Сценарий развлечения!

 Туралиева Айгуль Сергеевна

Знакомство детей дошкольного возраста с культурой, обычаями и  традициями народов, проживающих в  Саратовской области!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_-_stsenariy.docx22.47 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВЛЕЧЕНИЕ НА ТЕМУ:

«ГОСТЕПРИИМСТВО КАЗАХСКОГО НАРОДА»

                                                                   

                                                             Подготовили воспитатели                  средней группы №3:

Туралиева А. С.

Мукашева Г.А.

Г. Энгельс 2020 г.

Ход мероприятия:

Деятельность преподавателей

_________________________________

Восп-ль: Здоровается с детьми и предлагает им прочитать письмо, которое прислал им сам «Незнайка». В письме говорится о том, что он совсем не знает, какие народы проживают у нас в Саратовской области и просит детей рассказать о культуре, традициях одного из народов и прислать ответ ему на электронную почту.

Восп-ль: Предлагает детям помочь «Незнайке» и приглашает детей отправиться в гости к своим соседям Руслану и Айгуль.

Переодетые в национальные костюмы педагоги и мальчик из старшей группы встречают детей в музыкальном зале.

Соседка Айгуль: Встречает детей и здоровается.

-Проходите гости Вы мои дорогие Салем Бердык!

-Проходите в наш дом и присаживайтесь

Преподаватель по физ. культуре (Руслан): гостеприимно показывает, как правильно надо садиться на «курпе» по – казахским обычаям.

Соседка (Айгуль): в нашей Саратовской области живут люди разной национальности, в том числе и казахский народ -"казахи". И вот сегодня я вам расскажу об этом славном народе. А что же отличает один народ от другого?

 

Соседка (Айгуль): Да, вы правы: язык, одежда, кухня, обычаи, традиции, религия. Сегодня мы представляем вашему вниманию малую часть культуры казахского народа. Обычай встречать и принимать гостей свойственен людям любой национальности. О гостеприимстве казахского народа слагают легенды. Издавна казахский народ, славился своим гостеприимством. Наша семья пригласила Вас сегодня в гости. По казахским обычаям гость в доме — это доброе предзнаменование, он – почетный, уважаемый, дорогой человек. Казахи издавна очень внимательны, заботливы и вежливы по отношению к гостям. Стараются накрыть со вкусом стол, обильно угостить различными блюдамиГостей было принято не только угощать, но и одаривать подарками. По обычаю, и гость отвечал тем же. 

-Ребята, а вы знаете, как называется стол у казахского народа? (Достархан)

Преподаватель по физ. культуре (Руслан):

-Хотите послушать одну удивительную притчу? (Включается фоновая казахская музыка).

"Давным -давно это было. Одному молодому, красивому джигиту очень хотелось найти своё счастье. Решил он отправиться его искать по всему белому свету. Год за годом он ходил по земле, много прошёл стран и городов. а счастья всё никак не находил. Решил он вернуться домой. А куда идти, где его Родина, никак вспомнить не мог. Пришёл он на камень, повесил голову ниже плеч и горько заплакал. Вдруг перед ним, откуда не возьмись, престал старец и спрашивает:

-О чём печалишься джигит? Ведь ты уже не молод, а всё еще бродишь по свету. Видимо ты чужестранец?

-Где же ты живёшь?

-Я не знаю, где-то далеко-далеко.

-А как зовут твой народ?

-Не знаю...

-Я смогу тебе помочь, если ты напоёшь народную песню или расскажешь об обычаях и традициях своего народа...Растерялся джигит, и не смог вспомнить ничего о своём народе. Подумав немного, он протянул старцу сумку".

-Ребята, давайте и мы посмотрим, предметы быта, разные картинки из этой красивой дорожной сумке.

-Что это? (сумка).

-Предметы какого народа сохранил при себе джигит?

-Давайте вместе поможем джигиту вспомнить его Родину, традиции и обычаи великого казахского народа.

Воспитатель: по порядку вытаскивает предметы или картинку, обращает внимание на сумку.

Соседка Айгуль:

-"Оржан"-дорожная сумка.

-"Орнек"-орнамент, которым украшен оржан.

-"Торсы"-сосуд для кумыса, айрана.

Соседка Айгуль:

-"Торсы" сделан ребята из козьей шкуры и напиток остаётся даже в жару.

-"Кесе"-пиала для чая.

-"Касык"-деревянная ложка.

-"Домбыра", "Кобыз"-народные казахсие инструменты.

Соседка Айгуль:

-Раньше казахи были кочевым народом, переезжали с одного места на другое.

-Национальное жилище казахского народа-юрта (показывает макет юрты, картинки). Её удобно было перевозить, потому что она складывается.

Соседка Айгуль:

Казахи -мирный и очень гостеприимный народ. Когда в дом приходят гости, всегда накрыт "достархан" (стол).

-Посмотрите на (картинку) наш "дастархан", сколько всего вкусного приготовлено, это бешбармак, манты, баурсаки, чай, хворост -это всё национальные блюда казахского народа.

Собираясь за большим достарханом, они любят петь, читать стихи, играть на национальных инструментах, танцевать. И сейчас мы с вами поиграем в национальные казахские игры, которые называться -"Такия-тастамак" (тюбетейка-невидимка) и "Куме алу" (подними монету).

Преподаватель по физ. культуре (Руслан): объясняет и проводит игры малой и быстрой подвижности с детьми.

Игра -"Такия-тастамак"(тюбетейка-невидимка).

   Правила: В игре принимают участие все дети группы. Все сидят по-казахски, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбетейку сзади кого -нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбетейку, заметил это-он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге.

Игра -"Куме алу" (подними монету).

Правила: На противоположных сторонах площадки намечают линии старта и финиша. По площадке раскладывается большое количество монет (камешков). Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу джигита начинают скачи-передвигаясь по направлению к линии финиша, имитируя скачку на конях. Во время скачек джигиты, не останавливаясь, наклоняются и поднимают монеты. Побеждает тот, кто смог во время скачек собрать больше монет.

Восп-ль: Ребята, а сейчас наш джигит Тимур (переодетый мальчик из старшей группы) расскажет нам стихотворение на своём родном языке.

     

Джигит Тимур:

Куыр, куыр, куырмаш,

Мен айтайын колынды аш!

Мынау турган бас барма

Жумыс содан бастамак.

Воспитатель: Ребята, а вот, о чём говорится в этом стихотворение:

      Казахстан -земля родная

Очень любим мы тебя

Море, горы, даль степная

Это Родина моя.

Воспитатель: Дорогой джигит Тимур, сейчас ребята из нашей группы тоже расскажут нам стихи, присаживайся и послушай.

Соседка Айгуль: А сейчас гости дорогие, я спою Вам песню на казахском языке и приглашаю Вас потанцевать.

Песня: «Акке» (песня про Родину, про отца с матерью).

Исполняет песню, танцуя вместе с детьми под музыку.

Восп-ль: Дорогие ребята не только в Саратовской области, но и в нашей стране проживает множество различных национальностей. У каждого народа своя культура, свои обычаи, традиции. И это очень хорошо, что мы все такие разные. Насколько интереснее становится наша жизнь, когда мы знакомимся и узнаем так много нового и полезного для себя.

-  Ребята пришла пора нам прощаться с нашими гостеприимными соседями, ведь нам ещё нужно написать, многое рассказать и отправить письмо нашему «Незнайке».

Соседка Айгуль: В добрый путь и в добрый час! Ждите теперь в гости нас! Ходите друг к другу в гости, будьте открытыми, приветливыми, дружелюбными. Ведь главное в гостях – не застолье, а радость общения с дорогими людьми, на которых, как известно, и держится мир.

Примечание.

Исполнители:

Воспитатель - ведущая.

Воспитатель – (соседка Айгуль).

Преподаватель по физической культуре (Руслан) хозяин.

Джигит – мальчик из старшей группы Тимур.

Изделия казахской народной кухни: приготовленные казахские блюда Инкаль, бауырсак, хворост (по народному казахскому рецепту) – для наглядного представления детям.

Национальные костюмы: сшиты собственноручно одним из воспитателей группы.

Деятельность детей

_________________________________

Здороваются в ответ. 

Соглашаются и вместе с воспитателем отправляются в заранее подготовленный музыкальный зал.

Здороваются, снимают обувь и рассаживаются на полу на «Курпе» (казахские матрасы, сделанные из овечьей шерсти и украшенные национальными орнаментами).

Повторяют за преподавателем.

Отвечают.

Размышляют.

Слушают притчу.

Смотрят на предметы.

Рассматривают предметы из сумки.

Слушают.

 Трогают руками.

Слушают.

Рассматривают.

Соглашаются поиграть.

Слушают правила игры.

Играют в игры согласно правилам.

Присаживаются и прослушивают стихотворение в исполнение джигита Тимура.

Ребёнок 1:

Казах и русский, о душа одна

Одна Судьба, одно над нами небо

Не кровная, душевная родня

Встречаем гостя с хлебом с солью!

Ребёнок 2:

Смотрит парень на рябину

Вспоминает Украину.

Немец, Белорус, Мордвин,

Молдаванин и Грузин

Все народности не счесть

Всем в России место есть.

Ребёнок 3:

Казах без корня- всадник без седла,

Казах без друга- путник без привала

Россия наши корни приняла

Из Волги- матушки водицей напоила.

Ребёнок 4:

Один язык у добрых на планете

И кем бы не был, где бы ты не жил,

Доброта на доброту ответит

Простую истину народ открыл.

Слушают песню и танцуют под музыку вместе с хозяйкой юрты.

Слушают воспитателя.

Прощаются и уходят с воспитателем под мелодичную казахскую музыку в свою группу.