Проект внеурочной деятельности –«Князь всея Руси»

Холодова Елена Николаевна

Проект реализуется в урочное и  внеурочное время ( в рамках  часов по предмету или внеурочной деятельности).В процессе реализации проекта предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной  и исследовательской форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт развития образования

Кафедра социально-педагогического образования

Выпускная аттестационная работа

Проект внеурочной деятельности –«Князь всея Руси»

 для учащихся 4-5 классов

Выполнил(а): слушатель курсов

«Организация урочной и внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей на основе православной традиции»

Холодова Елена Николаевна

ГБОУ СОШ № 411 «Гармония»

учитель внеурочной деятельности

Санкт-Петербург

2019

Проект «КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ».

1.Информационная часть проекта.

2.Содержательная часть проекта.

2.1.Проблема, на решение которой направлен проект.

2.2Цель и задачи проекта.

2.3Ожидаемые результаты проекта

2.4. План-график   совместных  мероприятий  посвящённых 800-летию со дня рождения Александра Невского.

3.Приложения. (Методические материалы к Проекту «КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ»)

1. Информационная часть проекта.

1.1. Название проекта «КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ».

Посвященного 800-летию со дня рождения Александра Невского.

1.2. Руководитель: Холодова Елена Николаевна; педагог дополнительного образования; ГОУ школа №411 «Гармония». контактная информация 89218702280,

 адрес эл. почты elenanik_64@mail.ru).

1.3. Участники проекта.

  • Воинский храм святого благоверного князя Александра Невского города Пскова
  • ГБОУ СОШ № 411 «Гармония»
  • ГБОУ ДЮЦ «Петергоф».

1.4. Продолжительность проекта –сентябрь 2019-сентябрь 2021 учебный год.

1.5. Кому адресован: учащимся ,  педагогам образовательного учреждения ГОУ школа №411 «Гармония» , родителям .

2. Содержательная часть проекта.

Проект реализуется в урочное и  внеурочное время ( в рамках  часов по предмету или внеурочной деятельности).В процессе реализации проекта предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной  и исследовательской форме.

В рамках проекта школьники не только изучают новый материал в теории, но занимаются исследовательской деятельностью, используют метод наблюдений, развивают творческие способности, решая кросс викторины и участвуя в интеллектуальных конкурсах.

Данный проект создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Происходит приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. Участники проекта знакомятся с жизнеописанием святого Александра Невского с помощью различных видов деятельности (рисования, декоративно-прикладного искусства, литературы, экскурсии) и современных средств обучения.

2.1. Проблема, на решение которой направлен проект

В сентябре 2019года в Санкт – Петербурге торжественно отмечали 295 лет со дня перенесения Петром первым мощей святого равноапостольного великого князя Александра Ярославовича в Александро – Невскую лавру, а в2020 году вся Россия будет отмечать 800- летие со дня его рождения . В первую очередь эти мероприятия  направлены на подрастающее поколение, именно поэтому уже проходят тематические встречи с учащимися разных классов. Чтобы они научились видеть и ценить историю своего государства. Отличать великое от обычного, видеть силу духа и мудрость русского народа, даже в тех событиях, которые от нас отделяются десятками веков.

2.2. Цель и задачи проекта.

Цель- Формировать интерес детей к истории нашей Родины на примере конкретных исторических событий. Познакомить с исторической личностью Александра Невского.

Основная задача проекта – обратить подрастающее поколение к своим историческим корням. Очень важно, чтобы дети имели правильный взгляд на историю своего государства, видели, что история России пронизана духовностью, а такие яркие личности, как Александр Невский, являются своего рода фундаментом многих исторических событий. Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций; активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью.

Задачи программы:

  • Развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций; понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
  • Актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе.

2.3. Ожидаемые результаты проекта

  • Проведение культурно-исторических и творческих событий , направленных на популяризацию русской культуры через имена и образы русских святых.
  •  Понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
  • Готовность к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Проект представляет собой три самостоятельных раздела, объединенных в один комплекс:

1. Демонстрация литературно-музыкальных материалов с использованием компьютерной презентации «Житие Александра Невского» ; художественного и документального фильмов.

2. Изготовление Панно в технике аппликация; Конкурс рисунков.

3. Проведение интеллектуально-познавательных мероприятий с применением информационно-коммуникационных технологий «Ледовое побоище. Факты, легенды». Экскурсии, экспедиции связанные с именем  А.Невского)

Разделы тесно связаны между собой, а также могут быть использованы каждый в отдельности для проведения самостоятельных мероприятий.

Методические материалы, содержащие подробное описание разделов, помещены в Приложении данной разработки.

В первой части проекта мы предлагаем посмотреть и обсудить художественный фильм «Александр Невский», документальный фильм «В память о прошлом и во имя будущего», аниме-фильм «Первый отряд», где Ледовое побоище играет ключевую роль в завязке сюжета.

Во второй части мероприятия дети, под руководством педагогов прикладного направления, изготавливают панно  - украшенное полотнище ткани с изображением  фразы в центре. Конкурс рисунков на данную тему.

В третьей части детям предлагается интеллектуально-познавательная деятельность. Поездка в Псковскую область. Пешеходная экскурсия с посещением Александро-Невской Лавры, площади Александра Невского, станции метро «Площадь Александра Невского»

2.4. План-график совместных  мероприятий  посвящённых 800-летию со дня рождения Александра Невского.

Мероприятие

Сроки проведения

Участники

Ответственный

Примечание

«Александр Невский»

Житие Александра Невского

показ фильмов и презентации.

2019-2020

5классы

Холодова Е.Н.

«Ледовое побоище. 18.04. 1242г» Урок –событие.

апрель

5классы

Болонкина ЕВ

Учитель истории.

публичное представление продукта проектной деятельности,  исторический экскурс

Проведение классных часов, внеклассных мероприятий, посвященных жизни и деятельности Александра Невского

2019-2020г

5 Классы

Учителя ,

 педагоги ДЮЦ

«Он нес Руси Святое знамя» книжная выставка

2020г

Школьная библиотека

«Путь воина» лекция-викторина, посвященная святому Александру Невскому

Районная детская библиотека.

«Перевоз мощей Александра Невского Петром Первым»

открытие выставки одной картины Москвичева А.В.

Максимова Ж А учитель ИЗО

«Небесный покровитель Санкт-Петербурга» выставка рисунков учащихся

Максимова Ж А учитель ИЗО

Тематические экскурсии   по местам, связанными с именем Александра Невского:

  • Александро-Невская лавра.
  • Реконструкция «Ледового побоища» д.Кобылье городище
  • Музей-заповедник «Ледовое побоище» в дер. Самолва.
  • Храм А. Невского

 г. Псков

В течении года

ДЮЦ «Петергоф» Ефимова А.В

Аристанбекова Л.Н.

Холодова Е Н.

  Публикации о мероприятиях в СМИ, на сайте ОУ.

В течении всего проекта

Илатовская Н.С. зам директора по ИКТ

2.6. Распространение результатов:

передвижная выставка рисунков в храме, школе и районной библиотеке,

  публикации о мероприятиях в СМИ, на сайте и т.п

 

Удачи в проектировании!

Приложение

  1. Примерное тематическое планирование творческих заданий , лекций и дискуссий:
  2. Презентация
  3. Игра 
  4. Изготовление панно.
  5. Почитание Александра Невского  «Память потомков»
  6. Информационное обеспечение.
  7. Потомки Александра Невского.
  8. Рефлексия (подведение итогов)

1.Примерное тематическое планирование творческих заданий , лекций и дискуссий:

1.        Предки (деды и отец) Александра Ярославовича.        Занятия с творческими заданиями и вопросами для дискуссии.

2.        Детские годы и ученье Александра Ярославича.                Занятие с творческими заданиями.

3.        Начало княжения.                Занятие и дискуссия.

4.        Укрепление Александром Ярославовичем Новгородских земель и причины вторжения врагов в 1240 год. Занятие с творческими заданиями.

5.        Боевое искусство и вооружение, действия новгородцев в походах и сражениях во время правления Александра Ярославовича. Занятие с творческими заданиями.

6.        Невская битва. Занятие с творческими заданиями.

7.        Автобусная экскурсия к мемориалу «Невская битва». Автобусная экскурсия

8.        Деяния Александра Невского и Ледовое побоище. Занятие с творческими заданиями. Поездка в Псковскую область.

9.        Александр Невский становится Великим князем Владимирским. Последние годы жизни Александра Ярославовича. Занятие с творческими заданиями.

10.        Пешеходная экскурсия с посещением Александро-Невской Лавры, площади Александра Невского, станции метро «Площадь Александра Невского». Пешеходная экскурсия

3.Игра: «Собери крылатую фразу»  
Задание дается по группам, фразы разрезаны на слова и заложены в конверты. Кто первый соберет фразу или пословицу, тот выиграет и получит приз (орден А. Невского).

1 фраза: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
2фраза: «Нас немного - но не в силах бог, а в правде».
3 фраза: «Кто Родине верен, тот в бою примерен».
4 фраза: «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством».
5 фраза: «Храбрый пеняет на себя, а трусливый на товарища».
6 фраза: « Русскую заповедь знай, в бою не зевай».

4.Изготовление панно.

5.Почитание Александра  Невского.

 Слава Александра Ярославовича и память о нем запечатлены на веки в строительстве храмов, почитании мощей, провозглашении его святым и благоверным князем. В честь Александра Невского учрежден орден, названы площади и улицы и даже станция метро. Слава Александру Невскому звучит в древних стихирах, в которых князь выступает как великий воин и печальный утешитель и отчаянный заступник».

Суровая жизнь тех лет, пример дедов и отца воспитали  в Александре талант полководца. В двадцать лет рано возмужавший бесстрашный новгородский князь одержал победу и обратил в бегство шведских крестоносцев, вторгшихся на Русские земли. Эта первая и блестяща победа Александра Невского не была случайной, как показала дальнейшая жизнь князя.

Память поколений.        

  «Ордена»

По приказу Петра I в 1724 году останки Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург и захоронены в Александро-Невской лавре. 21 мая 1725 года был учрежден орден Александра Невского.

29 июля 1942 года в честь великого полководца был учрежден советский военный орден Александра Невского.

 «День воинской славы России»

 18 апреля в России отмечают славную дату -день победы дружины князя Александра Невского в битве с немецкими рыцарями на Чудском озере. Эту уникальную страницу истории все мы знаем как-Ледовое побоище, произошедшее 5 апреля  1242 года. (Федеральный закон № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России»)

В 2008 году Всероссийский исторический конкурс "Имя России", организованный телеканалом "Россия" совместно с Российской Академией наук, а также фондом "Общественное мнение", имел большой общественный резонанс в российском обществе, способствовал росту интереса наших граждан, школьников к отечественной истории. Победителем телевизионного проекта "Имя России" стал благоверный князь Александр Невский – древнерусский полководец, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине XIII века. Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.

Фильмы 

В 1938 году Сергеем Эйзенштейном был снят художественный фильм «Александр Невский», в котором было экранизировано Ледовое побоище. Фильм считается одним из самых ярких представителей исторических фильмов. Именно он во многом сформировал у современного зрителя представление о битве.

В 1992 году снят документальный фильм «В память о прошлом и во имя будущего». Фильм рассказывает о создании памятника Александру Невскому к 750-летию со дня Ледового побоища.

В 2009 году совместными силами российской, канадской и японской студий снят полнометражный аниме-фильм «Первый отряд», где Ледовое побоище играет ключевую роль в завязке сюжета.

Музыка

Музыкальное сопровождение к фильму Эйзенштейна, написанное Сергеем Прокофьевым, представляет собой симфоническую сюиту, посвященную событиям битвы.

Рок-группа Ария в альбоме «Герой асфальта» (1987) выпустила песню «Баллада о древнерусском воине», рассказывающую о Ледовом побоище. Эта песня пережила много различных обработок и переизданий.

Литература ( «Книги»)  

Поэма Константина Симонова «Ледовое побоище» (1938)

Г.Н. Караев «Ледовое побоище»

Щербаков Александр «Ледовое побоище»

Сергей Мосияш «Александр Невский»

Наталья Павлищева «Ледовое побоище. Невеста войны»

Виктор Поротников «Ледовое побоище. Разгром псов- рыцарей»

Памятники

 «Памятник дружинам Александра Невского на г. Соколиха» Памятник дружинам Александра Невского на г. Соколиха

«Памятник Александру Невскому во Владимире» Памятник Александру Невскому во Владимире.

 «Памятник Александру Невскому в Усть-Ижоре» Памятник Александру Невскому в Усть-Ижоре.

 «Святой А. Невский» За свои ратные подвиги Александр Невский удостоился высшей награды - он был канонизирован церковью и объявлен Святым.

 «Святой А. Невский» Художники пишут картины.

22 апреля 2012 года к 770-летию Ледового побоища в деревне Самолва  Гдовского района Псковской области открыт Музей истории экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища 1242 года.

 Рассказ об экспедициях, в разное время проведенных учеными и энтузиастами по поиску места сражения.

Из-за изменчивости гидрографии Чудского озера, историкам долгое время не удавалось точно определить место, где произошло Ледовое побоище. Только благодаря длительным исследованиям, проведенным экспедицией Института археологии Академии наук СССР (под руководством Г. Н. Караева), было установлено место битвы. Место сражения летом погружено в воду и находится приблизительно в 400 метрах от острова Сиговец.

 «Марка, монета»  

В 1992 году, в годовщину 750-летия Ледового побоища выпущены почтовая марка и памятная монета России  

6.Информационное обеспечение:

  1. Варварская энциклопедия: Ледовое побоище: varvar.ru/arhiv/slovo/ledovoe_poboistche.html
  2.  Борьба русских земель с западными завоевателями:http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d7f90937-24c6-4e5f-8e8b-462208054e0e/73836/
  3.  Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Список литературы:

  1.  Житие Александра Невского.
  2.  Беллярминов И. «Элементарный  курс всеобщей и русской истории»
  3.   Иловайский Д. «Краткие очерки о русской истории»
  4.   Подъяпольский А. «Волчья яма для свиньи». Журнал «Природа и человек» 2001 г.
  5.   Шаскольский И. «Борьба Руси против крестоносной агрессии». Издание «Наука» 1978 г.

Мультимедийный проектор для просмотра:

  •  Презентация «ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ».
  •  Фрагменты художественного фильма кинорежиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.).

7.Потомки Александра Невского.

8.Подведение итогов. Вопросы для обсуждения.

Достигнута ли цель проекта?

Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?

В чем заключались личные мотивы каждого участника проекта? Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем изменились?

Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?

Что в проектной деятельности вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными неделями?



Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт развития образования

Кафедра социально-педагогического образования

Выпускная аттестационная работа

Проект внеурочной деятельности –«Князь всея Руси»

 для учащихся 4-5 классов

Выполнил(а): слушатель курсов

«Организация урочной и внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей на основе православной традиции»

Холодова Елена Николаевна

ГБОУ СОШ № 411 «Гармония»

учитель внеурочной деятельности

Санкт-Петербург

2019

Проект «КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ».

1.Информационная часть проекта.

2.Содержательная часть проекта.

2.1.Проблема, на решение которой направлен проект.

2.2Цель и задачи проекта.

2.3Ожидаемые результаты проекта

2.4. План-график   совместных  мероприятий  посвящённых 800-летию со дня рождения Александра Невского.

3.Приложения. (Методические материалы к Проекту «КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ»)

1. Информационная часть проекта.

1.1. Название проекта «КНЯЗЬ ВСЕЯ РУСИ».

Посвященного 800-летию со дня рождения Александра Невского.

1.2. Руководитель: Холодова Елена Николаевна; педагог дополнительного образования; ГОУ школа №411 «Гармония». контактная информация 89218702280,

 адрес эл. почты elenanik_64@mail.ru).

1.3. Участники проекта.

  • Воинский храм святого благоверного князя Александра Невского города Пскова
  • ГБОУ СОШ № 411 «Гармония»
  • ГБОУ ДЮЦ «Петергоф».

1.4. Продолжительность проекта –сентябрь 2019-сентябрь 2021 учебный год.

1.5. Кому адресован: учащимся ,  педагогам образовательного учреждения ГОУ школа №411 «Гармония» , родителям .

2. Содержательная часть проекта.

Проект реализуется в урочное и  внеурочное время ( в рамках  часов по предмету или внеурочной деятельности).В процессе реализации проекта предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной  и исследовательской форме.

В рамках проекта школьники не только изучают новый материал в теории, но занимаются исследовательской деятельностью, используют метод наблюдений, развивают творческие способности, решая кросс викторины и участвуя в интеллектуальных конкурсах.

Данный проект создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Происходит приобщение детей к духовно-нравственным ценностям. Участники проекта знакомятся с жизнеописанием святого Александра Невского с помощью различных видов деятельности (рисования, декоративно-прикладного искусства, литературы, экскурсии) и современных средств обучения.

2.1. Проблема, на решение которой направлен проект

В сентябре 2019года в Санкт – Петербурге торжественно отмечали 295 лет со дня перенесения Петром первым мощей святого равноапостольного великого князя Александра Ярославовича в Александро – Невскую лавру, а в2020 году вся Россия будет отмечать 800- летие со дня его рождения . В первую очередь эти мероприятия  направлены на подрастающее поколение, именно поэтому уже проходят тематические встречи с учащимися разных классов. Чтобы они научились видеть и ценить историю своего государства. Отличать великое от обычного, видеть силу духа и мудрость русского народа, даже в тех событиях, которые от нас отделяются десятками веков.

2.2. Цель и задачи проекта.

Цель- Формировать интерес детей к истории нашей Родины на примере конкретных исторических событий. Познакомить с исторической личностью Александра Невского.

Основная задача проекта – обратить подрастающее поколение к своим историческим корням. Очень важно, чтобы дети имели правильный взгляд на историю своего государства, видели, что история России пронизана духовностью, а такие яркие личности, как Александр Невский, являются своего рода фундаментом многих исторических событий. Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций; активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время; развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью.

Задачи программы:

  • Развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций; понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
  • Актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями.
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе.

2.3. Ожидаемые результаты проекта

  • Проведение культурно-исторических и творческих событий , направленных на популяризацию русской культуры через имена и образы русских святых.
  •  Понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
  • Готовность к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Проект представляет собой три самостоятельных раздела, объединенных в один комплекс:

1. Демонстрация литературно-музыкальных материалов с использованием компьютерной презентации «Житие Александра Невского» ; художественного и документального фильмов.

2. Изготовление Панно в технике аппликация; Конкурс рисунков.

3. Проведение интеллектуально-познавательных мероприятий с применением информационно-коммуникационных технологий «Ледовое побоище. Факты, легенды». Экскурсии, экспедиции связанные с именем  А.Невского)

Разделы тесно связаны между собой, а также могут быть использованы каждый в отдельности для проведения самостоятельных мероприятий.

Методические материалы, содержащие подробное описание разделов, помещены в Приложении данной разработки.

В первой части проекта мы предлагаем посмотреть и обсудить художественный фильм «Александр Невский», документальный фильм «В память о прошлом и во имя будущего», аниме-фильм «Первый отряд», где Ледовое побоище играет ключевую роль в завязке сюжета.

Во второй части мероприятия дети, под руководством педагогов прикладного направления, изготавливают панно  - украшенное полотнище ткани с изображением  фразы в центре. Конкурс рисунков на данную тему.

В третьей части детям предлагается интеллектуально-познавательная деятельность. Поездка в Псковскую область. Пешеходная экскурсия с посещением Александро-Невской Лавры, площади Александра Невского, станции метро «Площадь Александра Невского»

2.4. План-график совместных  мероприятий  посвящённых 800-летию со дня рождения Александра Невского.

Мероприятие

Сроки проведения

Участники

Ответственный

Примечание

«Александр Невский»

Житие Александра Невского

показ фильмов и презентации.

2019-2020

5классы

Холодова Е.Н.

«Ледовое побоище. 18.04. 1242г» Урок –событие.

апрель

5классы

Болонкина ЕВ

Учитель истории.

публичное представление продукта проектной деятельности,  исторический экскурс

Проведение классных часов, внеклассных мероприятий, посвященных жизни и деятельности Александра Невского

2019-2020г

5 Классы

Учителя ,

 педагоги ДЮЦ

«Он нес Руси Святое знамя» книжная выставка

2020г

Школьная библиотека

«Путь воина» лекция-викторина, посвященная святому Александру Невскому

Районная детская библиотека.

«Перевоз мощей Александра Невского Петром Первым»

открытие выставки одной картины Москвичева А.В.

Максимова Ж А учитель ИЗО

«Небесный покровитель Санкт-Петербурга» выставка рисунков учащихся

Максимова Ж А учитель ИЗО

Тематические экскурсии   по местам, связанными с именем Александра Невского:

  • Александро-Невская лавра.
  • Реконструкция «Ледового побоища» д.Кобылье городище
  • Музей-заповедник «Ледовое побоище» в дер. Самолва.
  • Храм А. Невского

 г. Псков

В течении года

ДЮЦ «Петергоф» Ефимова А.В

Аристанбекова Л.Н.

Холодова Е Н.

  Публикации о мероприятиях в СМИ, на сайте ОУ.

В течении всего проекта

Илатовская Н.С. зам директора по ИКТ

2.6. Распространение результатов:

передвижная выставка рисунков в храме, школе и районной библиотеке,

  публикации о мероприятиях в СМИ, на сайте и т.п

 

Удачи в проектировании!

Приложение

  1. Примерное тематическое планирование творческих заданий , лекций и дискуссий:
  2. Презентация
  3. Игра 
  4. Изготовление панно.
  5. Почитание Александра Невского  «Память потомков»
  6. Информационное обеспечение.
  7. Потомки Александра Невского.
  8. Рефлексия (подведение итогов)

1.Примерное тематическое планирование творческих заданий , лекций и дискуссий:

1.        Предки (деды и отец) Александра Ярославовича.        Занятия с творческими заданиями и вопросами для дискуссии.

2.        Детские годы и ученье Александра Ярославича.                Занятие с творческими заданиями.

3.        Начало княжения.                Занятие и дискуссия.

4.        Укрепление Александром Ярославовичем Новгородских земель и причины вторжения врагов в 1240 год. Занятие с творческими заданиями.

5.        Боевое искусство и вооружение, действия новгородцев в походах и сражениях во время правления Александра Ярославовича. Занятие с творческими заданиями.

6.        Невская битва. Занятие с творческими заданиями.

7.        Автобусная экскурсия к мемориалу «Невская битва». Автобусная экскурсия

8.        Деяния Александра Невского и Ледовое побоище. Занятие с творческими заданиями. Поездка в Псковскую область.

9.        Александр Невский становится Великим князем Владимирским. Последние годы жизни Александра Ярославовича. Занятие с творческими заданиями.

10.        Пешеходная экскурсия с посещением Александро-Невской Лавры, площади Александра Невского, станции метро «Площадь Александра Невского». Пешеходная экскурсия

3.Игра: «Собери крылатую фразу»  
Задание дается по группам, фразы разрезаны на слова и заложены в конверты. Кто первый соберет фразу или пословицу, тот выиграет и получит приз (орден А. Невского).

1 фраза: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
2фраза: «Нас немного - но не в силах бог, а в правде».
3 фраза: «Кто Родине верен, тот в бою примерен».
4 фраза: «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством».
5 фраза: «Храбрый пеняет на себя, а трусливый на товарища».
6 фраза: « Русскую заповедь знай, в бою не зевай».

4.Изготовление панно.

5.Почитание Александра  Невского.

 Слава Александра Ярославовича и память о нем запечатлены на веки в строительстве храмов, почитании мощей, провозглашении его святым и благоверным князем. В честь Александра Невского учрежден орден, названы площади и улицы и даже станция метро. Слава Александру Невскому звучит в древних стихирах, в которых князь выступает как великий воин и печальный утешитель и отчаянный заступник».

Суровая жизнь тех лет, пример дедов и отца воспитали  в Александре талант полководца. В двадцать лет рано возмужавший бесстрашный новгородский князь одержал победу и обратил в бегство шведских крестоносцев, вторгшихся на Русские земли. Эта первая и блестяща победа Александра Невского не была случайной, как показала дальнейшая жизнь князя.

Память поколений.        

  «Ордена»

По приказу Петра I в 1724 году останки Александра Невского были перевезены в Санкт-Петербург и захоронены в Александро-Невской лавре. 21 мая 1725 года был учрежден орден Александра Невского.

29 июля 1942 года в честь великого полководца был учрежден советский военный орден Александра Невского.

 «День воинской славы России»

 18 апреля в России отмечают славную дату -день победы дружины князя Александра Невского в битве с немецкими рыцарями на Чудском озере. Эту уникальную страницу истории все мы знаем как-Ледовое побоище, произошедшее 5 апреля  1242 года. (Федеральный закон № 32-ФЗ от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России»)

В 2008 году Всероссийский исторический конкурс "Имя России", организованный телеканалом "Россия" совместно с Российской Академией наук, а также фондом "Общественное мнение", имел большой общественный резонанс в российском обществе, способствовал росту интереса наших граждан, школьников к отечественной истории. Победителем телевизионного проекта "Имя России" стал благоверный князь Александр Невский – древнерусский полководец, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине XIII века. Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации.

Фильмы 

В 1938 году Сергеем Эйзенштейном был снят художественный фильм «Александр Невский», в котором было экранизировано Ледовое побоище. Фильм считается одним из самых ярких представителей исторических фильмов. Именно он во многом сформировал у современного зрителя представление о битве.

В 1992 году снят документальный фильм «В память о прошлом и во имя будущего». Фильм рассказывает о создании памятника Александру Невскому к 750-летию со дня Ледового побоища.

В 2009 году совместными силами российской, канадской и японской студий снят полнометражный аниме-фильм «Первый отряд», где Ледовое побоище играет ключевую роль в завязке сюжета.

Музыка

Музыкальное сопровождение к фильму Эйзенштейна, написанное Сергеем Прокофьевым, представляет собой симфоническую сюиту, посвященную событиям битвы.

Рок-группа Ария в альбоме «Герой асфальта» (1987) выпустила песню «Баллада о древнерусском воине», рассказывающую о Ледовом побоище. Эта песня пережила много различных обработок и переизданий.

Литература ( «Книги»)  

Поэма Константина Симонова «Ледовое побоище» (1938)

Г.Н. Караев «Ледовое побоище»

Щербаков Александр «Ледовое побоище»

Сергей Мосияш «Александр Невский»

Наталья Павлищева «Ледовое побоище. Невеста войны»

Виктор Поротников «Ледовое побоище. Разгром псов- рыцарей»

Памятники

 «Памятник дружинам Александра Невского на г. Соколиха» Памятник дружинам Александра Невского на г. Соколиха

«Памятник Александру Невскому во Владимире» Памятник Александру Невскому во Владимире.

 «Памятник Александру Невскому в Усть-Ижоре» Памятник Александру Невскому в Усть-Ижоре.

 «Святой А. Невский» За свои ратные подвиги Александр Невский удостоился высшей награды - он был канонизирован церковью и объявлен Святым.

 «Святой А. Невский» Художники пишут картины.

22 апреля 2012 года к 770-летию Ледового побоища в деревне Самолва  Гдовского района Псковской области открыт Музей истории экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища 1242 года.

 Рассказ об экспедициях, в разное время проведенных учеными и энтузиастами по поиску места сражения.

Из-за изменчивости гидрографии Чудского озера, историкам долгое время не удавалось точно определить место, где произошло Ледовое побоище. Только благодаря длительным исследованиям, проведенным экспедицией Института археологии Академии наук СССР (под руководством Г. Н. Караева), было установлено место битвы. Место сражения летом погружено в воду и находится приблизительно в 400 метрах от острова Сиговец.

 «Марка, монета»  

В 1992 году, в годовщину 750-летия Ледового побоища выпущены почтовая марка и памятная монета России  

6.Информационное обеспечение:

  1. Варварская энциклопедия: Ледовое побоище: varvar.ru/arhiv/slovo/ledovoe_poboistche.html
  2.  Борьба русских земель с западными завоевателями:http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d7f90937-24c6-4e5f-8e8b-462208054e0e/73836/
  3.  Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Список литературы:

  1.  Житие Александра Невского.
  2.  Беллярминов И. «Элементарный  курс всеобщей и русской истории»
  3.   Иловайский Д. «Краткие очерки о русской истории»
  4.   Подъяпольский А. «Волчья яма для свиньи». Журнал «Природа и человек» 2001 г.
  5.   Шаскольский И. «Борьба Руси против крестоносной агрессии». Издание «Наука» 1978 г.

Мультимедийный проектор для просмотра:

  •  Презентация «ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ».
  •  Фрагменты художественного фильма кинорежиссера С. Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.).

7.Потомки Александра Невского.

8.Подведение итогов. Вопросы для обсуждения.

Достигнута ли цель проекта?

Ставились и были ли решены в ходе выполнения проекта ваши собственные задачи?

В чем заключались личные мотивы каждого участника проекта? Что вы узнали, чему научились, что поняли, к чему стали по-другому относиться, в чем изменились?

Какой из этапов работы над проектом запомнился вам больше всего и почему?

Что в проектной деятельности вам понравилось больше, а что меньше, в сравнении с обычными учебными неделями?