Творческий проект «В гостях у сказки»
Данная методическая разработка представляет собой систему мероприятий, обобщенных в форме творческого проекта. Практические достижения творческого проекта «В гостях у сказки» могут быть рекомендованы для работы педагогам дополнительного образования, как начинающим, так и практикующим, педагогам-организаторам. Возможно, демонстрируемый опыт подскажет, как эффективно и творчески подойти к решению приоритетных задач современного общества, а также поможет обобщить их собственный педагогический опыт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой систему мероприятий, обобщенных в форме творческого проекта и включает в себя:
- объяснительную записку;
- нормативно- методическую основу организации и реализации проекта;
- материально-техническую основу организации и реализации проекта;
- организационно-педагогические рекомендации по организации и реализации творческого проекта;
- этапы реализации проекта;
- финансирование проекта;
- предполагаемые результаты и механизм оценки реализации проекта;
- список литературы;
- приложение.
Практические достижения творческого проекта «В гостях у сказки» могут быть рекомендованы для работы педагогам дополнительного образования, как начинающим, так и практикующим, педагогам-организаторам. Возможно, демонстрируемый опыт подскажет, как эффективно и творчески подойти к решению приоритетных задач современного общества, а также поможет обобщить их собственный педагогический опыт.
Объяснительная записка
В целях привлечения общества к важным событиям Отечественной и Мировой культуры, истории и науки стало актуальным посвящать календарный год определенной теме. Ушедший в историю 2015 год по Указу президента был посвящен - Году литературы. Во всех субъектах РФ, на различных уровнях были проведены мероприятия направленные на развитие интереса к русской и мировой литературе.
Перед педагогами дополнительного образования МБУДО «Центр детского творчества» была поставлена задача – принять участие в проведении Года литературы в рамках своих творческих объединений и образовательного учреждения. Объединение по художественной лепке из глины «Аленький цветочек» стало творческой площадкой по реализации проекта «В гостях у сказки». Проект – это современная форма выстраивания учебно-воспитательного процесса и эффективный метод обучения, позволяющий спланировать деятельность таким образом, чтобы достичь результата оптимальным способом. Творческий характер проекта позволяет организовывать деятельность и создавать продукты детского творчества, обладающие новизной, а также дает возможность корректировать план в виде дополнений в зависимости от учебных (социальных) задач и ситуаций.
Творческий проект представлен системой мероприятий, связующей нитью которых стали сюжеты и герои любимых сказок и художественных произведений: Выставка «Сказку сделаем из глины»; Весёлые старты «По страницам любимых сказок»; Мастер-класс «Чудеса из глины»; Познавательно-игровая программа «В гости к сказке»; Презентация видеофильма «Сказку сделаем из глины».
Цель проекта – разработать и реализовать систему мероприятий, посвященных Году литературы в России.
Задачи проекта:
- Активизировать интерес к художественной литературе через включение участников проекта в значимые виды деятельности.
- Формировать потребность в творческом самовыражении через лепку из глины.
- Расширить границы образовательного пространства; формировать коллектив единомышленников и социальных партнеров.
- Формировать у участников проекта активную жизненную позицию.
Участники проекта: педагог и обучающиеся ТО «Аленький цветочек», педагоги и обучающиеся Центра детского творчества, учащиеся средней общеобразовательной школы, родители, специалисты районной детской библиотеки и иных организаций.
Основная категория участников проекта – это дети старшего дошкольного и школьного возраста от 6- 12 лет. Это особый, уникальный период в жизни человека – время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей через значимые для этих возрастов виды деятельности: игровую, учебную, проектную, художественную, спортивную, досуговую.
Ведущая педагогическая идея – системный и деятельностный подходы к организации творческого проекта, объединение усилий участников проекта, позволят быть причастными к решению приоритетных задач современного общества.
Сроки реализации проекта: второе полугодие 2014 – 2015 учебного года.
Нормативно- методическая основа организации и реализации проекта
Указ Президента РФ от 13 июня 2014 года № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы».
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Художественная лепка из глины» (выписка из программного содержания раздела «В гостях у сказки», см. Приложение 1).
План учебно-воспитательной работы и работы с родителями МБУДО «Центр детского творчества» на 2014-2015 учебный год.
План воспитательной работы и работы с родителями в ТО «Аленький цветочек» на 2014-2015 учебный год.
Сценарий спортивно-игровой программы «Весёлые старты «По страницам любимых сказок» (см. Приложение 2).
Конспект мастер-класса «Чудеса из глины» (см. Приложение 3).
Материально-техническая основа организации и реализации проекта
Материально-техническая база МБУДО «Центр детского творчества».
Материально-техническая база творческого объединения по художественной лепке из глины (см. Приложение 4).
Материально-техническая база «Пильнинская детская библиотека» и иных организаций.
Организационно-педагогические рекомендации по организации и реализации творческого проекта
- Создание психолого-педагогических условий.
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников проекта при выборе содержания, форм, методов и приемов обучения, воспитания и развития.
- Учитывать программное содержание раздела «В гостях у сказки» по годам обучения.
- Включать в значимые и интересные для их возраста виды деятельности (учебную, спортивную, познавательную, досуговую, аналитическую).
- Активно использовать методы педагогической поддержки, создавать ситуации успеха каждому участнику творческого проекта.
- Привлекать родителей обучающихся и социальных партнеров к организации и реализации проекта.
- Распределять обязанности и поручения между участниками проекта по принципу вариативности и добровольности.
- Дату и время мероприятий согласовывать и прорабатывать заранее.
- Организация предметно-развивающей среды.
- Подготавливать материалы и оборудование, спортивный инвентарь по количеству участников проекта.
- Учитывать время необходимое для создания продуктов детского творчества и технологию лепки из глины (лепка, сушка, обжиг, роспись, декорирование).
- Учитывать технологию организации мероприятий (выставок, весёлых стартов, учебных занятий, посещение библиотеки и т.д).
- Художественное оформление, использование технических и наглядных средств должно соответствовать содержанию мероприятия.
Этапы реализации проекта
№ | Содержание | Продукт | Организатор/ Место проведения | Участники/ Сроки | ||
Подготовительный этап Цель: запуск проекта; создание атмосферы доброжелательности, творчества и сотрудничества | ||||||
1. | Анализ и постановка проблемы. Изучение материала по проблеме. Определение цели и задач проекта. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | План мероприятий. Индивидуальные и коллективные творческие маршруты. | Педагог Кабинет ТО | Обучающиеся ТО Январь-февраль | ||
Основной этап Цель: реализация проекта; развитие и демонстрация творческих способностей и достижений участников проекта; активизация позитивного образа жизни и интереса к художественной литературе через включение в значимые виды деятельности; формирование круга единомышленников | ||||||
2. | Моделирование и зарисовки идей. Художественное экспериментирование. Лепка по учебно-тематическому плану программы. Разработка и лепка творческих идей. Фотосессия. Оформление выставки. Презентация выставки. | Выставка «Сказку сделаем из глины» 1.В рамках фольклорного праздника «Делу –время, потехе-час». 2.В рамках итоговой выставки «Радуга творчества -2015». 3.В рамках познавательно-игровой программы «В гости к сказке» (экскурсия, выставка, викторина). | Педагог Кабинет ТО Администрация ЦДТ* Актовый зал ЦДТ Специалисты детской библиотеки Детская библиотека | Обучающиеся ТО Февраль-апрель Обучающиеся ТО, ЦДТ, педагоги 15-25 мая Обучающиеся ТО Посетители ДБ* 1 - 25 апреля | ||
3. | Организация досуга в период весенних каникул | Веселые старты «По страницам любимых сказок» | Педагог ЦДТ | Обучающиеся ТО, ЦДТ, педагоги центра, родители 27 марта | ||
4. | Участие в Акции «Библиосумерки - 2015» | Мастер-класс «Чудеса из глины» | Детская библиотека | Учащиеся 6 кл. ПСШ №1 25 мая | ||
Итоговый этап Цель: анализ полученных результатов, обобщение опыта | ||||||
5. | Подведение итогов и оформление результатов проекта. Представление материалов. | Видеофильм «Сказку сделаем из глины». Отчет по итогам учебного года на педагогическом совете. | Педагог Зам. директора по УВЧ | Пед.коллектив ЦДТ 30 мая | ||
Внедренческий этап Цель: систематизация и распространение опыта в ходе дальнейшей педагогической деятельности | ||||||
Участие в районной Августовской педагогической конференции | Выставка «Сказку сделаем из глины». Демонстрация видеофильма «Сказку сделаем из глины» | Управление образования Пильнинского района Пильнинская СШ№2 | Пед.коллектив ЦДТ 28 августа | |||
8. | Участие в празднике, посвященного закрытию Года литературы в России | Выставка «Сказку сделаем из глины». Видеофильм «Сказку сделаем из глины» | Районный отдел культуры РКДЦ* | Пед.коллектив ЦДТ 25декабря | ||
9. | Просмотр и распространение видеофильма «Сказку сделаем из глины» в рамках Дня открытых дверей | Видеофильм «Сказку сделаем из глины» | Педагог Кабинет творческого объединения, ЦДТ | Обучающиеся Родители 1-15 сентября |
ЦДТ* - центр детского творчества.
РКДЦ*- районный культурно-досуговый центр.
ДБ* - детская библиотека.
Финансирование проекта
Реализация проекта требует некоторых финансовых вложений на приобретение поощрительных призов и грамот, предоставляемых бюджетом ЦДТ. Наличие рабочего материала (глина, краски, инструменты), спортивного инвентаря и технических средств (ноутбук, фотоаппарат) на базе творческого объединения и образовательного учреждения и иных организаций, позволяют создавать и организовывать малобюджетные выставки, мероприятия.
Предполагаемые результаты и механизм оценки реализации проекта
Итогом реализации творческого проекта «В гостях у сказки» должна стать разработанная система мероприятий посвященных Году литературы в России и повышение эффективности педагогического процесса на уровне творческого объединения, учрежденческом и районном уровнях. У участников проекта активизирован интерес к произведениям художественной литературы и потребность в творческом самовыражении через лепку из глины. Расширены границы творческого и образовательного пространства за счет включения участников проекта в различные виды деятельности, специально организованные педагогом и другими организаторами. Сформирован коллектив единомышленников и социальных партнеров в лице: учащихся и педагогов ЦДТ и школ, родителей учащихся, сотрудников районной детской библиотеки, РКДЦ, СМИ, управления образования района, и общественности.
Основной формой подведения итогов реализации творческого проекта является самоанализ педагога; отчет на педагогической совете по итогам учебного года с демонстрацией видеофильма «Сказку сделаем из глины»; участие педагога в конкурсах педагогического мастерства.
Сформированные в процессе проекта основы художественной (овладение выразительными художественными средствами, технологичностью) и социальной грамотности (умение договариваться и взаимодействовать), позволят участникам проекта использовать полученные знания на практике и в дальнейшем, демонстрируя свои творческие достижения на выставках, участвуя в конкурсах декоративно-прикладного творчества, в творческих и социальных проектах.
Таким образом, использование системного и деятельностного подходов к организации творческого проекта, объединение усилий участников проекта позволяют достичь результата оптимальным способом и быть причастными к решению приоритетных задач современного общества.
Список литературы
- Указ Президента РФ от 13 июня 2014 года № 426 «О проведении в Российской Федерации Года литературы».
- Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Художественная лепка из глины» / Е.С.Демидова. – Пильна, 2015.
- Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 112с.
- Леонтович А.В., Савичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. – М.: «Вако», 2014. – 160.
- Методические рекомендации (курсы повышения для педагогов дополнительного образования) / И.С.Останина. – Нижний Новгород, 2009.
Приложение 1
Выписка раздела «В гостях у сказки» из программного содержания по годам обучения
Первый год обучения (12 часов)
Теоретические сведения. Русские народные сказки. Автор – народ. Нравственное экспериментирование: осмысление добра и зла.
Практическая работа. Закрепление пластического и комбинированного способов лепки. Художественное экспериментирование: простейшая передача движения. Сюжетная лепка по мотивам русской народной сказки – «Колобок». Лепка декоративного панно с использованием формочек - «Заюшкина избушка». Лепка и рисование по замыслу «Мой любимый сказочный герой».
Прослушивание аудиосказок «Колобок», «Заюшкина избушка».
Второй год обучения (20 часов)
Теоретические сведения. Закрепление понятия «сюжетная лепка». Технология сюжетной лепки. Творчество С.Я. Маршака. Познавательное исследование: понятие «один-много»; вариативность образов «теремка».
Практическая работа. Закрепление пластического (лепка из целого куска глины) и комбинированного способов лепки. Предварительный анализ способов изображения. Сюжетная лепка по вариативным образцам: «Теремок»; «Рукавичка». Сюжетная лепка по представлению «Кошкин дом». Сюжетная лепка и рисование по замыслу «Мои любимые герои сказок». Художественное экспериментирование: передача в лепке характера героев; динамики сюжета; самостоятельный выбор образа «теремка»; пространственное расположение; стилизация.
Прослушивание аудиосказок «Теремок», «Рукавичка», «Кошкин дом», «Сказка о глупом мышонке» (С.Я.Маршак).
Третий год обучения (18 часов)
Теоретические сведения. Понятия «народная сказка», «русская народная сказка», «сказки народов мира». Ценность сказок: передача мудрости из поколения в поколение, победа добра над злом. Главные герои сказок – человек, животные, природные явления. Познавательное исследование: магические свойства цифры «три».
Практическая работа. Закрепление пластического (лепка из целого куска глины) и комбинированного способов лепки. Предварительный анализ способов изображения. Передача характера героев, динамики сюжета. Сюжетная лепка по представлению «Маша и медведь» (русская народная сказка), «Два жадных медвежонка» (болгарская народная сказка), «Три медведя», «Три поросенка».
Четвертый год обучения (20 часов)
Теоретические сведения. Понятие «авторская сказка». Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных, сказки-небылицы). Отечественные и зарубежные писатели – сказочники (А.Толстой, К.Ушинский, Ш.Пьерро, Г.Андерсон). Познавательное исследование: художники-иллюстраторы сказок.
Практическая работа. Художественное экспериментирование: поиск способов создания сюжета – передача взаимоотношений между главными героями, событиями; размещения в пространстве; использования дополнительных средств и инструментов, для достижения творческой и учебной задачи. Сюжетная лепка по выбору учащихся: «Сказка о Царе Салтане» (А.С. Пушкин), «Лев и собачка» (Л.Толстой), «Золотой ключик» (А.Толстой), «Не ладно скроен, да крепко сшит» (К.Ушинский), «Муха-цокотуха» (К.И.Чуковский), «Золушка» (Ш.Пьерро), «Гадкий утенок» (Г.Андерсон). Сюжетная лепка по мотивам мультфильмов (по выбору учащихся): «Король Лев», «Ну-погоди», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Я на солнышке лежу».
Пятый год обучения (22 часа)
Теоретические сведения. Понятие «басня», «повесть», «сказка». Содержание и герои басен. Творчество отечественного баснописца И.Крылова. Творчество С.Аксакова и А.Грина. Понятие «Мозаика». Вид художественного творчества (материалы, инструменты, композиции). Познавательное исследование: творчество И.Крылова С.Аксакова и А.Грина. Просмотр фотографий и иллюстраций к басням И.Крылова, кинофильму «Алые паруса» и мультфильму «Аленький цветочек» с последующим выбором содержания лепки.
Практическая работа. Презентация басен. Сюжетная лепка по мотивам басен И.Крылова: «Ворона и лисица», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Лебедь, рак и щука» (по выбору учащихся). Художественное экспериментирование: выбор средств и инструментов, способов и материалов для изображения, создание эскиза. Декоративная лепка панно по мотивам кино и мультфильма в технике «мозаика»: «Алые паруса», «Аленький цветочек». Грунтование и роспись.
Приложение 2
Сценарий спортивно-игровой программы
Веселые старты «По страницам любимых сказок»
Цель: организация досуга обучающихся ТО, ЦДТ во время весенних каникул.
Задачи: активизация позитивного образа жизни и интереса к художественной литературе; формирование основ взаимодействия и взаимопомощи.
Участники: учащиеся 1-4 классов.
Ведущие: Буратино, Емеля, Карлсон.
- Выход Буратино, Карлсона, Емели. Приветствие
Буратино. Ох, куда же я попал!
Что за чудо этот зал!
Здесь так много ребятишек, и девчонок и мальчишек! Здесь есть тети!
У меня возник вопрос –
Не меня ли вы тут ждете? Из зала: Ты кто такой?
- Я, мальчишка озорной!
- Деревянный Буратино
Жил в одной старинной сказке.
У меня длиннющий носик
И веселенькие глазки!
У меня колпак в полоску
И короткие штанишки.
Но сегодня Буратино
Убежал из старой книжки.
Убежал погулять,
Чтобы стало интересней,
Чтобы стало веселей,
Чтоб найти себе друзей!
Вдруг, смотрю я – огонек,
И зашел к вам на часок! Всем добрый час, мне приятно видеть вас!
- Девчонки и мальчишки, а так же их родители, веселое представление увидеть не хотите ли? (ответы из зала).
- Повстречались как-то раз
Три героя — просто класс:
Добрый мой приятель
И варенья обожатель. Кто это? (ответы: Карлсон)
Выход Карлсона (с банкой конфет).
- Прилетел я к вам сюда,
Добрый день детвора.
- Покажем мы вам представление,
Всем на удивление! Много знаем мы потех, будет шутка, будет смех!
- Но для начала, как водится, давайте знакомиться!
На раз, два, три, свое имя назови! Ура! Вот и познакомились!
Буратино. Есть еще один - дружок!
Слез с печи, как пирожок. Кто это? (ответы: Емеля)
Выход Емели (со щукой в ведре, в котором находятся грамоты).
- Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, мальчишки!
Здравствуйте все, у кого сто веснушек на носу, и у кого ни одной!
Здравствуйте все, кто с косичками, и кто с кудрявыми чубчиками!
Эй, эй, гляди веселей!
Ой, ой! На месте не стой!
Ух, ух! Тут праздничный дух!
Ай, ай, ай! Веселые страты скорей начинай!
2.Формирование 2-х команд по 8 участников
Все желающие встают паровозиком за Буратино. Сначала девочки, за ними мальчики. Паровозик движется по залу.
Игра «Да-нет»
- Девочки, вы рады, что начались каникулы?
- Мальчики, а вы рады, что начались каникулы?
- Девочки, вы любите физкультуру? Играть в футбол?
- Мальчики, вы любите читать сказки?
- Девочки, вы любите ходить по лужам?
- Мальчики, вы любите дергать девчонок за косички?
- Девочки, вам нравятся эти мальчики?
- Мальчики, а вам нравятся эти девочки? А что же тогда за ними ходите?!
Паровозик останавливается. Расчет на первый-второй.
- На месте стой, раз, два. Девочки, на первый – второй рассчитайсь! Мальчики, на первый - второй рассчитайсь!
Первые номера идут в команду Карлсона. Вторые идут в команду Емели. Приветствие команд аплодисментами.
- Эстафеты
Буратино: Сказки приходят к нам рано иль поздно,
Солнечным днем или полночью звездной.
Сказки смеются, сказки рыдают,
И даже спортивными быть обещают!
№ | Название эстафет | Содержание | Инвентарь, количество |
1 | «Ехали медведи на велосипде» (К.И.Чуковский. Тараканище) | Команда разбивается на пары. Первый садиться на «велосипед» лицом вперед, второй лицом назад. По сигналу ведущего нужно «доехать» до флажка, второму в паре пересесть лицом вперед возвратиться в свою команду, передать эстафету. | Гимнастические палки, 2шт. |
2 | «Попрыгунья стрекоза» (И.Крылов. Стрекоза и муравей) | По сигналу первый игрок команды, перепрыгивая с «кочки» на «кочку» обходит флажок, возвращается в команду, передавая резиновые коврики следующему игроку. | Резиновые коврики, 4 шт. |
Игра со зрителями «Змей Горыныч» | Из зала приглашается 6 желающих. Образуются 2 команды по 3 игрока. Трое участников встают рядом, кладут руки на пояс или на плечи друг другу. Ноги участника, стоящего в середине, связываются с ногами партнеров, стоящих по бокам. Крайние участники машут руками, как крыльями. По сигналу Змей Горыныч начинает движение. Кто быстрее добежит до флажка. | Веревки, 4 шт. | |
3 | «Кот в мешке» | Первые участники команд залезают в мешок. По сигналу прыгают, передавая эстафету-мешок следующему. | Мешки, 2 шт |
4 | «Кошкин дом» (С.Я. Маршак) | Первый игрок в команде берет ведро, надевает калошу, добегает до «пожара» (флажка), выливает воду, возвращается назад, передает калошу и ведро следующему игроку. | Ведра, 2 шт. Пара больших сапог или калош |
Игра со зрителями «Вот какой рассеянный» (С.Я. Маршак) | Из зрительного зала приглашаются 2 участника. По сигналу бегут к флажку, на «остановках» надевают на себя вещи. Кто быстрее оденется. -Жил человек рассеянный, на… Сел он утром не кровать стал… В рукава просунул… Оказалось, это… Вместо шапки на ходу он надел… | Стульчики, 4шт. Брюки, рубашки, сковородки по 2 шт. | |
5 | «Колобок» (Русская нар.сказка) | По сигналу первый игрок команд катит «колобок» по полу, оббегает флажок, передает эстафету-«колобка» следующему участнику своей команды. - Он по амбару…, По сусекам…,на сметане…, в печку…, на окошке… | Мячики, 2шт. |
6 | «Дедушка Мазай и зайцы» (Н.А.Некрасов) | «Дедушка Мазай» по сигналу сажает одного «зайца» в «лодку» и перевозит его на другой берег. Возвращается за другим «зайцем». Пока не перевезет всех. | Обручи, 2 шт |
- Подведение итогов. Награждение
Во время соревнований на табло фиксируется счет. Команда, набравшая большее количество баллов, становится командой победительницей. Команда, набравшая меньшее количество балов, становится призером. Каждый участник команд получает грамоту: победителя и призера веселых стартов.
Для награждения команды выстраиваются лицом к зрителям.
Емеля. По щучьему веленью, по моему хотенью!
Наступило время подведения итогов!
Карлсон. Грамотой награждаются призеры веселых стартов!
Буратино. Грамотой награждаются победители веселых стартов!
- Заключительная часть
Буратино. Деньки стоят погожие,
На праздники похожие.
Карлсон. А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Емеля. Пришла пора весенняя,
И, значит, настроение
У всех гостей весеннее!
Буратино. Сегодня в школе не звонит с утра звонок!
Карлсон. И торопиться вам не нужно на урок!
Емеля. И торопиться вам не нужно снова в класс.
Вместе. Ура! Каникулы! Каникулы у вас!
Буратино. Давайте запомним эти моменты –
Карлсон. Командам и зрителям подарим аплодисменты!
Емеля. Ну, а нам друзья, пора!
Вместе. До, свиданья, детвора!
Организационно-методическое обеспечение мероприятия/
Ответственные
1. Наличие сценария (Демидова Е.С)
2. Встреча детей
-в гардеробе (Михайлина О.А);
-в зале (Пичугина Т.Е)
3. Музыкальное оформление (муз. рук-ль Варенова Л.Н)
-муз. фон перед праздником;
-выход Буратино (Демидова Е.С);
-выход Карлсона (Горячкина А.А);
- выход Емели (Ташева Н.В);
- муз. сопровождение эстафет
4. Оформление зала (художник – оформитель Судакова Е.А, педагоги Центра)
- слова «Ура, каникулы!» и т.д.
- цветы (сказочная полянка);
- стулья на сцене;
- лавки 2;
- табло;
-флажки;
- линия старта
- инвентарь по содержанию эстафет
5. Фотосъемка (педагог-организатор Мокрополова А.А.)
6. Награждение (зам.директора Пичугина Т.Е)
- грамоты;
- сладкие призы.
Приложение 3
Конспект мастер-класса «Чудеса из глины»
Цель:
Формирование основ художественной культуры, развитие творческих способностей детей посредством лепки из глины.
Задачи мастер-класса:
- познакомить детей с одними из видов изобразительной деятельности, активизировать у них интерес к художественной лепке из глины;
- включить детей в пластическую деятельность, учить использовать средства художественной выразительности лепки; передавать характерные особенности сказочных образов;
-обогащать социальный опыт, умение адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и педагогом-мастером;
Участники: учащиеся 6го класса ПСШ №1.
Место проведения: детская районная библиотека.
Дата и время проведения: 25.05.2015 в 18.00.
Принципы организации мастер-класса:
- Принцип деятельностного подхода;
- Принцип эстетизации;
- Принцип событийности.
Материальное обеспечение:
1. Рабочий материал – глина;
2. Стеки;
3. Рабочие доски;
4. Баночки с водой;
5. Демонстрационный материал – иллюстрации, глиняные игрушки.
6. Формочки.
План - конспект
№ | Этапы мастер-класса, цели | Содержание | Методы и приемы | Примечания |
1 | Организационный момент Заинтересовать детей. Создать атмосферу радости и доброжелательности, творчества и сотрудничества. | Приветствие. Знакомство. Мини-выставка «Чудеса из глины». Сообщение темы и задач. Мотивация деятельности (лепка игрушек сказочного подводного мира в качестве подарка). | Игровые моменты «Давайте познакомимся», «Улыбка». Худ.слово «Мои игрушки» (В.Васеленко) Показ образцов игрушек, выставочного ряда «Чудеса из глины». | Прикрепить на грудь участников мастер-класса бейджик с именем. |
2 | Подготовка рабочего места Воспитание культуры труда.
| 1. Проверка рабочих мест, наличие материалов для работы. 2. Правила по ТБ; 3. Правила работы с глиной. | 1. Инструкция по ТБ; 2. Образец рабочего места. | 1. Раскладка материалов и инструментов осуществляется до начала мастер-класса. 2. Все инструменты должны находиться со стороны рабочей руки. 3. Глина перед работой закрыта влажной салфеткой. |
3 | Сообщение новых знаний 1. Расширение и уточнение запаса знаний и представлений о художественной лепке, о материале для лепки - глине. 2. Развитие художественного восприятия и образного видения. 3. Включение в пластическую деятельность, формирование основ художественной лепки. | Художественное экспериментирование . Проверка, коррекция и сообщение новых знаний: - глина – природный материал; - качества и свойства глины; - сфера применения; - игрушки из глины; - технология лепки; Демонстрация основных способов и приемов лепки. | Чтение и обсуждение сказки «Глиняная сказка». Проблемные вопросы: что будет, если не обжигать глиняные изделия, игрушки? Игровые упражнения:«Вот какая глина»; «Делай, как я, делай со мной, делай лучше меня!»; «На что похоже?» | Идет полный показ педагогом приемов лепки по принципу «Делай, как я, делай вместе со мной». |
4 | Практическая работа 1. Учить лепить игрушки пластическим способом. 2. Знакомить с декорированием изделия способами: «по сырому» (налепы, процарапывание). «по сухому» (грунтование, роспись красками). 3. Развитие творческих способностей в передаче образа, декора, в демонстрации своеобразия манеры исполнения. 4. Мотивировать творческую деятельность детей (использование продукта детской деятельности в качестве подарка родным, украшения интерьера дома, класса, группы, участие в выставке). 5. Поддержать интерес к лепке, используя ее пластические свойства при работе с формами. Рациональное использование остатков рабочего материала. 6. Формирование навыков общения и работы в коллективе; умений проявлять отзывчивость, оказывать помощь товарищам. | Демонстрация образцов. Лепка по вариативным образцам: Черепаха – Тортила; Осьминожки; Кит; Золотая рыбка и др; Лепка плоскостных игрушек, с использованием форм: - лепка основы, путем расплющивания шарика; - наложение и вдавливание формы острой стороной в основу; - удаление лишней глины, выдавливание полученного изображения; - детализирование и декорирование поверхности по желанию детей (ушки, глаза, носик, ротик); - окончательное сглаживание поверхности, выравнивание. | Анализ образца. Методы педагогической поддержки: - поощрение; - похвала; - наводящие вопросы; - совет; - создание ситуации успеха; Методы прямого и частичного показа лепки. Метод совместных действий. Д/И «Кого не стало». Физкультминутка «Веселая переменка». | При допуске общих ошибок, педагог концентрирует внимание всех участников, оказывает индивидуальную помощь в виде наводящих вопросов, совместных действий, прямого или частичного показа. |
5 | Анализ продукта и процесса детского творчества, их оценка 1. Развитие навыков самоанализа продуктов и процесса детской деятельности; умений адекватно оценивать результаты деятельности других детей. 2. Повышение уровня самооценки – «Я сам», «Я могу» и коллективного творчества «Мы вместе». 3. Демонстрировать своеобразие манеры исполнения, выражать свое отношение к процессу деятельности и продуктам деятельности. | Организация выставки | Анализ продукта: - чему учились; - как лепили; - что сложнее всего было лепить; - что хотели бы исправить в своей работе. Анализ процесса: - понравилось ли лепить из глины; - кому подарите свою работу; - хотели бы вы продолжать учиться лепить из глины. Методы пед.поддержки | Педагог дает общую характеристику мастер-классу и продуктам детского творчества. Желательно чтобы каждый участник высказал свое мнение. |
6 | Уборка рабочего места Воспитание культуры труда, навыков самообслуживания. | Приведение рабочего места в порядок | Инструкция | Остатки рабочего материала кладутся в пакет |
Приложение 4
Материально – техническая база творческого объединения по художественной лепке из глины «Аленький цветочек»
1. Рабочий материал – глина;
2. Кисти;
3. Стеки;
4. Водоэмульсионная краска;
5. Станки с поворотным кругом - 7;
6. Рабочие доски – 12;
7. Стол учительский – 1;
8. Парты ученические – 6;
9. Стулья ученические – 12;
10. Учебная доска;
11. Муфельная печь;
12. Водонагреватель;
13. Шкафы для сушки – 4;
14. Шкафы для хранения методической литературы, выставочных экспонатов – 3;
15. Раковина с проточной водой;
16. Стеллаж для хранения оборудования – 1;
17. Методическая литература;
18. Пакет документов по технике безопасности;
19. Дидактический материал;
20. Раздаточный материал;
21. Музыкальный центр – 1;
22. Ноутбук – 1;
23. Экран успеваемости;
24. Детские фартуки;
25. Наглядный стенд «Цветовой круг»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель и задачи проекта
Участники проекта - Педагог и обучающиеся ТО Детский и педагогический коллективы ЦДТ, ОУ поселка Родители Коллектив детской районной библиотеки и иных организаций Сроки реализации 2-е полугодие 2014-2015 учебного года
Ведущая педагогическая идея проекта Познавательная деятельность Спортивно-игровая деятельность Учебная деятельность Художественная деятельность Системный и деятельностный подходы к организации, объединение усилий участников проекта позволят быть причастными к решению приоритетных задач современного общества Досуговая деятельность
Творческий проект Организационно-методическое обеспечение
Этапы реализации проекта
Технология организации мероприятий (на примере выставки ДПТ)
Творческое объединение Выставка «Сказку сделаем из глины» Центр детского творчества Весёлые старты «По страницам любимых сказок» Детская районная библиотека Познавательно-игровая программа «В гости к сказке» (экскурсия, выставка, викторина) Творческий проект ПСШ №2, РКДЦ Видеофильм Детская районная библиотека Мастер-класс «Чудеса из глины»
Год литературы в РФ Итоги реализации