РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Культурный дневник Саратовской области» Социальное направление
Данная программа ориентирована 1) на определение новых форм сотрудничества семьи и школы с пониманием значимости семьи в процессе воспитания и образования детей; 2) на выстраивание системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, изучению краеведения с использованием новых творческих форм и возможностей областных и муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев и театров; 3) на формирование активной социальной позиции школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnyy_dnevnik_shkolnika_2020.docx | 1.59 МБ |
poyasn._zapiska.docx | 35.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Согласовано Утверждено
На заседании ШМО Заместитель Директор МОУ «Лицей № 53»
Протокол №___ директора по УВР
___________/И.А.Боброва/
Председатель ШМО________ __________________ Приказ № _____
«____»___________20___г. «____»_______20___г «____» _____20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ЛИЦЕЙ № 53»
Учитель: Казеева Е.А.
Категория: высшая
Внеурочная деятельность : Культурный дневник школьника.
Рассмотрено
на заседании
педагогического совета
Протокол № ______
«____»_______20___г.
2019 – 2020 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Национальный проект
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».
- Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования. (Письмо Департамента общего образования Министерства образования России от 12.05.2011г. № 03-296)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Культурный дневник школьника» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе нового культурно-образовательного проекта, реализуемого под эгидой министерства образования Саратовской области и ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования».
Данная программа ориентирована 1) на определение новых форм сотрудничества семьи и школы с пониманием значимости семьи в процессе воспитания и образования детей; 2) на выстраивание системы воспитательной работы по приобщению школьников к культурному наследию Саратовской области, изучению краеведения с использованием новых творческих форм и возможностей областных и муниципальных учреждений культуры: библиотек, музеев и театров; 3) на формирование активной социальной позиции школьника. Целью Культурного дневника является формирование системы представлений учащихся о памятниках культуры и искусства Саратовской области, развитие творческих способностей детей и подростков в процессе содержательного культурно-образовательного досуга. Культурный дневник создан в контексте системно-деятельностного подхода, обозначенного всовременных ФГОС (разных ступеней образования). Данный подход на первый план выводит вопросы самоопределения школьника в своей деятельности (урочной и внеурочной), вопросы воспитания учащегося как субъекта деятельности, жизнедеятельности в целом. Задания, предлагаемые в Культурном дневнике, носят проблемный, исследовательский, практический характер. В них главное место отводится активной и разносторонней деятельности школьника, ключевым моментом которой становится уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия. Принципы деятельности, целостности, вариативности, творчества лежат в основе заданий Культурного дневника. Ведущее их предназначение − пробуждение интереса школьника к истории своей малой Родины, к ее культуре, искусству.
«Культурный дневник школьника Саратовской области» включает в себя несколько разделов.
1 раздел: «Каменная летопись края» посвящен изучению архитектуры города Саратова и Саратовской области. 2раздел: «По святым местам» ориентирован на изучение особо почитаемых мест, значимых для представителей разных конфессий. 3 раздел «Музейное зазеркалье» направлен на знакомство школьников с разнообразием музейных коллекций, имеющихся на территории Саратовского края.
4 раздел «Театральные встречи» предполагает знакомство детей с театральным видом искусства как с синтетическим видом искусства, как видом искусства, находящим свое воплощение в различных жанрах.
5 раздел «Наполним музыкой сердца…» вводит ребят в контексты музыкальной культуры Саратовской области и России.
6 раздел «Приглашение к чтению» ориентирует школьника на чтение как на культурный процесс (значимый в жизни любого современного человека). 7 раздел «Туристические тропы» предлагает школьникам совершить знакомство с природными памятниками Саратовской области.
8 раздел «Увлекательные и запоминающиеся выходные» направлен на формирование у школьника культуры свободного времяпрепровождения.
9 раздел «Памятные даты» нацелен на привитие школьнику умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий.
Каждый раздел структурирован системой заданий, таблиц, свободных рамок-паспарту для творческих работ. В Культурный дневник (в электронной форме) вносится информация о посещении школьником музеев, театров и других объектов культурного и природного наследия, об участии в интересных и значимых культурных событиях.
Задачи курса:
- формирование знаний и представлений о родном крае, любви к своей малой Родине, развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры родного края; быта местных жителей, их традиций и обычаев; воспитание чувства патриотизма;
- развитие познавательной, двигательной и коммуникативной активности обучающихся, укрепление их физического и психоэмоционального здоровья, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни;
- формирование личности с активной гражданской позицией и высокой нравственной культурой учащихся;
- вовлечение обучающихся в творческую, поисково-исследовательскую и краеведческую деятельность: проведение наблюдений, опытов и др.;
- создание условий для формирования у детей рефлексии, осознания собственных переживаний, трудностей и достижений.
Основным критерием результативности освоения программы «Культурный дневник школьника» выступает критерий сформированности у школьников эмоционально-ценностного отношения к истории, культуре и традициям малой родины, показателями которого можно считать:
- наличие устойчивого интереса к процессу освоения культурно-исторического наследия;
- активная познавательная позиция школьника;
- участие в различных проектах, конференциях, исследованиях, конкурсах;
- широкая информированность (общая осведомленность, высокий уровень возрастной эрудиции ребенка);
- овладение опытом самостоятельной творческой деятельности, связанной с изучением родного края (художественной, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, сочинительством и т. п.).
Содержание программы: рабочая программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю)
Планируемые результаты
освоения курса по внеурочной деятельности «Культурный дневник школьника»
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
- основы российской гражданской идентичности;
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- осознание ценностей многонационального российского общества и своей этнической и национальной принадлежности;
- уважительное отношение к истории и культуре других народов;
- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям, ценностям природы.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать ценности семейных отношений;
- ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях;
- сотрудничать с учителем и ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- понимать, что такое «культурное наследие» и для чего оно нам необходимо;
- рассказывать о некоторых писателях, художниках, политических деятелях региона;
- приводить примеры легенд земли Саратовской;
- рассказывать о влиянии на человека изучения истории родного края.
Учащиеся получат возможность научиться:
- пониманию роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в ее современной жизни;
- коллективной самодеятельности в группе (команде); пониманию места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
- пониманию особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед;
- понимать, что человек — часть общества и часть природы;
- осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга, вне зависимости от национальности;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
- овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формированию умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использованию различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет);
- слушать собеседника и вести диалог;
- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учащиеся получат возможность научиться:
- развивать и тренировать свою наблюдательность;
- планировать собственное участие в проектной деятельности;
- осуществлять описание посещённых объектов на экскурсии;
- сравнивать и классифицировать объекты наблюдений.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащиеся научатся:
- осуществлять коммуникативную деятельность;
- использовать правила общения в конкретных внеучебных ситуациях;
- самостоятельной организации речевой деятельности в устной и письменной форме.
Учащиеся получат возможность научиться:
- высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Содержание программы
Введение. Культурное наследие (1 ч)
Что такое культурное наследие, что такое культура? Содержание понятий «культура», «наследие», «культурное наследие». Знакомство с «Культурным дневником школьника».
«Каменная летопись края» посвящен изучению архитектуры города Саратова и Саратовской области (4 ч)
Понятие Родина, область, район. Территория и географическое положение г. Саратова и Саратовской области. Исторические корни г. г. Саратова и Саратовской области. Легенды и предания. Элементы, необходимые каждому городу. Общие тенденции развития городов. План и карта города. Знакомство с символикой г.Саратова. Моя улица. Экскурсии по улицам г. Саратова.
Практические занятия: экскурсии, выставки, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.
По святым местам (3 ч)
Храмы и церкви города Саратов и области..
Практические занятия: экскурсии по храмам, фотоконкурсы.
Музейное зазеркалье (5 ч)
Что такое музей? Какие бывают музеи. Музейные профессии. Что такое вещь? Вещь. Свойства вещи. Вещь как портрет эпохи; портрет человека. Почему вещи попадают в музей? Копия, подлинник. Как были придуманы и развивались предметы. Посуда. От глины к пластмассе. Мебель и бытовые приборы, их развитие. Памятники истории и культуры на территории г. Ульяновска и Ульяновской области. Назначение предметов крестьянского быта. История одежды. Музей в моей школе. Работа с экспозицией музея.
Практические занятия: конкурсы, посещение музеев города, театров, дома художников.
Театральные встречи.(4)
Что такое театр? Какие бывают театры, театральные профессии. Знакоство с театрами Саратова, известными артистами.
Практические занятия: посещения театров города.
Наполним музыкой сердца (3 ч)
Знакомство с музыкальными традициями народов Поволжья. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Народные праздники и обряды.
Практические занятия: экскурсии, выставки, игра - путешествие, беседы, встречи с интересными людьми, викторины.
Приглашение к чтению (6 ч)
Путешествие в страну книг. Посещение библиотеки, знакомство с писателями различных жанров.
Практические занятия: работа с источниками в библиотеке, просмотр фильмов.
Туристические тропы (3 ч)
Достопримечательности г.Саратова и Саратовской области.
Практические занятия: просмотр фильмов, экскурсии в музеи города.
Увлекательные и запоминающиеся выходные (2ч)
Знакомство с семейными традициями. Увлечениями обучающихся.
Практические занятия: фотоконкурсы, эссе.
«Памятные даты» (3)
Привитие школьнику умений отслеживания событий календаря культурных, исторических и пр. событий.
Практические занятия: устные журналы, презентации. Встречи с интересными людьми.
№ | Тема блока | Количество часов | ||
Всего | В том числе | |||
Теоретические | Практические | |||
Введение. Культурное наследие | 1 ч | 1 ч | - | |
Каменная летопись края | 4 ч | 2 ч | 2 ч | |
По святым местам | 3 ч | 1 ч | 2 ч | |
Музейное зазеркалье | 5 ч | 2 ч | 3 ч | |
Театральные встречи | 4ч | 2ч | 2 ч | |
Наполним музыкой сердца | 3 ч | 2 ч | 1 ч | |
Приглашение к чтению | 6 ч | 3ч | 3 ч | |
Туристические тропы | 3 ч | 1 ч | 2 ч | |
Увлекательные и запоминающиеся выходные | 2ч | 1ч | 1ч | |
Памятные даты | 3 ч | 2ч | 1ч | |
Итого | 34 ч. | 14 ч | 20 ч |
ЛИТЕРАТУРА
КРАЕВЕДЕНИЕ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
- Краеведы и краеведение Поволжья в контексте общественного развития региона: история и современность. Материалы Х межрегиональных краеведческих чтений 24-25 апреля 2003 года. Саратов, Изд-во Саратовской губернской торгово-промышленной палаты, 2003. – 292 с.
- Мамин Г. Памятники и памятные места Саратовской области. - Саратов, Приволжское книжное изд-во, 1971.
- Наш край/под ред. Н.С. Кузнецова. Саратовской областной институт усовершенствования учителей. Саратов, 1964.
- Творческие работы юных геологов Саратова / Ред. В.Б. Сельцер - Саратов: Изд-во "Научная книга", 2001. 68 с.
- Саратовское море. Мифопоэтический атлас. – Саратов, 2007. – 140 с.
- Сафронов Ю.А. Времен связующая нить. ООО «Приволжское издательство» 2000. – 440 с.
- Энциклопедия саратовского края (в очерках, фактах, событиях, лицах). – Саратов, Приволжское кн. изд-во, 2002, 688 с.
- Сельцер В.Б., Худякова Л.П., Дмитриева Н.В., Сосновская Р.Л. Биологическое краеведение: учеб пособие для 7 кл. Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм-Добродея», 2008. - 96 с.
- Игошин В.И., Терешкова Н.В., Углов А.И. Туристические маршруты Саратовской области – Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983-150 с.
- Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто никогда не видел. – Саратов, Приволжское книжное издательство, Саратов, 1989 год. – 320 с.
- Худяков Д.С. Путешествие по берегам морей, которые никто никогда не видел. - Саратов, Добродея, 2008. – 304 с.
- Худяков Д.С. Хвалынская «кругосветка». Книга для дорожного чтения. - Саратов, ПАГС, 2006 – 224 с.
- Худяков Д.С. Земля Саратовская. Саратов. «Соотечественник», «Кадр», 1998.
- Худяков Д.С. Реки и острова, леса и горы вокруг нас - Саратов: Изд-во "Водолей-94",1997. - 22 с.
- Элькин Г. Ю., Огризко З. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. М., “Просвещение”, 2017. – 56 с.