«Мотивация художественно-творческой деятельности у младших школьников»

Михайлова Елена Викторовна

Настоящее положение школ искусств способно удовлетворить самые различные потребности детей и подростков. С 2013 г. в  введены дополнительные предпрофессиональные образовательные программы. Учащиеся по этой программе целенаправленно готовятся к поступлению в средние и высшие учебные заведения по профилю. При поступлении дети проходят отбор, родители и учащиеся должны быть готовы к большим нагрузкам, обучение отличается достаточной специализированной направленностью.

Для тех, же, кто желает удовлетворить свою потребность в художественно-творческой деятельности, введены общеразвивающие программы. Именно они отличаются тенденцией к синтезу различных форм творчества, широкой направленностью, учащиеся получают посильную физическую нагрузку. Таким образом, именно общеразвивающие программы способны в полной мере обеспечить формирование и развитие потребности детей в творчестве, тяги к искусству. Тем более что далеко не все родители и их дети уже с 6-7 летнего возраста способны сделать выбор в пользу предпрофессиональных программ, даже если данные детей позволяют это сделать. Как правило, осознанное отношение к дополнительным занятиям и у детей и у родителей складывается не ранее 12 лет. Казалось бы, в такой ситуации,  в школах искусств должна быть огромная  очередь из желающих учиться по общеразвивающим программам в области хореографического искусства. Однако на практике мы часто сталкиваемся с целым рядом проблемой. Одна из них – это огромная конкуренция других учреждений дополнительного образования, не обладающих статусом школы – это танцевальные кружки, студии. Их популярность обусловлена внедрением на потребительский рынок современных продуктов –клубных танцев, хип-хопа, танца живота, а также определенным отсутствием какой-либо ответственности со стороны детей и родителей – сегодня пришел, завтра – не захотел, не пришел. Еще одна из причин – определенная боязнь параллельного обучения еще в одной школе. Основное среднее образование в настоящий момент представляет собой очень серьезную нагрузку на детей. Всякая дополнительная нагрузка к основной школе в младшем школьном возрасте воспринимается родителями с опаской. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой – как привить ребенку младшего школьного возраста потребность в художественно-творческой деятельности, донести эти потребности до его родителей,  привлечь детей к обучению именно в школе искусств.

В связи с этим у преподавателей школы искусств возникает проблема, для решения которой требуется объединить особенности всех представленных форм образовательных учреждений -  Предоставить детям услугу, которая удовлетворяла бы потребность детей в художественном творчестве (танце), при сравнительно небольших нагрузках, так, чтобы эти занятия дополняли учебный процесс в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gavrilova_proekt.docx43.02 КБ
Файл gavrilova_proekt_wecompress.com_.pptx565.83 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. Титульный лист. Здравствуйте. Меня зовут Гаврилова Татьяна Ивановна, я преподаватель хореографии Детской школы искусств № 3 г. Тамбова. Тема моего проекта звучит так: «Мотивация художественно-творческой деятельности у младших школьников».

Слайд 2. Актуальность. Настоящее положение школ искусств способно удовлетворить самые различные потребности детей и подростков. С 2013 г. в нашей школе введены дополнительные предпрофессиональные образовательные программы. Учащиеся по этой программе целенаправленно готовятся к поступлению в средние и высшие учебные заведения по профилю. При поступлении дети проходят отбор, родители и учащиеся должны быть готовы к большим нагрузкам, обучение отличается достаточной специализированной направленностью.

Для тех, же, кто желает удовлетворить свою потребность в художественно-творческой деятельности, введены общеразвивающие программы. Именно они отличаются тенденцией к синтезу различных форм творчества, широкой направленностью, учащиеся получают посильную физическую нагрузку. Таким образом, именно общеразвивающие программы способны в полной мере обеспечить формирование и развитие потребности детей в творчестве, тяги к искусству. Тем более что далеко не все родители и их дети уже с 6-7 летнего возраста способны сделать выбор в пользу предпрофессиональных программ, даже если данные детей позволяют это сделать. Как правило, осознанное отношение к дополнительным занятиям и у детей и у родителей складывается не ранее 12 лет.

Слайд 3. Проблематика. Казалось бы, в такой ситуации,  в школах искусств должна быть огромная  очередь из желающих учиться по общеразвивающим программам в области хореографического искусства. Однако на практике мы часто сталкиваемся с целым рядом проблемой. Одна из них – это огромная конкуренция других учреждений дополнительного образования, не обладающих статусом школы – это танцевальные кружки, студии. Их популярность обусловлена внедрением на потребительский рынок современных продуктов –клубных танцев, хип-хопа, танца живота, а также определенным отсутствием какой-либо ответственности со стороны детей и родителей – сегодня пришел, завтра – не захотел, не пришел. Еще одна из причин – определенная боязнь параллельного обучения еще в одной школе. Основное среднее образование в настоящий момент представляет собой очень серьезную нагрузку на детей. Всякая дополнительная нагрузка к основной школе в младшем школьном возрасте воспринимается родителями с опаской. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой – как привить ребенку младшего школьного возраста потребность в художественно-творческой деятельности, донести эти потребности до его родителей,  привлечь детей к обучению именно в школе искусств.

В связи с этим у преподавателей школы искусств возникает проблема, для решения которой требуется объединить особенности всех представленных форм образовательных учреждений -  Предоставить детям услугу, которая удовлетворяла бы потребность детей в художественном творчестве (танце), при сравнительно небольших нагрузках, так, чтобы эти занятия дополняли учебный процесс в основной школе.

Слайд 4. Цель. Решение этой, казалось бы, неразрешимой проблемы и является целью проекта. Ее можно обозначить так: «Формирование и развитие художественно-творческой деятельности у младших школьников путем внедрения занятий хореографией в образовательный процесс средней общеобразовательной школы».

Слайд 5. Задачи. Танец способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений.

Движение - естественная потребность человека с момента его развития. Дети по природе своей подвижны, восприимчивы к музыке, не скрывают своих эмоций, для них танец - естественное состояние души и тела. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность.

В связи с этим у преподавателя хореографии возникают определенные задачи:

  • привить  учащимся любовь к танцу,
  • соразмерно сформировать их танцевальные способности:
  • развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве,
  • воспитать художественный вкус, интересы.
  • Подготовить учащихся к поступлению в 1 класс школы искусств (предоставляя им свободу в выборе специализации).

Слайд 6. 30 школа. Вот уже на протяжении более 10 лет эти задачи решаются на хореографическом отделении ДШИ № 3 г. Тамбова.  Специфика ДШИ № 3 связана с расположением в помещениях средних школ Советского района города. Хореографические классы открыты в корпусах на базе СОШ № 11, 26,30, 33, 35. Внешний недостаток школы – отсутствие своего помещения за долгие годы удалось превратить в преимущество – коллектив преподавателей работает в непосредственном контакте с администрацией и преподавателями средней школы. Это позволяет вести совместную работу по эстетическому воспитанию школьников. Ну, а для школы искусств это способ сохранять и увеличивать контингент учащихся. Я работаю в ДШИ № 3 на базе МАОУ СОШ № 30. Здесь всегда наиболее явно прослеживались положительные моменты сотрудничества основного и дополнительного образования. Такое сотрудничество по праву можно назвать социальным партнерством. Работа нашей школы освещена на сайте 30 школы, педагоги обращаются к нам по поводу проведения совместных мероприятий, мы реализуем совместные проекты, проводим интегрированные уроки.

По инициативе директора 30 школы более 10 лет назад были введены так называемые динамические паузы для учащихся 1 класса школы. Это и стало своеобразным стимулом для работы проекта, который реализуется и сегодня.  Введение динамических пауз – не простая прихоть директора, это решение основано на рекомендациях нормах СанПин (Раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса). Динамические паузы в 30 школе организованы таким образом, что все учащиеся параллели 1 класса ежедневно посещают два занятия – хоровым пением и хореографией на переменах между основными уроками (которые длятся 25 минут).

Слайд 7. Участники проекта, условия формирования целевой аудитории.  Участниками проекта стали учащиеся 4х первых классов средней школы № 30. Общее число участников – около 100. В результате более чем 10 летней работы в этом направлении администрацией ДШИ № 3 было открыто отделение общего эстетического развития. Обучение на этом отделении ведется по 4 направлениям. Одно из них, напрямую реализуемое на базе СОШ – это эстетические классы и динамические паузы. Был разработан учебный план, где прописана недельная нагрузка учащихся – 2 часа и перечень предметов – Хоровое пение и Ритмика (два раза по 0,5 ч.). В рамках этих предметов и происходила реализация проекта. Так учащиеся 1 класса средней школы автоматически становились учащимися ДШИ 3, конечно по желанию и заявлению родителей.

  • Слайд 8. Гипотеза. Ритмика как предмет является начальной ступенью в хореографическом образовании. Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышлению, раскрытию индивидуальности.  

Гипотеза такова: в результате введения предмета «Ритмика» дополнительной общеразвивающей программы в учебный план общеобразовательной школы у детей младшего школьного возраста сформируется осознанная потребность в художественно-творческой деятельности, в занятиях в школе искусств.

Слайд 9. План мероприятий. Был разработан план мероприятий.

1. Подготовка методической базы, разработка рабочих программ. Рабочая программа по предмету ритмика была разработана заведующей хореографическим отделением ДШИ № 3  Г.В. Толстовой. С ней можно ознакомиться на информационном сайте школы. Адрес школы вы видите здесь.  Задачи программы:

- активизация музыкально-ритмических способностей детей;

- развить навыки пластического интонирования музыкальных фраз;

- развить чувство метрической упорядоченности музыкального процесса;

- стимулировать развитие воображения и фантазии в области воплощения двигательными средствами образов музыкального произведения;

- укрепление здоровья. При составлении программы учтен оздоровительный компонент; ее содержание сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Кроме того, в программе учтен и здоровьесберегающий фактор: при освоении детьми движений под музыку педагог учитывает группу их здоровья

2. Проведение занятий динамической паузой в течение одного года. 3. Проведение отчетных форм – концертов, утренников. 4. Разработка и проведение совместных со средней школой мероприятий – тематических классных часов, праздников, интегрированных уроков.

Слайд 10. Основные этапы реализации проекта. Реализация проекта осуществляется с 1 ноября (начало 2 учебной четверти) по 31 мая.

На начальном этапе осуществляется сбор информации, мониторинг потребностей родителей учащихся 1 класса, анкетирование, собеседование с классными руководителями, сбор теоретического и практического материала, разработка контроля и учёта успеваемости учащихся, Разработка плана и сценариев отчетных мероприятий, Разработка плана совместных с СОШ мероприятий. Далеко не все родители и даже учителя средней школы были активными сторонниками внедрения динамических пауз, но путем убеждения, разъяснения и совместной работы мы приходим к согласию.

Второй этап связан с практической реализацией проекта – проведением занятий, концертов и совместных мероприятий.

Слайд 11. Отчетные формы. В конце года проводятся формы итоговой отчетности, и составляется отчет преподавателя. По учебному плану промежуточная и итоговая отчетность осуществляется в форме концертов. За год преподаватели проводят не менее 4 концертов и не менее 4 совместных с СОШ мероприятий. Это концерты к праздникам (Новый год, 8 марта, 23 февраля), школьные традиционные мероприятия «Прощание с букварем», тематические уроки. В мае проводится большой совместный концерт, театрализованный, с использованием элементов флеш-моба. На концертах всегда присутствуют родители, администрация школы.

Слайд 12. Прогнозируемые результаты реализации проекта Предполагается, что в результате работы проекта у учащихся 1 класса разовьется мотивация к творческой деятельности, многие изъявят желание поступить в 1 класс ДШИ, выявятся одаренные учащиеся, способные учиться по предпрофессиональным программам.

  • Слайд 13. Выводы. В результате работы проекта действительно повысилась мотивация детей к выражению себя в творчестве. Родители наглядно видят результаты этой программы и, как следствие, в конце года высказывают свое удовлетворение качеством образовательного процесса именно в симбиозе со школой искусств. Работа проекта дает положительные результаты и в плане оказания развивающей коррекционной помощи учащимся 1 класса. Из 100 учащихся отделения общего эстетического развития 10,  как правило, становятся учениками 1 класса ДШИ.  На приведенной диаграмме вы видите, что в 2015 г. первоклассникам школы искусств стали 10 детей, занимавшихся динамической паузой в прошлом году. В результате работы этого проекта может возникнуть сетевая форма реализации образовательных программ (между ДШИ № 3 и МАОУ СОШ). Подобные формы реализации программ вполне могут быть введены в практику других СОШ, при желании администрации и родителей.

Слайд 14. Литература. Список использованной литературы содержит современные программы раннего обучения детей, диссертации по близким темам,

Слайд 15. Спасибо за внимание. А в окончание своего выступления позвольте внести нотку юмора в наше серьезное мероприятие. Спасибо Вам за внимание.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект н а тему: «Мотивация художественно-творческой деятельности у младших школьников» Выполнила: Гаврилова Татьяна Ивановна Учреждение: МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 3» г. Тамбова Должность: преподаватель хореографии

Слайд 2

Актуальность ДПОП Общеразвивающие Программы специализация направленность на поступление в СУЗы и ВУЗы большая нагрузка тенденция к синтезу искусств мотивация художественно-творческой деятельности посильная нагрузка

Слайд 3

Студии Кружки Школа искусств противоречия Основное образование

Слайд 4

Цель: «Формирование и развитие художественно-творческой деятельности у младших школьников путем внедрения занятий хореографией в образовательный процесс средней общеобразовательной школы».

Слайд 5

ЗАДАЧИ: привить учащимся любовь к танцу ; соразмерно сформировать их танцевальные способности; развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве ; воспитать художественный вкус, интересы; п одготовить учащихся к поступлению в 1 класс школы искусств (предоставляя им свободу в выборе специализации ).

Слайд 6

Фото с сайта МАОУ СОШ № 30. http :// school30.68edu.ru/about/history Совместное мероприятие ДШИ № 3 и МАОУ СОШ № 30 «Осенний бал» МАОУ СОШ № 30 – социальный партнер ДШИ № 3

Слайд 7

Участники проекта. Принципы формирования целевой аудитории Отделение общего эстетического развития ДШИ № 3: Уроки хорового пения Уроки ритмики

Слайд 8

Гипотеза Формирование у младших школьников потребности в художественно-творческой деятельности Введение дополнительных общеразвивающих программ в программу основного образования

Слайд 9

План мероприятий Подготовка методической базы; Разработка рабочих программ Реализация предмета «Ритмика» в течение учебного года Реализация совместных мероприятий с СОШ № 30 http:// dshi3.ts6.ru/dpop3-ritm.pdf

Слайд 10

Основные этапы реализации проекта. I этап: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ , методический (август-октябрь ) . сбор информации, мониторинг потребностей родителей, анкетирование; сбор теоретического и практического материала; разработка контроля и учёта успеваемости учащихся; Разработка плана и сценариев отчетных мероприятий; Разработка плана совместных с СОШ мероприятий. II этап – практический ( ноябрь-май). Проведение занятий, концертов, совместных мероприятий. - III этап: итоговый ( конец учебного года). Подведение итогов, проведение форм итоговой отчетности.

Слайд 11

Формы отчетности

Слайд 12

Прогнозируемые результаты реализации проекта Мотивация к художественно-творческой деятельности Выявление одаренных учащихся Пополнение контингента учащихся 1 класса ДШИ

Слайд 13

Выводы Мотивация художественно-творческой деятельности учащихся Повышение у учащихся и родителей удовлетворенности образовательным процессом Выявление одаренных учащихся и поступление их в 1 класс ДШИ Коррекционная помощь учащимся СОШ Возможности, перспективы Возникновение сетевой формы реализации ОП Введение динамических пауз в других СОШ на базе ДШИ № 3

Слайд 14

Литература 1. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста DOC. М.: Просвещение, 2004.— 223 с. 2. Нилов В.Н. «Хореография в системе художественного воспитания младших школьников :Теория и практика». Автореферат диссертации. Москва, 1998. 214 с. 3. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть 1, 2 Издательство: Владос . 2 001 .

Слайд 15

Спасибо за внимание !