РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Культурный дневник Саратовской области» Социальное направление

Казеева Елена Анатольевна

Данная программа ориентирована 1) на определение новых форм сотрудничества семьи и школы с пониманием значимости семьи в процессе воспитания и образования детей; 2) на выстраивание системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, изучению краеведения с использованием новых творческих форм и возможностей областных и муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев и театров; 3) на формирование  активной социальной позиции школьника.                                      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnyy_dnevnik_shkolnika_2020.docx1.59 МБ
Файл poyasn._zapiska.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                        Согласовано                                  Утверждено

На заседании ШМО                                 Заместитель                        Директор МОУ «Лицей № 53»  

Протокол №___                                    директора по УВР                                                            

                                                                                                           ___________/И.А.Боброва/

Председатель ШМО________           __________________                Приказ № _____

«____»___________20___г.                «____»_______20___г              «____» _____20____г.

РАБОЧАЯ     ПРОГРАММА     ПЕДАГОГА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ЛИЦЕЙ № 53»

Учитель: Казеева Е.А.

Категория: высшая

Внеурочная деятельность : Культурный дневник школьника.

                                                                                                                  Рассмотрено

на заседании

                    педагогического совета

                    Протокол № ______

                    «____»_______20___г.

2019 – 2020  учебный год

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база

  • Закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Национальный проект
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
  • Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
  • Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культурный дневник школьника» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе  нового культурно-образовательного проекта, реализуемого под эгидой министерства образования Саратовской области  и  ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования».

Данная программа ориентирована 1) на определение новых форм сотрудничества семьи и школы с пониманием значимости семьи в процессе воспитания и образования детей; 2) на выстраивание системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, изучению краеведения с использованием новых творческих форм и возможностей областных и муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев и театров; 3) на формирование  активной социальной позиции школьника.                                        Целью Культурного дневника является формирование системы представлений учащихся о памятниках культуры и искусства Саратовской области, развитие творческих способностей детей и подростков в процессе содержательного культурно-образовательного досуга.                                                                                 Культурный дневник создан в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного всовременных ФГОС (разных ступеней образования). Данный подход на первый план выводит вопросы самоопределения школьника в своей деятельности (урочной и внеурочной), вопросы воспитания учащегося как субъекта деятельности, жизнедеятельности в целом. Задания, предлагаемые в Культурном дневнике, носят проблемный, исследовательский, практический характер. В них главное место отводится активной и разносторонней деятельности школьника, ключевым моментом которой становится уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Принципы деятельности, целостности, вариативности, творчества лежат в основе заданий Культурного дневника. Ведущее их предназначение  пробуждение интереса школьника к истории своей малой Родины, к ее культуре, искусству.

«Культурный дневник школьника Саратовской области» включает в себя несколько разделов.

1 раздел: «Каменная летопись края» посвящен изучению архитектуры  города Саратова и Саратовской области.                                                     2раздел: «По святым местам» ориентирован на изучение особо почитаемых мест, значимых для представителей разных конфессий.                                                                                                      3 раздел «Музейное зазеркалье» направлен на знакомство школьников с  разнообразием музейных коллекций, имеющихся на территории Саратовского края.

 4 раздел «Театральные встречи» предполагает знакомство детей с театральным видом искусства как с синтетическим видом искусства, как видом искусства, находящим свое воплощение в различных жанрах.

5 раздел «Наполним музыкой сердца…» вводит ребят в контексты музыкальной культуры Саратовской области и России.

6 раздел «Приглашение к чтению» ориентирует школьника на чтение как на культурный процесс (значимый в жизни любого современного человека).                                                                                                                  7 раздел «Туристические тропы» предлагает  школьникам совершить знакомство с природными  памятниками Саратовской области.

8 раздел «Увлекательные и запоминающиеся выходные» направлен на формирование у школьника культуры свободного времяпрепровождения.                                                                                

9 раздел «Памятные даты» нацелен на привитие школьнику умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий.         

Каждый раздел структурирован системой заданий, таблиц, свободных рамок-паспарту для творческих работ. В Культурный дневник (в электронной форме) вносится информация о посещении школьником музеев, театров и других объектов культурного и природного наследия, об участии в интересных и значимых культурных событиях.        

Задачи курса:

  • формирование знаний и представлений о родном крае, любви к своей малой Родине, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края; быта местных жителей, их традиций и обычаев; воспитание чувства патриотизма;
  • развитие познавательной, двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоционального здоровья, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • формирование личности с активной гражданской позицией и высокой нравственной культурой учащихся;
  • вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;
  • создание условий для формирования у детей рефлексии, осознания собственных переживаний, трудностей и достижений.

Основным критерием результативности освоения программы «Культурный дневник школьника» выступает критерий сформированности у школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:

  • наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
  • активная познавательная позиция школьника;
  • участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
  • широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
  • овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т. п.).

Содержание программы: рабочая программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю)

Планируемые результаты

освоения курса по внеурочной деятельности «Культурный дневник школьника»

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • основы российской гражданской идентичности;
  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • осознание ценностей многонационального российского общества и своей этнической и национальной принадлежности;
  • уважительное отношение к истории и культуре других народов;
  • самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, ценностям природы.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать ценности семейных отношений;
  • ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях;
  • сотрудничать с учителем и ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • понимать, что такое «культурное наследие» и для чего оно нам необходимо;
  • рассказывать о некоторых писателях, художниках, политических деятелях региона;
  • приводить примеры легенд земли Саратовской;
  • рассказывать о влиянии на человека изучения истории родного края.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пониманию роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
  • коллективной самодеятельности в группе (команде); пониманию места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
  • пониманию особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед;
  • понимать, что человек — часть общества и часть природы;
  • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга, вне зависимости от национальности;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формированию умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • развивать и тренировать свою наблюдательность;
  • планировать собственное участие в проектной деятельности;
  • осуществлять описание посещённых объектов на экскурсии;
  • сравнивать и классифицировать объекты наблюдений.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • осуществлять коммуникативную деятельность;
  • использовать правила общения в конкретных внеучебных ситуациях;
  • самостоятельной организации речевой деятельности в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Содержание программы  

Введение. Культурное наследие (1 ч)

Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие».  Знакомство с «Культурным дневником школьника».

«Каменная летопись края» посвящен изучению архитектуры  города Саратова и Саратовской области (4 ч)

Понятие Родина, область, район. Территория и географическое положение г. Саратова и Саратовской области. Исторические корни г. г. Саратова и Саратовской области. Легенды и предания. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. План и карта города. Знакомство с символикой г.Саратова. Моя улица. Экскурсии по улицам г. Саратова.

Практические занятия: экскурсии, выставки, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.

По святым местам (3 ч)

Храмы и церкви города Саратов и области..

Практические занятия: экскурсии по храмам, фотоконкурсы.

Музейное зазеркалье (5 ч)

Что такое музей? Какие бывают музеи. Музейные профессии. Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник. Как были придуманы и развивались предметы. Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Памятники истории и культуры на территории г. Ульяновска  и Ульяновской области. Назначение предметов крестьянского быта. История одежды. Музей в моей школе. Работа с экспозицией музея.

Практические занятия: конкурсы, посещение музеев города, театров, дома художников.

Театральные встречи.(4)

Что такое театр? Какие бывают театры, театральные профессии. Знакоство с театрами Саратова, известными артистами.

Практические занятия: посещения театров города.

Наполним музыкой сердца (3 ч)

Знакомство с музыкальными традициями народов Поволжья. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Народные праздники и обряды.

Практические занятия: экскурсии, выставки, игра - путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины. 

Приглашение к чтению (6 ч)

Путешествие в страну книг. Посещение библиотеки, знакомство с писателями различных жанров.

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов.

Туристические тропы (3 ч)

Достопримечательности г.Саратова и Саратовской области.

Практические занятия: просмотр фильмов, экскурсии в музеи города.

Увлекательные и запоминающиеся выходные (2ч)

Знакомство с семейными традициями. Увлечениями обучающихся.

Практические занятия: фотоконкурсы, эссе.

«Памятные даты» (3)

       Привитие школьнику умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий.         

Практические занятия: устные журналы, презентации. Встречи с интересными людьми.

Тема блока

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические

Практические

Введение. Культурное наследие

1 ч

1 ч

-

Каменная летопись края

4 ч

2 ч

2 ч

По святым местам

3 ч

1 ч

2 ч

Музейное зазеркалье

5 ч

2 ч

3 ч

Театральные встречи

2 ч

Наполним музыкой сердца

3 ч

2 ч

1 ч

Приглашение к чтению

6 ч

3 ч

Туристические тропы

3 ч

1 ч

2 ч

Увлекательные и запоминающиеся выходные

Памятные даты

3 ч

Итого

34 ч.

14 ч

20 ч

ЛИТЕРАТУРА

КРАЕВЕДЕНИЕ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  • Краеведы и краеведение Поволжья в контексте общественного развития региона: история и современность. Материалы Х межрегиональных краеведческих чтений 24-25 апреля 2003 года. Саратов, Изд-во Саратовской губернской торгово-промышленной палаты, 2003. – 292 с.
  • Мамин Г. Памятники и памятные места Саратовской области.  - Саратов, Приволжское книжное изд-во, 1971.
  • Наш край/под ред. Н.С. Кузнецова. Саратовской областной институт усовершенствования учителей. Саратов, 1964.
  • Творческие работы юных геологов Саратова / Ред. В.Б. Сельцер - Саратов: Изд-во "Научная книга", 2001. 68 с.
  • Саратовское море. Мифопоэтический атлас. – Саратов, 2007. – 140 с.
  • Сафронов Ю.А. Времен связующая нить. ООО «Приволжское издательство» 2000. – 440 с.
  • Энциклопедия саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов, Приволжское кн. изд-во, 2002, 688 с.
  • Сельцер В.Б., Худякова Л.П., Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л. Биологическое краеведение: учеб пособие для 7 кл. Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм-Добродея», 2008. - 96 с.
  • Игошин В.И., Терешкова Н.В., Углов А.И. Туристические маршруты Саратовской области – Саратов: Приволжское книжное  издательство, 1983-150 с.
  • Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто никогда не видел. – Саратов, Приволжское книжное издательство, Саратов, 1989 год. – 320 с.
  • Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто никогда не видел. - Саратов, Добродея, 2008. – 304 с.
  • Худяков Д.С. Хвалынская «кругосветка». Книга для дорожного чтения. - Саратов, ПАГС, 2006 – 224 с.
  • Худяков Д.С. Земля Саратовская. Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
  • Худяков Д.С. Реки и острова, леса и горы вокруг нас - Саратов: Изд-во "Водолей-94",1997. - 22 с.
  • Элькин Г. Ю., Огризко З. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 2017. – 56 с.