доклад на тему:" Развитие творческих способностей воспитанников детских оздоровительных лагерей".
Предварительный просмотр:
Поддержка и развитие творческих способностей детей в условиях пришкольного лагеря.
Ускорение научно-технического прогресса зависит от количества и качества, творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено на развития творческого потенциала детей, совершенствования личностных возможностей ,приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей , воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов личностно значимых сферах деятельности. Пребывание детей в летнем оздоровительном лагере это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая творческая деятельность .Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей. Содержание мероприятий летнего лагеря нацелены на создание развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Целью летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием является создание благоприятных условия для укрепления здоровья и организации досуга у учащихся во время летних каникул, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей .Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Принципы самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность , учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого. Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей является сотрудничество ребенка и педагога, которое позволяет обучающемуся почувствовать себя творческой личностью. Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива. Участие в мероприятиях помогает развивать лидерские качества и уверенность в себе, умение взаимодействовать с людьми и осуществлять социально значимые дела. Досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий: - игры; - конкурсы (творческие, интеллектуальные и т.д.), турниры - творческие задания; - проекты; - праздники и развлечения, выступления; - посещение музея . Организация кружков по интересам . Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в группы. Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей. Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, создаются условия для реализации интересов детей. Направления кружковой деятельности : - декоративно прикладное творчество , военно - спортивное; художественно-эстетическое; театральное. На занятиях предусматривается проведение мероприятий: - Мастер-классы - Творческие задания, выставки . Образовательная деятельность в рамках смены лагеря расширяет знания детей об окружающем мире, удовлетворяет потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Данный вид деятельности реализуется через экскурсии , посещение библиотеки, организацию бесед, деловых игр, воспитательных мероприятии. Для того, чтобы обучить детей творчеству, педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Мероприятия творческого характера это мероприятия, предполагающие креативность в их реализации и рассчитанные на использование в них творческих возможностей учащихся . Работа по развитию творческих способностей детей ; оформление отрядных уголков, стенных газет; ярмарка идей и предложений, конкурсы рисунков на асфальте. Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (открытие смены), «Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!» , «До свиданья, лагерь!» (закрытие смены) Кружок «Аэробика» ; Кружок «Умелые руки» ;оригами, вышивка, плетение из бисера. Мероприятия на развитие творческого мышления: Загадки , кроссворды, ребусы, викторина «Смекалка, эрудиция и смех -неотъемлемый успех!», конкурсная программа «Великолепная семёрка», «Эрудит шоу», конкурсная игра «Весёлые минутки», конкурс танцевального мастерства «В ритме танца», «Как меня собирали в лагерь», интеллектуальная игра «Разноцветная капель», конкурсная игра «Счастливый случай», «Поле чудес», итоговая выставка поделок, рисунков воспитанников лагеря . Творческие игры - явление многообразное. Их содержание усложняется и развивается в том случае, если они увлекают детей. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитательно -образовательной работе с детьми. Детское творчество особенно ярко проявляется в играх-драматизациях. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре, как ни в какой другой деятельности, развиваются ценные для детей качества: активность, самостоятельность. Руководство творческими играми приобретает важное значение , но встречаются определенные трудности. Педагог должен учитывать многие факторы, которые развивают ребенка, - его интересы, личные качества, навыки общественного поведения. основные функции игры: 1. Функция формирования устойчивого интереса, снятие напряжения; 2. Функция формирования творческих способностей; 3. Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки. Виды творческой деятельности - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя. Существуют различные виды творческой деятельности. Творческая деятельность ;декоративно-прикладная, художественно-эстетическая :ИЗО, музыка ,шитье. вокал ,вязание, хореография ,макраме, драм. театр .Среди декоративно-прикладного творчества дети любят заниматься больше всего изобразительным искусством, в частности детское рисование. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают занятия по шитью, вязанию. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Раскроив себе, изделие дети подбирают оформление для изделия, по принцип у цветовой гаммы. В процессе таких занятий у детей развивается логическое мышление, творческое воображение. Важное место в художественно-творческой деятельности детей занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных произведений, повторение музыкальных рядов и звуков на различных инструментах . В дальнейшем это может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Вокальные занятия также являются творческой деятельностью. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности. Для раскрытия творческих способностей, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для э того нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями. Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия: - развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста; - задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей; - творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества. Наряду с принципами используют и методы: Методы практические наглядные словесные . К практическим методам относятся упражнения, игры, моделирование. Упражнения - многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на конструктивные, подражательно- исполнительские, творческие. Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами. Моделирование - это процесс создания моделей и их использования. К наглядным методам относится наблюдение - рассматривание рисунков, картин, просмотр диафильмов, прослушивание пластинок. Словесными методами являются: рассказ, беседа, чтение, пересказ. В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом. Контрольно-оценочный блок Оценкой детей являются : выставки творческих работ, выступления на праздниках, участие в играх-импровизациях, творческих конкурсах. Грамоты за призовые места, за участие. Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратим о утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются: 1. Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей. 2. Создание обстановки, определяющей развитие ребенка. 3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей. 4. Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел , продолжительности занятий одним делом и т.д. 5.Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых. 6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей.