«Мотивация художественно-творческой деятельности у младших школьников»
Настоящее положение школ искусств способно удовлетворить самые различные потребности детей и подростков. С 2013 г. в введены дополнительные предпрофессиональные образовательные программы. Учащиеся по этой программе целенаправленно готовятся к поступлению в средние и высшие учебные заведения по профилю. При поступлении дети проходят отбор, родители и учащиеся должны быть готовы к большим нагрузкам, обучение отличается достаточной специализированной направленностью.
Для тех, же, кто желает удовлетворить свою потребность в художественно-творческой деятельности, введены общеразвивающие программы. Именно они отличаются тенденцией к синтезу различных форм творчества, широкой направленностью, учащиеся получают посильную физическую нагрузку. Таким образом, именно общеразвивающие программы способны в полной мере обеспечить формирование и развитие потребности детей в творчестве, тяги к искусству. Тем более что далеко не все родители и их дети уже с 6-7 летнего возраста способны сделать выбор в пользу предпрофессиональных программ, даже если данные детей позволяют это сделать. Как правило, осознанное отношение к дополнительным занятиям и у детей и у родителей складывается не ранее 12 лет. Казалось бы, в такой ситуации, в школах искусств должна быть огромная очередь из желающих учиться по общеразвивающим программам в области хореографического искусства. Однако на практике мы часто сталкиваемся с целым рядом проблемой. Одна из них – это огромная конкуренция других учреждений дополнительного образования, не обладающих статусом школы – это танцевальные кружки, студии. Их популярность обусловлена внедрением на потребительский рынок современных продуктов –клубных танцев, хип-хопа, танца живота, а также определенным отсутствием какой-либо ответственности со стороны детей и родителей – сегодня пришел, завтра – не захотел, не пришел. Еще одна из причин – определенная боязнь параллельного обучения еще в одной школе. Основное среднее образование в настоящий момент представляет собой очень серьезную нагрузку на детей. Всякая дополнительная нагрузка к основной школе в младшем школьном возрасте воспринимается родителями с опаской. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой – как привить ребенку младшего школьного возраста потребность в художественно-творческой деятельности, донести эти потребности до его родителей, привлечь детей к обучению именно в школе искусств.
В связи с этим у преподавателей школы искусств возникает проблема, для решения которой требуется объединить особенности всех представленных форм образовательных учреждений - Предоставить детям услугу, которая удовлетворяла бы потребность детей в художественном творчестве (танце), при сравнительно небольших нагрузках, так, чтобы эти занятия дополняли учебный процесс в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gavrilova_proekt.docx | 43.02 КБ |
gavrilova_proekt_wecompress.com_.pptx | 565.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Титульный лист. Здравствуйте. Меня зовут Гаврилова Татьяна Ивановна, я преподаватель хореографии Детской школы искусств № 3 г. Тамбова. Тема моего проекта звучит так: «Мотивация художественно-творческой деятельности у младших школьников».
Слайд 2. Актуальность. Настоящее положение школ искусств способно удовлетворить самые различные потребности детей и подростков. С 2013 г. в нашей школе введены дополнительные предпрофессиональные образовательные программы. Учащиеся по этой программе целенаправленно готовятся к поступлению в средние и высшие учебные заведения по профилю. При поступлении дети проходят отбор, родители и учащиеся должны быть готовы к большим нагрузкам, обучение отличается достаточной специализированной направленностью.
Для тех, же, кто желает удовлетворить свою потребность в художественно-творческой деятельности, введены общеразвивающие программы. Именно они отличаются тенденцией к синтезу различных форм творчества, широкой направленностью, учащиеся получают посильную физическую нагрузку. Таким образом, именно общеразвивающие программы способны в полной мере обеспечить формирование и развитие потребности детей в творчестве, тяги к искусству. Тем более что далеко не все родители и их дети уже с 6-7 летнего возраста способны сделать выбор в пользу предпрофессиональных программ, даже если данные детей позволяют это сделать. Как правило, осознанное отношение к дополнительным занятиям и у детей и у родителей складывается не ранее 12 лет.
Слайд 3. Проблематика. Казалось бы, в такой ситуации, в школах искусств должна быть огромная очередь из желающих учиться по общеразвивающим программам в области хореографического искусства. Однако на практике мы часто сталкиваемся с целым рядом проблемой. Одна из них – это огромная конкуренция других учреждений дополнительного образования, не обладающих статусом школы – это танцевальные кружки, студии. Их популярность обусловлена внедрением на потребительский рынок современных продуктов –клубных танцев, хип-хопа, танца живота, а также определенным отсутствием какой-либо ответственности со стороны детей и родителей – сегодня пришел, завтра – не захотел, не пришел. Еще одна из причин – определенная боязнь параллельного обучения еще в одной школе. Основное среднее образование в настоящий момент представляет собой очень серьезную нагрузку на детей. Всякая дополнительная нагрузка к основной школе в младшем школьном возрасте воспринимается родителями с опаской. Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой – как привить ребенку младшего школьного возраста потребность в художественно-творческой деятельности, донести эти потребности до его родителей, привлечь детей к обучению именно в школе искусств.
В связи с этим у преподавателей школы искусств возникает проблема, для решения которой требуется объединить особенности всех представленных форм образовательных учреждений - Предоставить детям услугу, которая удовлетворяла бы потребность детей в художественном творчестве (танце), при сравнительно небольших нагрузках, так, чтобы эти занятия дополняли учебный процесс в основной школе.
Слайд 4. Цель. Решение этой, казалось бы, неразрешимой проблемы и является целью проекта. Ее можно обозначить так: «Формирование и развитие художественно-творческой деятельности у младших школьников путем внедрения занятий хореографией в образовательный процесс средней общеобразовательной школы».
Слайд 5. Задачи. Танец способствует гармоничному развитию детей, учит их красоте и выразительности движений.
Движение - естественная потребность человека с момента его развития. Дети по природе своей подвижны, восприимчивы к музыке, не скрывают своих эмоций, для них танец - естественное состояние души и тела. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность.
В связи с этим у преподавателя хореографии возникают определенные задачи:
- привить учащимся любовь к танцу,
- соразмерно сформировать их танцевальные способности:
- развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве,
- воспитать художественный вкус, интересы.
- Подготовить учащихся к поступлению в 1 класс школы искусств (предоставляя им свободу в выборе специализации).
Слайд 6. 30 школа. Вот уже на протяжении более 10 лет эти задачи решаются на хореографическом отделении ДШИ № 3 г. Тамбова. Специфика ДШИ № 3 связана с расположением в помещениях средних школ Советского района города. Хореографические классы открыты в корпусах на базе СОШ № 11, 26,30, 33, 35. Внешний недостаток школы – отсутствие своего помещения за долгие годы удалось превратить в преимущество – коллектив преподавателей работает в непосредственном контакте с администрацией и преподавателями средней школы. Это позволяет вести совместную работу по эстетическому воспитанию школьников. Ну, а для школы искусств это способ сохранять и увеличивать контингент учащихся. Я работаю в ДШИ № 3 на базе МАОУ СОШ № 30. Здесь всегда наиболее явно прослеживались положительные моменты сотрудничества основного и дополнительного образования. Такое сотрудничество по праву можно назвать социальным партнерством. Работа нашей школы освещена на сайте 30 школы, педагоги обращаются к нам по поводу проведения совместных мероприятий, мы реализуем совместные проекты, проводим интегрированные уроки.
По инициативе директора 30 школы более 10 лет назад были введены так называемые динамические паузы для учащихся 1 класса школы. Это и стало своеобразным стимулом для работы проекта, который реализуется и сегодня. Введение динамических пауз – не простая прихоть директора, это решение основано на рекомендациях нормах СанПин (Раздел X. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса). Динамические паузы в 30 школе организованы таким образом, что все учащиеся параллели 1 класса ежедневно посещают два занятия – хоровым пением и хореографией на переменах между основными уроками (которые длятся 25 минут).
Слайд 7. Участники проекта, условия формирования целевой аудитории. Участниками проекта стали учащиеся 4х первых классов средней школы № 30. Общее число участников – около 100. В результате более чем 10 летней работы в этом направлении администрацией ДШИ № 3 было открыто отделение общего эстетического развития. Обучение на этом отделении ведется по 4 направлениям. Одно из них, напрямую реализуемое на базе СОШ – это эстетические классы и динамические паузы. Был разработан учебный план, где прописана недельная нагрузка учащихся – 2 часа и перечень предметов – Хоровое пение и Ритмика (два раза по 0,5 ч.). В рамках этих предметов и происходила реализация проекта. Так учащиеся 1 класса средней школы автоматически становились учащимися ДШИ 3, конечно по желанию и заявлению родителей.
- Слайд 8. Гипотеза. Ритмика как предмет является начальной ступенью в хореографическом образовании. Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышлению, раскрытию индивидуальности.
Гипотеза такова: в результате введения предмета «Ритмика» дополнительной общеразвивающей программы в учебный план общеобразовательной школы у детей младшего школьного возраста сформируется осознанная потребность в художественно-творческой деятельности, в занятиях в школе искусств.
Слайд 9. План мероприятий. Был разработан план мероприятий.
1. Подготовка методической базы, разработка рабочих программ. Рабочая программа по предмету ритмика была разработана заведующей хореографическим отделением ДШИ № 3 Г.В. Толстовой. С ней можно ознакомиться на информационном сайте школы. Адрес школы вы видите здесь. Задачи программы:
- активизация музыкально-ритмических способностей детей;
- развить навыки пластического интонирования музыкальных фраз;
- развить чувство метрической упорядоченности музыкального процесса;
- стимулировать развитие воображения и фантазии в области воплощения двигательными средствами образов музыкального произведения;
- укрепление здоровья. При составлении программы учтен оздоровительный компонент; ее содержание сориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Кроме того, в программе учтен и здоровьесберегающий фактор: при освоении детьми движений под музыку педагог учитывает группу их здоровья
2. Проведение занятий динамической паузой в течение одного года. 3. Проведение отчетных форм – концертов, утренников. 4. Разработка и проведение совместных со средней школой мероприятий – тематических классных часов, праздников, интегрированных уроков.
Слайд 10. Основные этапы реализации проекта. Реализация проекта осуществляется с 1 ноября (начало 2 учебной четверти) по 31 мая.
На начальном этапе осуществляется сбор информации, мониторинг потребностей родителей учащихся 1 класса, анкетирование, собеседование с классными руководителями, сбор теоретического и практического материала, разработка контроля и учёта успеваемости учащихся, Разработка плана и сценариев отчетных мероприятий, Разработка плана совместных с СОШ мероприятий. Далеко не все родители и даже учителя средней школы были активными сторонниками внедрения динамических пауз, но путем убеждения, разъяснения и совместной работы мы приходим к согласию.
Второй этап связан с практической реализацией проекта – проведением занятий, концертов и совместных мероприятий.
Слайд 11. Отчетные формы. В конце года проводятся формы итоговой отчетности, и составляется отчет преподавателя. По учебному плану промежуточная и итоговая отчетность осуществляется в форме концертов. За год преподаватели проводят не менее 4 концертов и не менее 4 совместных с СОШ мероприятий. Это концерты к праздникам (Новый год, 8 марта, 23 февраля), школьные традиционные мероприятия «Прощание с букварем», тематические уроки. В мае проводится большой совместный концерт, театрализованный, с использованием элементов флеш-моба. На концертах всегда присутствуют родители, администрация школы.
Слайд 12. Прогнозируемые результаты реализации проекта Предполагается, что в результате работы проекта у учащихся 1 класса разовьется мотивация к творческой деятельности, многие изъявят желание поступить в 1 класс ДШИ, выявятся одаренные учащиеся, способные учиться по предпрофессиональным программам.
- Слайд 13. Выводы. В результате работы проекта действительно повысилась мотивация детей к выражению себя в творчестве. Родители наглядно видят результаты этой программы и, как следствие, в конце года высказывают свое удовлетворение качеством образовательного процесса именно в симбиозе со школой искусств. Работа проекта дает положительные результаты и в плане оказания развивающей коррекционной помощи учащимся 1 класса. Из 100 учащихся отделения общего эстетического развития 10, как правило, становятся учениками 1 класса ДШИ. На приведенной диаграмме вы видите, что в 2015 г. первоклассникам школы искусств стали 10 детей, занимавшихся динамической паузой в прошлом году. В результате работы этого проекта может возникнуть сетевая форма реализации образовательных программ (между ДШИ № 3 и МАОУ СОШ). Подобные формы реализации программ вполне могут быть введены в практику других СОШ, при желании администрации и родителей.
Слайд 14. Литература. Список использованной литературы содержит современные программы раннего обучения детей, диссертации по близким темам,
Слайд 15. Спасибо за внимание. А в окончание своего выступления позвольте внести нотку юмора в наше серьезное мероприятие. Спасибо Вам за внимание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность ДПОП Общеразвивающие Программы специализация направленность на поступление в СУЗы и ВУЗы большая нагрузка тенденция к синтезу искусств мотивация художественно-творческой деятельности посильная нагрузка
Студии Кружки Школа искусств противоречия Основное образование
Цель: «Формирование и развитие художественно-творческой деятельности у младших школьников путем внедрения занятий хореографией в образовательный процесс средней общеобразовательной школы».
ЗАДАЧИ: привить учащимся любовь к танцу ; соразмерно сформировать их танцевальные способности; развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве ; воспитать художественный вкус, интересы; п одготовить учащихся к поступлению в 1 класс школы искусств (предоставляя им свободу в выборе специализации ).
Фото с сайта МАОУ СОШ № 30. http :// school30.68edu.ru/about/history Совместное мероприятие ДШИ № 3 и МАОУ СОШ № 30 «Осенний бал» МАОУ СОШ № 30 – социальный партнер ДШИ № 3
Участники проекта. Принципы формирования целевой аудитории Отделение общего эстетического развития ДШИ № 3: Уроки хорового пения Уроки ритмики
Гипотеза Формирование у младших школьников потребности в художественно-творческой деятельности Введение дополнительных общеразвивающих программ в программу основного образования
План мероприятий Подготовка методической базы; Разработка рабочих программ Реализация предмета «Ритмика» в течение учебного года Реализация совместных мероприятий с СОШ № 30 http:// dshi3.ts6.ru/dpop3-ritm.pdf
Основные этапы реализации проекта. I этап: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ , методический (август-октябрь ) . сбор информации, мониторинг потребностей родителей, анкетирование; сбор теоретического и практического материала; разработка контроля и учёта успеваемости учащихся; Разработка плана и сценариев отчетных мероприятий; Разработка плана совместных с СОШ мероприятий. II этап – практический ( ноябрь-май). Проведение занятий, концертов, совместных мероприятий. - III этап: итоговый ( конец учебного года). Подведение итогов, проведение форм итоговой отчетности.
Формы отчетности
Прогнозируемые результаты реализации проекта Мотивация к художественно-творческой деятельности Выявление одаренных учащихся Пополнение контингента учащихся 1 класса ДШИ
Выводы Мотивация художественно-творческой деятельности учащихся Повышение у учащихся и родителей удовлетворенности образовательным процессом Выявление одаренных учащихся и поступление их в 1 класс ДШИ Коррекционная помощь учащимся СОШ Возможности, перспективы Возникновение сетевой формы реализации ОП Введение динамических пауз в других СОШ на базе ДШИ № 3
Литература 1. Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста DOC. М.: Просвещение, 2004.— 223 с. 2. Нилов В.Н. «Хореография в системе художественного воспитания младших школьников :Теория и практика». Автореферат диссертации. Москва, 1998. 214 с. 3. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть 1, 2 Издательство: Владос . 2 001 .
Спасибо за внимание !