 8 голосовых карточек, которыми они голосуют, если считают поведение представителей обсуждаемой субкультуры толерантным, или интолерантным. В конце игры подводятся итоги голосования. Команда школы, защищавшая субкультуру, которая по итогам голосования стала примером толерантного поведения объявляется Мастерами защиты. Команда, убедившая присяжных в интолерантном поведении типичных представителей субкультуры, объявляется Мастерами обвинения.

Докладчик: Бровченко А.Б.

Тема выступления: направление работы отдела по формированию здорового образа жизни.

Игровая программа “Корпорация “Весело и со вкусом” для учащихся 1-4 классов

Во время программы ребята знакомятся с правилами здорового питания, узнают о пользе натуральных продуктов и витаминов, а также о вреде продуктов, содержащих пищевые добавки. Программа проходит в двух частях – концертная программа с игровыми элементами (набор танцевальных номеров и песен на тему ЗОЖ – после каждого игры с залом. К примеру, после танца Поварята – играем в Съедобное-Несъедобное, отбирая экзотические фрукты) и игра по станциям. Два блока – дети меняются.

На станциях дети изучают витамины и в состав каких продуктов они входят, учатся отбирать здоровые и полезных продукты от остальных, изучают каким должен быть баланс БЖУ в организме и к чему приводит их дисбаланс, и еще одна станция - Презентация. Лаборатория пищевых добавок.

В конце программы ребята получают удостоверения об участии в игровой конференции "Весело и со вкусом".

Тренинг “Иллюзии здоровья” для учащихся 5-6 классов

Цель тренингов - пропаганда здорового образа жизни среди школьников в целом и здорового питания в частности.

Основные задачи программы:

- дать учащимся представление о том, что такое здоровый образ жизни;

- вместе с учащимися выяснить, что способствует здоровью, а что наносит вред (дать наглядное подтверждение всем плюсам и минусам); МИФ И ПРАВДА. СЛАЙДЫ.

- информировать учащихся о влиянии на организм пищевых добавок; СЛАЙДЫ.

- Игра “Сто к одному” СЛАЙДЫ

- наглядно продемонстрировать негативное влияние вредных привычек на организм человека; НА ПРИМЕРЕ ОБЫЧНОГО ДНЯ ДВУХ ШКОЛЬНИКОВ

- РАССКАЗАТЬ О ПОЛЬЗЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

- НАУЧИТЬ ПРИЕМАМ БЫСТРОГО СНЯТИЯ СТРЕССА

(МОЧКИ, ЛАДОНИ, УЛЫБКА, КУЛАК, ДРУЖБА, РЕЛАКСОТЕРАПИЯ, СМЕХОТЕРАПИЯ)

Соц.сотрудничество с АПТЕКОЙ “Первая помощь”

По итогам тренинга все учащиеся получают памятки о вредных пищевых добавках.

ВИДЕО.

Профилактическая акция «Карусель здоровья» для учащихся 3-8 классов

Данная акция организована с целью пропаганды здорового образа жизни,  воспитания культуры здоровья и распространения идей ЗОЖ. Эта акция также организовывается совместно со школьниками. Учащиеся 7-8 классов готовят и проводят эту акцию для младших школьников.

Известно, что возраст в паспорте может не соответствовать настоящему биологическому возрасту. И дело не только во внешности, а в работе различных систем организма. У кого-то в 20 лет тело функционирует как в 60, а у другого, наоборот, в 60 – как в 20. Как же найти верную диагностику, помогающую определить биологический возраст? Во многих источниках для этого рекомендуют провести различные тесты, которыми и воспользовались организаторы. Они предложили учащимся младших классов выполнить несколько заданий теста: на определение быстроты реакции, гибкости, внимательности, скорости и подвижности. Проведение теста позволило учащимся определить, на верном ли пути они находятся, ведя свой привычный образ жизни, стоит им продолжать в том же духе или нужно пересмотреть свои взгляды на спорт, здоровое питание, сон и т.д.

В завершение акции ведущие напомнили, что тесты, которые они проводили, определяют биологический возраст только условно. И если ребят не устраивают получившиеся результаты, предложили им заняться своим здоровьем, начав хотя бы с утренней зарядки. Организаторы обещали вернуться через несколько месяцев и повторить упражнения теста. Также каждый из учащихся получил задания с физическими упражнениями, которые они должны выполнять в течение следующего месяца.

Круглый стол “В мире соблазнов” для учащихся 7-9 классов

Видео. Ткт ТВ. ДИСКУССИЯ – ПАЧКИ СИГАРЕТ. О ТОМ, КАК НАС ОБМАНЫВАЮТ. ЛОЖНЫЕ ОБЕЩАНИЯ.

Презентация “Алфавит курильщика”

Ролик, снятый ребятами.