«Развитие основ музыкальной культуры детей средствами организации и проведения мероприятия «Посвящение в музыканты»

Михайлова Елена Викторовна

Огромным потенциалом в процессе включения в область искусства обладают именно внеклассные мероприятия, являющиеся важнейшим средством социализации и индивидуализации личности. Они обеспечивают ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности.  Содержание внеклассной деятельности наиболее полно раскрывается в форме праздников, самостоятельной творческой работы, обеспечивая детей возможностью развивать культурные потребности, духовный потенциал, творческие способности, расширять знания о различных видах искусства. Все это в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие основ музыкальной культуры детей средствами организации и проведения мероприятия «Посвящение в музыканты»

Педагогический проект

Выполнила преподаватель хореографического отделения

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 3» города Тамбова

Гаврилова Татьяна Ивановна

Приложение слайд 1

Творческое название проекта:

«Развитие основ музыкальной культуры детей средствами организации и проведения мероприятия «Посвящение в музыканты»

В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение обучающихся в процесс освоения культуры. Концепция дополнительного образования центральной задачей ставит развитие целостной творческой личности ребенка. Отсюда вытекает, что необходимо помочь школьнику сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. С гуманистической позиции образования человек не воспитывается по частям, а развивается как система, и она отражается в его культурных потребностях и универсальных сущностных силах. Основная потребность обучающихся – включение в культурный мир человечества.

Приложение слайд 2.

Огромным потенциалом в процессе включения в область искусства обладают именно внеклассные мероприятия, являющиеся важнейшим средством социализации и индивидуализации личности. Они обеспечивают ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности.  Содержание внеклассной деятельности наиболее полно раскрывается в форме праздников, самостоятельной творческой работы, обеспечивая детей возможностью развивать культурные потребности, духовный потенциал, творческие способности, расширять знания о различных видах искусства. Все это в итоге приводит к формированию основ культуры ребенка.

Все вышесказанное выявило ряд противоречий:

  • между необходимостью повышения роста музыкальной культуры обучающихся и недостаточностью использования развивающего потенциала продуктивной внеклассной деятельности;
  • между сущностью внеклассной деятельности как целостного, интегративного феномена и особенностями его места в системе организации учебного процесса.

Приложение слайд 3

Более 20 лет назад возникла необходимость создания проекта, который бы объединял интересы учащихся с 1 – по 8 класс детской школы искусств, а также их родителей и выпускников школы. И таковым стал праздник «Посвящение в музыканты». На начальном этапе этот праздник подразумевался как концерт для новых первоклассников, поступивших на хореографическое отделение. Впоследствии он перерос в массовое мероприятие, объединяющее более 100 учащихся всех отделений школы.

Разрешение названных противоречий обусловило выбор проблемы исследования: каковы оптимальные педагогические условия использования внеклассного мероприятия «Посвящение в музыканты» как средства повышения роста культуры обучающихся.

Приложение слайд 4

Цель исследования – поиск путей развития основ музыкальной культуры обучающихся средствами внеклассной деятельности. Предмет исследования – педагогические условия для развития музыкальной культуры обучающихся.  Объект исследования – урочная и внеклассная деятельность обучающихся, подготовка и проведение внеклассного мероприятия «Посвящение в музыканты».

Приложение слайд 5

 Субъектом исследования являются обучающиеся и выпускники детской школы искусств № 3 корпуса № 30. При этом в работе проекта традиционно участвуют дети всех классов – от новоприбывших первоклассников (их возраст – от 4х до 7 лет) до старшеклассников и выпускников предыдущих лет. Таким образов осуществляется преемственная связь поколений и традиций в музыкальном исполнительстве.

Приложение слайды 6, 7.

Перед вами – выступление учащихся 1 класса.

Приложение слайд 8.

Выступление выпускников предыдущих лет.

Целевые группы и их интересы в проекте:

Учащиеся:

        развитие интеллектуальных способностей на основе формирования  умения мыслить ярко, неординарно, при развитом продуктивном мышлении, которое проявляется через умственную самостоятельность.

        развитие способности к исследовательской образовательной деятельности, вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых учащиеся научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать свои интересы и осознавать собственные  возможности;

        получение возможности раскрыть свои способности;

        формирование  адаптивности, развитие эмоциональной сферы, улучшение самочувствия и здоровья;

        изменение отношения к учителю, признание его роли ведущего партнера в формировании своей личности.

Учитель:

          Осознание своих сильных и слабых сторон в ходе реализации проекта.

          Определение собственного уровня педагогического мастерства.

          Представление учителем собственных научно-методических достижений.

          Возможность обобщения опыта.

          Развитие проектно-исследовательской деятельности.

          Творческое самовыражение.

По характеру контактов  - представляет собой внутренний проект, так как организуется в пределах образовательного пространства одной школы, более того – в пределах одного из корпусов детской школы искусств.

Приложение слайд 9.

 По типу предметно-содержательной области- представляет собой межпредметный проект, так как является объемным, продолжительным, общешкольным проектом, предполагающим осуществление межпредметных связей. Перед вами – предполагаемые формы участия в мероприятии: танец, пение, игра на музыкальных инструментах.

Приложение слайд 10.

Предметы хореографического направления преподаются не только на специальных отделениях, но и на отделении хорового пения.  Поэтому учащиеся хорового отделения демонстрируют и танцевальные навыки. Хореографические элементы в данном случае являются органическим дополнением к пению. Следовательно, в мероприятии воплощается тенденцию к синтезированию различных видов искусств.

Итак, гипотеза исследования такова: – процесс формирования основ музыкальной культуры детей будет более эффективным, если использовать внеклассное мероприятие «Посвящение в музыканты», объединяющее всех обучающихся  на различных отделениях школы искусств.

Цель, предмет, объект и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

- разработать и апробировать поэтапную педагогическую технологию развития музыкальной культуры детей средствами внеклассной деятельности, выявив ее развивающий эффект.

- выявить и смоделировать необходимые педагогические условия для развития музыкальной культуры обучающихся;

- проследить и обобщить результаты деятельности проекта.  

Ресурсы, необходимые для запуска Проекта:

  • 1. Обеспечение организационных условий (создание  творческой группы по  реализации проекта, разработке нового содержания, методов, подходов и приемов работы с новым содержанием и т.д.)
  • 2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, инструктирование кадров по реализации проекта). К работе проекта присоединяются педагоги смежных дисциплин – хореографии, инструмента, сольфеджио, музыкальной литературы, а также концертмейстеры хора.
  •  Обеспечение материально-технических условий (наличие необходимых наглядных пособий, мультимедийного обеспечения и т.д.).

Так как в оформлении мероприятия активно используются современные мультимедийные средства – визуальное сопровождение литературных фрагментов.

Приложение слайд 11.

В последние годы у мероприятия появился свой логотип. Он сопровождает все мероприятие. Каждый участник мероприятия получает в финале значок с изображением символа «Посвящения в музыканты».

Приложение слайд 12.

  •  Начало мероприятия всегда сопровождается одним и тем же музыкальным фрагментом – Р. Шуман «Преамбула» из цикла «Карнавал», ставшим его своеобразной музыкальной визитной карточкой.

Приложение слайд 13.

Фотоиллюстрации к исполнению песни О. Егоровой «На земле тамбовской».

Приложение слайд 14.  

Фото и видео иллюстрациями сопровождаются игровые моменты в проведении праздника. К примеру - звуковые, видео и фото иллюстрации к проведению конкурсов команд персонажей мультфильма «Смешарики».

  • 8. Наличие у преподавателя педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей учащихся). 

Основные этапы осуществления проекта:

1. На первом поисково-теоретическом этапе, который осуществляется с сентября по октябрь каждого года, проводится  ретроспективный анализ научной литературы и поиск музыкального и дидактического материала для организации и проведения праздника. Поисково-теоретический этап параллельно также имеет цель выявить  уровень возможностей детей. Этот этап включает в себя разработку сценария, способного дать возможность реализации каждого из обучающихся. При этом в разработку сценария активно включаются сами учащиеся, тем самым реализуя свой творческий потенциал. Момент соавторства очень важен в подобной творческой работе.

2.На втором – практическом этапе, который проходит с сентября  по октябрь проводится обучение  детей по разработанной технологии.

3. Третий обобщающий этап – проведение праздника «Посвящение в музыканты».

Новизна проведенного исследования заключается в том, что мною разработана и апробирована технология формирования основ музыкальной культуры и младших и  старших школьников средствами организации и проведения внеклассного мероприятия «Посвящение в музыканты».
Продолжительность проекта – с 1995 по 2011 гг. Реализация проекта продолжается.
 

В основе организации и проведения внеклассного мероприятия «Посвящение в музыканты» положены принципы, которые определили рост музыкальной культуры детей. Это принципы:

1)гуманизации и демократизации – утверждающий внимание к ценностям национальной и мировой культуры и предоставляющий каждому ребенку право выбора своей траектории участия в образовательном процессе;

2)природосообразности и культуросообразности – учитывающий индивидуальные особенности и задатки ребенка, его культурные потребности:

3)детоцентризма – имеющий приоритетом интересы ребенка;

4)интеграции – определяющий глубину взаимосвязи и проникновения разных видов искусств в процессе организации и проведении праздника «Посвящение в музыканты»;

5)увлекательности и творчества – развивающий творческие способности детей;

6)дифференциации и индивидуализации – выявляющий и развивающий склонности и способности детей в различных направлениях деятельности и обеспечивающий их развитие, учитывая их возможности и интересы;

7)сотрудничества "педагог – ребенок"- воплощающий демократичность  общения;

8)системности – предполагающий взаимосвязь и преемственность знаний, т.е. повторения и учения

В процессе осуществления проекта мною были использованы личностно ориентированные технологии. 

Важное значение имеет заинтересованность не только педагогов, но и  обучаемых в совместной деятельности. В связи с этим целесообразно использовать методы создания положительной мотивации обучаемых. К примеру – эмоциональные, такие, как свободный выбор задания, удовлетворение желания ученика быть значимой личностью и, особенно – познавательная игра.  

Приложение слайд 15 .

Элементами игры пронизана вся работа проекта – от учебных моментов до самой постановки мероприятия. Перед вами – примеры игровых элементов на празднике.

Приложение слайд 16. Вопросы конкурса «Музыкальные анаграммы».

Приложение слайд 17. Графические ребусы «Угадай ноту»

Приложение слайд 18. Посмотрите, как эмоционально реагируют учащиеся на выступление в конкурсах.

Приложение слайд 19. А на этом слайде – соревнование команд учащихся и родителей в музыкальной викторине. Участие зрителей в театрально – музыкальном действии превращает традиционное концертное мероприятие в некое подобие хэппеннинга, жанра, получившего большое распространение в масс–медиа второй половины 20 века. В популярной культуре подобный жанр имеет название «флеш –моб».

Приложение слайд 20. Элементы театрализации мероприятия – сюжетные сценки.

Помимо эмоциональных, были задействованы и другие методы:

Социальные:

-  развитие желания быть полезным обществу;

- создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки и заинтересованности в результатах коллективной работы.

Познавательные:

-        опора на субъективный опыт ребенка;

-         решение творческих задач;

Приложение слайд 21.

Специфика проекта предполагает сочетать в формах подготовки обучающихся как групповые, так и индивидуальные формы работы. Так же предполагаются и различные итоговые формы выступления учащихся в концерте сольное, ансамблевое и массовое хоровое.

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

В результате педагогического исследования выявлено положительное влияние внеклассной деятельности на повышение роста музыкальной культуры детей.
В процессе исследования было выдвинуто и подтверждено предположение: 
внеклассная деятельность, осуществленная посредством организации и проведения мероприятия «Посвящение в музыканты» – создает благоприятные условия для развития музыкальной и духовной культуры ребенка в процессе изучения и познания ценностей различных видов искусств. 
Данная технология призвана не только развивать музыкальные способности ребенка, но и всестороннее ему развиваться, получать возможность раскрыть свой потенциал в различных областях культуры и искусства, определить приоритеты в дальнейшей жизни.

Приложение слайд 22.

В результате работы проекта наметилась тенденция к увеличению количества обучающихся, изъявляющих желание и участвующих в мероприятии «Посвящение в музыканты». Перед вами – диаграмма, отражающая динамику данного роста.

Приложение слайд 23.

В результате работы проекта обнаружилось повышение общей заинтересованности в обучении на хоровом отделении. Перед вами  сравнительная диаграмма сохранения контингента учащихся за последние 3 года.

Приложение слайд 24.

В результате работы проекта обнаружилось общее повышение успеваемости в обучении. Перед вами –сравнительная диаграмма роста успеваемости класса.  За целое взято 100 процентов от количества обучающихся. Красным цветом обозначено процентное количество обучающихся на отлично. Синим – хорошо. Зеленым – удовлетворительно.

Список литературы:

  1. Д.М.Генкин «Массовые праздники». М. 1975;
  2. Т.Н.Доронова, Е.Г.Доронова «развитие детей в театральной деятельности». М. 1997;
  3. К. Жигульский «Праздник и культура». М. Прогресс, 1985;
  4. М.Б.Зацепина. Дополнительное образование и развитие культуры дошкольника // Дошкольное образование: история, теория, практика. Сб. науч. Тр. М. РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2002;
  5. Т. Барышникова «Здравствуй, праздник!. СПб. 1998;
  6. Н.В.Крылова «Ребенок в пространстве культуры». М. 1994;
  7. А.И.Мазаев «Праздник как социально-художественное явление» М. 1978;
  8. М. Мид «Культура и мир детства». М. Наука, 1988;
  9. 1.Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 
    Музыка. 1973. – 452с. 
    2.Богино Е. Игры – задачи. Для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974, - 
    293с. 
    3. Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. – М.: 
    РАМ им. Гнесиных, 1994, - 120с. 
    4. Вендрова Н. Воспитание музыкой. М.: Просвещение. 1991. – 248с. 
    5. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество. // Искусство в 
    школе. 1993. № 1. 
    6. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках 
    музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1. 
    7. Гуревич К. Лабиринты развития таланта. // Искусство в школе. 1993. № 1. 
    8. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших 
    школьников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: 
    Просвещение, 1991. 
    9. Калвейт. Резерв успеха – творчество. М.: Педагогика, 1989. – 152с. 
    10. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в 
    художественное творчество. – с. 9-18. Искусство в школе № 2. – М. 1994. 
    11. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: 
    Академия развития, 1996, - 240с. 
    12. Московская С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет. – 
    СПб.: 1995. – 96с. 
    13. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. Учебное пособие. М.: 
    14. Столяр З. Выразительные средства музыки. Кишенев.: Киртя Молдованска, 
    1990. 
    15. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на 
    уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. 
    – М.: Прометей, 1990. – 184с. 
    16. http://festival.1september.ru/articles/518863/ 
    17. http://www.gorod-znaek.ru/avtorskie-metodiki-razvitiya/muzika-dlya-detey


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический проект на тему: Выполнила преподаватель МБУ ДО «Детская школа искусств № 3» города Тамбова Гаврилова Татьяна Ивановна «Р азвитие основ музыкальной культуры детей средствами организации и проведения мероприятия «Посвящение в музыканты»

Слайд 2

Внеклассная работа Организация и проведение праздников Реализация творческих способностей; Выявление духовного потенциала; Расширение знаний о смежных видах искусств ; Формирование основ культуры ребенка

Слайд 3

«Посвящение в первоклассники» начальный этап проекта 2006 год

Слайд 4

Урок веселый, как игра, Но, чтоб в конце не стало скучно, Играй по правилам труда, Играй по правилам искусства. Д.Е. Огороднов .

Слайд 5

Учащиеся детской школы искусств № 3, корпус № 30

Слайд 6

Выступление самых маленьких участников мероприятия – первоклассников: Федоров Георгий – 5 лет, Арланцев Артем – 4 года, Беляева Лиза – 6 лет, Федорова Катя – 7 лет

Слайд 7

Вокальная группа первоклассников

Слайд 8

Выступление выпускников школы 2009г.

Слайд 9

Пение в хоре Сольное пение Формы участия в мероприятии Игра на музыкальных инструментах

Слайд 10

Танец «Полька – прощалочка » Танец « Макарена » Исполняют учащиеся хорового отделения

Слайд 11

Логотип – постоянный значок участника мероприятия «Посвящение в музыканты»

Слайд 12

фото заставка – логотип проекта музыкальная

Слайд 13

Фрагмент фотоиллюстрации к исполнению песни О.Егоровой «На земле тамбовской»

Слайд 14

Мультипликационные персонажи – символы конкурса «Музыкальные загадки »

Слайд 15

Вопросы конкурса «музыкальная викторина» 1. Как называют музыканта, играющего на фортепиано? 6. Какой композитор, будучи совершенно глухим, сочинял гениальную музыку? 2.Как называют музыканта, играющего на трубе?

Слайд 16

Вопросы конкурса «Музыкальные анаграммы» МАГМА (ГАММА) ЛОСЬ ( СОЛЬ) МИРОН (МИНОР)

Слайд 17

Графические ребусы «Угадай ноту»

Слайд 18

Игра «Музыкальные анаграммы»

Слайд 19

Игровой конкурс с участием родителей обучаю щихся

Слайд 20

Промежуточный этап проекта –»Посвящение в музыканты» 2011 г. Элементы театрализованного представления

Слайд 21

Формы выступлений ансамблевая сольная хоровая

Слайд 23

Сравнительная диаграмма сохранения контингента учащихся

Слайд 24

2010- 2011 год 2011- 2012 год Сравнительная диаграмма уровня успеваемости