«Игровая деятельность с детьми младшего школьного возраста в ансамбле «Забава».
В данном материале описывается игровая деятельность в ансамбле. Приведены несколько примеров русских народных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игровая деятельность в ансамбле - из опыта работы | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игровая деятельность с детьми младшего школьного возраста в ансамбле «Забава».
Дуюн Сергей Александрович
Концертмейстер МБУДО ЦДТ
Работа в объединении ансамбля «Забава» направлена на воспитание личности ребенка и развитию его творческих способностей средствами народной культуры, музыкального фольклора. Для этого составлены программы, в основе которых лежит изучение народныхтрадиций («В песне русская душа», «Родная земля») Разработана система перспективного планирования занятий и мероприятий; подобран репертуар по фольклору (устному и песенному), составлены сценарии занятий, праздников и т.д.
В программах предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки, народное пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, участие в концертной деятельности.Каждое из перечисленных направлений может стать основой для разнообразных творческих проявлений учащихся.
Например, игра. Игровая деятельность, основанная на принципах народного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей, приобщает детей к народным традициям, народному творчеству.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными
Целый ряд народных игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. Они развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. Песня тесно связана с народной игрой. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:
- Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
- Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
- Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
В ансамбле обучаются дети младшего и среднего школьного возраста, поэтому игровой репертуар подбирается в соответствии с возрастом.
Пример народныхигр для детей младшего школьного возраста:
- Игра «Хлопушки»
На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперед ладонью вверх. Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:
«Хлоп да хлоп сигнал такой: Я бегу, а ты за мной!»
С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим.
Правила игры. Пока водящий не коснулся чьей-либо ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.
- Игра «Сидит Яша»
Образуется круг - хоровод.Внутри хоровода стоит мальчик «Яша» и девочка «Маша». Держась за руки и,двигаясь по кругу, дети в хороводе поют:
Сидит, сидит Яша под ракитовым кустом.
Грызет, грызет Яша орешки каленые, милому дареные!
Хоровод останавливается и продолжается диалог с Яшей:
- На чём стоишь? – На мосту.
- Что пьешь? – Квас.
- Лови Машу, а не нас!
После этих слов. Яша ловит Машу.
Правила игры. Маша убегает от Яши, хлопая в ладоши. Яша ловит Машу завязанными глазами. За круг – хоровод убегать нельзя. Когда Яша поймает Машу, выбираются другие игроки.
- Хороводная игра «Капустка»
Дети берутся за руки, образуя длинную вереницу. Идут плавно, неторопливо поют:
- Вейся, повейся, капустка моя,
Вейся, повейся, белая моя.
Как мне, капустке, виться,
Как мне зимой не валиться!
Ведущий проводит хоровод через «ворота» — поднятые руки, которые держат последние в веренице. Когда все проходят, то самый последний поворачивается и «завивает капустку», т. е. перебрасывает через плечо руку, которой держится за товарища. Затем хоровод проходит через вторые ворота, третьи и т. д. до тех пор, пока не «завьются» все играющие.
После этого последний в веренице остается на месте, а хоровод «завивается» вокруг него, постепенно охватывая все плотнее и плотнее, пока не получится «вилок капусты». Затем капустка начинает «развиваться», пока не придет опять в исходное положение. Игра все время сопровождается пением, то громким, то более тихим, но неизменно плавным и протяжным.
- Игра Заря-заряница
Играющие встают вокруг карусели, взявшись за ленту. Водящий («заря-заряница») ходит вне круга, навстречу хороводу,вместе со всеми приговаривает:
Заря-заряница,
Красная девица,
По небу ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые -
Ленты расписные!
Карусель останавливается. Водящий и стоящий напротив него ребенок под слова: Раз, два, три не воронь, а беги как огонь! разбегаются в разные стороны.
Правила игры: Побеждает тот, кто быстрее оббежит вокруг карусели и вернется на место. Опоздавший становится «заряницей».