Реализация РАДООП "Волшебный мир цирка" (ОВЗ)
Описание практики реализации Разноуровневой адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности с использованием электронных ресурсов и дистанционных технологий «Волшебный мир цирка» (для детей ОВЗ VII и VIII вида)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorbacheva_yu.a._opisanie_praktiki_ralizatsii_rdoop_volshebnyy_mir_tsirka_ovz.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание практики реализации Разноуровневой адаптированной дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности с использованием электронных ресурсов и дистанционных технологий
«Волшебный мир цирка»
(для детей ОВЗ VII и VIII вида)
Автор составитель: Горбачёва Юлия Анатольевна, педагог дополнительного образования, МОАУ ДО «Дворец детей и юношества» города Райчихинска, Амурской области (gorbacheva_yuliya@mail.ru) .
Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни. Приобщение к искусству цирка посредством занятия, начальной акробатикой, жонглированием, эквилибристикой решит проблему не только занятности детей с ОВЗ, но и даст возможность развивать физические способности, самоконтроль, самопознание в наш компьютерный век, закалить волю и характер. С помощью акробатики, наиболее успешно развиваются не только умения владеть своим телом, управлять его движениями, (сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость), но и психологические свойства (воля, смелость, настойчивость, трудолюбие). Практика жонглирования улучшает координацию, чувство ритма, равновесия, связь между зрительными и моторными отделами головного мозга. Занятие эквилибристикой развивает пластичность, ловкость, умение держать равновесие. Особенность программы состоит в том, что в ней большое внимание уделяется обучению детей не только основным жанрам циркового искусства, но и формированию компетенций в области обеспечения безопасной жизнедеятельности. Также, наряду с традиционными занятиями обучающимся предлагается и дистанционное обучение, обмениваясь материалами на дистанционном уровне.
В 2018 году была разработана и принята к реализации РАДОО программа «Волшебный мир цирка» для детей ОВЗ VII и VIII вида. На начальном этапе реализации программы большой акцент делался на общеразвивающие физические упражнения (ОФУ), затем постепенно увеличивала уровень специального воздействия, добавляя обучение знакомству с цирковыми жанрами, таким как акробатика (начальная), жонглирование, эквилибристика.
Учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья отличаются от здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние. Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, являются занятия цирковым искусством. Целью моей работы по программе является: создание условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального взаимодействия детей с ОВЗ, развитие у ребенка творческого потенциала, психологической уверенности в собственной социальной значимости. Поэтому регулярные занятия для таких детей являются жизненно необходимыми. Поставленная цель работы позволяет определить и решить актуальные задачи в моей деятельности по программе: 1. Освоение учащимися различных цирковых жанров. Приобретение знаний по технике безопасности в цирке, технике исполнения упражнений и элементов. 2. Воспитание двигательно-волевых качеств, таких как сила, гибкость, выносливость, ловкость, упорство, целеустремленность. 3. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении заданий.
Работая в Цирковой студии с детьми с ограниченными возможностями здоровья VII и VIII вида, на занятиях применяю задания активно-двигательного характера, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся: подвижные и спортивные игры для детей (игровые технологии). Через формирование потребности обучающихся в здоровом образе жизни в своей работе уделяю большое вниманию укреплению физического и духовного развития: участие в культурно –массовых мероприятиях, экскурсиях проводимых в студии, летних профильных смен на базе МОАУ ДО «ДДЮ» Цирковая студия. Также, мною используется дифференцированная нагрузка и индивидуальный подход к каждому ученику, на занятиях органически сочетаю общеразвивающие и специальные упражнения, учитывая, что от объема специальных упражнений зависит величина общей нагрузки на занятии. В работе с детьми с ОВЗ используются следующие принципы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику согласно его заболеванию. 2. Предотвращение наступления утомления, чередование умственной и практической деятельности, использование нестандартного оборудования, красочного инвентаря. 3. Проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.
Эффективная организация физкультурно-оздоровительной и творческой работы направлена мной на обеспечение рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности, обучающихся в возрасте от 7 до 14 лет, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Работа по программе с группой ведется уже третий год. Программа каждый год пересматривается, дополняется новым тематическим материалов, который составляется на основании запросов детей и их родителей. На третьем году обучения была включена работа по дистанционному обучению на дистанционном образовательном портале, созданном на базе сервисов Google. Разработан и внедрен в работу обучающий курс программы по разделу «Общая физическая подготовка», который наполнен содержанием в виде лекций, звуковых и видеофайлов, презентаций, тестовых заданий. После окончания курса мною был проведен анализ работы детей по новой форме обучения. Дети освоили данный курс, но конечно, есть и минусы в работе дистанционного обучения. Отсутствие очного общения между учениками и педагогом. То есть, все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием были исключены. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус. И ещё, для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности обучающихся, а это пока сложно.
С целью выявления индивидуальных качественных показателей обученности и степени сформированности требуемых умений и навыков мною был проведен сравнительный анализ диагностических карт, составленных в начале первого года обучения и в конце второго года обучения. Проведенный анализ диагностик, позволяет выявить степень прочности усвоения учебного материала учениками, а также свидетельствует о стабильности образовательного процесса. Из полученных результатов можно сделать вывод, что обучающиеся имеют достаточный уровень овладения учебным материалом по разделу «Общая физическая подготовка», «Начальная акробатика», «Жонглирование» (трость и 2 мяча), слабее по разделу «Эквилибристика» .
На протяжении всей своей педагогической деятельности убеждаюсь, что через любовь и доброе отношение, как к здоровым, так и к детям с ограниченными возможностями здоровья, можно выработать у обучающихся интерес к выполнению физических упражнений во время учебного процесса, а так же к самостоятельным занятиям во внеурочное время по интересам. Надо у детей выработать уверенность в сознании, что они такие же индивиды, как все остальные члены общества.
В работе с детьми с ОВЗ считаю приоритетной следующую задачу - принять ребёнка таким, какой он есть, и помочь ему найти собственное место в жизни. Целенаправленная деятельность позволяет осмыслить болезнь как данность, переориентировать стратегию семьи с низкого уровня компенсации дефекта на высокий уровень с активным преодолением нарушений в здоровье. Эта стратегия воспитания укрепляет взаимоотношения в семье , делает жизнь ребёнка более полноценной.