Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Вокальное пение"
В настоящее время в нашей стране существует мнение, что музыкальный слух – это уникальный божий дар и человеку научиться хорошо, петь очень трудно. Но в современном мире с каждым днем возникает все больше и больше групп и певцов однодневок. Голоса обрабатываться при помощи электронного оборудования. Записываются и выводиться в эфир. Но правильно ли это ведь искусство должно процветать . Для того чтобы научиться правильно петь не очень сложно, просто нужно усердно заниматься музыкой.
Как известно, что музыкальный слух у человека развивается наравне с речью чтобы научиться говорить, нужно различать звуки по силе, длительности и высоте и тембру. Именно это и называется музыкальный слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_doop_2020.docx | 36.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ушмунская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» __________/Софронова Е.Ю/ «___» __________________ г. |
| «Утверждаю» Директор школы ___________/ А.Ю. Попова/
«_____» ______________ г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
"Вокальное пение"
Возраст обучающихся: 7 - 18 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель: учитель музыки Муратова Валентина Юрьевна |
Ушмун. 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проблемы:
В настоящее время в нашей стране существует мнение, что музыкальный слух – это уникальный божий дар и человеку научиться хорошо, петь очень трудно. Но в современном мире с каждым днем возникает все больше и больше групп и певцов однодневок. Голоса обрабатываться при помощи электронного оборудования. Записываются и выводиться в эфир. Но правильно ли это ведь искусство должно процветать . Для того чтобы научиться правильно петь не очень сложно, просто нужно усердно заниматься музыкой.
Как известно, что музыкальный слух у человека развивается наравне с речью чтобы научиться говорить, нужно различать звуки по силе, длительности и высоте и тембру. Именно это и называется музыкальный слух.
Конечно, у всех людей музыкальный слух развит по-разному. Но у многих он развит достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов. Чтобы хорошо развивались музыкальные навыки не только нужно хорошо петь нужно еще и уметь владеть голосом. А управлять голосом можно научится также как и рисовать, танцевать и плавать. Другими словами обучение музыке можно и нужно каждому человеку, и успешно заниматься пением может практически любой ребенок, если у него есть желание. В нашей стране есть огромное количество музыкальных традиций. Все свои мамы с ранних лет поют колыбельные, все мы любим, слушать музыку, будь то современная или народная или даже этнографический фольклор. И наконец мы все интонируем при помощи произношения слов когда говорим. При помощи тембра и эмоций мы окрашивает речь во время разговора. Мы можем менять высоту голоса по желанию. Прислушиваясь к речи другого человека, мы поем, когда говорим, только не замечаем этого. А значит каждый из нас может развивать в себе способности к более тонкому интонированию, научиться владеть голосом. Вплоть до точного попадания в ноты. Для этого и разработана адаптированная программа «Вокальное пение».
Программа дополнительного образования «Вокальное пение» реализуется в художественно направленности, составлена на основе примерной Программы и адаптирована для общеобразовательных школы под общей редакцией В. И. Лейбсона. Программа изменена с учётом возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания.
Распределение учебного времени производится с учётом усвоения и понимания поставленных творческих задач. Таким образом, в зависимости от особенностей и содержания работы, педагог может проводить занятия со всем составом детей одновременно или индивидуально.
Состав вокальных групп, как правило, постоянен, но может пополняться новыми учащимися, обладающими музыкальными способностями. Иногда для решения художественных задач может создаваться небольшой хор, состоящий из сводных вокальных групп, но он будет иметь временный характер.
Учащиеся, проявляющие наибольшие способности, могут быть определены в группу солистов, цель которой – раскрытие творческой индивидуальности. Таким образом, учащиеся будут закреплять знания,
полученные на групповых занятиях, т.е. индивидуально, при этом сочетая сольную работу с вокально-ансамблевой.
Всякая деятельность детей и подростков осуществляется успешно тогда, когда они видят и общественную пользу, когда происходит осознание своих возможностей.
Большую роль в этом играют:
- концертная деятельность;
- участие в фестивалях, конкурсах.
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того, насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей детей.
Программа отличается от других программ тем, что:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включает в занятия упражнения дыхательной гимнастики
- применяются речевые игры и упражнения, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);
- используются игровые задания, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;
- содержание программы может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
- для учащихся с яркими вокальными способностями предусмотрена профориентационная работа с возможностью продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств и в музыкальном училище на вокальном отделении;
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности общеобразовательной школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Программа «Вокальное пение » рассчитана на 3 года и предполагает обучение детей в возрасте от 7 до 18 лет. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 академическому часу каждое. Программа рассчитана на 3 года обучения по 102 часа в год.
Распределение учебного времени производится с учётом усвоения и понимания поставленных творческих задач. Таким образом, в зависимости от особенностей и содержания работы, педагог может проводить занятия со всем составом детей одновременно или индивидуально.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ
Формирование музыкально – певческих навыков и основ сценического поведения учащихся.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
1.развитие и поддержание устойчивого интереса ребенка к вокально-эстрадному творчеству.
2.развитие активности детей, снятие раскрепощённости
3.развитие у детей воображения и музыкальной фантазии, эмоциональности в исполнении , а также двигательной культуры и артистизма
4.формирование личностных качеств у обучающихся: гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природе, любви к Родине, нравственно – этических норм, межличностных отношений
5.создание комфортных условий для интересной творческой работы в коллективе, способствующих развитию коммуникативных навыков личности
6.создание оптимальных условий для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Каждое занятие эстрадным вокалом обязательно предполагает следующие
виды деятельности:
- вокальные распевания, включающие в себя упражнения на выработку
правильного дыхания, опоры звука, чистой интонации, артикуляции, вокального строя, грамотного ансамблевого звучания;
- работа над репертуарными произведениями;
- просмотр видеозаписей выступлений детей на Международных телевизионных фестивалях, конкурсах;
- ознакомление с образцами отечественной и зарубежной вокальной музыки;
- просмотр обучающих видеопрограмм (раздел музыка);
- мероприятия воспитательно-познавательного характера.
1 год обучения включает в себя темы, которые мы затрагиваем на каждом уроке либо постепенно, либо пересекая некоторые из них друг с другом:
«Постановка корпуса и головы в пении». Начиная заниматься с учеником, следует обратить внимание на некоторые внешние моменты: на установку корпуса, головы. Певец сразу должен привыкать к естественной, непринужденной, красивой позе, исключающей всякие зажимы внутри и тем более судорожно сведенные руки, сжатые кулаки и т. д., лишние сопутствующие движения, которые отвлекают.
Голосовой аппарат – это система взаимосвязанных органов, участвующих в
образовании голоса. Условно их можно разделить на следующие группы:
1. Органы дыхания и дыхательные мышцы;
2. Гортань и голосовые связки;
3. Система резонаторов;
4. Нервные центры, координирующие работу органов голосового
аппарата.
Органы дыхания включают в себя легкие, межреберные мышцы,
обеспечивающие вдох и выдох, а так же диафрагму, отделяющую легкие от органов
брюшной полости. Дыхательные мышцы играют огромную роль в формировании
т.н. опертого звука, легким отводится лишь функция накопления воздуха.
Гортань – верхняя часть дыхательного горла. В ней находится надгортанный
хрящ, перекрывающий дыхательные пути при глотательном рефлексе, а так же
главный орган вокалиста – голосовые складки, обеспечивающие
фонацию. Голосовые связки – это два парных эластичных образования из
соединительномышечной ткани, которые смыкаются в процессе пения. Они
выполняют функцию вибратора, генерируя звуковые колебания. Их длинна и
толщина определяют границы диапазона, примарный тон и степень подвижности голоса.
Гласные и согласные звуки
Гласные звуки образуются только голосом, в них нет «шума», так как при их
произношении воздух свободно проходит через полость рта. Каждый звук требует определённого положения рта, губ, языка. Форма рта, присущая данному гласному звуку, должна быть точной и неизменной до конца его протяженности. Поэтому в дикции в первую очередь нужно добиваться правильного произношения гласных звуков.
Как известно в русском языке шесть гласных:
(И, Э, А, О, У, Ы).
Остановимся на произношении каждого из них.
И – рот раскрыт слегка, растянутые губы соприкасаются с зубами, кончик языка касается нижних зубов.
Э – губы растянуты, язык, имеющий несколько выпуклую форму, лежит на нижних зубах и подается вперед.
А – язык лежит плоско с продольным углублением, касаясь кончиком нижних зубов, губы образуют большой овал.
О – губы выдвинуты немного вперёд и имеют округлую форму, язык несколько приподнят у корня.
У – губы вытянуты вперёд, язык несколько оттянут назад, спинка его приподнята, а корень опущен.
Ы – губы слегка растянуты на столько, что можно вставить мизинец, язык касается только четырех коренных зубов, кончик языка оттянут назад и приподнят. В упражнениях гласные «И, Э, А, О, У, Ы» - артикулируются сначала беззвучно несколько раз, затем следует произносить их уже вслух несколько раз подряд, следя за чёткостью и правильностью артикуляции.
Наиболее простой вид музыкального материала для начинающего петь -упражнения. Упражнения сопутствуют певцу на протяжении всей его творческой жизни, отнюдь не только на первом этапе обучения. Трудно себе представить певца, который бы не уделял ежедневно хоть немного времени упражнениям. Напомним, что под упражнением понимается повторение какой-либо деятельности с целью улучшить ее выполнение. Упражнения - это основное средство приобретения навыков, т. е. автоматически протекающих действий в любой сложной работе. В вокальном искусстве упражнения служат выработке основных навыков, необходимых для профессионального пения.
Для выразительного исполнения вокального произведения необходимо
владение дыханием,динамикой звука; для передачи эмоционального содержания произведения требуется создание соответствующего по тембру звучания, которое образуется при помощи атаки (мягкой в лирическом произведении, твердой в драматическом), различного соотношения между верхними и нижними резонаторами, регистровой настройки, певческого дыхания. Таким образом, становится очевидным диалектическое единство художественных и технических навыков в пении.
Учебно тематический план по годам обучения:
Учебно-тематический план первого года обучения
№ | Тема | Кол-во часов на теорию | Кол-во на практику | Всего |
1 | Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 | 1 | |
1. | Введение, знакомство с голосовым аппаратом, различной манерой пения | 1 | 2 | 3 |
2. | Слушание классической и современной музыки. Народные песни. Художественные образы народного творчества | 4 | 4 | 8 |
3 | Вокально-певческие навыки:Индивидуальная работа | 6 | 12 | 18 |
3.1 | Постановка голоса | 3 | 6 | 9 |
3.2 | Работа над эмоциональностью и выразительностью в пении | 3 | 6 | 9 |
4 | Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве | 3 | 8 | 20 |
работа над песней: | 3 | 6 | ||
5 | Основы музыкальной грамоты. | 2 | 4 | 6 |
6 | Работа со сценой | - | 4 | 4 |
7 | Работа с микрофоном | - | 4 | 4 |
8 | Пластика, танцевальные движения | - | 4 | 4 |
9 | Концертная деятельность | 2 | 14 | 16 |
Итого | 28 | 74 | 102 |
№ | ТЕМА | Кол-во часов на теорию | Кол-во часов На практику | Всего | |||
1 | Организационное занятие. | 2 | - | 2 | |||
2 | Пение учебно-тренировочного материала | ||||||
2.1 | Более сложные распевки, новые упражнения на дикцию, дыхание | 4 | 10 | 14 | |||
2.2 | Расширение диапазона голоса | 4 | 6 | 10 | |||
3 | Вокальная работа. Пение произведений | ||||||
3.1 | Повторение и закрепление навыков пения | 4 | 6 | 10 | |||
3.2 | Разучивание песен | 4 | 12 | 18 | |||
3.3 | Работа над ансамблевым пением | 4 | 6 | 10 | |||
4 | Индивидуальная работа | ||||||
4.1 | Работа над выразительностью в пении | 2 | 6 | 8 | |||
4.2 | Разучивание песен | 6 | 14 | 20 | |||
5 | Работа над сценическими действиями | - | |||||
5.1 | Работа со сценой | - | 4 | 4 | |||
5.2 | Работа с микрофоном | - | 4 | 4 | |||
5.3 | Пластика, танцевальные движения | - | 4 | 4 | |||
6 | Слушание музыки | ||||||
6.1 | Прослушивание песен в исполнении детских современных коллективов | - | 4 | 4 | |||
6.2 | Музыкальные игры | - | 4 | 4 | |||
7 | Концертная деятельность | ||||||
Концерт | 12 | 12 | |||||
Итого | 24 | 74 | 104 |
Учебно – тематическое планирование второго года обучения
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ | ТЕМА | Кол-во часов на теорию | Кол-во часов На практику | Всего | |
1 | Организационное занятие. Техника безопасности на занятиях. | 1 | - | 1 | |
2 | Пение учебно-тренировочного материала | ||||
2.1 | Повторение изученного материала | 1 | 4 | 5 | |
2.2 | Разучивание более сложного распевочного материала | 2 | 4 | 6 | |
2.3 | Распевание на материале несложных детских песен | - | 6 | 6 | |
2.4 | Пение несложного двухголосья | 2 | 4 | 6 | |
3 | Вокальная работа. Пение произведений | ||||
3.1 | Пение песен ансамблем | 2 | 8 | 10 | |
3.2 | Двухголосное пение | - | 4 | 4 | |
3.3 | Сценическая дикция | - | 4 | 4 | |
3.4 | Работа над песней в микрофон и под фонограмму | 3 | 4 | 4 | |
3.5 | Работа над художественным образом | - | 4 | 4 | |
4 | Индивидуальная работа | ||||
4.1 | Развитие голосовых данных | - | 4 | 4 | |
4.2 | Работа над выразительностью исполнения песен | - | 4 | 4 | |
4.3 | Работа с песней под фонограмму | - | 4 | 4 | |
5 | Работа над сценическими действиями | ||||
5.1 | Постановка концертных номеров | - | 12 | 12 | |
5.2 | Поиск и разучивание движений украшающих песню | - | 6 | 6 | |
6 | Слушание музыки | ||||
6.1 | Анализ песни | 4 | - | 4 | |
6.2 | Прослушивание детских песен в исполнении песенных коллективов | - | 6 | 6 | |
7 | Концертная деятельность | ||||
7.1 | Концерт | 12 | 12 | ||
Итого | 15 | 87 | 102 |
РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ
К концу обучения учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
Предметные результаты:
- знать основы музыкальной грамоты и сценического поведения; правильную певческую установку; особенности музыкального языка;
- уметь применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных музыкальных проектов; исполнять вокальные произведения, правильно распределять дыхание; выражать образное содержание музыки через пластику; создавать коллективные музыкально-пластические композиции; исполнять вокально-хоровые произведения.
Личностные результаты:
- формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности; формирование основ гражданской идентичности и чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; формирование эмоционального отношения к вокальному искусству; формирование духовно-нравственных ценностей; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
- планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия; выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
- уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
познавательные УУД:
- приобретение опыта в вокальной творческой деятельности; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий.
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ
Для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Вокальное пение» особых условий не требуется.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней деятельности коллектива.
Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития личности ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к внешней деятельности коллектива, а результаты участия – как своеобразный критерий оценки их деятельности.
Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый найдет возможность проявить себя.
Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося.
Разработка критериев оценки образовательной деятельности учащихся проводится с учетом цели программы - создать условия для выявления, развития и реализации музыкально-творческих способностей детей через жанр эстрадного вокала.
Для подведения итогов реализации образовательной программы ежегодно используется мониторинг результатов освоения программы и результатов личностного развития.
Для подведения итогов реализации образовательной программы на стартовом уровне (1 год обучения) в начале учебного года, а также в конце каждого полугодия используется диагностика музыкальных способностей детей, в основу которой легла диагностика музыкальных способностей, разработанная Академиком Российской академии естественных наук и академии творческой педагогики К.В. Тарасовой, адаптированная к условиям дополнительного образования.
Данный мониторинг проводится 2 -3 раза в год. Тесты и анкетирование используются для выявления уровня теоретической подготовки, самооценки и специфики образовательных потребностей учащихся, а также экспертной оценки педагога.
Оценочные материалы
Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью диагностических контрольных заданий по следующим критериям: звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр голоса, диапазон, дикция, дыхание), эмоциональность.
Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое чувство, чувство ритма, мелодический слух, гармонический слух.
Итоговый контроль: проводится с 15 по 25 мая согласно графику (расписанию) проведения отчётного концерта. Основной формой проведения итогового контроля является отчётный концерт. Результаты вносятся в ведомость итогового контроля.
Формы предъявления результатов:
-отзывы учащихся и родителей,
-отчётный концерт
-участие в конкурсах и фестивалях.
Контрольно-оценочные материалы
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Реализация дополнительной общеобразовательной программы «Вокал пение» осуществляется в актовом зале.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
- шумовые и музыкальные игрушки;
- аудио, видео записи, диски DVD, мини-диски;
- акустическая система;
- микрофоны;
Информационное обеспечение:
- аудио-, видеозаписи;
- фотографии выступлений;
- материалы интернет источников;
- презентации по темам программы;
- видеозаписи русских, советских, зарубежных и российских исполнителей.
Приобрестив планах для реализации программы
- электрический синтезатор
- шумовые музыкальные инструменты(ложки, трещетки, свирель, рожок, бубен)
- пульпипитер (подставка под ноты и тексты слов)