«Масленичные традиции и обряды история и современность»

Дуюн Сергей Александрович

Знакомство с подготовкой и проведением народного праздника Масленица в ансамбле народной песни "Забава"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура мастер-класса

«Масленичные традиции и обряды история и современность»

Королева Ольга Евгеньевна – педагог;

Дуюн Сергей Александрович – концертмейстер

МБУДО «Центр детского творчества» г.Саяногорск

Цель мастер класса: Знакомство с подготовкой и проведением праздника Масленица в ансамбле народной песни «Забава»

Задачи:

- Дать общее представление о народном празднике Масленица, о его обрядах и традициях.

- Познакомить участников мастер-класса с технологией проведения праздника «Масленица», с музыкально-обрядовым, игровым масленичным материалом;

- Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении.

  1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

Основная идея педагогической работы – познание содержания традиций, основ и особенностей хоровой музыки, путем собственной активности творческой деятельности каждого обучающегося, повышение уровня художественного воспитания, способствующего выработке целостных взглядов на русскую музыкальную культуру, искусство, историю.

Технологии используемые в подготовке народного праздника Масленица:

- групповые (работа в малых группах и взаимное обучение), для совместного разучивания народных песен, обрядовых действий, игровых песен;

- коллективно-творческая деятельность – подготовка совместного мероприятия, праздника;

- игровые технологии – задания выполняются в игровой форме, также разучиваются народные игры данной темы; 

Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма. Учитывая заинтересованность и значение социально-личностного развития детей, было принято решение расширить представления детей об празднике Масленица как об одной из составляющих общей культуры русского народа, что вылилось в КТД, позволяющее показать свое мастерство на площадках Центра и города.

Предполагаемый результат.

— расширение представлений детей о русских народных традициях;

— повышение уровня практических умений детей в музыкальном творчестве;

— установление социально-коммуникативных контактов между детьми, родителями и педагогами;

  1. Представление занятия

Готовясь к такому мероприятию, участвуя в нем, дети становятся не пассивными зрителями, а активными участниками – играют в народные игры, разучивают пословицы и поговорки, поют, импровизируют и т.п. В процессе работы идет закрепление и расширение знаний, приобретается опыт применения их на практике. Соприкосновение, познание и погружение в мир народного творчества формируют у обучающихся эстетические и нравственные идеалы. Через народные сказки и песни, обряды и традиции, предметы быта передаются и сохраняются эстетические воззрения и дух народа, осуществляется связь между поколениями. К подготовке мероприятий привлекаются и родители: они вместе с ребятами готовят элементы костюмов, реквизит, участвуют в конкурсах и даже поют или разыгрывают совместные сценки.

Задача педагога – погрузить детей в такие условия сотворчества, когда преобладает работа эмоционально-чувственной сферы ребят. Ведь знания, опыт, впечатления, полученные на эмоциональном пике, самые крепкие и глубокие.

Приемы и методы работы: Компьютерная презентация «Из истории праздника масленица»; беседа, наглядность, прослушивание музыкальных композиций, игра, задание-представление и т.п.

Работая в этом направлении, коллектив достиг определенных результатов. Так, некоторые семьи теперь считают совершенно естественным и даже жизненно необходимым в полном составе принять участие в Масленице и других народных праздниках. При этом родители имеют уникальную возможность увидеть своих детей и других детей в их социальной, творчески ориентированной среде. Важное в такой деятельности – это возможность реализовать себя предоставляется всем желающим

Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания, способствующего развитию личности, сплочению коллектива.

  1. Последовательность действий

Рассказ с использованием презентации о празднике Масленица и его значении.

Краткая характеристика КТД при подготовки праздника.

Практическая часть – Изучение алгоритма проведения праздника, разучивание хоровода, составление поговорок о Масленице, пропевание закличек, разучивание масленичной игры.

  1. Моделирование

Самостоятельная работа: Составление поговорок о Масленице, разыгрывание потешек, разучивание народной масленичной игры.

  1. Подведение итогов

Дисскусия, рефлексия по совместной деятельности.

  1. Литература
  1. Басаргина А.А. Народоведение. 1 – 4 кл.: Книга для учителя/А.А.Басаргина, К.Л.Лисова, Г.Ф.Суворова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.  
  2. Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. Красноярск, 2006.
  3. Кириллов И. А. Сущность обряда http://portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=1352
  4. Куликовская И.Э. Технология интегрированного праздника: практическое пособие. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003.
  5. Мир народной культуры: материал для занятий с детьми, внеклассные мероприятия / сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. – М.: Дрофа, 2002.
  7. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998.
  8. Русские обычаи и обряды./Автор-сост. Н.А. Юдина. – М.: Вече, 2005.
  9. Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // СЭ, 1980.
  10. Н.И. Толстой Обращение к читателям // Живая старина: журн. – 1994. - №4. – С.2

Ход мастер-класса:

  1. Представление своей деятельности, творческого коллектива.

Моя музыкально – педагогическая позиция: воспитание и развитие обучающихся по образцам народного музыкального и устного творчества, народных традиций и обрядов. 

Знание истории своего народа, родной культуры, участие в народных действах, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ и страну, чувство патриотизма. Соприкосновение, познание и погружение в мир народного творчества формируют у обучающихся эстетические и нравственные идеалы. Через народные сказки и песни, обряды и традиции, предметы быта передаются и сохраняются эстетические воззрения и дух народа, осуществляется связь между поколениями.

Учитывая заинтересованность и значение социально-личностного развития детей, было принято решение расширить представления детей об празднике Масленица как об одной из составляющих общей культуры русского народа, что вылилось в КТД – общий праздник, позволяющее показать свое мастерство на площадках Центра и города.

На таком празднике ребята легко, без напряжения приобретают опыт взаимодействия с другими людьми, проявляют свои творческие способности, организаторские и лидерские качества, показывают актерское мастерство, умение исполнять русские народные песни и песенки, игру на шумовых музыкальных инструментах, подготавливают разнообразные поделки. Они легко вливаются в народную игру, играют сами и учат игре других. К подготовке мероприятий, привлекаются родители: они вместе с ребятами готовят элементы костюмов, реквизит, участвуют в конкурсах и даже поют или разыгрывают совместные сценки.

  1. Народные праздники, подготовка и проведение (КТД)

На слайде представлен алгоритм подготовки и проведения праздника.

Предварительная работа:

- проведение «нацеливающих» занятий, бесед, встреч и т.д.

- определение конкретных задач и действий для их выполнения;

- привлечение родителей, педагогов других творческих объединений к обсуждению и дальнейшему участию в совместной работе.

Коллективное планирование:

- обсуждение плана и замысла мероприятия;

- поиск и выбор лучшего варианта;

- выбор руководящего органа для подготовки и проведения мероприятия и решения организационных вопросов.

Подготовительная работа: 

- разучивание музыкально-художественного материала;

- реализация коллективно принятого плана проведения праздника;

- работа микроколлективов (групп, объединений) в соответствии с поручениями (подготовка атрибутов на занятиях, изготовление реквизита, музыкальное оформление и т.п.);

Проведение мероприятия:

- участие в коллективном творческом деле (демонстрация своих творческих способностей);

- создание соответствующего настроя.

Подведение итогов и анализ (рефлексия):

- коллективное обсуждение результатов мероприятия;

- поиск причин успехов и неудач;

Стадия ближайшего последействия:

- использование опыта (планирования, обсуждения, подготовки и проведения таких мероприятий) в жизнедеятельности коллектива.

Важную роль при проведении такого мероприятия играют подготовительные занятия. Вот одно из таких занятий:

  1. Предварительно с детьми проводится беседа и дается задание:

Узнать из разных источников (и у родителей) про праздник Масленица. Затем, мы проживаем этот праздник по его дням (узнаем, что в разных городах, губерниях и т.п. праздник проводился от 3 до 7 дней, имея свои названия по дням, и сравниваем проведение праздника в наше современное время).

  1. 1 день Масленицы:

В этот день мастерили чучело-Масленицу, хвалили ее и водили хороводы. Поем и учим хоровод «А мы Масленицу дожидали» - (сложность песни зависит от года обучения – текст на экране).

  1. 2 день Масленицы:

рассказ о проведении народных игр в коллективе – игра «Сахаринка» (любимые игры моего коллектива: «Сахаринка», «Сидит Яша», масленичная игра «Гори, гори ясно» - 3 варианта игры).

3 день Масленицы:

(детям предлагается отгадать загадки, разучить песню про блины и т.п.), рассказ о том, как дети сочиняют заклички, потешки, хвалебные песенки про Масленицу, с помощью игры «Буримэ» (на экране пример)

  1. 4 день Масленицы:

разучивание игры «Заря-заряница» (карусель) с педагогами (текст на экране).

  1. 5-6 дни Масленицы:

рассказ о составлении поговорок и пословиц о масленице с помощью запутывания слов, разучивания с детьми частушек, повторение темы «Мое родословное древо» и т.п.

  1. 7 день Масленицы: Разучивание заговорных слов «Гори, гори ясно» после хоровода «Прощай Масленица».
  2. Вывод: Подведение итогов занятия, применение изученного в празднике.

Работая в этом направлении, коллектив достиг определенных результатов. Так, некоторые семьи теперь считают совершенно естественным и даже жизненно необходимым в полном составе принять участие в Масленице и других народных праздниках. При этом родители имеют уникальную возможность увидеть своих детей и других детей в их социальной, творчески ориентированной среде. Важное в такой деятельности – это возможность реализовать себя предоставляется всем желающим

Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания, способствующего развитию личности, сплочению коллектива.