Мастер-класс "Создание сюжетно-ролевой игры"
В современной педагогической практике ролевой метод — это действенное диагностическое, прогностическое и коррекционное средство социально-психологической подготовки специалистов. Такая игра дает возможность выявить индивидуальность каждого обучаемого, его творческие возможности, развивает умение входить в положение других, лучше понимать их позиции и чувства, а также создает условия для лучшего осмысления норм и правил поведения, общения. Это, в свою очередь, способствует осознанию значимости социально-психологических факторов в управлении другими людьми и во взаимодействии с ними. Кроме того, приобретается значимый социально-психологический опыт более объективного анализа как своего собственного поведения, так и поведения других, развивается психологическая компетентность специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_rl_1.docx | 20.2 КБ |
mk_rl_1.pptx | 106.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс
«Создание сюжетно-ролевой игры»
Автор: Богумильчик В.О.
Пояснительная записка:
В современной педагогической практике ролевой метод — это действенное диагностическое, прогностическое и коррекционное средство социально-психологической подготовки специалистов. Такая игра дает возможность выявить индивидуальность каждого обучаемого, его творческие возможности, развивает умение входить в положение других, лучше понимать их позиции и чувства, а также создает условия для лучшего осмысления норм и правил поведения, общения. Это, в свою очередь, способствует осознанию значимости социально-психологических факторов в управлении другими людьми и во взаимодействии с ними. Кроме того, приобретается значимый социально-психологический опыт более объективного анализа как своего собственного поведения, так и поведения других, развивается психологическая компетентность специалиста.
Какие же функции может выполнять сюжетно-ролевая игра?
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию.
Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, её всестороннее влияние на ребёнка. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребёнка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определённых условиях. Сюжетно-ролевая игра выполняет воспитательную функцию.
Ролевая игра формирует у школьника способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнёра по общению. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию.
Дети стремятся к общению, к взрослости, а сюжетно-ролевая игра даёт им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний ребёнка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию.
Типы ролевой игры:
- Командная – когда у группы людей общая ролевая установка и общая цель.
Чаще такая игра – это квест или игра по станциям. Если это квест то мастер прописывает задания, которые дети могут выполнить самостоятельно. Е
Если это игра по станциям, то мастер прописывает и задание на станцию и героя с его некой историей.
- Комнатная - когда у каждого человека своя ролевая установка и своя цель
- Комбинированная – когда у каждого человека своя ролевая установка и общая цель
Этапы написания РИ:
- Игровой мир – время, эпоха место
- Основная линия игры – ситуация, проблема
- Создание образов, героев – какую роль играют, создание ролевой установки, обозначение главных и второстепенных персонажей, выстраивание взаимосвязей
- Создание деталей - костюмы, реквизит, игровое пространство
Правила ролевой игры: - Благодаря правилам возникает новая форма удовольствия ребёнка – радость оттого, что он действует так, как требуют правила. Игра с правилами даёт ребёнку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться
- Нахождение в ролевой установке, что бы ни произошло
- Дисциплина
- Уважение героев
- Мастер всегда прав
Этапы для каждого типа
Лайфхаки для написания Ролевой игры:
- Основа сюжета. Для удобства продумывания игрового мира и персонажей можно взять за основу сюжет фильма/книги или иного произведения. Но стоит использовать это осторожно, ведь участники игры могут быть знакомы с сюжетом и просчитать все ходы заранее.
- Личностные качества. Если Вы уже знакомы со всеми участниками будущей ролевой игры – написать индивидуальные роли будет проще простого! Вы можете писать роль исходя из личностных качесвт всех участников. Например: Вася хорошо выступает на публике, а Оля очень стеснительная и предпочитает остаться в стороне. Следовательно, мы не станем давать Васе роль помощника, а Оле – короля.
- Место проведения. Заранее продумайте место проведения ролевой игры. Оно очень сильно повлияет на ход сюжета и настроение игроков. Так же место игры может послужить идеей для создания концепции.
- Универсальность. Старайтесь сделать все универсальным. Может случиться форс-мажор, когда человек болеет и его заменяет игрок другого пола. Старайтесь разработать роли, которые можно адаптировать под М и под Ж.
- Играбельные предметы. Добавляете дополнительные предметы в игру. Это предаст шарма игре и интереса игрокам. Но следите за их количеством – их не должно быть крайне много, чтобы все не погрязли в их поиске/обмене и не забыли про свои роли. Так же сделайте эти предметы долговечными, чтобы можно было прмиенить не только в одной игре.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ролевая игра – это интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте, развивать воображение и образное мышление путем специально организованного и регулируемого “проживания” жизненной и профессиональной ситуации или вымышленных тематических условий .
Функции ролевой игры : мотивационно-побудительную функцию обучающую функцию . воспитательную функцию . ориентирующую функцию . компенсаторную функцию.
Важно!!! Мастер – организатор, сценарист, режиссер Правила : Нахождение в ролевой установке, что бы ни произошло Дисциплина Уважение героев Мастер всегда прав Рефлексия
Типы ролевой игры: Командная – когда у группы людей общая ролевая установка и общая цель Комнатная – когда у каждого человека своя ролевая установка и своя цель Комбинированная – когда у каждого человека своя ролевая установка и общая цель
Этапы написания РИ: Игровой мир Основная линия игры Создание образов, героев Создание деталей
Лайфхаки для написания РИ: Основа сюжета Личностные качества Место проведения Универсальность Играбельные предметы
Практикум Создание ролевой игры Цель: Создать свою ролевую игру Время выполнения: 30 минут Задачи: Разработать концепцию; Расписать роли игроков; Выбрать тип игры; Определить рамки