Методическая разработка и сертификат "Путешествие в Эпоху Петра Первого"
Методическая разработка и сертификат на нее
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сертификат на методическую разработку | 310.24 КБ |
Методическая разработка | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для осуществления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Мой город»
Путешествие в эпоху Петра первого.
Составитель:
Педагог дополнительного образования
отделения дополнительного образования
детей ГБОУ школы 300
Врублевская Лидия Юлиановна
Санкт-Петербург
2020 г.
Пояснительная записка
Воспитание интереса к прошлому Петербурга, его истории и культуре, желание учащихся и их родителей как можно раньше начать изучение его прошлого, привели к созданию клуба юных петербуржцев "Грифон", объединяющих школьников Центрального района разных возрастов. Соответственно, сформировались разные программы для учащихся, направленные не только на изучение исторического материала, но и на обобщение изученного.
К таким программам относятся: игра и театрализованное представление. Именно эти формы значительно облегчают реализацию целей и задач, поставленных учителем. Выдающийся культуролог XX века Йохан Хейдинг писал, что "человеческая культура возникает и развивается в игре, как игра".
Подобные формы деятельности создают атмосферу для творчества, раскрытие индивидуальности, развитие речи, обобщение знаний и опыта. Процесс обучения при этом проходит радостно и эмоционально.
Подготовка к игре или театральному действию обогащает деятельность учащегося: самостоятельная работа с краеведческой и справочной литературой, отбор и оформление материала, подготовка творческих заданий (стихи, рисунки, сценки и др.). Соответственно, такая работа представляет собой интегрированную форму деятельности. Она обязательно предполагает межпредметные связи: музыка, литература, ИЗО, история, МХК, этикет.
Всё это вместе имеет поразительный воспитательный потенциал. Ребята обретают навык общения в совместной деятельности, накапливают опыт самоуправления в коллективе и, что очень важно, способность самооценки.
Данная работа "Путешествие в эпоху Петра Великого" - один из вариантов личного опыта педагога занятий со школьниками по краеведению. К рассмотрению предложено игровое занятие, предусматривающее самостоятельное знакомство с музеем Петропавловская крепость.
Структурные элементы игрового занятия:
1. Организация начала занятия: создание эмоционального настроя, подготовка учащихся к работе, полная готовность оборудования, быстрое включение в ритм занятия
Цель: мотивация учащихся к деятельности
2. Введение в тему: подготовка к основному этапу игры, создание проблемной ситуации, при которой учащиеся самостоятельно выдвинут цели занятия в виде вопросов или гипотез; актуальность опорных знаний и умений
Цель: подготовка мышления учащихся и создание потребности к построению нового способа действия
3. Основная часть: освоение нового материала на заданном маршруте, проверка понимания материала при выполнении заданий, освоение навыка работы с картой на маршруте, активизация словаря по данной теме, самостоятельное закрепление материала
Цель: определение правильности и осознанности освоения учебного материала
4. Рефлексия: подведение итогов занятия, анализ и оценка успешности (неуспешности) выполненной работы, мобилизация учащихся на рефлексию своей деятельности (мотивация, общение, способы деятельности)
Цель: самооценка учащимися своей деятельности
5. Организационное окончание: эмоциональный настрой, поощрение, награждение, рекомендации
Цель: мотивация учащихся к последующей деятельности
План проведения игры-путешествия в музее Петропавловская крепость
Условия:
1. Предполагается предварительное занятие в классе, экскурсия по теме "Эпоха Петра I"
2. Изучение объекта Петропавловская крепость происходит непосредственно в музее
3. Учащиеся работают в группах по 5-6 человек самостоятельно
4. Продолжительность занятия 2-2.5 часа
Объекты внимания:
1. Ворота Петропавловской крепости
2. Петропавловский собор и колокольня
3. План крепости (бастионы, куртины, равелины)
4. Памятник Петру I
Разделы занятия:
1. Сбор учащихся и формирование групп, вступительное слово педагога. Выход групп на маршрут с раздаточным материалом
2. Посещение Петропавловского собора с педагогом
3. Обсуждение заданий, заполнение справки-исследователя и анкет участников. Место для работы выбирают участники
4. Подведение итогов (проводится на территории Иоанновского равелина)
Раздаточный материал:
1. План крепости с нанесёнными объектами
2. Маршрутный лист с вопросами
3. Карточки с заданиями
Маршруты:
Маршрут №1
1. Памятник Петру I
2. Петровские ворота
3. Петропавловский собор
4. Колокольня собора (остановка на Соборной площади)
5. Никольские ворота
6. Зотов бастион
7. Василеостровские ворота
8. Трубецкой бастион
9. Нарышкин бастион
10. Невские ворота (выход на Комендантскую пристань)
11. Невская куртина (экспозиция строительства крепости)
12. Государев бастион
13. Памятник Петру I
Маршрут №2
Следование группы в обратном порядке маршрута №1.
Маршрут №3
Следование группы от Петропавловского собора(завершение у памятника Петру I)
Маршрутный лист с заданиями (задания для всех групп одинаковые)
1. Памятник Петру I (пункт отправления для всех групп)
2. Петровские ворота (остановка перед входом в крепость). Задание №1 (карточка)
3. Петропавловский собор (остановка у восточной стены перед Комендантским кладбищем). Задание: на фасаде икона Божьей Матери. Рассмотрите внимательно здание и ответьте на вопросы:
а) Что напоминает силуэт стены? _______________________________________
б) Сколько куполов имеет собор? _______________________________________
в) Какого цвета здание? _______________________________________________
г) Какие элементы декоративного убранства привлекли Ваше внимание?_______
4. Колокольня собора. Обратите внимание: это многоярусное сооружение напоминает пирамиду. Его венчает золотой шпиль и ангел с крестом. Задание №2 (карточка)
5. Никольские ворота. Найти на плане расположение ворот, выйти через ворота за крепостную стену. Назовите фортификационное сооружение крепости, расположенное с северной стороны _______________________________________
6. Зотов бастион (смотри карту). Как называется пологая площадка для подъёма орудий на крепостную стену? ____________________________________________
7. Василеостровские ворота. Определите по карте между какими бастионами расположены эти ворота? _______________________________________________
8. Трубецкой бастион. Что находится на территории бастиона? ________________
9. Нарышкин бастион. Определите, что отличает его от других бастионов крепости? ____________________________________________________________
10. Невские ворота. Каким событиям посвящены мемориальные доски под сводами этих ворот? ___________________________________________________
11. Невская куртина (смотри карту). Перечислите музеи, расположенные в этой куртине ______________________________________________________________
12. Государев бастион. Внутри бастиона расположен тоннель, длиной 97 метров и шириной около 2х метров, через который можно выйти за пределы крепости. Как называется этот тайный ход? ____________________________________________
13. Памятник Петру I. Осмотрите памятник и определите когда он был установлен и кто его автор? ________________________________________________________
Задание №1
Перед вами парадные ворота крепости - ПЕТРОВСКИЕ. Они имеют богатое скульптурное убранство. Построены по проекту первого архитектора Петербурга - Доменико Трезини. Символизируют грядущую победу российской империи в Северной войне со Швецией.
1) Что напоминает вам их силуэт? _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
В нишах (углублениях) стены поставлена скульптура, изображающая античную (древнюю) богиню Миневру (Афину). Согласно легендам она была покровительницей справедливых войн и строящихся городов.
2) Чем отличаются друг от друга её изображения? ______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
3) Что держит в руках Минерва, изображённая слева? _____________________
______________________________________________________________________
4) Что держит в руках Минерва, изображённая справа? ______________________________________________________________________
Проход в воротах выполнен в форме арки (дуги)
5) Что изображено над ней? ____________________________________________
Задание №2
Укажите стрелками элементы шпиля Петропавловского собора:
Яблоко Шпиц Флюгер Фонарик
Внимание! Колокольня Петропавловского собора самая высокая архитектурное сооружение в историческом центре города. Её высота 122.5 метра.
Справка исследователя
Выполняется после прохождения маршрута. Можно использовать карту.
1. Место расположения Петропавловской крепости __________________________
2. Прилегающие воды (реки)_____________________________________________
3. Периметр крепостной стены с бастионами _______________________________
4. Количество бастионов ___________, куртин _____________, равелинов_______
5. Названия бастионов, обращённых к Неве ________________________________
______________________________________________________________________
6. Названия бастионов, обращённых к Кронверской протоке ___________________
______________________________________________________________________
7. Парадные ворота крепости ____________________________________________
8. Главное архитектурное сооружение в крепости ___________________________
9. Высота Петропавловского собора _______________________________________
10. Кому установлен памятник на территории крепости _______________________
11. По проекту какого архитектора возведён Петропавловский собор ___________
12. Какой завод находится на территории крепости __________________________
13. Какое название дал крепости Пётр I ____________________________________
14. С какого бастиона производится пушечный выстрел______________________
Анкета участника игры
1. Было ли вам интересно заниматься на территории музея? Почему?
2. Кто посетил музей Петропавловская крепость впервые?
3. Что нового вам дала работа в музее?
4. Какие чувства вызвала у вас работа в музее?
5. Какое задание на маршруте показалось вам наиболее интересным?
6. Какое из предложенных заданий оказалось самым трудным?
7. Что помогало при выполнении заданий?
Литературные источники, использованные в работе:
1. Дмитриев В.К. Санкт-Петербург. Игра с наклейками. С.-П. Корона принт. 2014 г.
2. Дмитриева Е.Н. Санкт-Петербург. Пособие по истории города с вопросами и зданиями для начальной школы. С.-П. Корона принт. 2008 г.
3. Дубровина Т.Ю. Образ Петербурга в поэзии. СПб.: Паритет, 2008
4. Ефимовский Е. Петербург в загадках. Санкт-Петербург, "Тригон". 2010 г.
5. Ермолаева Л.К. Чудесный город. Петербургская тетрадь. АО "Норинт". 1996 г.
6. Кириков Б.М., Гендриков В.Б. Петропавловская (Санкт-Петербургская) крепость.Внешторгиздат. 1993 г
7. Трофимов С. Ангел смотрит на город. Из истории Петропавловского собора. 1997 г.