Адаптированная программа социально-педагогической напраленности

Программа предназначена для детей с РАС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raskraski.docx35.41 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Введение

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.

Основополагающим законодательным актом, регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЭ, ФЗ № 273). Получение дополнительного образования регулируется главой 10 ФЗ № 273. В части 2 статьи 75 ФЗ № 273(с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 24.07.2015г.).
        Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «РАСкраски»  социально-педагогической направленности обеспечивает реализацию образовательных прав ребенка на получение соответствующего его возможностям  дополнительного образования.

В 2006 году наша страна ратифицировала Конвенцию о  правах инвалидов. В ней определена необходимость использования технологий учитывающих разные формы инвалидности, принятие и содействие использованию жестовых языков, азбуки Брайля, дополнительных и альтернативных способов общения и всех других доступных способов, методов и форматов общения по выбору инвалидов.

Не смотря на то, что  сфера дополнительного образования не подверглась стандартизации, исключать целевые ориентиры ФГОС НОО ОВЗ при работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) методически необоснованно. Дошкольная ступень образования готовит ребенка к новому социальному статусу. Это означает, что с ним неизбежно произойдут изменения. Дети с РАС идут по своему особенному пути развития.

Помимо первичного дефекта, у некоторого количества детей, имеющих такой диагноз, отмечается нарушение речи, которое выступает вторичным и дает возможность специалисту скорректировать его, предложить ребенку такой способ общения, который будет доступен ему и собеседнику. Коммуникация – это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, характеризующийся взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга. При нарушении функций речи или ее отсутствии может быть использованы средства альтернативной коммуникации. Не говорящие дети имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Коммуникация с помощью вспомогательных устройств включает в себя коммуникацию с использованием различных приспособлений: доски, альбомы, электронные устройства, символы или картинки.      

 Актуальность адаптированной дополнительной образовательной программы в том, что на современном этапе развития общества оно отвечает запросам родителей, воспитывающих ребенка с РАС, формирует социально значимые знания, умения и навыки, оказывает комплексное воздействие на развитие коммуникативной сферы ребенка. Сложности в процессе коммуникации с такими детьми, отсутствие квалифицированных специалистов привели к тому, что дети тяжело вступают в контакт со сверстниками и другими взрослыми. Особенно этот аспект актуален для семей, имеющих не говорящего ребенка. Находясь в привычной для него среде, со взрослыми, которые знают основные приемы коммуницирования и их значение, ребенок легко дает знать о своих желаниях и потребностях. Взрослые понимают его. Попадая же в незнакомую среду, ко взрослым, которые его не понимают, ребенок не может найти тот способ общения, который позволит ему добиться желаемого. Дополнительными факторами, влияющими на психологическое состояние ребенка, становятся новые звуки, новые ощущения, незнакомая обстановка. Их интенсивность и частота заставляют в усиленном режиме функционировать сенсорную сферу. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослым кажется, что ребенок становится неуправляемым. Родителям все сложнее находить общий язык с педагогами. Итогом такого общения  становится его полное прекращение в виду того, что специалист не смог найти точки соприкосновения с не говорящим ребенком.

Отличительной особенностью программы является то, что на занятиях ребенок знакомится с графическим изображением слов (пиктограммой). Освоение материала происходит в практической деятельности. Закономерности использования графических средств представлены в виде схем. Переход  к новой теме предполагает постоянное повторение пройденного материала. Реализация программы подразумевает тесное сотрудничество с семьей. Отработанные на занятиях пиктограммы плавно переходят в повседневную жизнь ребенка. Для освоения альтернативных способов коммуникации предполагается использование системы пиктографических символов (пиктографическая коммуникация - PIC). Она основана на использовании неартикуляционных средств общения, визуальных речевых кодов. Они рассматриваются в качестве средств первичной коммуникации, предшествующие формированию языковых средств общения, являются основными средствами коммуникации, необходимой базой развития. Преимущество использования графических символов заключается в том, что все участники коммуникации ориентируются и используют одни и те же изображения.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана для ребенка 6-7 лет, имеющего расстройство аутистического спектра, вторичным дефектом которого является отсутствие речи. Ребенок может посещать детский сад или  находится на домашнем обучении. Одним из условий работы является минимальное понимание обращенной речи.  

Форма обучения – очные индивидуальные занятия, проводимые на дому. Учебный год начинается 10 сентября и заканчивается 30 мая. Программа рассчитана на один год обучения. Общее количество часов по программе составляет 72 часа. Продолжительность и число занятий в неделю устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом санитарных норм и правил. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность одного академического часа составляет 25 минут. Перерыв между занятиями 10 минут. Постоянный состав группы – 1 человек, имеющий инвалидность.

Методы, используемые при реализации адаптированной дополнительной  общеразвивающей программы:

  • словесные: беседа, объяснение, повторение;
  • наглядные: демонстрация графических изображений, показ видео материалов, наблюдение, сопоставление пиктограмм и фотоматериалов;

Основными типами занятий при реализации программы являются комбинированные занятия, а так же практические и диагностические. Основными формами проведения занятий является беседа, наблюдение, сюжетно-ролевая игра. В содержании программы по завершении каждого раздела запланированы консультации для родителей с целью корректирования образовательной траектории и закрепления полученных умений и навыков.

Цель  и задачи программы

Цель: обучение альтернативному способу коммуникации через использование символов и пиктограмм.

Задачи программы:

  • познакомить и ввести в обиход знаково-символьную систему общения;
  • способствовать социализации ребенка через раскодирование сообщений, поступающих в форме знаков и символов;
  • содействовать развитию экспрессивной речи.

Содержание программы

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

Формы аттестации/

контроля

1

Вводное занятие

2

2

-

Наблюдение,

Собеседование 

2

Диагностика

4

-

4

Протоколы диагностик

3

Я - ребенок

15

0

15

3.1

Ознакомление со знаком-символом и уточнение его понимания

5

5

Наблюдение

3.2

Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией

5

5

Наблюдение

3.3

Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа

5

5

Наблюдение

4

 Ребенок в семье

15

0

15

 

4.1

Ознакомление со знаком-символом и уточнение его понимания

5

5

Наблюдение

4.2

Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией

5

5

Наблюдение

4.3

Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа

5

5

Наблюдение

5

Ребенок и мир животных

15

0

15

5.1

Ознакомление со знаком-символом и уточнение его понимания

5

5

Наблюдение

5.2

Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией

5

5

Наблюдение

5.3

Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа

5

5

Наблюдение

6

Ребенок в школе

15

0

15

6.1

Ознакомление со знаком-символом и уточнение его понимания

5

5

Наблюдение

6.2

Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией

5

5

Наблюдение

6.3

Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа

5

5

Наблюдение

7

Диагностика

4

-

4

Протоколы диагностик

8

Итоговое  занятие

2

-

2

Составление календаря значимых событий

Итого

72

2

70

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Вводное  занятие. (2 ч.)

Знакомство, беседа с ребенком, с родителями. Знакомство с основными направлениями программы. Предложения по оборудованию рабочего места ребенка.

2. Диагностика (4 ч.)

        Проведение диагностических мероприятий, направленных на выявление актуального развития и зоны ближайшего развития.

3. Я – ребенок (15 ч.)

3.1 Ознакомление со знаком-символом и уточнение его понимания (5 ч.)

Практика (5 ч.): идентификация пиктограммы; выбор нужной пиктограммы из ряда других; выбор двух одинаковых  пиктограмм среди ряда других; выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других; конструирование фразы с помощью пиктограмм; показ из нескольких фраз, составленных из пиктограмм той, которую назвал педагог; выбор из двух предложений, составленных пиктограммами того, который произносит педагог.

3.2 Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией (5 ч.)

Практика (5 ч.): составить из пиктограмм пару; среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе; найти и исправить ошибку в парах пиктограмм; найти и исправить ошибку в парах пиктограмм; найти и исправить ошибку во фразе.

3.3 Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа (5 ч.): дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других; составить из пиктограмм произнесенную педагогом фразу; составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками; подобрать группу пиктограмм по заданному признаку; составить логические цепочки.

4. Ребенок в семье (15 ч)

4.1 Ознакомление со знаком-символом и уточнение его понимания (5 ч.)

Практика (5 ч.): идентификация пиктограммы; выбор нужной пиктограммы из ряда других; выбор двух одинаковых  пиктограмм среди ряда других; выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других; конструирование фразы с помощью пиктограмм; показ из нескольких фраз, составленных из пиктограмм той, которую назвал педагог; выбор из двух предложений, составленных пиктограммами того, который произносит педагог.

4.2 Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией (5 ч.)

Практика (5 ч.): составить из пиктограмм пару; среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе; найти и исправить ошибку в парах пиктограмм; найти и исправить ошибку в парах пиктограмм; найти и исправить ошибку во фразе.

4.3 Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа (5 ч.): дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других; составить из пиктограмм произнесенную педагогом фразу; составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками; подобрать группу пиктограмм по заданному признаку; составить логические цепочки.

5. Ребенок и мир животных (15 ч)

5.1 Ознакомление со знаком-символом и уточнение его понимания (5 ч.)

Практика (5 ч.): идентификация пиктограммы; выбор нужной пиктограммы из ряда других; выбор двух одинаковых  пиктограмм среди ряда других; выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других; конструирование фразы с помощью пиктограмм; показ из нескольких фраз, составленных из пиктограмм той, которую назвал педагог; выбор из двух предложений, составленных пиктограммами того, который произносит педагог.

5.2 Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией (5 ч.)

Практика (5 ч.): составить из пиктограмм пару; среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе; найти и исправить ошибку в парах пиктограмм; найти и исправить ошибку в парах пиктограмм; найти и исправить ошибку во фразе.

5.3 Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа (5 ч.): дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других; составить из пиктограмм произнесенную педагогом фразу; составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками; подобрать группу пиктограмм по заданному признаку; составить логические цепочки.

6. Ребенок в школе (15 ч)

6.1 Ознакомление со знаком-символом и уточнение его понимания (5 ч.)

Практика (5 ч.): идентификация пиктограммы; выбор нужной пиктограммы из ряда других; выбор двух одинаковых  пиктограмм среди ряда других; выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других; конструирование фразы с помощью пиктограмм; показ из нескольких фраз, составленных из пиктограмм той, которую назвал педагог; выбор из двух предложений, составленных пиктограммами того, который произносит педагог.

6.2 Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функцией (5 ч.)

Практика (5 ч.): составить из пиктограмм пару; среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе; найти и исправить ошибку в парах пиктограмм; найти и исправить ошибку в парах пиктограмм; найти и исправить ошибку во фразе.

6.3 Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа (5 ч.): дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других; составить из пиктограмм произнесенную педагогом фразу; составить фразу из пиктограмм, соединив их между собой по смыслу стрелками; подобрать группу пиктограмм по заданному признаку; составить логические цепочки.

7. Диагностика (4 ч.)

        Проведение диагностических мероприятий, направленных на выявление актуального развития и зоны ближайшего развития.

8. Итоговое занятий (2 ч)

Составление календаря значимых событий

Планируемые предметные  результаты работы:

В результате обучения по адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе у ребенка:

  • развита потребность в повседневном использовании знаково-символьной системы общения как альтернативного способа коммуникации;
  • сформирована способность  раскодирования сообщений окружающего мира, поступающих в форме знаков и символов;
  • обогащена экспрессивная речь.

Формы аттестации

Качество освоения адаптированной дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы сопровождается входной диагностикой,  текущим контролем и заключительной диагностикой, которая выступает в качестве аттестации по завершении реализации программы.  

Формой текущего контроля является педагогическое наблюдение, проводимое в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с программой.

В качестве мониторинга результативности со стороны педагога может быть использован педагогический дневник. Мониторингом результативности образовательной деятельности ребенка выступает оформление календаря значимых событий.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ

Год обучения

Название

Практические пособия

1

1

Рабочие тетради с пиктограммами «Я – ребенок», «Ребенок в семье», «Ребенок и мир животных», «Ребенок в школе»

Методические рекомендации

1

1

Методические рекомендации для родителей по работе с пиктограммами

Диагностики

1

1

Методика исследования характера графического восприятия

2

1

Методика исследования возможности спонтанного узнавания

3

1

Анкета для родителей

4

1

Лист стандартизированного наблюдения

Каталог дидактических пособий

Год обучения

Название

Кол-во единиц

1

1

Карточки-пиктограммы

По 1 комплекту

Необходимое оборудование:

  • наборы пиктограмм  -  по 1 комплекту;
  • набор  цветных карандашей;
  • набор мелков;
  • бумага для рисования;
  • фотоматериалы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Баряева Л. Б. Я – говорю! Я - ребенок. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2007  
  2. Баряева Л. Б. Я – говорю! Ребенок в семье. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2007  
  3. Баряева Л. Б. Я – говорю! Ребенок и мир животных. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2007  
  4. Баряева Л. Б. Я – говорю! Ребенок в школе. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2007  
  5. Программа коррекционной работы для обучающихся с расстройством аутистического спектра: методические материалы для специалистов сопровождения учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов образовательных организаций / сост.: Т. Ю. Галочкина, И. О. Баранова, Л. И. Грачева, Т. С. Кузьмина [ и др.]. – Красноярск, 2016
  6. Факторы, влияющие на успешность преодоления расстройств аутистического спектра / Горбачевская Н. Л. [и др.] // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4 с. 39-50